рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Формирование доходов бюджета Республики Беларусь

Эта категория включает также поступления в бюджет от продажи нематериальных активов, от реализации государственных материальных резервов и ценностей, от продажи земли и реализации других непроизводственных активов, а также разовые безвозмездные предоставления средств для приобретения материальных ценностей.

Капитальные доходы подразделяются на капитальные налоговые и капитальные неналоговые доходы и обязательные платежи.

В группу «Капитальные налоговые доходы» включаются налоги на капитальные активы, взимаемые нерегулярно и со значительными временными интервалами. К ним относятся поступления от налогов на передачу имущества по наследству, наследство и дарение, другие непериодические налоги на имущество.

К группе «Капитальные неналоговые доходы и обязательные платежи» относятся капитальные доходы, отражающие реализацию нефинансовых активов (произведенных и непроизведенных), за исключением капитальных налоговых доходов.

В названную группу включаются следующие виды доходов: доходы от реализации произведенных активов, доходы от реализации непроизведенных активов, капитальные трансферты за исключением безвозмездных поступлений; другие капитальные неналоговые доходы и обязательные платежи.

Произведенные активы представляют собой активы, возникающие в процессе производства и включающие доходы от реализации государственного имущества (в том числе основных фондов), акций и продажи нематериальных активов, а также доходы от реализации государственных резервов.

К нематериальным активам относятся права пользования активами (приобретенные за плату права пользования землей, водой, полезными ископаемыми, другими природными ресурсами, зданиями, сооружениями, оборудованием, патенты, лицензии, права на товарные знаки и торговые марки, а также прочие имущественные права, брокерские места, программное обеспечение) и другие аналогичные расходы, не имеющие материальной основы.

Непроизведенные активы не являются результатом процесса производства и включают поступления от продажи активов естественного происхождения, на которые были установлены права собственности, а также условных объектов, оформленных правовыми или бухгалтерскими актами. К ним относятся материальные активы - земля, некультивируемые лесные угодья, внутренние водоемы и месторождения полезных ископаемых, а также некоторые нематериальные активы - запатентованные объекты, договоры аренды, касающиеся непроизведенных активов.

Капитальные трансферты за исключением безвозмездных поступлений поступления добровольных невозвратных платежей в бюджет на осуществление капитальных расходов или приобретение материальных ценностей. Эта статья включает поступления средств от не являющихся государственными юридических и физических лиц.

Категория «Безвозмездные поступления» классифицируется по источникам получения доходов и представляет собой добровольные и необязательные текущие или капитальные трансферты, получаемые от иностранных государств, от других уровней государственного управления ( из бюджетов одного уровня в другой) и от стран - участниц международных организаций и соглашений. В доходы бюджетов могут зачисляться безвозмездные поступления по взаимным расчетам.

В соответствии с классификацией доходов бюджетов полученные безвозмездные поступления подразделяются на две группы- текущие безвозмездные поступления и капитальные безвозмездные поступления.

В группу « Текущие безвозмездные поступления» включаются виды доходов: текущие безвозмездные поступления из-за границы и от других уровней государственного управления; текущие безвозмездные поступления от стран-участниц международных организаций и соглашений и предназначены для осуществления текущих расходов в сфере государственного управления.

К группе «Капитальные безвозмездные поступления» относятся поступления, которые предназначены для осуществления капитальных расходов в сфере государственного управления. В данную группу включаются два вида доходов: капитальные безвозмездные поступления из-за границы и от других уровней государственного управления, а также капитальные безвозмездные поступления от стран - участниц международных организаций и соглашений. [21, c.11-15]

Налоги - важная экономическая категория, исторически связанная с существованием и функционированием государства. Главным назначением налогов является обеспечение материальных условий существования государства и выполнения им функций управления экономикой и обществом.

По своей форме их можно определить, как обязательные денежные платежи, изымаемые в бюджет. Если рассматривать материальное содержание налогов, то они представляют ту часть национального дохода, которая взимается у субъектов хозяйствования и населения на общегосударственные нужды. При изъятии налогов между государством и плательщиками налогов возникают денежные отношения, затрагивающие существенные интересы участников создания и распределения национального дохода. Интерес государства заключается в изъятии части национального дохода на общегосударственные нужды, в мобилизации и перераспределении этих средств через бюджет. У собственников созданного или полученного за выполненные работы или услуги национального дохода при изъятии налогов затрагиваются первостепенные экономические интересы, поскольку уменьшаются их реальные доходы, что влечет в свою очередь за собой сокращение ресурсов на расширение и совершенствование производства. Процесс принудительного отчуждения имеет одностороннее движение стоимости от налогоплательщика к государству без прямого эквивалентного обмена.

В экономической литературе дается множество трактовок сущности налога. В целом, налог - это обязательный безвозмездный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств, для финансового обеспечения деятельности государства и региональных образований.

Налоги в структуре общественных отношений выполняют ряд важных задач. Условно их можно свести к трем основным функциям: фискальной, регулирующей и стимулирующей.

Фискальная функция - основная, характерная изначально для всех видов государств. С ее помощью образуются государственные фонды денежных средств, т.е. материальные условия для функционирования государства. Мобилизуя через налоги часть национального дохода, государство входит в постоянное соприкосновение с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на развитие экономики.

Регулирующая функция заключается в воздействии налогов на многие стороны общественно - экономических отношений. Она реализуется через совокупность мер косвенного воздействия государства на развитие производства путем изменения нормы изъятия доходов у предприятий в бюджет, повышения или понижения общего уровня налогообложения, предоставления налоговых льгот, поощряющих деловую активность в отдельных сферах деятельности или регионах страны. Регулирующая функция налогов взаимосвязана с их стимулирующим значением.

Стимулирующая функция ориентирует налоговый механизм государства на стимулирование плательщика к определенным действиям. Задача стимулирующей функции налогов заключается в том, чтобы наряду с применением оптимального уровня изъятий, создавать стимулы для развития приоритетных отраслей и производств, обеспечивающих экономический прогресс общества.

Кроме налогов в государственный бюджет поступают также различные сборы, пошлины и другие обязательные платежи. Они имеют с налогами единую экономическую сущность, но в тоже время отличаются спецификой назначения и характером использования.

Сборы и пошлины в отличия от налогов всегда имеют целевое назначение. Они строятся на эквивалентной основе как уплата государству за определенные оказываемые им услуги или за предоставляемые права. Пошлины - это денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд, при этом субъект пошлины получает определенные права на осуществление каких - либо хозяйственных операций (вывоз, ввоз товаров или специальные разрешения (лицензии, свидетельства). Сборы представляют собой платежи в бюджет за обладание специальным правом (право торговли, право проведения аукционов, право на парковку в специально оборудованных местах и т.д.).

В соответствии с Общей частью Налогового Кодекса Республики Беларусь (2002 г.) «Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь». [1]

Совокупность экономических, политических и исторических факторов обусловливают особенности налоговых систем каждой страны. Вместе с тем при всех национальных особенностях возможно выделение ряда общих для них характеристик. Систему налогов, поступающих в бюджеты разных уровней, можно классифицировать по различным признакам: по методам взимания, по объектам обложения, по виду плательщиков, по использованию, по характеру построения налоговых ставок и т.д.

По методам изъятия, объектам обложения все налоги можно подразделить на прямые и косвенные.

Прямые налоги - это налоги, которые взимаются государством с доходов или имущества налогоплательщика (подоходно-имущественные налоги), и непосредственно обусловлены величиной объекта обложения. К ним, например, относятся налог на доходы, налог на прибыль, подоходный налог, налоги на собственность и др.

Косвенные налоги уплачиваются с оборотов по реализации товаров, работ, услуг или с чистых оборотов - добавленной стоимости. Косвенные налоги включаются в цену товаров и поступают в бюджет после их реализации. Перечисляют косвенные налоги в бюджет производители и импортеры товаров, фактическими же плательщиками являются потребители этих товаров, оплатившие их в составе цены. Косвенные налоги считаются наиболее удобными для государства, поскольку они являются устойчивыми видами доходов государственного бюджета и не зависят от результатов финансовой деятельности предприятий. Помимо этого, механизм их взимания достаточно прост и прозрачен для контроля со стороны налоговых и других органов. Недостатком косвенных налогов является то, что они практически не учитывают уровень платежеспособности налогоплательщиков.

Мировая практика знает много косвенных налогов. В Республике Беларусь к косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость и акцизы.

Исходя из значимости, налоги подразделяются на общегосударственные и местные. Общегосударственные налоги устанавливаются Правительством и законодательным органом страны, действуют на всей ее территории и поступают в государственный бюджет. Местные налоги утверждаются местными представительными органами власти, действуют сугубо на определенной территории и поступают в соответствующие региональные бюджеты.

В Республике Беларусь перечень общегосударственных (республиканских) налогов, объекты налогообложения, виды льгот, ставки, плательщики, порядок взимания и зачисления налогов в бюджет и др. устанавливаются актами Президента и законами Республики Беларусь. В состав республиканских налогов и сборов входят: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы, налог на прибыль, чрезвычайный налог, подоходный налог с физических лиц, налоги с пользователей природных ресурсов, налоги на имущество, земельный налог, дорожные налоги и сборы, таможенная пошлина и таможенные сборы, гербовый сбор, оффшорный сбор, консульский сбор, государственная пошлина, регистрационные и лицензионные сборы и др.

Перечень местных налогов и сборов в нашей стране устанавливается законодательными актами Республики Беларусь и вводятся решением соответствующих Советов депутатов. Областные, Минский городской Совет депутатов, Советы депутатов базового территориального уровня (городские (городов областного подчинения), районные Советы) самостоятельно определяют базу и объекты налогообложения, конкретные размеры ставок, плательщиков, льготы, порядок исчисления и сроки уплаты местных налогов и сборов в соответствии с действующим законодательством.

В зависимости от характера распоряжения и назначения налоги и сборы подразделяются на закрепленные и регулирующие. К закрепленным относятся налоги и сборы, закрепленные на длительный срок в качестве доходного источника бюджета определенного уровня. Например, за республиканским бюджетом Республики Беларусь закреплены следующие налоги: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы, налог на прибыль, чрезвычайный налог и т.д.

Регулирующие налоги - это республиканские налоги, используемые ежегодно в виде нормативов отчислений для сбалансирования бюджетов различных уровней. В качестве регулирующих налогов используются налог на добавленную стоимость, налоги на доходы и прибыль, акцизы на автомобильное топливо.

В зависимости от вида плательщиков, налоги подразделяются на две группы. Первую из них образуют поступления от юридических лиц, т.е. предприятий, хозяйственных товариществ и обществ, производственных и потребительских кооперативов и др., а вторую - от физических лиц. Первая группа налогов и сборов существенно преобладает в доходах бюджета. С ростом доходов населения доля поступлений в бюджет Республики Беларусь от физических лиц имеет тенденцию к увеличению.

Государственные пошлины, поступающие в бюджет Республики Беларусь, можно условно подразделить на следующие виды:

а)государственные пошлины за совершение услуг (нотариальных действий, регистрацию актов гражданского состояния и др.);

б)государственные пошлины за предоставление особых прав (права на рыбную ловлю, на охоту и т.п.);

в)регистрационные пошлины (за выдачу лицензий, авторских свидетельств и т.д.);

г)таможенные пошлины (в случаях совершения экспортно-импортных операций).

Согласно закону Республики Беларусь о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год, областным, Минскому городскому Советам депутатов, Советам депутатов базового уровня предоставляется право на введение в соответствующих регионах местных налогов и сборов.

В соответствии со значимостью (удельным весом) налогов в формировании доходной части бюджета Республики Беларусь, рассмотрим основные из них. В частности, дадим экономическую характеристику следующих налогов: налога на добавленную стоимость, подоходного налога с физических лиц, налога на прибыль, акцизов, налога на доходы, чрезвычайного налога и налога на недвижимость.

Налог на добавленную стоимость.

Налог на добавленную стоимость относится к разряду налогов на потребление и представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения продукции, работ и услуг. Он определяется как разница между стоимостью реализованной продукции, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и реализации.

Объектами обложения налогом на добавленную стоимость признаются:

а)обороты по реализации товаров, работ и услуг на территории Республики Беларусь (за исключением оборотов, освобождаемых от налогообложения);

б)обороты по реализации товаров, работ и услуг за пределы Республики Беларусь;

в)товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь (за исключением товаров, освобождаемых от налогообложения при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь).

В состав добавленной стоимости входят следующие элементы цены: заработная плата, отчисления на социальные нужды, прибыль и амортизация.

В мировой практике наибольшее распространение получил метод исчисления налога на добавленную стоимость, основанный на зачете ранее внесенных в бюджет сумм. В соответствии с ним, налог взимается на каждой стадии только с той части стоимости товара, работы или услуги, которая добавляется предприятием к стоимости закупленных им сырья, материалов, комплектующих и т.д. Налог, подлежащий внесению в бюджет, исчисляется как разница между суммами налога, полученными от потребителей за реализованные им товары, работы, услуги и суммами налога по оплаченным материальным ресурсам, работам, услугам, стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

В Республике Беларусь налог на добавленную стоимость введен в 1992 году и стал основным источником доходов бюджета страны (более 1/4 всех поступлений). Он определяется способом прямого вычитания или методом отчетов. В основу названного метода исчисления налога на добавленную стоимость положены данные бухгалтерского учета о суммах поступлений за налоговый период выручки от реализации продукции, работ, услуг и внереализационных доходов и сумме материальных затрат, приходящихся на объем реализованной продукции. По этой схеме облагаются обороты по реализации во всех звеньях прохождения товара. Ставки налога на добавленную стоимость дифференцированы: 10 и 18 процентов

Подоходный налог с физических лиц.

Подоходный налог с физических лиц исчисляется и уплачивается в соответствии с Законом Республики Беларусь «О подоходном налоге с граждан». Плательщиками подоходного налога являются граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории Республики Беларусь. Объектом налогообложения является совокупный доход физических лиц в денежной или натуральной форме, а также в виде материальных и социальных благ, предоставленных им за счет средств предприятий и предпринимателей в течение календарного года. Ставки подоходного налога дифференцированы в зависимости от величины облагаемого дохода в пределах от 9 процентов до 30 процентов.

Налог на прибыль.

Налог на прибыль представляет собой часть прибыли предприятия, которая в строго установленном порядке изымается в бюджет.

Объектом обложения налогом на прибыль является балансовая прибыль, из которой вычитается прибыль, полученная от дивидендов и приравненных к ним доходов (после вычета из нее налога на доходы), налог на недвижимость и прибыль, не облагаемая налогом (льготируемая).

В состав балансовой прибыли включаются:

прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг;

прибыль от реализации иных ценностей, включая основные фонды, товарно-материальные ценности, нематериальные активы, ценные бумаги;

доходы от внереализационных операций, уменьшенные на сумму расходов по этим операциям.

Прибыль от реализации продукции, работ, услуг исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции, работ, услуг без налога на добавленную стоимость, акцизов, отчислений в целевые бюджетные фонды поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, в местные целевые бюджетные фонды стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, целевых сборов на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда и затратами на производство и реализацию, предусмотренными Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции, работ и услуг.

Прибыль от реализации основных фондов или иного имущества предприятия определяется как разница между ценой реализации за вычетом НДС и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и имущества с учетом их ежегодной переоценки.

По налогу на прибыль действует система льгот, представляющих собой полное или частичное освобождение от уплаты налога.

Рассчитывается налог на прибыль нарастающим итогом с начала года по ставке 24 процента и уплачивается ежемесячно.

Акцизы.

Акцизы относятся к группе косвенных налогов, которыми облагается ограниченный перечень товаров, работ, услуг не первой необходимости. Посредством регулирования ставок акцизов государство воздействует на производство, импорт, потребление отдельных товаров и обеспечивает более семи процентов поступлений доходов в бюджет Республики Беларусь.

Ставки акцизов устанавливаются в виде твердых сумм налога на единицу товара или в виде процентов к стоимости товаров в отпускных ценах (адвалорные ставки). Соответственно при применении твердых ставок объектом налогообложения является объем товаров в натуральном выражении, а при адвалорных ставках - стоимость товаров.

Объект обложения акцизами в зависимости от установленных в отношении подакцизных товаров ставок акцизов определяется:

а)по произведенным подакцизным товарам;

б)по подакцизным товарам, ввозимым на таможенную территорию Республики Беларусь.

Объектом обложения акцизами товаров при их ввозе на территорию республики служит таможенная стоимость с учетом сумм таможенных пошлин и сборов за таможенное оформление.

При дальнейшей реализации подакцизных товаров суммы акцизов, подлежащие перечислению, уменьшаются на величину налога, уплаченного при их ввозе пропорционально объему реализации.

Суммы акцизов, подлежащие уплате по товарам, происходящим и ввозимым с территории стран СНГ, уменьшаются на суммы акцизов, фактически уплаченные в стране их происхождения в размере не более сумм акцизов, подлежащих уплате в Республике Беларусь (на условиях взаимности с конкретной страной).

Налог на доходы.

Налог на доходы представляет собой налог, взимаемый с доходов субъектов хозяйствования от особых видов деятельности. К ним относятся доходы от проведения лотерей, доходы, полученные предприятиями от принадлежащих им акций, облигаций, других ценных бумаг и депозитов, доходы от массовых концертно-зрелищных мероприятий, доходы от видеопоказа, эксплуатации игровых автоматов с денежными выигрышами и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.