рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Лизинг в России

8. Сохранение существующих кредитных линий.

Лизинг позволяет лизингополучателю пользоваться имуществом на кредитной основе, не изменяя при этом использование открытых ему банками кредитных линий. Таким образом, лизинг увеличивает возможность привлечения заемных средств, срочность которых, как правило, значительно меньше сроков полной амортизации оборудования.

Кроме того, причиной широкого распространения лизинга в развитых странах является ряд его преимуществ перед обычной ссудой или покупкой за счет собственных средств (табл.2):

Таблица 2

Преимущества лизинга

Международная практика Российская специфика
Относительно более дешевый вид финансирования капитальных затрат
За счет эффекта масштаба и/или положения на рынке лизинговая компания может получить финансирование по более низким ставкам либо предложить более выгодные финансовые условия. Часто российские лизинговые компании создаются ФПГ, либо банками для целей модернизации компаний группы или оптимизации налогообложения. В результате их кредитный рейтинг может уступать рейтингам потенциальных лизингополучателей.
Экономический эффект от использования налоговых льгот. Снижение базы по налогу на прибыль и налога на имущество.
Относительная гибкость как инструмента средне- и долгосрочного финансирования
Лизинг предполагает 100%-е финансирование инвестиционного проекта и не требует немедленного начала платежей. Арендные платежи обычно начинаются после поставки имущества арендатору.

Многие лизинговые компании требуют от своих клиентов одну или несколько из следующих форм обеспечения:

аванс (обычно 15%-30% от закупочной стоимости лизингового имущества), депозит или другое доп. обеспечение.

Не требуется дополнительного залога или прочих ограничений на деятельность лизингополучателя (ограничение на дальнейшие заимствования). Многие лизинговые компании требуют гарантии (поручительства) третьих лиц, залог активов или дополнительное страхование.
Возможность снижения валютных рисков за счет фиксации ставок по лизингу.  
Риск устаревания оборудования целиком ложится на арендодателя. Арендатор имеет возможность постоянного обновления своего парка оборудования.  

Недостатки лизинга представлены в таблице 3.

Таблица 3

Недостатки лизинга

Международная практика Российская специфика
Относительная негибкость условий лизинга
Обычно фиксированные ставки лизинга (проявляется при снижении рыночных ставок). В практике иногда используются плавающие ставки и гибкие графики лизинговых платежей - в соответствии с особенностями денежного потока лизингополучателя.
Ограничения, которые лизингодатель может наложить на использование имущества. Иногда лизингодатель накладывает дополнительные ограничивающие условия (срок лизинга, нормы использования).
При устаревании объекта лизинга до окончания действия лизингового договора, лизингополучатель продолжает платить арендные платежи до конца контракта.  
Налоговые последствия
Налоговые льготы при лизинге могут быть меньше, чем аналогичные льготы при осуществлении капитальных затрат за счет собственных средств. Возможная задержка с возвратом НДС лизингодателем.
 

2. Анализ рынка лизинговых услуг за рубежом и в России

 

2.1 Особенности мирового развития лизинга

Отраслевая структура лизинговых операций варьируется в зависимости от конкретного региона. Так, например, в Европе широко используется лизинг автомобилей, причем как в личное пользование, так и для производственных целей. По данным издания «Европейский лизинг», до 50% общего объема закупок имущества на европейском рынке лизинговых услуг приходится на автомобили. Остальное приходится на производственное оборудование, лизинг морских судов, самолетов, компьютеров и др. Приоритет лизинга автомобилей в Западной Европе объясняется тем, что автомобильные компании вынуждены искать пути реализации своей продукции именно через этот механизм как наиболее эффективный.

Однако следует учитывать, что в понятие «лизинг» на Западе входит как финансовая аренда, так и оперативная; причем последняя фактически является обычной арендой. В России же под понятием лизинг обычно понимается только финансовая аренда.

Всего в Западной Европе через лизинг в настоящее время осуществляется более 20% инвестиций в производственные фонды. При этом до 80% лизингового бизнеса Западной Европы приходится на Великобританию, Германию, Италию и Францию. Переход на рыночное развитие Венгрии, Чехии, Словакии и других стран Восточной Европы, а также стран СНГ открыли новые возможности для лизингового бизнеса.

Рынок лизинговых услуг в США превосходит страны Западной Европы, а тем более Восточной Европы и СНГ как по масштабам, так и по уровню развития. Широкое использование лизинга в США, да и в развитых странах Западной Европы, объясняется более благоприятными экономическими условиями, поскольку в этих странах (начиная с 50-х гг. - в США и с 60-х гг. - в Западной Европе) осуществляется значительная поддержка предпринимательского бизнеса, который в основном и развивается за счет инвестиций через лизинговый механизм. Для использования лизинга не обязательно предоставление особых налоговых льгот, вполне достаточно тех преимуществ, которые продиктованы самим механизмом. Так, возможность отнесения на себестоимость продукции лизинговых платежей имеет преимущество перед другими формами производственных инвестиций.

Уровень и глубину развития лизинга в стране определяют:

-  нормативно-законодательная база;

-  государственное регулирование;

-  макроэкономические условия, состояние инвестиционного рынка (инвестиционные льготы,

-  уровень банковского процента, особенно налогообложения, степень инфляции и др.);

-  использование системы бухгалтерского учета.

Некоторые страны Западной Европы (Великобритания, Германия, Дания) не принимали специального законодательства по лизингу, а реализуют его в рамках обычного коммерческого права, в то время как Франция, Португалия, Швеция имеют специальное законодательство, где указаны в основном права лизингодателя и лизингополучателя, их взаимоотношения с производителями имущества, сдаваемого в лизинг.

Лизинг как специфическая форма экономических отношений отражается в юридическом документе, где оговариваются необходимые поручения, право доверительной собственности, договор о купле-продаже и др.

Франция, Бельгия и Италия придерживаются концепции экономического собственника (как правило, опцион является обязательным условием лизинга), другие же (Великобритания, Ирландия, Голландия, а также США) строят взаимоотношения исходя из концепции юридического собственника. Кроме того, некоторые страны Западной Европы занимают в юридическом отношении промежуточное положение, имея в своем законодательстве элементы, характерные как для одной, так и для другой правовой системы.

В Бельгии, Италии, Франции обязательным условием лизингового соглашения является продажа имущества по истечении срока соглашения по предварительно согласованной цене (опцион); в то же время в Великобритании и США опцион не является условием лизинга, где в соглашении предусматривается аренда-продажа. При этом, например, в США лизинг имеет форму финансовой сделки, используемой наряду с кредитом и другими займами.

Законодательством Германии, Швейцарии предусмотрен опцион, который приводит лизинг к соглашению купли-продажи в рассрочку особого типа, когда в случае лизинга владельцем имущества остается лизингодатель, а в случае купли-продажи в рассрочку право владения переходит к получателю в момент оформления соглашения. Лизинг отличается от аренды-продажи, купли-продажи в рассрочку, от сделки под обеспечение в основном экономически обоснованным размером платежей, т. е. договор лизинга, как таковой, определяется не по экономическим критериям, а по форме на соответствие юридическим нормам.

В Великобритании и Франции многие соглашения трактуются как лизинговые; а в Германии они могут отвечать понятию сделки в рассрочку. Во Франции лизинговые соглашения, предусматривающие по окончании оговоренного срока возможность опциона (права выкупа по остаточной цене), относятся к сделкам кредит-аренда, причем такое различие имеет принципиальное значение, поскольку сделки типа кредит-аренда регулируются государством другими методами.

Французское законодательство не позволяет изготовителю имущества совершать лизинговые операции.

Государственное регулирование лизинговой деятельности в каждой стране имеет свои особенности. Там, где лизинг является специфической функцией банков (Италия, Франция), государственные органы не только регулируют банковскую деятельность, но и осуществляют контроль над лизингом. В Великобритании, Германии банки контролируют лишь за ту часть лизинговых операций, которая проводится подведомственными им структурами. Во Франции вся лизинговая деятельность строго регулируется со стороны государства наравне с банками. В других странах управление лизинговой деятельностью по сравнению с банковскими операциями значительно упрощено.

Законодательствами Италии, США, Франции предусмотрены специальные требования к лизинговому механизму. Лизинговые соглашения подлежат регистрации в судебных органах с целью оповещения определенного круга лиц, предусмотренного законодательством, о собственнике имущества, передаваемого в лизинг, и др.

В Великобритании, Германии, Дании, Нидерландах лизинговая деятельность, как правило, не регулируется и не ограничивается.

Как показывает опыт, специфическое законодательство не является определяющим для развития лизинга, доминируют макроэкономические условия страны, государственная поддержка инвестиционной деятельности и лизинга как важной ее формы. Наиболее благоприятные условия для лизингового рынка созданы в Великобритании, Германии, Ирландии, Норвегии, США. Так, например, в Ирландии для стимулирования лизинга лизинговым компаниям предоставляются государственные субсидии, возможность использовать ускоренный режим амортизации и другие льготы, что благотворно сказалось на лизинговом рынке. В результате Ирландия стала мировым центром лизинга самолетов, в стране функционирует Международный центр по оказанию финансовых услуг и др.

Существуют страны, где развитию лизинга препятствуют некоторые ограничения. Например, в Греции запрещен лизинг недвижимости, а также грузового автотранспорта и автобусов, тормозом являются и нормы амортизации, которые регулируются государством. Комитетом по международной стандартизации бухучета (JASC) разработаны стандарты по учету лизинга, которые приняты Бельгией, Великобританией, Грецией, Ирландией, Нидерландами, США, Японией и другими странами. В их основу положен принцип экономического владения передаваемым в лизинг имуществом, однако некоторые страны Западной Европы, а также Комиссия Европейского Союза и Организация европейского лизинга придерживаются юридическо- го права на владение имуществом, передаваемым в лизинг. Из-за различий владения имуществом отличаются и системы бухгалтерского учета и методы начисления амортизации и налогов, поскольку, согласно экономической концепции, имущество должно учитываться на балансе лизингополучателя, а согласно юридической - на балансе лизингодателя.

Заключение лизингового соглашения на длительный срок позволяет возмещать стоимость имущества, а также обеспечивает возможность для опциона. Такой подход к учету лизинговых операций наиболее реально отражает в финансовой отчетности сущность обязательств и активов обеих сторон лизинговой сделки, и дает возможность обоснованно начислять налоги.

Далее рассмотрим более подробно особенности развития лизинга в разных странах.

США

На долю США, где лизинг появился в 50-х гг., в то время приходилась половина мирового оборота товаров, поставляемых по лизингу. Уже в 1986 г. в лизинг было поставлено оборудования на 85 млрд долл., что составило более 20% всех инвестиций в оборудование в стране. Одной из причин быстрого развития лизинга в США явились налоговые льготы: ускоренная амортизация и инвестиционные льготы (до 10% стоимости новых инвестиций вычиталось из суммы налога). Однако право на налоговые льготы возникало только тогда, когда договор соответствовал правилам, устанавливаемым Министерством финансов США для аренды. В число таких требований входили:

- продолжительность лизинга - не менее 30 лет;

- лизинг не должен означать возможность покупки имущества по цене ниже разумной рыночной (например, за 1 долл.);

- лизинг не предполагает графика платежей «по нисходящей» (что свидетельствовало бы об использовании лизинга в целях ухода от налогов);

- лизинг должен обеспечить арендодателя нормальным рыночным уровнем прибыли;

- при рассмотрении возможности продления договора лизинга должна учитываться реальная рыночная стоимость оборудования.

До 1977 г. фирмы могли брать оборудование в аренду, не отражая его стоимость в своих балансах, то есть имел место забалансовый учет. Поэтому фирмы, уже обремененные солидными долгами, могли дополнительно брать оборудование, не показывая возросшую сумму задолженности и подлинные размеры кредитной задолженности. В 1976 г. Департаментом стандартизации финансового учета было издано постановление, обязывавшее учитывать такие финансовые сделки, как приобретение имущества и принятие на себя финансовых обязательств. Целью указанного постановления было разграничить «подлинный лизинг» и фактическую покупку с использованием лизинга. В постановлении фиксировалось, что:

- право собственности по окончании сделки переходит к арендатору;

- лизинговая сделка позволяет купить оборудование по завершении сделки по цене ниже рыночной;

- срок сделки больше или равен 75% полезного срока службы арендуемого оборудования;

- текущая стоимость лизинговых платежей (без стоимости страхования, расходов на управление, налогов) больше или равна 90% нормальной рыночной цены оборудования.

В тех случаях, когда сделка отвечала хотя бы одному из этих условий, имущество учитывалось на балансе арендатора как актив с корреспондирующим долговым обязательством в пассиве («Обязательства по финансовому лизингу»).

Великобритания

В Великобритании лизинг получил развитие только после 1970 г., то есть после введения системы налоговых льгот. Компании могли вычитать 100% инвестиций из налогооблагаемой прибыли в году, в котором они производились. Эти льготы были существенны только для компаний с высокой доходностью, но косвенно они были доступны и арендаторам. Компания могла воспользоваться налоговыми льготами лишь в конце отчетного года, а потому, произведя инвестиции в начале года, до получения выгод от этих льгот ей приходилось ждать некоторое время. Однако если компания продавала оборудование лизинговой компании и затем брала его в аренду (при условии, что у лизинговой компании конец года наступал раньше), то косвенные выгоды можно было получить быстрее. Налоговая инвестиционная льгота не была безвозмездной, она возвращалась обратно через налоги на арендные платежи, но тем не менее представляла собой беспроцентную ссуду, равную 52% стоимости имущества, что отражалось и на стоимости лизинга для арендатора.

В 1984 г. английское правительство объявило, что «корпоративный» налог (corporate tax) будет снижен с 52 до 35% к апрелю 1986 г. Изменения происходили постепенно, и ценность этой льготы с понижением ставки налога значительно уменьшилась, следовательно, сократилась стоимость покупки и лизинга, но он продолжает занимать важное место в экономике Великобритании.

Так как «корпоративный» налог сокращался постепенно, изменения не сразу сказались на развитии лизинга. Часть налоговых льгот сохранилась. Так, в течение первого года арендные платежи не облагаются налогом. Это очень выгодно для лизингополучателей продукции.


Франция

Во Франции, где лизинг получил большое распространение, чаще употребляется термин credit-bail (кредит-аренда). Лизинг движимого имущества во Франции начался в 1960 г., а Закон о лизинге был принят в 1966 г. Закон ввел налог на уступку прав на оборудование при перепродаже арендатору (он исчисляется из стоимости оборудования в момент уступки), налог на уступку прав третьему лицу, налог на добавленную стоимость (на разницу между стоимостью по балансу и ценой уступки).

Лизинг недвижимости также регламентируется Законом 1966 г. В 1967 г. во Франции были созданы общества по операциям с недвижимостью в сфере промышленности и торговли (СИКОМИ), имевшие форму акционерных компаний. Лизинговым компаниям СИКОМИ предоставляются существенные налоговые льготы: часть прибыли не облагается налогом, возможно применение ускоренной амортизации и т.д.

В настоящее время в стране развивается лизинг самолетов и вертолетов, судов и барж, подъемно-транспортного оборудования, контейнеров, вычислительной техники, медицинского оборудования, полиграфического и крупного промышленного оборудования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.