рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Формирование доходов бюджета Республики Беларусь

Предполагается обеспечить переход к принятию общих нормативно-правовых актов в области бюджетной и налоговой политики, разграничению бюджетных полномочий, функций и прав союзных и национальных органов Союзного государства. [36, c.11-13]

В заключение данного вопроса отметим, что предусматриваемые на 2005г. прогнозные показатели указывают на высокие темпы их роста. В то же время следует подчеркнуть, что в 2005 г. особую значимость приобретают показатели эффективности, повышения жизненного уровня, развития социальной сферы и социального обслуживания населения. Так, по прогнозу на 2005 г. темпы роста ВВП, продукции промышленности и сельского хозяйства утверждены, соответственно, 108,5-110%, 108,5-109,5%. 108-109,5%, в то время как на 2004 г. они были запланированы на 0,5-1,5 пункта выше. Что же касается уровня рентабельности реализованной продукции, работ и услуг в промышленности, снижения энергоемкости ВВП, а также производства потребительских товаров, розничного товарооборота, платных услуг населению, ввода в эксплуатацию жилья, то параметры названных показателей, наоборот, запланированы в сторону их увеличения (от 0,5 пункта - повышение рентабельности и снижение энергоемкости ВВП до 5 пунктов - реальные денежные доходы населения, розничный товарооборот и т.д.). Необходимость финансирования данных мероприятий ставит дополнительные задачи в области совершенствования бюджетно-налоговой политики и увеличения доходной части бюджета.

2.2 Анализ формирования доходов республиканского бюджета Республики Беларусь

Анализ итогов работы народно-хозяйственного комплекса за 2003 год, выполнение ряда запланированных показателей однозначно оценить трудно. Так, если с темпами роста объемных показателей все более или менее в порядке (ВВП, продукция промышленности, производство потребительских товаров, объем внешней торговли, розничный товарооборот, платные услуги населению и др.), то о показателях, характеризующих эффективность отдельных отраслей, экономики в целом, этого сказать нельзя (невыполнение плановых показателей по индексу роста потребительских иен (инфляции) в среднем за год, рост реальных денежных доходов населения, снижение энергоемкости ВВП, соотношение темпов роста импорта к экспорту и, как следствие, увеличение отрицательного сальдо внешней торговли, количество убыточных предприятий).

Исполнение бюджета в 2003 году было также достаточно сложным и напряженным.

В целом же для исполнения республиканских бюджетов ряда последних лет характерна практика корректировки его доходной и расходной частей. Заметим, что, хотя процесс уточнения показателей бюджета осуществлялся в соответствии с действующим законодательством, в то же время это указывает на отдельные просчеты разработчиков и парламентариев, а также на недостаточную обоснованность и аргументированность их доводов в диалоге с различного уровня оппонентами.

Анализ важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2004 год свидетельствует о более высоких темпах их роста по сравнению с предыдущими годами, Разница показателей текущего года по отношению к прошлому и прошлого года к позапрошлому характеризуется значительной величиной: от 1,4 раза (реальные денежные доходы населения) и 1,5 раза (ВВП, инвестиции в основной капитал) до 2,1 и 2,2 раза (соответственно объем внешней торговли и продукции промышленности). Если же учесть, что процент каждого последующего года «тяжелее» предыдущего, то разница между абсолютными значениями названных показателей будет еще более весомой. Кроме того, результаты работы народно-хозяйственного комплекса за прошлый год являются также подтверждением напряженности реализации поставленных задач на 2004 год и, более того, вызывает некоторые опасения их выполнение. В этой связи для успешного решения проблем текущего года, дальнейшего развития экономики необходимо широкое привлечение инвестиций, коренное обновление основных производственных фондов, создание и дальнейшее развитие производств на основе высоких технологий, освоение новой конкурентоспособной продукции, продвижение ее на рынки сбыта. Использование же административного ресурса, практически исчерпавшего себя, экстенсивных факторов производства не позволит решить задачи сегодняшнего дня, более отдаленной перспективы.

Законом «О бюджете Республики Беларусь на 2004 год» утверждены основные показатели республиканского бюджета, в частности, доходы - 13223,3 млрд. рублей, предельный размер дефицита бюджета - 690,2 млрд. рублей, или 1,5 процента к ВВП и др. При этом, объем доходов Фонда социальной защиты населения, входящих в состав республиканского бюджета, составил 5396,1 млрд. руб. или 40,6 %. [3]

В сопоставимой структуре (без учета ФСЗН) доходы республиканского бюджета в 2004 году по отношению к 2003 году запланированы с ростом 127,9%. С учетом прогнозируемого уровня инфляции (114- 118 процентов) темпы роста доходной части бюджета будут существенно ниже.

Анализ доходов и расходов консолидированного бюджета в 2004 году по отношению к прошлому году (без учета ФСЗН) указывает на более высокие темпы их роста по сравнению с республиканским бюджетом: 141,1 и 145,6 процента соответственно. Удельный вес доходов и расходов консолидированного бюджета в ВВП сокращается соответственно с 33,9 до 30,2 и 35,2 до 31,6 процента, что, как и для республиканского бюджета, обусловлено, главным образом, снижением налоговой нагрузки.

В объеме доходов бюджета Республики Беларусь 19062,5 млрд. рублей (с учетом ФСЗН) 69,4 процента составляют доходы республиканского бюджета и 30,6 процента - доходы местных бюджетов.

Основными источниками доходов бюджета являются налоговые поступления и, в частности, налог на добавленную стоимость, акцизы, доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций, составляющих соответственно 28,6; 11,3 и 15,5 процента от общей величины доходов республиканского бюджета (без ФСЗН). На долю налога на прибыль приходится только 9,3 процента поступлений, причем удельный вес его в последние годы продолжает оставаться низким, 22 процента в доходах республиканского бюджета на 2004 год занимают государственные целевые бюджетные фонды, в то время как в 2003 году их доля составляла 19,3, а в 2002 году - 16,5 процента.

Рост доходов целевых бюджетных фондов отрицательно сказывается на эффективности бюджетного процесса. Имея целевую направленность, целевые бюджетные фонды не позволяют осуществлять маневрирование данными ресурсами, в силу чего в определенные моменты бюджет вынужден занимать более дорогие деньги на финансовом рынке, располагая в то же время депозитами в коммерческих банках под более низкий процент. Поэтому необходимо еще раз вернуться к рассмотрению этой проблемы и перейти к созданию единой интегрированной структуры доходов и расходов бюджета на основе постепенного сокращения и отмены целевых бюджетных фондов (некоторые шаги в этом направлении нашли отражение в бюджетной политике руководства страны на 2004 год). [52, c.21-22]

Таким образом, в структуре бюджета в республике преобладают косвенные налоги при неоправданно большом удельном весе целевых бюджетных фондов. С позиции государства косвенные налоги служат наиболее стабильным и гарантированным источником поступлений в бюджет.

Выступая в форме надбавки к цене, они не зависят от результатов финансово-хозяйственной деятельности отдельных производителей и оплачиваются потребителями соответствующих товаров и услуг. Вместе с тем, превалирование косвенных налогов в доходных источниках может иметь негативные последствия, поскольку включение последних в стоимость продукции приводит к необоснованному росту цен, выводу на определенное время из оборота средств производителей названных товаров и услуг.

Исходя из поэтапной унификации основных принципов бюджетно-финансовой политики Беларуси и России, в 2004 году не предусматривалось привлечение средств Национального банка РБ на финансирование дефицита бюджета. В этой связи значительно возрастает роль государственных долговых обязательств. Из общего размера дефицита республиканского бюджета - 690,2 млрд. рублей, на внутренние источники его покрытия приходится 238,5 млрд. рублей и на внешние- 451,7млрд.рублей. При этом в составе внутренних источников преобладают средства от размещения государственных ценных бумаг и поступления от продажи принадлежащего государству имущества.

Однако вызывает определенную озабоченность обоснованность отдельных показателей доходной и расходной частей бюджета, вопросов взаимоотношения между бюджетами разных уровней, размеров источников покрытия дефицита бюджета и др.

В частности, дефицит республиканского бюджета на 2004 год был не в полной мере обеспечен реальными источниками его покрытия, и, в первую очередь, это касается размещения государственных ценных бумаг. [52, c.21-22]

Предусмотренные Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2005 год» доходы республиканского бюджета составляют 18,3 трлн. руб., расходы - 19,2 трлн. руб., предельный размер дефицита бюджета - 0,9 трлн. руб. (1,5% к ВВП). Темпы роста доходов (130:6%) и расходов (129,4%) республиканского бюджета на 2005 г. по отношению к ожидаемому исполнению бюджета в 2004 г. значительно превышают темпы роста уровня инфляции (108-110%), что указывает на существенный реальный рост этих показателей. Предельный размер дефицита бюджета, соответственно, утвержден на 0,2 пункта ниже (-1.5%). [4]

Наиболее значительные темпы роста доходов республиканского бюджета на 2005 г. предусмотрены за счет роста государственных целевых бюджетных фондов (178,1%), вызванного включением в их состав инновационных фондов. Выше среднего значения запланирован также рост текущих неналоговых доходов - 159,8%. Темпы роста наиболее значимых составляющих доходов республиканского бюджета - Фонда социальной зашиты населения (далее - ФСЗН) и текущих налогов, соответственно, составили 125% и 118,2%, в том числе прямых налогов на доходы и прибыль - 114,4%, внутренних налогов на товары и услуги - 119,5%, доходов от внешней торговли и внешнеэкономических операций - 124,8%.

Статьи доходов республиканского бюджета на 2003-2005 гг. приведены в Приложении А, динамика номинальных ежемесячных темпов роста доходов бюджета в 2003 г. - сентябре 2004 г., - в Приложении Б.

Что касается структуры доходной части бюджета, то по сравнению с 2004 г. она претерпела некоторые изменения, вызванные главным образом включением в 2005 г. в состав бюджета инновационных фондов и фондов предупредительных (превентивных) мероприятий по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, снижением (ограничением) ставок налогов и сборов (чрезвычайного налога с 4 до 3% и сбора на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда, с 0,75 до 0,5% в 2005 г.) и др.

Так, если удельный вес текущих налоговых поступлений в доходах республиканского бюджета в 2004 г. составляет 43,4%, то в 2005 г. - 39,2%. целевых бюджетных фондов, соответственно, 13,5% и 18,4%, Фонда социальной зашиты населения - 38,6% и 37,0%. В 2005 г. по сравнению с 2004 г. предполагается уменьшение удельного веса внутренних налогов на товары и услуги на 2,1 пункта (с 24.7 до 22,6%), прямых налогов на доходы и прибыль на - 1 пункт (с 8 до 7%), чрезвычайного налога - на 0,7 пункта (с 2,7 до 2%) и доходов от внешней торговли и внешнеэкономических операций - на 0,4 пункта (с 8,1% до 7,7%). Уменьшение удельного веса названных поступлений обусловлено как более низкими темпами роста одних доходов по сравнению с темпами роста обшей величины доходов бюджета, так и вообще падением объемов других доходов (чрезвычайный налог). [51, c. 108-109]

Финансирование дефицита республиканского бюджета предусматривается за счет внутренних (386,3 млрд. руб.) и внешних (523,7 млрд. руб.) источников.

Положительное сальдо внутреннего финансирования будет осуществляться, в основном, за счет средств размещения государственных ценных бумаг (278 млрд. руб.) и поступлений от реализации принадлежащего государству имущества (100 млрд. руб.).

По внешним источникам финансирования дефицита республиканского бюджета погашение кредитов международных финансовых организаций будет превышать привлечение на 13,7 млрд. дол. США, что в эквиваленте равно 30,7 млрд. руб. Погашение кредитов правительств зарубежных стран (при отсутствии их привлечения) составит 70,3 млн. дол. США (157,5 млрд. руб.). С учетом планируемого привлечения прочих источников внешнего финансирования в размере около 318 млн. дол. США, или в эквиваленте 711,9 млрд. руб., в целом внешнее финансирование дефицита бюджета составит в эквиваленте 523,7 млрд. руб., то есть будет осуществлено в полном объеме.

Законом о бюджете Республики Беларусь на 2005 г. также определяется порядок взаимоотношений между республиканским и местными бюджетами, регламентированы отдельные положения местных бюджетов. В частности, установлено распределение доходов между республиканским и местными бюджетами и нормативы отчислений от республиканских налогов и других обязательных платежей в бюджеты областей и г. Минска, утверждены налоги и сборы, формирующие доходы местных бюджетов, налоги, закрепленные за бюджетами областей и г. Минска, перечень защищенных расходов по отдельным статьям местных бюджетов, источники формирования и направления использования средств целевых бюджетных фондов местных бюджетов. Указанным Законом также установлены минимальный норматив бюджетной обеспеченности по отраслям непроизводственной сферы на одного жителя областей и г. Минска, а также минимальный норматив бюджетной обеспеченности на здравоохранение на одного жителя республики.

Исходя из роли и места бюджета в осуществлении государством экономической и социальной, внутренней и внешней политики наряду с важнейшими показателями республиканского бюджета рассмотрим параметры консолидированного бюджета.

Доходы консолидированного бюджета Республики Беларусь на 2005 г. запланированы в объеме 26 трлн. руб., расходы - 26,9 трлн. руб.. дефицит бюджета - 0,9 трлн. руб. По отношению к уточненному плану 2004 г. рост доходов и расходов бюджета предусматривается, соответственно, 131,9% и 130,4%, то есть несколько выше темпов роста доходов и расходов республиканского бюджета. Удельный вес доходов в ВВП возрастает с 40,9% до 44,1%, расходов - с 42,7% Д° 45,7%, что обусловлено главным образом включением в 2005 г. в состав республиканского и местных бюджетов инновационных фондов.

В объеме доходов консолидированного бюджета 70,2% составляют доходы республиканского бюджета и 29,8% - доходы местных бюджетов.

Резкое изменение пропорции в последние два года между доходами и расходами республиканского и местных бюджетов в сторону увеличения доли первого явилось следствием включения начиная с 2004 г. в республиканский бюджет средств ФСЗН.

В общей сумме доходов консолидированного бюджета поступления налоговых и других платежей (текущие и капитальные доходы, доходы СЭЗ) составляют 14,9 трлн. руб. (57,3%), в том числе текущие налоговые доходы - 13,6 трлн. руб. (52,3%). платежи в ФСЗН - 6,7 трлн. руб. (26%), доходы государственных целевых бюджетных фондов - 4,3 трлн. руб. (16,7%).

Основными источниками формирования текущих налоговых доходов консолидированного бюджета являются внутренние налоги на товары и услуги - 6 566,4 млрд. руб., или 25,3% от доходов бюджета, в том числе НДС - 4 546,9 млрд. руб. (17,5%) и акцизы - 1207,9 млрд. руб. (4,7%), прямые налоги на доходы и прибыль - 3 968,8 млрд. руб. (15.3%), в том числе налоги на доходы и прибыль - I 941,6 млрд. руб. (7,4%), подоходный налог- 1 758,1 млрд. руб. (6,8%). доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций- 410,1 млрд. руб. (5,4%). [51, c. 110-111]

Поступления подоходного налога прогнозируются в сумме 1758,1 млрд. рублей, или с ростом к уточненному плану 2004 года на 29,7 процента, что связано с увеличением облагаемого фонда оплаты труда. Подоходный налог с физических лиц рассчитан в сумме 1698,6 млрд. рублей, подоходный налог с доходов от предпринимательской деятельности - 59,6 млрд. рублей. Уровень изъятия подоходного налога с физических лиц по отношению к облагаемому фонду оплаты труда определен в размере 9,7 процента, что соответствует исполнению за 2003 год и оценке 2004 года.

В основу расчета налогов на прибыль и доходы заложены прогнозные объемы ВВП и прибыли до налогообложения, представленные Министерством экономики, динамика поступлений налогов за текущий год, а также изменения налогового законодательства. В 2005 году ожидается получить 1941,6 млрд. рублей указанных платежей, в том числе налога на прибыль - 1685,3 млрд. рублей, налога на доходы - 256,3 млрд. рублей. Согласно установленным в Законе о бюджете на 2005 год нормативам распределения между бюджетами, поступления налогов на прибыль и доходы в республиканский бюджет определены в сумме 1276,3 млрд. рублей.

На планируемый в 2005 году объем поступлений по чрезвычайному налогу оказали влияние снижение ставки взимания с 4 до 3 процентов и рост фонда оплаты труда в экономике. В результате поступления этого налога прогнозируются в сумме 360,9 млрд. рублей, что составляет 97,3 процента к оценке поступлений в 2004 году. [3], [4]

Поступления налога на добавленную стоимость прогнозируются в 2005 году в сумме 4546,9 млрд. рублей, или с ростом по сравнению с оценкой текущего года на 19,2 процента. Расчет поступлений НДС произведен исходя из прогнозируемого роста номинального валового внутреннего продукта, уровня изъятия налога по отношению к ВВП, динамики поступлений, валютного курса, темпов роста импорта и средней налоговой ставки.

В структуре налога на добавленную стоимость поступления по товарам, производимым в республике, составят 3124,8 млрд. рублей (68,7 процента), по товарам, ввозимым на таможенную территорию Республики Беларусь, - 1371,5 млрд. рублей (30,2 процента), по товарам, происходящим из третьих стран и ввозимым из Российской Федерации, -15,8 млрд. рублей (0,4 процента). В 2005 году 50 процентов налога на добавленную стоимость по товарам, производимым на территории Республики Беларусь, и уплачиваемого резидентами свободных экономических зон, поступает в республиканский бюджет в сумме 34,8 млрд. рублей (0,7 процента).

С учетом установленных отчислений в бюджеты областей и г.Минска поступления НДС запланированы в республиканском бюджете в сумме 3053,7 млрд. рублей и местных бюджетах - 1493,2 млрд. рублей.

Поступления акцизов в 2005 году оцениваются в сумме 1207,9 млрд. рублей, или с ростом против плана на 2004 год на 13,7 процента.

Акцизы по всем группам алкогольной продукции рассчитаны с учетом действующих в 2004 году ставок, увеличенных исходя из среднегодового индекса потребительских цен в 2005 году (112-113 процентов). Поступления акцизов на алкогольную продукцию, производимую в республике, и пиво определены в размере 574,1 млрд. рублей, что составляет 47,5 процента от общей суммы акцизов. Акцизы по пиву в 2005 году составят 32,7 млрд. рублей, и их доля в акцизах увеличится с 2,3 процента в текущем году до 2,7 процента в 2005 году, что связано с прогнозируемым ростом объемов реализации производимого в республике пива.

Поступления акцизов на автомобильное топливо запланированы в сумме 492,7 млрд. рублей, или с ростом на 3,9 процента к плану 2004 года. Общая сумма поступлений по указанному доходному источнику определена исходя из установленных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 января 2004 года № 63 «О ставках акцизов по подакцизным товарам» ставок акцизов в евро, прогнозируемых концерном «Белнефтехим» на 2005 год объемов реализации топлива (895 тыс. тонн автомобильных бензинов и 1495 тыс. тонн дизельного топлива) и курса евро.

Акцизы по табачным изделиям (кроме импортированных) на 2005 год запланированы в сумме 42,5 млрд. рублей, или с ростом на 5,8 процента к 2004 году. В 2004 году складывается и учтено при планировании акцизов на 2005 год снижение производства табачных изделий Гродненской табачной фабрикой «Неман» на 1 млн. штук с адекватным ростом на СП «Табак - инвест» (г. Минск). [3], [4]

Доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций запланированы в бюджете на будущий год в сумме 1410,1 млрд. рублей, или с увеличением против плана 2004 года на 15,9 процента. В 2005 году основной частью доходов от внешнеэкономической деятельности являются импортные пошлины - 1035,5 млрд. рублей (73,4 процента) и экспортные пошлины - 370,1 млрд. рублей (26,2 процента), в составе которых преобладают пошлины при экспорте нефтепродуктов - 257,8 млрд. рублей (69,7 процента). [3], [4]

Объем неналоговых доходов на 2005 год прогнозируется в общей сумме 1199,1 млрд. рублей, или с ростом против уточненного плана на 71,2 процента. Доля неналоговых поступлений в общем объеме доходов (без учета ФСЗН и государственных целевых бюджетных фондов) составит 8,1 процента, что на 2,2 процентных пункта выше, чем в уточненном плане 2004 года.

В Законе о республиканском бюджете поступления по неналоговым доходам и обязательным платежам в 2005 году определены в размере 917,5 млрд. рублей. Удельный вес неналоговых поступлений в объеме доходов бюджета (без учета ФСЗН и государственных целевых бюджетных фондов) составит 11,3 процента. Структура указанных платежей по республиканскому бюджету складывается следующим образом:

доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности - 338,9 млрд. рублей (36,9 процента);

административные сборы и платежи - 263,2 млрд. рублей (28,7 процента);

прочие текущие неналоговые доходы и обязательные платежи - 315,4 млрд. рублей (34,4 процента). [4]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.