| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕНЮ
| Дипломная работа: Налогообложение доходов физических лиц в РКДипломная работа: Налогообложение доходов физических лиц в РКСОДЕРЖАНИЕ Введение Глава 1. Доходы физических лиц, взимаемых у источника выплат 1.1. Принципы взимания индивидуального подоходного налога 1.2.Необходимость налогового регулирования доходов физических лиц 1.3. Зарубежная практика налогообложения с населения, взимаемых у источника выплат Глава 2. Налогообложения доходов физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью в Республики Казахстан 2.1. Необходимость введения упрощенной формы налогообложения 2. 2.Практика налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей - юридических лиц 2.3. Особенности налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей – крестьянских (фермерских) хозяйств Заключение Список использованных источников Приложения ВВЕДЕНИЕ Среди элементов государственного регулирования рыночной экономики наиболее сложной и запутанной для Казахстана оказалась налоговая система. Она связана с формированием финансовых ресурсов на различных уровнях, в том числе формирование бюджета, затрагивает экономические интересы всех налогоплательщиков, определяет характер взаимоотношений государства и хозяйствующих субъектов экономики. Новизна работы состоит в обосновании теоретических и методических положений, позволяющих разработать эффективный механизм налогообложения доходов физических лиц в условиях их огромной дифференциации, и направленный на переложение налогов с малоимущих слоев населения на лиц с высокими доходами. Налоговая система РК находится в постоянном поиске, что свидетельствует о ее недостатках и нерешенности многих ее проблем. Новый этап формирования рыночной экономики диктует необходимость реформирования сложившейся за 10 лет налоговой системы. Однако введенный поэтапно Налоговый кодекс РК постоянно нуждается в совершенствовании и корректировке, поэтому каждый год в налоговое законодательство вводятся изменения и дополнения. Выравнивание чрезмерно низких и высоких доходов, доходов от трудовой деятельности и иной коммерческой деятельности, доходов от основной работы и прочих единовременных доходов и ряд других положений действующей системы налогообложения доходов физических лиц нарушает классические принципы налоговой системы. Анализ действующей системы налогообложения доходов физических лиц показывает также наличие множества других недостатков, создающих теоретические и методологические проблемы в этой области налогообложения. Целью дипломной работы является исследование и совершенствование налогового механизма государственного регулирования доходов физических лиц в условиях большой их дифференциации и ухудшения социально-экономического положения значительной части населения региона. В соответствии с вышеизложенной целью в данной дипломной работе поставлены следующие основные задачи: - анализ состояния социально-экономического положения населения региона в условиях ослабления механизма государственного регулирования доходов; - выявление тенденций в формировании доходов населения как объекта налогового регулирования; - исследование роли налогового механизма в регулировании социально-экономического развития; - анализ состояния налогообложения физических лиц и выявление ее недостатков; - обоснование необходимости дифференциации налогообложения доходов физических лиц в зависимости от величины и источника формирования доходов; - разработка предложений по совершенствованию системы налогообложения с физических лиц. Предметом исследования является экономический механизм государственного налогового регулирования доходов физических лиц и налогов на собственность. Объектом исследования является современная налоговая система Республики Казахстан. К основным результатам, составляющим научную новизну исследования, можно отнести следующие: - на основе статистического анализа состояния экономики и социально- экономического положения населения выявлены тенденции в формировании доходов физических лиц и обоснована необходимость их государственного регулирования; - исследована регулирующая роль налогов как механизма обеспечения социальной справедливости и перераспределении доходов населения; - изучен зарубежный опыт налогообложения физических лиц на примере России, Республики Беларусь, Армения и выявлены возможные направления его использования в условиях Казахстана; - разработан механизм налогообложения физических лиц, обеспечивающий социальные гарантии для малообеспеченного населения и перекладывающий налоговый пресс на граждан с высокими доходами; - систематизированы налоговые льготы и предложены пути повышения их эффективного применения. ГЛАВА 1. ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ВЗИМАЕМЫХ У ИСТОЧНИКА ВЫПЛАТ 1.1. Принципы взимания индивидуального подоходного налога Индивидуальный подоходный налог вносит наиболее весомый вклад в доходы государственных бюджетов многих стран, от 12% (Франция) до 41% (Канада) всех налоговых доходов. Это один из самых известных и широко распространенных налогов. Он охватывает значительную часть населения той или иной страны. Основной причиной его высокого удельного веса в налоговых доходах развитых стран является высокий растущий уровень доходов населения этих стран. На роль и тенденцию развития индивидуального подоходного налога в развитых странах значительное влияние оказывают позиции различных теоретических школ. Взгляды теоретических школ на влияние этого налога на производство и как на инструмент социальной справедливости расходятся. Так, кейнсианцы, рассматривающие расширение платежеспособного спроса в качестве важнейшего стимула экономической деятельности настаивают на обложении личных доходов по прогрессивной шкале, так как низкие доходы сразу идут на потребление, расширяя тем самым потребительский спрос, стимулируя рост производства, а высокие доходы, значительная часть которых превращается которых превращается в сбережения, стимулируют производство гораздо слабее. Поэтому более высокое обложение налогами не препятствует стимулам роста производства. Таким образом, кейнсианцы, защищая идею освобождения от налогов малообеспеченных слоев в сочетании с прогрессивным налогообложением богатых, обосновывают это не только стимулирующей ролью подобных мер, но и их социально-справедливым характером. Другую позицию занимают сторонники теории «экономики предложения» и монетаристы. Они утверждают, что сбережения от высоких доходов формируют финансовые ресурсы для увеличения инвестиций и соответственно производства. В связи с этим, они предлагают более низкие и пропорциональные подоходные налоги, способствующие, по их логике, росту производства. Тем самым теоретики «экономики предложения» и монетаристы обосновывают идею снижения налогов с богатых не только ссылками на их стимулирующий характер, но и ссылками на социальную справедливость. Социальную справедливость своих мер они объясняют тем, что нельзя наказывать повышенными налогами людей за их способность выполнять в обществе более важные и, соответственно, более высокооплачиваемые функции. Таким образом, сегодня теоретические школы при реформировании подоходного налога ссылаются на социальную справедливость не только для защиты интересов малообеспеченных слоев, но и прямо противоположно этому- для защиты богатых. Идеи вышеуказанных теоретических школ нашли применение в практике подоходного налогообложения во многих развитых странах. Под влиянием идей теоретиков «экономики предложения» во многих странах были снижены ставки индивидуального подоходного налога. В США, например, максимальная ставка, была снижена от 70 до 35%. Если снижение ставок индивидуального подоходного налога осуществлялось в пользу высокодоходных слоев населения, то практика в это же время в развитых странах полного или частичного освобождения от налогов малообеспеченных слоев населения облегчило бремя последних. Что касается механизма функционирования этого налога в Республике Казахстан, то, этот вид налога обеспечивает в среднем 10% доходов государственного бюджета республики. Доля ИПН в доходах государственного бюджета РК:
Согласно статье 141 Налогового кодекса РК, плательщиками индивидуального подоходного налога являются физические лица, имеющие облагаемые доходы. При этом по доходам работников, облагаемым, согласно статье 146 (п.1), у источника выплаты, обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налога возложена на работодателей, являющихся налоговыми агентами. В соответствии со статьей 149 налогооблагаемый доход работника определяется следующим образом:
Доход, полученный работником в натуральной форме, включает: 1) оплату труда в натуральной форме (товарами, услугами, работами); 2) безвозмездно полученные от работодателя товары, работы, услуги; 3) оплата работодателем товаров (работ, услуг), полученных от третьих лиц. При этом доходом работника в натуральной форме является стоимость товаров (работ, услуг), включая соответствующую сумму НДС и акцизов. Доход работника, полученный в виде материальной выгоды, включает в том числе: 1) отрицательную разницу между стоимостью товаров (работ, услуг), реализуемых работникам, и ценой приобретения или себестоимостью этих товаров (работ, услуг); 2) списание по решению работодателя суммы долга или обязательства работника перед ним; 3) расходы работодателя на уплату страховых премий по договорам имущественного страхования своих работников; 4) расходы работодателя на возмещение затрат работника, не связанных с его деятельностью. Согласно статье 152, начисленные за каждый месяц налогового года доходы работника уменьшаются на следующие налоговые вычеты: 1) обязательные пенсионные взносы в накопительные пенсионные фонды; 2) сумма в размере 1 месячного расчетного показателя на соответствующий месяц начисления дохода - предоставляется у одного из работодателей на основании поданного работником заявления и представленных подтверждающих документов; 3) сумма в размере 1 месячного расчетного показателя на каждого члена семьи, состоящего на иждивении работника, начиная с месяца появления иждивенца- применяется к доходу одного работника – члена семьи, предоставляется у одного из работодателей на основании поданного работником заявления и представленных подтверждающих документов. 04.07.2003 г. Президентом РК был подписан Закон РК «О внесении изменений и дополнений в Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), который вводиться в действие с 01.01.2004 г. Изменения и дополнения в Налоговый кодекс были внесены с целью снижения налоговой нагрузки на налогоплательщиков и дальнейшего совершенствования администрирования. Ставки индивидуального подоходного налога на средние и высокие доходы:
Как видно из таблицы, снижены ставки налога по каждому «шагу». Доходы от 13 080 до 34 880 тенге, которые облагались по ставке 10%, теперь будут облагаться по ставке 8%. Доходы от 34 880 от 174 400 тенге, которые облагались по ставке 20%, теперь будут облагаться по ставке 13%. Добавлен еще один промежуточный «шаг» в шкале доходов физических лиц- от 200- до 600- кратного годового плавного перехода к высокой ставке налога. При этом данная категория доходов будет облагаться по ставке 15%. Максимальная ставка налога снижена с 30 до 20%. для сравнения (см. Приложение 1). |
ИНТЕРЕСНОЕ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|