рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Государственная инвестиционная политика

На Форуме предпринимателей 21.02.2006г. где была организовано выставка банковских продуктов-услуг с участием банков второго уровня, филиала «Фонда развития предпринимательства», АО « Казагромаркетинг» проводился мониторинг социально – экономического развития области в инвестиционной сфере, анализ объемов инвестиции в основной капитал в разрезе районов.

В Атырауской области реализуются крупномасштабные инвестиционные проекты на общую сумму более чем 8 млрд. долларов США, такие как строительство Комплексной установки по подготовке нефти и газа, реализуемый компанией «Аджип ККО», проекты ТОО «Тенгизшевройл» - строительство Завода Второго Поколения и Закачки Сырого Газа, Увеличение мощности производства гранулированной серы.

Отделом научно-технического и инновационного развития постоянно проводится разъяснительная работа по порядку финансирования инвестиционных проектов, подготовке ТЭО и иной документации.

Банком развития Казахстана прорабатываются 2 инвестиционные заявки по проектам – строительства цементного завода и металлургического комбината по выпуску арматурной стали ТОО «Казкомсервис».

Инвестиционным фондом Казахстана рассматриваются 2 инвестиционных проекта – «Новая технология монолитного строительства с использованием несъемной опалубки из пенополистирола», инициируемый к реализации ТОО «Экострой К» и «Производство высококачественного дорожного, строительного и кровельного битума», инициируемый ТОО «Казахмунайсервис».

В Восточно-Казахстанской области предполагается развитие республиканского текстильного кластера на базе ТОО «НИМЭКС-Текстиль», где внедряется проект «Восстановление и модернизация текстильного производства» на сумму 2710 млн. тенге мощностью 8,4 млн. погонных метров ткани в год, финансируемый АО «Банк развития Казахстана». Запуск планируют провести в сентябре т.г.

Имеются предпосылки к созданию республиканского текстильного кластера по переработке шерсти на основе АО «Казруно» с привлечением крестьянских и племенных хозяйств, научных учреждений, учебных заведений. В качестве конкурентоспособной продукции будет выступать шерсть и изделия из нее, которые планируется экспортировать.

В рамках лесопромышленного кластера имеется ряд инвестиционных проектов по производству цементно-стружечных плит, фиброцементных плит, комплекс по изготовлению деревянных домов из клееного бруса, производство из отходов прессованного биотоплива. В Восточно-Казахстанской области сосредоточено до 47% запасов технически ценной древесины Республики Казахстан. Потребность отрасли в лесных ресурсах составляет до 700 тыс. куб. м в год, в том числе лиственных – 400 тыс. куб. м. В области имеется производственный потенциал по заготовке и переработке древесины (до 700 тыс. куб. м в год, в том числе лиственных – 400 тыс. куб. м) до 15 переделов.

В апреле 2006 года Правлением АО «Инвестиционный фрнд Казахстана» одобрен к финансированию проект «Модернизация производства редких металлов» (ТОО «КазНиобийИХМЗ») на сумму 7,5 млн. долларов США.

В целях поиска инвесторов, партнёров по софинансированию и созданию совместных предприятий для развития Жамбылской области паспорта инвестиционных проектов были направлены в Казахстанский центр содействия инвестициям «Казинвест», АО «Центр инжиниринга и трансферта технологий», АО «Инвестиционный Фонд Казахстана» и ЗАО «Банк Развития Казахстана».

На рассмотрение ЗАО «Банк Развития Казахстана» было направлено 16 инвестиционных проектов области, которые отклонены Банком от финансирования по различным причинам. С целью активизации и привлечения местного потенциала к реализации Стратегии в области сформирована единая база данных из 83 инвестиционных и инновационных проектов. Для их реализации и внедрения в производство проектов, требующих незначительных инвестиций, постановлением акимата от 30 сентября 2004 года № 249 создан государственный  «Инновационный фонд Жамбылской области». В настоящее время на рассмотрении Фонда находится инновационный проект «Завод по производству полиэфирной смолы ПСД-1».

По Карагандинской области по состоянию на 1 июля 2006 года в институтах развития находятся на рассмотрении 9 проектов:

АО «Национальный инновационный фонд» - 6 проектов, из них 2 финансирутся:

- «Организация участка для производства противоопухолевого «Арглабин» (ТОО «Карагандинский фармацевтический завод»);

- «Внедрение в ветеринарную практику и выпуск опытной партии нового отечественного высокоэффективного антитрихофитозного средства линимента «Антилишай» (Институт органического синтеза и углехимии).

АО «Инвестиционный фонд Казахстана» - 3 проекта, из них финансируются – 2:

- «Организация производства панельного деревянного домостроения и конструкционного клееного бруса» (АО «Карагандинский деревообрабатывающий комбинат);

- «Создание комплекса по производству спецкокса и выработки электрической и тепловой энергии» (АО «Казахстан Инвест Комир»).

Согласно мониторингу инвестиционных проектов в республике в рамках реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы по Кзыл-Ординской области был сформирован перечень перспективных проектов (в 2005 году реализованы 2 проекта: установка по переработке попутного газа на месторождении «Акшабулак» и щебеночный завод на месторождении доломитов в Жанакорганском районе), в т.ч.:

1. Строительство завода листового стекла. Компания «Pilkington» (Великобритания) и АО «Инвестиционный фонд Казахстана» подписали соглашение об инвестировании в строительство завода около 200 млн. евро. Начало строительства завода запланировано на середину текущего года, ввод в эксплуатацию - в 2008 году.

2. Производство по переработке рыбы. ОО «Арал тенізі» совместно с АО «Инвестиционный фонд Казахстана» приняли решение о создании АО по переработке рыбы. Стоимость проекта 312 млн. тенге. Годовая мощность – 4 тыс. тон рыбной продукции. Реализация проекта планируется в 2006-2007 годах.

3. Терминал для транспортировки сжиженного газа (ТОО Аралгаз). Ведутся работы по выбору земельного участка. Начало и завершение проекта планируется в 2007 году.

4. Производство цемента (ТОО «Мирасхан»). Стоимость прокта 700 млн. тенге, мощность – 180 тыс. тонн цемента в год. Ввод в эксплуатацию планируется в 2007 году.

5. Производство щебня разной фракции, извести и сухих строительных смесей, мощностью 450 тыс. тонн, 30 тыс. тонн и 15 тыс. тонн соответственно (ТОО «Казвернал»). Стоимость проекта 625 млн. тенге. Срок реализации в 2006-2007 годах.

6. Выпуск керамического кирпича, мощностью 30 млн. условных штук в год (ТОО «Мелиоратор»). Стоимость проекта 276 млн. тенге. Срок реализации в 2006-2007 годах.

7. Выпуск керамического кирпича, мощностью 30 млн. условных штук в год (ТОО «Айдан-Инвест»). Стоимость проекта 195 млн.тенге. Ввод в эксплуатацию в 2007г.

8. Выпуск керамического кирпича, мощностью 12 млн. условных штук в год (ТОО «Кызылордаэкспортастык»). Стоимость проекта 70 млн. тенге.

9. Промывочный завод для промывки железнодорожных цистерн и т.д. Мощность предприятия – 150 цистерн в сутки. Стоимость проекта 1700 млн. тенге. Сдача объекта была запланирована на конец июля 2006г.

10. Фабрика по обогащению свинцовых и цинковых руд (ТОО «Шалкия-цинк»). Мощность – 3 млн. тонн в год, стоимость проекта – 130 млн. долл.США. Срок реализации – 2007-2010 годы.

В январе 2006 года перечень инвестиционных проектов Мангыстауской области был откорректирован с учетом завершения проектов и подачей новых заявок в институты развития, и на данный момент 14 проектов находятся в стадии реализации.

В настоящее время из утвержденного Перечня инвестиционных проектов на рассмотрении в институтах развития находятся 6 проектов, в том числе в:

1. «Строительство завода по производству лицевого кирпича» (ТОО «Токыма»), стоимость проекта - 5 млн. дол. США, проектная мощность - 50 млн.шт кирпича в год.

2. «Разработка барит-целестиновых руд месторождения Северный Ауртас» (ТОО «Устюрт»), стоимость проекта- 1,5 млн. дол. США, проектная мощность УБР (утяжелитель буровых растворов) - 25-30 тыс.тн. в год.

3. «Завод по производству перфорационных систем» (ТОО «КазТехноИнжиниринг»), стоимость проекта - 12 млн. дол. США, проектная мощность - 1 млн. зарядов в год.

4. "Организация производства товарного кубовидного щебня" (ТОО "Карьер-тау"), стоимость проекта – 1,24 млн. долл. США, проектная мощность – 70 тыс.куб.м. товарного кубовидного щебня в год.

5. «Опытно-промышленный модульно-блочный комплекс по переработке высоковязкой нефти, получению высококачественного битума, облагораживанию нефтепродуктов и переработке нефтесодержащих отходов» (ТОО «Корпорация «Модульная технология»), стоимость проекта - 3,7 млн. долл. США, проектная мощность – бензин –750 тн/год, диз.топливо-7050 тн/год., битум-13500 тн/год, нефтесодержащие стоки-45000 тн/год.

6.«Строительство цементных терминалов по приему, хранению и отпуску навального цемента в г.Актау, п.Курык, п.Баутино» (ТОО «НЦЗ-Актау»), стоимость проекта – 2,0 млн. долл. США,  проектная мощность – емкость терминала в г.Актау-2 тыс.тн, п.Курык- 1 тыс.тн., п.Баутино – 1 тыс.тн.

По 8 проектам, включенным в утвержденный Перечень инвестиционных проектов Мангистауской области, финансирование производится за счет кредитных ресурсов банков второго уровня и собственных средств предприятий.

Департаментом предпринимательства и промышленности Павлодарской  области на постоянной основе осуществляется мониторинг инвестиционных и инновационных проектов, реализуемых в государственных институтах развития.

В настоящее время в Банке развития Казахстана находятся на рассмотрении следующие проекты:

- Приобретение оборудования и строительство завода бетонных и железобетонных изделий в г. Павлодаре (ТОО “СМР-Павлодар”). Ориентировочная стоимость проекта составляет 900 млн.тенге, из них 200 млн. тенге за счет собственных средств.

- Строительство и организация производства хлора и каустической соды мембранным методом мощностью 20 000 тонн в год в г. Павлодаре (АО “Каустик”). Общая стоимость проекта ориентировочно составляет 4,2 млрд. тенге (32 млн. долл. США).

Помимо этого, при участии Национального инновационного фонда и компанией “Ромат” продолжаются работы по разработке и подготовке к промышленному производству новых пролонгированных форм противотуберкулезных препаратов.

 На официальном сайте Северо-Казахстанского областного акимата размещены перечни инвестиционных проектов на 2006-2008 годы, финансируемые за счет средств республиканского и местного бюджетов, вошедшие в проект среднесрочного плана социально-экономического развития области на 2006-2008 годы.

Осуществляется ежеквартальный мониторинг рассмотрения инвестиционных проектов в государственных институтах развития.

В данное время в Инвестиционном фонде на рассмотрении находится инвестиционный проект «Организация производства по выпуску  чулочно-носочных изделий по итальянской технологии» (ТОО «Мершаир»).

В АО «Банк развития Казахстана - Лизинг» находится на рассмотрении заявка, анкета и ТЭО инвестиционного проекта «АО «ПЗТМ»-«Лизинг высокопроизводительного технологического оборудования для раскроя листового металла, механической обработки и сварки деталей и узлов изделий  перспективных видов нефтяного оборудования». Необходимый объем финансирования- 613 млн.тенге. Срок реализации - 2006-2015г.

В Южно-Казахстанской области для обеспечения эффективности совместной работы предприятий инициаторов инвестиционных проектов установлена и ведется работа по обмену информацией с АО «Банк развития Казахстана», АО «Инвестиционный фонд Казахстана», АО «Национальный инновационный фонд», АО «Центр инжиниринга и трансферта технологий».

АО «Банк развития Казахстана» профинансировал проект АО «Ютекс» по производству трикотажного белья. АО «Инвестиционный фонд Казахстана» финансирует проект АО «Экопродукт» по модернизации плодоконсервного завода.

В институтах развития на рассмотрении находится ряд инвестиционных проектов, в том числе проект АО «Химфарм» - «Освоение производства мазей, суппозиториев, расширение производства таблеток», стоимость проекта 13,6 млн. долл. США.

В целях осуществления мониторинга инвестиционных и инновационных проектов по состоянию на 1 июля 2006 года от города Астаны в АО «Банк развития Казахстана» одобрен к финансированию инвестиционный проект ТОО АБК «Максат» по строительству завода по производству бетонных, железобетонных изделий и конструкций. В АО «Инвестиционный фонд Казахстана» был заявлен ряд инвестиционных и инновационных проектов, в т.ч.: производство строительных материалов; производство полимерных труб и железобетонных изделий; производство плазмы крови и ее компонентов; переработка и производство волостонита; производство крахмала и белка; домостроительный комбинат и т.д.

По решению комиссии проекты отклонены.

Кроме крупных инвестиционных проектов реализуются небольшие инвестиционные проекты, финансирование которых осуществляется через АО «Фонд развития малого предпринимательства». Так за первое полугодие 2006 года Фондом профинансировано 8 проектов в обрабатывающей промышленности на общую сумму 166 535 тыс. тенге.

По г. Алматы объем инвестиций в развитие производства на предприятиях обрабатывающей промышленности составил 10,7 млрд. тенге. По состоянию на 01.07.06г. в государственные институты развития направлено 80 инновационных и инвестиционных проектов.

В Банк развития Казахстана направлено 8 проектов, из них 3 профинансировано: «Расширение и модернизация производства напитков, лимонада и минеральной воды» - АО «Сусындар»; «Строительство завода по переработке семян масличных культур» - АО «VITA»; «Расширение производства по переработке семян» - АО «VITA»; 1 принят к финансированию, 4 – на рассмотрении.

Национальный инновационный фонд. Приняты обязательства по финансированию 35 проектов, из них 4 – инновационных, 11 – проекты НИОКР и проект по созданию технологического бизнес-инкубатора. Общая стоимость проектов – 95,6 млрд. тенге.

В Инвестиционный фонд Казахстана направлено 11 проектов, из них 1 – профинансирован: проект ТОО «Kaps Intel» - строительство завода по производству крышек и алюминиевых колпачков; 1 - принят к финансированию, 9 – на рассмотрении.


Глава 3 Совершенствование инвестиционной политики в Республике Казахстан

 

3.1 Государственное регулирование инвестиционной деятельности

На разных стадиях функции государства и принципы регулирования инвестиционной деятельности будут различаться. Кроме того, функции и принципы будут различаться по формам зарубежного капитала. С этой точки зрения сфера международного кредитования и неакционерных форм предпринимательства подлежит большему объему регулирования со стороны государства, нежели сфера привлечения и использования частного иностранного капитала в форме международного предпринимательст­ва. Именно с этой спецификой связано и то, что законодательство в области зарубежного капи­тала разделено на законодательство по внешнему заимствованию и законодательство по ино­странным инвестициям. На следующей схеме показаны функции регулирования государства при привлечении и использовании зарубежного капитала.

Методы регулирования будут также различаться в зависимости от форм иностранного ка­питала и инвестиций.

Степень регулирования международного государственного кредитования определяется тем, что государство является промежуточным заемщиком международных кредитов.

Роль государства в данном случае определяется тем, что:

•  оно является наиболее активным участником международных кредитных отношений, выступая в роли кредитора, гаранта и заемщика;

•  государственное кредитование осуществляется путем аккумулирования бюджетных средств;

•  государство поощряет внешнеэкономическую деятельность с помощью субсидий, кре­дитов, таможенных льгот, гарантий, субсидирования процентных ставок. Государствен­ные гарантии по экспортным кредитам являются самыми употребляемыми;

•  в большинстве стран за счет госбюджета фирмам и банкам выдаются экспертные креди­ты;

•  для поощрения прорыва на мировые рынки создаются государственные или полугосу­дарственные экспортно-импортные банки, осуществляющие кредитование и страхова­ние внешнеторговых операций, гарантирующие экспортные кредиты частных банков.
Например, ЭКСИМ БАНК США - обеспечивает 40% всех кредитов США иностранным государствам, ЭКСИМ БАНК Японии - 80%.

Государство с сильным бюрократическим аппаратом иногда не может мириться с положе­нием независимости от них инвесторов и начинает вмешиваться в скрытых формах в процесс прямых иностранных инвестиций. Чаще всего это выражается в отношениях между государст­вом и инвесторами.

Каждое государство имеет собственный закон о зарубежных инвестициях. Именно из это­го закона можно определить, как государство понимает свою роль в привлечении и использова­нии иностранного капитала и инвестиций.

Важным элементом отношений государства и инвесторов выступает функция контроля го­сударства. Это важно для иностранных инвестиций, связанных со слиянием, поглощением, при­обретением или передачей в управление действующих национальных компаний при участии за­рубежных физических и юридических лиц.

Функция государственного контроля широко используется в регулировании иностранных инвестиций во всех развитых стран, независимо от того, существует ли в стране специальный закон об иностранных инвестициях, или он отсутствует. Однако контроль государства в данном случае носит не административный характер, а форму антимонопольного регулирования.

Принципиальным моментом в установлении отношений государства и иностранного инве­стора выступает, то, что иностранные инвестиции используются только в целях повышения кон­курентоспособности экономики. Вообще следует отметить, что принятие в развитых странах законов об иностранных инвестициях первоначально было вызвано не только попытками при­влечения, но и необходимостью усиления в результате интенсивного проникновения зарубежно­го капитала защищать национальный рынок.

Доктрина конкуренции служила своеобразным критерием для государственных мер. Она исходила из того, что основная цель иностранных инвестиций - обеспечение присутствия на на­циональном рынке максимального числа производителей. Именно в этих целях государство обеспечивает свободный доступ на национальный рынок иностранных товаров и капиталов.

Применение доктрины конкуренции позволяет сочетать меры государственного регулиро­вания разной направленности в зависимости от поведения участников рынка, и сохранять равно­весие на национальном рынке. Чтобы введение ограничений в отношении иностранных инве­стиций было оправданным и правомерным, важно следовать установленным в таких случаях критериям принятия решений.

Функция поддержания конкуренции с помощью зарубежных инвестиций столь очевидна на западе, что в тех странах, которые не имеют законов о них, государство осуществляет регу­лирование импорта капитала с помощью национального антимонопольного законодательства. Предметом специальной административной процедуры, предусматриваемой по антимонополь­ному законодательству, являются действия, направленные на осуществление инвестиций, неза­висимо от их организационно-правовой формы: соглашение о приобретении акций националь­ного предприятия или о передаче национальному предприятию имущества в какой-либо его форме в качестве вклада в совместное производство или создание усилиями самого инвестора нового юридического лица.

Без проходящей либерализации режимов иностранных инвестиций расширение междуна­родного производства было бы невозможно.

Либерализация иностранных инвестиций конечной своей целью имеет повышение темпов экономического роста и уровня благосостояния страны.

На современном этапе развития Казахстана как нового независимого государства, ориентирующегося на рыночные отношения, главным направлением экономических реформ становится выработка и реализация инвестиционной политики государства, нацеленной на обеспечение высоких темпов экономического роста и повышение эффективности экономики.

Для решения этих задач, а также для обеспечения структурных преобразований экономики на основе программы действий правительства по углублению реформ и в условиях ограниченности внутренних источников финансирования исключительно важное значение приобретает привлечение иностранного капитала в экономику республики. Привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций в экономику республики является основой, одним из направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества Казахстана с зарубежными странами.     

В процессе перехода  Республики Казахстан на рыночные отношения параллельно создавалась и нормативно – законодательная база в области инвестиций.

28 февраля 1997 года №75- 1  ЗРК вышел Закон “О государственной поддержке прямых инвестиций”, в котором регулировались отношения, возникающие в процессе поддержке прямых инвестиций в РК, и в котором определялся единственный государственный орган, уполномоченный осуществлять государственную поддержку и представлять РК – “Агентство РК по инвестициям”, председатель которого назначается и освобождается от должности только Правительством РК.

Кроме того 5 апреля 1997 года  №3444 Указом Президента  “Об утверждении перечня приоритетных секторов экономики для привлечения прямых отечественных и иностранных инвестиций “, был определен список наиболее приоритетных и важных производств для привлечения инвестиций до 2000 года . В частности, такие отрасли как: производственная инфраструктура, обрабатывающая промышленность, объекты г. Астана, жилье, объекты социальной сферы и туризма, сельское хозяйство.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.