рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Направления по совершенствованию финансовой устойчивости ОАО "НШЗ" в современных условиях

Используемая нами система показателей базируется на данных публичной отчетности предприятия ОАО «НШЗ». Это требование делает оценку массовой, позволяет контролировать изменения в финансовом состоянии предприятия всеми участниками экономического процесса. Оно также позволяет оценить результативность и объективность самой методики комплексной оценки.

Методика рейтинговой оценки финансового состояния заемщиков применяется:

- банками – для определения целесообразности предоставления или пролонгации кредита, условий кредитования, обеспечения гарантий возврата кредита путем классификации предприятий по уровню риска взаимоотношений с ними банка;

- коммерческими предприятиями – для проведения экспресс-анализа финансового состояния с целью определения уровня собственной кредитоспособности или надежности финансового положения контрагентов.

При построении итоговой рейтинговой оценки используются данные о производственном потенциале предприятия, рентабельности его продукции, эффективности использования производственных и финансовых ресурсов, состоянии и размещении средств, их источниках и др.

Для рейтинговой оценки используют приведенные ниже коэффициенты, которые приведены в таблице 3, которым при соблюдении критериального уровня присваиваются соответствующие значения в баллах.

Дополнительно 5 баллов присваиваются рассматриваемому предприятию при соблюдении им так называемого "золотого правила экономики предприятия", который задается следующим условием:

Тбп > Тр > Тк > 100 %,

Таблица 3– Коэффициенты для рейтинговой оценки

Название показателя Критериальный уровень показателя Вклад в рейтинговую оценку (в баллах)
1. Коэффициент независимости > 0,4 20
2. Соотношение заемных и собственных средств 0,3 - 1 15
3. Коэффициент текущей ликвидности > 1 20
4. Коэффициент критической ликвидности > 0,6 10
5. Коэффициент абсолютной ликвидности > 0,1 10
6. Рентабельность продаж > 0,1 10
7. Рентабельность основной деятельности > 0,1 10

где Тбп - темпы роста балансовой прибыли;

Тр - темпы роста объема реализации;

Тк - темпы роста суммы активов (основного и оборотного капитала) предприятия.

Темп роста рассчитывается как отношение соответствующего показателя за текущий отчетный период к показателю за предыдущий (без учета нарастающего итога), умноженное на 100:

на конец 2006 года:

(;

на конец 2007 года:

(

на конец 2008 года:

(

Определяется «золотое правило экономики предприятия»:

на конец 2006 года:

384% > 36% < 61% < 100% (не соответствует);

на конец 2007 года:

302% > 116% > 99.5% <100% (не соответствует);

на конец 2008 года:

-47,2 < 117,1 > 108,8 > 100% (не соответствует).

Несоблюдение критериального уровня каждого из коэффициентов, используемых при построении рейтинговой оценки анализируемого предприятия, а также несоблюдение "золотого правила экономики предприятия" дают нулевое значение соответствующего балла для рейтинговой оценки. В том случае, когда более 70% общей дебиторской задолженности анализируемого предприятия приходится на одного дебитора, для учета возникающего риска непогашения дебиторской задолженности из-за малой ее диверсификации в рейтинговой оценке вводится корректирующий балл. Для определения зависимости доли, занимаемой дебиторской задолженностью в оборотных активах предприятия, и корректирующего балла составим таблицу 4

Таблица 4 – Доля дебиторской задолженности в оборотных активах

Доля дебиторской задолженности в оборотных активах Корректирующий балл
менее 25% 5
от 25% до 50% 10
более 50% 15

Доля дебиторской задолженности в оборотных активах определяется по формуле (19):

Доля ДЗОА =  (19)

где Доля ДЗОА - доля дебиторской задолженности в оборотных активах;

 ДЗ1 – дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты);

ДЗ2 - дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течении 12 месяцев после отчетной даты).

По формуле (19) определяется доля дебиторской задолженности на исследуемом предприятии:

на конец 2006 года:

на конец 2007 года:

на конец 2007 года:

Рентабельность – один из важнейших показателей, характеризующих эффективность работы предприятия. Рентабельность более полно, чем прибыль, характеризует окончательные результаты хозяйствования, так как ее величина показывает соотношение эффекта с использованными ресурсами.

Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности организации как инструмент анализа инвестиционной политики и ценообразования. Структура показателей рентабельности в общем и целом представляет собой отношение прибыли (как экономического эффекта деятельности) к ресурсам или затратам, т.е. в любом рассматриваемом показателе рентабельности прибыль выступает в качестве одного из составляющих факторов.

Рентабельность продаж рассчитывается по формуле (20):

Рпродаж =  (20)

где Рпродаж – рентабельность продаж;

БП – бухгалтерская прибыль (прибыль до налогообложения);

В – выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг.

На конец 2006 года:

на конец 2007 года:

на конец 2008 года:

Рентабельность производственной деятельности рассчитывается по формуле (21):

Рпро-ва = *100%, (21)

где Рпро-ва - рентабельность производственной деятельности предприятия;

ОС – основные средства предприятия;

МПЗ – материально-производственные запасы предприятия.

На конец 2006 года:

на конец 2007 года:

на конец 2008 года:

Итоговая рейтинговая оценка определяется вычитанием корректирующего балла из рейтинговой оценки, полученной по балансовым данным. Результаты проведенного анализа удобно представить в виде таблицы 5.

В зависимости от полученных значений рейтинговой оценки предприятие относится к одному из четырех классов платежеспособности. При величине итоговой рейтинговой оценки от 100 до 75 баллов предприятие относится к 1 классу платежеспособности, при рейтинге от 70 до 50 баллов - к 2 классу, от 45 до 25 баллов - к 3 классу и при рейтинге от 20 до 0 баллов - к 4 классу платежеспособности.

К первому классу платежеспособности относятся предприятия, обладающие наивысшей рейтинговой оценкой. Это говорит о финансовой устойчивости предприятия и его высокой кредитоспособности. Исходя из практики получение предприятием максимального общего балла рейтинговой оценки - явление крайне редкое. Для предприятий, отнесенных к первому классу платежеспособности, можно рекомендовать наиболее мягкие условия кредитования, например, кредитование под залог закупаемой продукции, обеспечение твердым залогом только части предоставляемого кредита при одновременном обеспечении остальной части кредита оборотами по расчетному счету предприятия в кредитующем банке. Кроме того, возможно уменьшение маржи кредитора в составе процентной ставки, так как риск невозврата кредита по причине финансовой несостоятельности заемщика в данном случае минимален.

Таблица 5 – Итоговая рейтинговая оценка ОАО «Нижнекамскшина»

Наименование коэффициента

(нормативное значение)

2006 год 2007 год 2008 год Оценка в баллах за 2006 год Оценка в баллах за 2007 год Оценка в баллах за 2008 год
Коэффициент независимости (>0,4) 0,26 0,25 0,19 0 0 0
Соотношение заемных и собственных средств (0,3 - 1) 2,8 2,96 4,21 0 0 0
Коэффициент текущей ликвидности (>1) 0,454 0,42 0,49 0 0 0
Коэффициент критической ликвидности (>0,6) 0,23 0,001 0,31 0 0 0
Коэффициент абсолютной ликвидности (>0,1) 0,002 0,001 0,00027 0 0 0
Рентабельность продаж (>0,1) 1,06 2,75 -0,01 10 10 0
Рентабельность основной деятельности (>0,1) 4,95 5,65 -2,5 10 10 0
Выполнение “золотого правила” (да/нет) нет нет нет 0 0 0
Рейтинговая оценка 20 20 0
Корректирующий балл 10 15 5
Итоговая рейтинговая оценка 10 5 -5
Класс платежеспособности 4 4 4

Второй класс платежеспособности включает в себя предприятия, для которых полученная рейтинговая оценка лежит в интервале от 50 до 70 баллов. При кредитовании таких заемщиков присутствует незначительная степень разумного риска, компенсацией которой может служить как наличие высоколиквидного залога на сумму кредита с процентами, так и повышение предлагаемой процентной ставки по кредиту или другая форма дополнительного обеспечения заемщиком возникающих при предоставлении кредита обязательств.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.