рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Налогообложение доходов физических лиц в РК

Действующая система налогообложения должна быть преобразована так, чтобы, выполняя свои фискальную роль, подоходный налог с физических лиц не перекладывал налоговую нагрузку на малоимущие слои общества, уровень доходов которых не превышает прожиточный минимум. Более того, налоговая система должна способствовать проявлению стимулов к производительному расходованию заработанных средств, когда заработанные средства направлялись бы не на роскоши отдельных категорий населения, а направлялись бы в виде инвестиций на производственное накопление. Такая схема должна включать элементы, которые, с одной стороны, обеспечивают справедливое налогообложение заработанных средств, а с другой – содержит антиинфляционный механизм их использования, создает заинтересованность у работников во вложении части своих полученных доходов в производство.

В основу предложений правительством налоговой системы положена малорегулируемая универсальная модель. Подобные модели действуют в развитых капиталистических странах, работающих в условиях налаженного и в определенной мере регулируемого свободного рынка. Экономика нашей страны еще не стабилизировалась, сохраняется тенденция роста цен, способствующая инфляционным процессам. Как следствие деформированной экономики резко дифференцированы доходы населения не только по социальным группам, но и по регионам.

В таких условиях универсальная система налогообложения доходов, действующая в Республике Казахстан малоэффективна. Необходима налоговая система, направленная на решение следующих задач:

- обеспечение максимального удовлетворения потребностей малоимущих слоев населения в товарах и услугах первой необходимости;

- перераспределение доходов и изъятие неоправданно высоких нетрудовых доходов в государственную казну.

Для регулирования этих вопросов в налогообложении доходов физических лиц мною предложена система, состоящая из следующих взаимодополняющих элементов:

а) дифференциация налогообложения доходов, имеющих различные источники образования;

б) установление стандартного налогового вычета, обеспечивающего удовлетворение минимальных потребностей населения в условиях инфляционной экономики;

в) налогообложение по прогрессивной шкале части заработной платы, превышающей минимальный прожиточный уровень;

г) ограниченная система налоговых льгот.

Прежде всего, необходима дифференциация налоговых ставок в зависимости от характера доходов. Нельзя облагать по единой ставке доходы от трудовой деятельности в виде фиксированной заработной платы и доходы от коммерческой, предпринимательской и иной нетрудовой деятельности.

В зависимости от источника образования все доходы в целях налогообложения следует разделить на три группы.

К первой группе следует относить все доходы, связанные с выполнением трудовых обязанностей и начисляемые организациями и индивидуальными предпринимателями и другими работниками согласно трудовых взаимоотношений.

Вторая группа доходов должна объединять доходы от предпринимательской деятельности, включая доходы крестьянских (фермерских) хозяйств, доходы от реализации продукции подсобных домашних хозяйств и т.д.

И, наконец, третья группа доходов представляет собой нетрудовые (инвестиционные) доходы от владения собственностью. К ним относятся дивиденды по акциям и другим ценным бумагам, проценты по банковским вкладам и ряд других.

Налогообложение первой группы доходов должно осуществляться по отдельной шкале налоговых ставок, дифференцированных в зависимости от величины дохода. Она предназначена для взимания налога с доходов, полученных при осуществлении трудовой деятельности. Основной показатель такой деятельности- это реализация труда. Для этой шкалы также предлагается прогрессивное налогообложение в зависимости от величины заработной платы.

Вторая группа доходов формируется в процессе предпринимательской деятельности согласно действующему законодательству. Ставка налогов по таким доходам должна быть несколько выше, чем минимальная ставка налогообложения заработной платы по месту основной работы. При этом в основе налогообложения таких доходов должен быть положен механизм, предусмотренный для юридических лиц, занимающихся аналогичной предпринимательской деятельностью.

Третья группа доходов физических лиц являются доходами от обладания собственностью, от наличия излишков доходов. Она должна быть введена для налогообложения доходов, полученных от ценных бумаг, банковских вкладов, обладания собственностью, т.е. видов деятельности, обеспечивающих получение сверх доходов без трудового участия налогоплательщика в формировании доходов. Налоговые ставки по этой шкале должны быть достаточно высокими, чтобы препятствовать получению сверх доходов и обеспечить перераспределение их. Эти виды доходов должны облагаться по повышенным налоговым ставкам в целях перераспределения доходов между членами общества через бюджеты различных уровней. Такой доход позволяет государству выполнять регулирующую роль в части обеспечения социальных прав всего населения. Поэтому, в целях справедливого налогообложения инвестиционных доходов физических лиц налоговая ставка должна быть не ниже 35%.

Важной задачей государства в условиях переходной инфляционной экономики является обеспечение минимальных прожиточных условий для малоимущих слоев населения и достижение социальной справедливости. На мой взгляд, наиболее справедливым методом сглаживания таких несоответствий в налогообложении доходов физических лиц является установление необлагаемого минимума, т.е. определенной величины доходов, достаточной для приобретения предметов первой необходимости. В таком случае каждый налогоплательщик платил бы налог не с полной суммы своих доходов, а только лишь с излишков.

В предлагаемой шкале налогообложения доходов физических лиц заложен прогрессивный характер. Однако по сравнению со всеми налоговыми системами, действовавшими в современной казахстанской практике, уровень изъятия доходов ниже. Предельные уровни налогообложения (5% и 20%) не выходят за рамки налоговых ставок, установленных действующей налоговой системой. На мой взгляд, предлагаемая система налогообложения вполне ориентирована на обеспечение социальной справедливости налогообложения и перераспределения доходов населения.

Мои расчеты, выполненные на основе использования величины прожиточного минимума и прогрессивной шкалы налогообложения, подчеркивает эффективность предлагаемой системы налогообложения. Одновременная реализация обеих направлений совершенствования налогообложения физических лиц позволяет вывести из под налогообложения невысокие доходы физических лиц без ущерба для фискальных налоговых интересов. Налоговые потери в этом случае компенсируются повышением уровня налогообложения высоких доходов за счет применения прогрессивной шкалы налогообложения. Таким образом, внедрение предлагаемых мною рекомендаций по совершенствованию механизма налогообложения доходов физических лиц позволит: во-первых, переложить налоговую нагрузку с малооплачиваемых категорий на лица с высокими доходами; во-вторых, создать объективный механизм, обеспечивающий социальную поддержку малоимущих слоев населения; в-третьих, создать справедливую налоговую систему, аналогичную налоговым системам, действующим в странах с цивилизованными рыночными условиями хозяйствования и учитывающая дифференцированный по регионам отечественный уровень жизни населения. 

Наиболее распространенным элементом регулирования доходов физических лиц являются в системе налоговых льгот налоговые вычеты для физических лиц, классифицирует на четыре группы:

- стандартные налоговые вычеты;

- социальные налоговые вычеты;

- имущественные налоговые вычеты;

- профессиональные налоговые вычеты.

Cтандартные налоговые вычеты, установленные Налоговым кодексом РК

в конкретных фиксированных суммах, не могут служит в длительное время в условиях высокой инфляции регулятором доходов отдельных категорий населения. Во-первых, они должны быть установлены в кратном размере к величине прожиточного минимума. Во-вторых, величина вычета зависит не от объема дохода, заслуг отдельных категорий налогоплательщиков перед обществом в прошлом, что также несправедливо по отношению к той категории населения, за счет которых они содержатся. Следовательно, стандартные налоговые вычеты должны быть ориентированы на обеспечение минимальной государственной поддержки малообеспеченных категорий населения путем вывода из под налогообложения дохода в размере величины прожиточного минимума на каждого члена семьи. В то же время, могут быть установлены дополнительные налоговые вычеты в кратном размере к величине прожиточного минимума для наиболее необеспеченных слоев населения, в частности, многодетных детей и т.д.

Анализ социальных вычетов, устанавливаемых Налоговым кодексом РК, показывает, что в современных условиях дифференциации доходов населения, они неэффективны. Более того, они ориентированы не столько на предоставление налоговых скидок населению, сколько поощрение внебюджетного финансирования учреждений социальной сферы, науки, образования, здравоохранения и т.д.

Следующая категория налоговых вычетов- это имущественные налоговые вычеты. С точки зрения обеспечения минимальных социально-экономических условий жизни населения эта льгота является правомерной. Ведь ни один налогоплательщик, особенно с низкими доходами, не способен после уплаты налогов в современных условиях финансировать строительство или приобретение жилья.

К профессиональным налоговым вычетам относятся расходы налогоплательщиков, связанные с извлечением дохода от предпринимательской деятельности. На мой взгляд, действующая налоговая система позволяет объективно подойти к налогообложению этой категории доходов физических лиц.

Другая существенная категория доходов, не облагаемая подоходным налогом согласно действующей налоговой системе, представляет собой вознаграждения, получаемые работником за счет фондов или чистой прибыли предприятий и организаций (суммы компенсации стоимости путевок, расходы организаций на лечение и медицинское обслуживание своих работников, доходы, полученные от акционерных обществ в результате переоценки основных средств и т.д.). На мой взгляд, выплаты, производимые в натуральной или денежной форме работникам предприятий, независимо от источников, следует включать в совокупный доход физического лица. В этом случае достигается социальная справедливость по отношению той категории налогоплательщиков, которые не имеют возможности получить такие вознаграждения.

Третья категория доходов - это призы, и вознаграждения, полученные за определенные результаты в науке, спорте и т.д. Правомерность включения таких доходов в налогооблагаемую базу состоит в том, что в условиях рыночной экономики спорт и зрелищные услуги превращаются в профессиональный вид деятельности, доходы от которых следует рассматривать как вознаграждение за труд. Более того, доходы от такой деятельности и в частности суммы призов, довольно высоки по отношению к доходам лиц, работающих в сфере материального производства.

Таким образом, значительная часть доходов, источником которых не является труд, которые по действующему налоговому законодательству не облагается налогом, подлежит налогообложению, что позволит компенсировать потери бюджета от увеличения необлагаемого дохода до величины прожиточного минимума.

1.3. Зарубежная практика налогообложения с населения, взимаемых у источника выплат

   В соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь плательщиками подоходного налога являются:

- граждане Республики Беларусь, а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно находящиеся (более 183 дней в календарном году) на территории Республики Беларусь, - по доходам, полученным от источников в Республике Беларусь и за ее пределами;

      - иностранные граждане и лица без гражданства, которые не относятся к постоянно находящимся на территории Республики Беларусь,- от источников в Республике Беларусь.

   Объектом налогообложения является доход физических лиц в денежной (денежных единицах Республики Беларусь и иностранной валюте) и натуральной форме, полученный в течение календарного года. При этом в качестве дохода физических лиц рассматриваются не только любые получаемые ими денежные средства и материальные ценности, но и оплаченные за счет средств юридических лиц, предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, включая лиц, занимающихся частной нотариальной деятельностью, различного рода путевки, курсовки, абонементы, проездные билеты, медицинские или бытовые услуги, питание, экскурсии, обучение (за исключением обучения в системе повышения квалификации и переподготовки кадров).

Законом установлен ряд льгот по налогу: доходы, полностью либо частично не подлежащие налогообложению (необлагаемая сумма ограничена определенной величиной), и льготы в виде вычетов, производимых из доходов физических лиц.

Вычеты из доходов предусмотрены за каждый месяц, в течение которого либо за который получен доход:

- в размере минимальной заработной платы;

- в размере двукратной минимальной заработной платы на каждого ребенка до 18 лет и каждого иждивенца;

- в размере десяти минимальных заработных плат для определенных категорий физических лиц.

Налог взимается по прогрессивной шкале, имеющей пять диапазонов величин облагаемого дохода и соответствующих им ставок – 9,15,20,25 и 30%.

Для отдельных доходов, к которым относится дивиденды по акциям, доходы, получаемые при распределении прибыли (дохода) юридического лица, в том числе в виде процентов на вклады физических лиц в уставном фонде, доходы, образующиеся в результате ликвидации или реорганизации юридических лиц, а также в результате изменения доли (пая) физического лица, установлена твердая ставка налога в размере 15%. Исчисление налога производится при выплате указанных доходов.

  С сумм авторских вознаграждений, выплачиваемых наследникам авторов и наследникам лиц, являвшихся субъектами смежных прав, повторно (неоднократно), налог взимается в размере 40% при выплате такого вознаграждения.

  Налогообложение доходов иностранных граждан и лиц без гражданства, не относящихся к постоянно находящимся на территории Республики Беларусь, осуществляется по ставке 20%, без учета вычетов и других льгот по налогу, предоставляемых иным налогоплательщикам.

  Подоходный налог взимается у источника выплаты дохода или налоговыми органами. Понятие «источник выплаты дохода» означает, прежде всего, предприятия, учреждения и организации, их филиалы, представительства и другие обособленные подразделения, а также физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица.

  Доходы, получаемые физическими лицами от источников, на которые законом не возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога с выплаченных ими доходов (от физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в результате наследования, а также за границей или из-за границы и т.п.), подлежат налогообложению по результатам их декларирования налоговым органом.

Декларации представляются в таких случаях физическими лицами в 30-дневный срок со дня получения дохода. Налог исчисляется и предъявляется к уплате налоговым органом исходя из заявленного в декларации фактически полученного и предполагаемого к получению до конца календарного года дохода.

 Подоходный налог с физических лиц в Республике Армения – это прямой налог, уплачиваемый налогоплательщиками (в установленных законом случаях посредством налогового агента). Подоходный налог в Армении уплачивают физические лица- резиденты Армении и физические лица-нерезиденты.

Резидентом считается физическое лицо, которое находилось в Армении в общей сложности 183 дня и более в любом начинающемся или завершающемся налоговом году (с 1 января по 31 декабря включительно) или центр жизненных интересов считается место, где сосредоточены семейные или экономические интересы лица.

Объектом налогообложения для резидента считается облагаемый доход, получаемый на территории Армении и за ее пределами, а для нерезидента считается облагаемый доход, получаемый от армянских источников. Облагаемый доход- это положительная разница между совокупным доходом налогоплательщика и разрешенными вычетами. Совокупный доход- это общая сумма всех доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом году независимо от источников их получения.

Из совокупного дохода при определении облагаемого дохода могут производиться предусмотренные законодательством вычеты (вычитаемые доходы, персональные вычеты и расходы). При определении облагаемого дохода из совокупного дохода налогоплательщика вычитываются:

а) доходы военнослужащих и приравненных к ним лиц, связанные с военной службой;

б) компенсационные выплаты в пределах норм, установленных законодательством Армении, за исключением компенсационных выплат за неиспользованный отпуск при увольнении с работы;

в) имущество и денежные средства, полученные от физических лиц в порядке наследования и дарения в соответствии с законодательством Республики Армения;

г) суммы помощи, оказываемой физическим лицам в денежной и натуральной форме из средств, зарегистрированных в установленном законодательством порядке и состоящих на учете в налоговых органах общественных организаций, в том числе организаций инвалидов, благотворительных, религиозных организаций, организаций, не преследующих цели получения прибыли, а также профсоюзов- в пределах их уставной деятельности;

д) суммы помощи, выдаваемые на основании решений Правительства Республики, территориальных органов государственного управления и местного самоуправления, а также иностранными государствами и международными межгосударственными (межправительственными) организациями;

е) стоимость продовольственного довольствия, а также суммы, выплачиваемые взамен этого довольствия;

ж) безвозмездно полученные средства, считающиеся в установленном законодательством порядке гарантами;

з) суммы, полученные физическими лицами от продажи принадлежащего им на праве собственности имущества, за исключением сумм, полученных от продажи имущества в результате предпринимательской деятельности;

и) положительная разница между номинальной стоимостью приватизированных сертификатов и ценой их приобретения в случае приобретения физическими лицами приватизированных сертификатов и их вложения в установленном законодательством порядке;

к) стипендии, выплачиваемые государством студентам высших учебных заведений, аспирантам, учащимся средних специальных и профессионально- технических учебных заведений, слушателям духовных заведений;

л) страховые возмещения;

м) начисленные и (или) выплаченные проценты или иное возмещение по банковским вкладам, депозитным сертификатам физических лиц;

н) доходы от ценных бумаг;

о) суммы, получаемые в качестве компенсации за ущерб, за исключением компенсации за упущенный доход;

п) сумма отпускного пособия, выплачиваемого при увольнении с работы в соответствии с законодательством Армении;

р) дополнительные пенсии, выплачиваемые на условиях добровольного страхования пенсий;

с) суммы единовременной помощи, выплачиваемые с случае смерти работника или кого-либо из членов семьи работника;

т) призы спортсменов, победивших на международных состязаниях и соревнованиях в составе национальной сборной Армении;

у) денежные выигрыши участников лотерей, осуществляемых в порядке и на условиях, осуществляемых в порядке и на условиях, установленных законодательством Армении, в пределах десяти тысяч драмов при каждой выплате;

ф) стоимость денежных призов, полученных на конкурсах и соревнованиях в пределах десяти тысяч драмов при каждой выплате;

х) процентные выплаты за обслуживание целевых кредитов, полученных под залог строений, возводимых физическими лицами в целях индивидуального жилищного строительства.

При определении облагаемого дохода совокупный доход налогоплательщиков, занятых в сельскохозяйственном производстве, уменьшается на сумму дохода, полученного от реализации сельскохозяйственной продукции, а также на сумму доходов, полученных от иной деятельности, если удельный вес последних в доходе, полученном от сельскохозяйственной и иной деятельности, не превышает десять процентов.

Сельскохозяйственной продукцией считаются получаемые посредством биологической модификации животных или растений для конечного или промежуточного потребления:

- зерновые и зернобобовые культуры,

- технические культуры,

- клубнеплодовые, овощные, бахчевые культуры и продукция закрытого грунта,

- кормовые культуры полевой культивации,

- другая продукция кормопроизводства,

-продукция садов, виноградников, многолетних насаждений и цветоводства,

- семена деревьев и кустарников, семена плодов,

- рассада деревьев и кустарников,

- саженцы деревьев и кустарников,

- продукция скотоводства,

- продукция свиноводства,

- продукция овцеводства и козловодства,

- продукция птицеводства,

- продукция коневодства, ословодства и муловодства,

- продукция оленеводства и верблюдоводства,

- продукция кролиководства, пушного звероводства и охотничьего хозяйства,

- продукция рыболовства, медоварения, шелководства, искусственного осеменения.

При определении облагаемого дохода совокупный доход уменьшается на сумму пенсионных платежей по занятости и обязательному социальному страхованию, произведенных за счет налогоплательщика.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.