| ||||||||||||||||||||||||||||||
МЕНЮ
| Дипломная работа: Аудит расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимостьПорядок заполнения книги покупок приведен в Правилах ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 №914[35]. При приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по различным налоговым ставкам и (или) не подлежащих налогообложению, регистрация счета-фактуры в книге покупок производится на ту сумму, на которую налогоплательщик получает право на вычет и которая определяется с учетом положений п. 10 ст. 165 и п. 4 ст. 170 НК РФ. Сумма НДС, принимаемая к вычету при ведении раздельного учета, будет одинаковой и в книге покупок, и в налоговой декларации. Как мы выяснили, пропорция, по которой разделен "входной» НДС, определяется только по итогам налогового периода. Это значит, что счета-фактуры с НДС, подлежащим распределению, не нужно сразу вписывать в книгу покупок. И только в конце налогового периода, определив пропорцию, по которой суммы налога будут приняты к вычету или учтены в стоимости приобретений (отнесены к экспортным операциям), можно зарегистрировать счета-фактуры в книге покупок. При этом в графе 8б книги покупок указывается сумма налога, принимаемая к вычету по расчету налогоплательщика; в графе 8а указывается соответствующая ей стоимость покупки, а в графе 7 показывается сумма показателей граф 8а и 8б. 2.3 Аудиторские процедуры при аудите НДС Целью аудита НДС является установление соответствия порядка исчисления НДС требованиям налогового законодательства. Задачи аудита НДС: – оценка состояния синтетического и аналитического учета расчетов по НДС; – проверка формирования налоговой базы, применения налоговых льгот и налоговых вычетов; – контроль за отражением текущих налоговых обязательств перед бюджетом в бухгалтерской и налоговой отчетности; – проверка соблюдения организацией налогового законодательства при формировании налоговой базы по НДС, полноты и своевременности уплаты налога в бюджет. Последовательность работ при проведении аудита НДС можно разделить на три этапа – ознакомительный, основной и заключительный. На каждом этапе должны быть выполнены определенные процедуры проверки. В процессе аудиторской проверки операций по НДС необходимо руководствоваться следующими нормативными документами: – гл. 21 НК РФ с изменениями и дополнениями; – Постановление Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 №914 "Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость». Первичные документы организации: бухгалтерский баланс (форма №1), отчет о прибылях и убытках (форма №2), главная книга или оборотно-сальдовая ведомость, положение об учетной политике организации, регистры бухгалтерского учета по счетам 68 (субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость»), 19 "НДС по приобретенным ценностям», налоговые декларации, книга покупок, книга продаж, счета-фактуры, первичные документы, подтверждающие поступление товарно-материальных ценностей. На ознакомительном этапе выполняются: – оценка систем бухгалтерского и налогового учета; – оценка аудиторских рисков; – расчет уровня существенности; – определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели; – анализ организации документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов. Выполнение процедур позволяет рассмотреть существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений. Аудитор должен сделать запрос на предоставление организацией следующих основных документов: налоговые декларации по НДС (включая все уточненные расчеты), книг покупок и продаж, счета-фактуры, акты выполненных работ (услуг), товарные накладные, регистры бухгалтерского учета. На основном этапе проводится углубленная проверка участков налогового учета, на которых выявлены проблемные зоны с учетом значения уровня существенности, и выполняются: – оценка правильности определения налогооблагаемой базы по НДС; – проверка налоговой отчетности, представленной организацией по установленным формам; – расчет налоговых последствий для организаций в случаях некорректного применения норм налогового законодательства. По результатам проверки разрабатываются и представляются рекомендации об использовании организацией налоговых льгот и предложения по созданию системы внутреннего контроля организаций за правильностью исчисления по НДС. Ниже приводятся основные объекты проверки при рассматриваемом виде аудита и соответствующие им аудиторские процедуры.
На заключительном этапе оформляются результаты аудита по НДС, включая анализ выполнения программы аудита, классификацию выявленных ошибок и нарушений. Результаты проверки обобщаются, формулируются выводы аудитора. В заключение перечислим основные виды нарушений, которые могут быть выявлены в результате проведения аудита НДС: – ошибки при исчислении налоговой базы; – неправильное применение налоговых льгот; – нарушение порядка определения налоговых вычетов; – отсутствие или нарушение системы внутреннего контроля организации за правильностью исчисления НДС[36]. 3. Учет и аудит НДС на ООО "Магнит» 3.1 Краткая характеристика предприятия Объектом практического исследования послужило предприятие оптовой торговли – ООО "Магнит». ООО "Магнит» является юридическим лицом, имеет круглую печать и штампы со своим наименованием, свой торговый знак, расчетный и иные счета в банках, другие реквизиты, необходимые для хозяйственной и иной деятельности. ООО "Магнит» обладает полной хозяйственной самостоятельностью в вопросах определения формы управления, принятия хозяйственных решений, сбыта продукции, установления цен на товары и услуги, оплаты труда, распределения прибыли, то есть самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей. Основным видом деятельности ООО "Магнит» является оптовая торговля трикотажной продукцией. Управление ООО "Магнит» осуществляется в соответствии с законодательством РФ и его Уставом. Организационная структура управления ООО "Магнит» имеет линейную структуру, при которой от каждой руководящей должности исходят указания нижестоящей должности, которая непосредственно подчинена ей. Руководство текущей деятельностью ООО "Магнит» возложено на генерального директора. Организационная структура управления ООО "Магнит» представлена на рисунке 3.1. Рис. 3.1 – Организационная структура управления ООО "Магнит» Генеральному директору непосредственно подчиняются коммерческий директор, главный бухгалтер и инспектор по кадрам. В компетенцию коммерческого директора входит сфера вопросов, связанных с закупкой и продажей продукции. Коммерческий директор ведет переговоры на высшем уровне с поставщиками и с производителями, а также с крупными оптовыми компаниями по вопросам снабжения. Важнейшая роль в организации коммерческой деятельности, возглавляемой коммерческим директором, принадлежит отделам закупок и продаж. Они контролируют и отслеживают своевременность закупок и поставок товаров для обеспечения обязательств предприятия перед ее покупателями или поддержания определенного резерва товаров на складе и в магазине. Кроме того, в подчинении коммерческого директора работает отдел доставки (транспортный отдел). Инспектор по кадрам осуществляет кадровое обеспечение, прием, увольнение, переводы, обучение, аттестацию персонала. Главный бухгалтер курирует финансовую область деятельности компании, ему непосредственно подчиняются бухгалтер-расчетчик и кассир. В соответствии с действующим законодательством в ООО "Магнит» главный бухгалтер предприятия составляет, а генеральный директор утверждает учетную политику предприятия для целей бухгалтерского и налогового учета. Именно в этом документе описывается основной порядок ведения бухгалтерского и налогового учета на предприятии (кем ведется учет – главным бухгалтером, налоговой службой, руководителем и т.д.), выбираются конкретные способы ведения учета отдельных операций из вариантов, предлагаемых законодательством, утверждаются основные налоговые регистры, составляемые на предприятии. ООО "Магнит» применяет общеустановленную систему налогообложения и является плательщиком налога на добавленную стоимость. 3.2 Характеристика организации бухучета на ООО "Магнит» Согласно учетной политике предприятия организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета, который содержит синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения учетного процесса. Все хозяйственные операции на предприятии оформляются оправдательными документами, которые служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету только в том случае, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Все документы содержат следующие обязательные реквизиты: наименование документа, дату его составления, наименование организации, составившей документ, содержание хозяйственной операции, измерители этой операции в натуральном и денежном выражении, наименование должностных лиц, ответственных за содержание хозяйственных операций и правильность ее оформления, личные подписи этих лиц и их расшифровки. Первичные учетные документы составляются в момент совершения хозяйственной операции, а если это является невозможным – непосредственно по окончании операции. При реализации товаров, продукции, работ и услуг с применением контрольно-кассовой машины первичный учетный документ составляется по окончании операции на основании кассовых чеков. Создание первичных учетных документов, порядок и сроки передачи их для отражения в бухгалтерском учете производятся в соответствии с графиком документооборота. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности предприятие проводит инвентаризацию имущества и товара, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Инвентаризация обязательно проводится перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, при смене материально ответственных лиц, при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества, в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, а также при реорганизации или ликвидации предприятия. Стоимость нематериальных активов организации предварительно формируется на счете 08 "Капитальные вложения» (НДС относится на счет 19), а потом приходуются на основании акта приема-передачи на счете 04 "Нематериальные активы». Начисление износа погашается путем начисления амортизации линейным способом исходя из срока полезного использования. Если срок полезного использования установить не представляется возможным, то используется нормативно установленный срок – 10 лет. |
ИНТЕРЕСНОЕ | ||||||||||||||||||||||||||||
|