рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Проблемы формирования бюджета и развитие межбюджетных отношений (региональный аспект)

В бюджет развития включаются ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством: капитальные вложения в развитие территорий, финансирование экологических программ и т.п.

В бюджет текущих расходов попадают все другие расходы: на содержание и ремонт жилищно-коммунального хозяйства, учреждений здравоохранения, образования и т.п.

Практическое значение этой классификации заключается в следующем: при наличии бюджетного дефицита первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.

При составлении бюджета любого уровня важное внимание уделяется требованию сбалансированности бюджета. Как отмечается в законе, сбалансированность бюджетов всех уровней является необходимым условием бюджетно-финансовой политики.

Превышение расходной части над доходной составляет дефицит бюджета. Существенный, постоянно растущий бюджетный дефицит неизбежно ведет к росту государственного долга, усиливает инфляционные процессы. Однако в умеренных размерах дефицит бюджета страны представляется нормальным явлением. Даже многие высокоразвитые капиталистические страны имеют дефицитные бюджеты. В целях сбалансированности бюджета представительные органы, утверждающие бюджет, могут устанавливать предельные размеры дефицита бюджета. Уже одно это является средством борьбы с бюджетным дефицитом, так как будучи утвержденным чаще всего еще до окончательного утверждения бюджета, предельные размеры дефицита препятствуют принятию бюджета с существенным дефицитом (32).

Покрытие дефицита бюджета осуществляется за счет выпуска государственных займов или использования кредитных ресурсов. Государственные казначейские обязательства являются одним из таких средств. Средства, полученные подобным образом, включаются в государственный долг и подлежат возврату, чаще всего на возмездной основе. Поэтому использование таких источников из года в год представляется достаточно бессмысленным (36).

В том случае, если происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета, то вводится механизм секвестра расходов. Секвестр заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5%, 10%, 15% и т.д.) ежемесячно по всем статьям бюджета, кроме защищенных, в течение оставшегося времени текущего финансового года. Состав защищенных статей определяется соответствующим представительным органом при принятии бюджета (43).

Денежные средства, поступающие в государственный бюджет, не имеют целевого назначения, не закреплены за конкретными видами расходов. Поэтому некоторые программы (чаще входящие в бюджет развития) не получают достаточного финансового обеспечения. Для финансирования отдельных расходов создаются целевые государственные фонды. Главной отличительной чертой этих фондов является то, что денежные средства, поступающие на отдельные индивидуальные счета фондов, не могут идти ни на какие другие цели, кроме определенных в положении о конкретном фонде. Эти средства изъятию не подлежат. Существование целевых фондов позволяет более успешно осуществлять фискальную функцию государства. Дело в том, что лицо с гораздо меньшим нежеланием отдает свои деньги, если знает, что они будут использованы на вполне конкретные, определенные, социально полезные цели. Источники средств целевых фондов определяются в том же положении о конкретном фонде. Основная масса денежных средств фонда образуется с помощью обязательных платежей физических и юридических лиц, хотя не исключены и добровольные пожертвования (24).

Распределение доходов и расходов в бюджетной системе должно быть подчинено решению:

Во-первых, наделить РФ, каждого ее субъекта и орган местного самоуправления таким объемом бюджетных средств, который обеспечивает выполнение соответствующими органами власти возложенных на них функций.

Во-вторых, определить такие бюджетные расходы РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления, которые соответствуют сферам их ведения (26).

Распределительный процесс доходов и расходов между бюджетами разного уровня основывается на принципах:

·  централизованного регулирования - установление федеральным законодательством общих основ, определяющих систему доходов и расходов разного уровня, порядок утверждения нормативов отчислений от регулирующих источников доходов, условия использования заемных средств бюджетов, распределение различных видов доходов между бюджетами разного уровня;

·  максимально возможного сбалансирования бюджетов - осуществляется на условиях хронического бюджетного дефицита через специально разработанную систему мер, направленных на устранение (уменьшение) дефицита бюджета;

·  подведомственности и значимости финансируемых объектов (мероприятий) - из бюджета финансируются; объекты и мероприятия, относящиеся к предмету ведения органов власти соответствующего уровня, т.е. из федерального бюджета финансируются объекты, находящиеся в федеральной собственности, из республиканского бюджета в составе РФ - объекты республиканской собственности и т.д. (56)

Таким образом, государственный бюджет является главным звеном финансовой системы и рассматривается в качестве самостоятельной экономической категории. Расчеты, осуществляемые в процессе бюджетирования, позволяют определить необходимую сумму денежных средств для реализации поставленных целей, а также источники поступления этих средств. Закрепление доходов за бюджетами различных уровней осуществляется бюджетным и налоговым законодательством. Бюджетная система РФ представляет собой целостную совокупность бюджетов всех уровней – федерального, субъектов Федерации, и местных бюджетов.


2. Анализ бюджета и межбюджетных отношений в Ставропольском крае

2.1. Консолидированный бюджет Ставропольского края

Общие принципы составления, рассмотрения и утверждения проекта бюджета Ставропольского края. Составлению проекта бюджета края предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития края. Прогноз социально-экономического развития Ставропольского края разрабатывается Правительством Ставропольского края с учетом мнения органов местного самоуправления в срок не позднее шести месяцев до начала финансового года и представляется на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу Ставропольского края.

Прогноз содержит:

- анализ социально-экономического развития края за прошедший и текущий годы;

- прогноз социально-экономического развития края на следующий финансовый год с выделением приоритетных направлений и обоснованностью их финансирования.

Для полного учета всех финансовых ресурсов, а также определения средней финансовой обеспеченности муниципального образования органы местного самоуправления составляют финансовый баланс муниципального образования.

Органы местного самоуправления представляют в Правительство Ставропольского края прогнозируемые доходы по всем бюджетным источникам, контрольные расчеты и обоснования расходов своих бюджетов, свои предложения по изменению и уточнению проектируемых показателей.

Правительство Ставропольского края в двухнедельный срок рассматривает предложения органов местного самоуправления и по результатам рассмотрения составляет протокол.

Таблица 1 – Анализ исполнения консолидированного бюджета по статьям доходов и расходов за 2005-2007г.

2005 2006 2007
Доходы 28998.7 35720.2 47466.8

 

 в том числе:

 

 Налог на прибыль организаций 3816.7 6343.6 7080.2

 

 Налог на доходы физических лиц 6130.3 7874.9 10537.7
 Акцизы 1385.9 1629.2 1699.2

 

 Налоги на совокупный доход 876.1 1283.1 1687.8

 

 Налоги на имущество 2844.9 3351.6 4461.3

 

 Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 106.6 152.5 158.3

 

 Государственная пошлина 260.1 146.5 177.6

 

 Доходы от использования имущества,

находящегося в государственной и

муниципальной собственности

1135.0 1296.8 1598.7

 

 Платежи при пользовании природными ресурсами 55.9 78.2 97.9

 

 Доходы от продажи материальных и

нематериальных активов

212.7 117.1 244.1

 

 Штрафы, санкции, возмещение ущерба 111.7 141.7 197.2

 

 Безвозмездные поступления 10359.9 10853.2 15769.1
 Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности 1684.3 2451.4 3491.0
Расходы 29288.4 34482.4 45838.1

 

 из них на:
 Общегосударственные вопросы 2324.4 3126.6 4041.1

 

 Национальную безопасность и

правоохранительную деятельность

1651.6 2160.6 2483.0

 

 Национальную экономику 5397.5 5232.4 6790.7
 Жилищно-коммунальное хозяйство 3909.9 2830.9 3.7

 

 Социально-культурные мероприятия 15885.7 20875.3 4535.0

 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.