рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Государственная пенсия

Дипломная работа: Государственная пенсия

Содержание

Введение

Глава I. Эволюция правового регулирования пенсионного обеспечения граждан

Глава II. Понятие трудовой пенсии и условия ее назначения

§1. Понятие и виды трудовых пенсий

§2. Условия назначения и размеры трудовых пенсий

а) Условие назначения и размер трудовой пенсии по старости

б) Условие назначения и размер трудовой пенсии по случаю

потери кормильца

в) Условие назначения и размер трудовой пенсии по

инвалидности

Глава III. Понятие и виды государственных пенсий

§1. Понятие государственной пенсии

§2. Виды государственных пенсий

а) Пенсия по старости

б) Пенсия по инвалидности

в) Пенсия по случаю потери кормильца

г) Пенсия за выслугу лет

д) Социальная пенсия

Глава IV. Обязательное пенсионное страхование в РФ

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3


Введение

Тема дипломной работы выбрана неслучайно.  С 1 января 2002 г. началась реализация пенсионной реформы. Приняты и вступили в силу следующие федеральные законы, через которые она проводится: «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ, «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ.

В связи с принятием новых пенсионных Законов, установивших условия и нормы пенсионного обеспечения, – о  трудовых пенсиях и о государственном пенсионном обеспечении, с 1 января 2002 г. утратили силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г. № 340-1 и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» от 21 июля 1997 г. № 113-ФЗ.

Степень научной разработанности темы. В работах Е.Г. Азарова, С.С. Караулов, А.С. Назарова, Г.К. Филимонова и др.авторов  освещаются отдельные аспекты пенсионного обеспечения. Вопросы, связанные с обязательным пенсионым страхованием анализируются  как бы попутно, при рассмотрении вопросов более общего характера .

Таким образом, комплексного  исследования на монографическом уровне современного пенсионного законодательства со сравнительно-правовой и исторической точки зрения, на наш взгляд, не было проведено.

Цели и задачи исследования. Целью написания данной работы является изучение и анализ современного и дореформенного пенсионного законодательства, учет результатов теоретических исследований, глубокое познание процесса развития и особенностей действующих норм, устанавливающих порядок пенсионного обеспечения, определение перспектив и путей его развития и совершенствования.  

Поставленная цель предопределила решение следующих задач:

·          проанализировать в историческом аспекте отечественное пенсионное законодательство.

·          дать развернутый правовой анализ трудовых и государственных пенсий по видам..

·          оценить эффективность применения действующего порядка назначения пенсий.

Методология и методы исследования: Методологическую основу дипломной работы составляют основополагающие категории теории познания, общенаучный метод изучения социальных явлений.

Работа выполнена с использованием следующих методов: формально-юридического, историко-правового, сравнительно-правового.

Теоретической основой исследования явились научные разработки в области права социального обеспечения, имеющие отношение к теме дипломной работы.

В своих выводах автор опирался на труды ученых, которые внесли значительный вклад в разработку общетеоретических проблем права социального обеспечения: Е.Г. Азарова, С.С. Караулов, Г.К. Филимонова, А.С. Назарова и др.

Нормативная база исследования. В качестве источников информации использовались: нормативная база РФ, регламентирующая правовое положение государственных и негосударственных пенсионных фондов, порядок назначения государственных и трудовых пенсий, отношения в области обязательного пенсионного страхования.

Структура диплома определяется целями и задачами исследования и включает в себя введение, четыре главы, объединяющих два параграфа, восемь подпунктов,  заключение и список литературы, использованной при написании работы.

В первой главе проводится исторический анализ развития современного пенсионного законодательства. Во второй – освещены основные виды трудовых пенсий, раскрываются вопросы, связанные с условиями их назначения и определения их размера. В третьей главе затрагиваются отдельные аспекты государственного пенсионного обеспечения. Завершается рассмотрение темы четвертой главой, посвященной обязательному пенсионному страхованию.


ГлаваI. Эволюция правового регулирования пенсионного

обеспечения граждан

Действовавшая до 1 января 2002 г. пенсионная модель основывалась на том, что взносы, собираемые с работающих граждан, перераспределялись среди получателей пенсий. При установленном в России тарифе пенсионных сборов (28%) для обеспечения установленного законом  размера при минимальном выработанном стаже (20 лет у женщин и 25 – мужчин) в размере 55% от среднемесячного заработка для обеспечения выплат одному пенсионеру требуются взносы двух работающих.

Однако на одного пенсионера приходилось меньше двух работающих – полтора (или три работающих на двух пенсионеров). К тому же не все трудоспособные россияне работали по найму и, следовательно, не все платили взносы в пенсионную систему. Из 63 млн. работающих только 49,8 млн. являлись наемными работниками и платили около 400 млрд. рублей страховых взносов в год. Остальные 13 млн. человек относились к самозанятому населению и взносов платили всего около 4 млрд. рублей. В итоге, за вычетом их на одного пенсионера фактически приходилось 1,28 работающего. Чего, естественно, было крайне недостаточно для обеспечения необходимого объема поступлений. Из-за неблагоприятного изменения соотношения работающих и пенсионеров уровень пенсий в России был низок, а пенсионный тариф – высок по сравнению с другими странами.

Поскольку в ближайшие годы увеличения темпов рождаемости не прогнозируется, следует ожидать дальнейшего сокращения числа работающих и увеличения числа пенсионеров. К 2020 г., как ожидается, их число сравняется, и на одного работающего будет приходиться один пенсионер. В дальнейшем же на одного пенсионера будет меньше одного работающего.

С учетом этого неблагоприятного прогноза нельзя было возлагать надежду на ранее действующую распределительную систему и уповать на возможности ее модернизации или улучшения. Требовалось создание новой системы, способной компенсировать грядущее ухудшение демографической ситуации. И прежде всего дополнение распределительной системы такими элементами, как страховой резерв, призванный компенсировать сокращение числа работающих в будущем путем накопления части взносов будущих пенсионеров в виде их персонифицированного пенсионного капитала. Именно для этого в структуре пенсионных прав работников моложе 50 лет у мужчин и 45 у женщин в рамках пенсионной реформы, начатой в январе 2002 г., было предусмотрено выделение части тарифа (от 2 до 6%) на накопление.

Механизм расчета пенсий по ранее действовавшей пенсионной модели выглядел следующим образом:

Ежемесячные отчисления в размере 28% от зарплаты мужчины умножались на 12 месяцев и 25 лет, а затем полученный результат делим на средний период дожития на пенсии, который по данным статистики составлял в 2001 г. 17 лет (или 204 месяца). Таким образом, пенсия мужчины, выработавшего полный трудовой стаж в действовавшей пенсионной модели оказывалась недофинансированной почти на 19% или на 1/3.

Еще в меньшей степени была профинансирована пенсия женщины с минимальным стажем. Поскольку стаж этот составлял 20 лет, то при том же порядке расчетов женщина зарабатывала ресурсы только на пенсию в размере 33%в от размера своей заработной платы. А значит, между обязательствами закона и финансовыми возможностями для их выполнения образовывался разрыв, который должен был покрываться за счет каких-то других ресурсов. Как и разрыв в 19% у мужчины.

Как видно, эту систему трудно было назвать справедливой и эффективной.[1]

Как пишет М.Ю. Зурабов, старая пенсионная модель не создавала у работающих заинтересованности в уплате пенсионных взносов с полного размера их зарплаты. В итоге в 2000 – 2001 гг. пенсионные взносы платились лишь с 35% фактических доходов населения, остальные 65% были в тени. В результате взносы в Пенсионный фонд, которые должны были составлять 28% от общефедерального фонда оплаты труда, на деле едва превышали 10% от него.

Тогда как новая пенсионная модель предполагает наличие взаимосвязи между размером пенсии и величиной уплачиваемых страховых взносов. Это заставит работников отказываться от теневых схем получения высокой заработной платы. Часть пенсионных страховых взносов за тех работников, которым осталось до пенсии более 10 лет (2 – 3% в 2002 г. и до 6% в 2006 г. от фонда оплаты их труда) предназначена для создания резерва их будущих пенсий.[2]

Таким образом, новая пенсионная модель – такая же распределительная, как и действовавшая до января 2002 г. И основная масса средств, поступающих в пенсионную систему в виде налогов и взносов, и в ней расходуются и будут расходоваться на выплату пенсий тем, кто уже находится на заслуженном отдыхе.

В то же время между двумя распределительными моделями есть и серьезные отличия. Рассмотрим наиболее существенные из них.

Отличие первое:

 - в старой модели зарплата свыше 2 тыс. рублей, при назначении пенсии не учитывалась и направлялась на перераспределение – в пользу тех, кто получает меньше (хотя тариф в размере 28% взимается с полного размера зарплаты). А при назначении пенсии учитывался заработок лишь за часть лет трудового стажа.

- в новой модели зарплата учитывается в полном объеме и на протяжении всего трудового стажа. На перераспределение будет направляться только половина тарифа – 14%. Вторая половина (14%) накапливается в виде пенсионных обязательств государства перед конкретным работником. Иными словами, новая модель, оставаясь распределительной, дополняется персонифицированным учетом и накоплением пенсионных прав гражданина и пенсионных обязательств государства.

Отличие второе:

 - старая система являлась в основе своей системой социального вспомоществования и поэтому была не столько распределительной, сколько перераспределительной – как между группами с разным уровнем доходов, так и между регионами – донорами, вносящими в пенсионную систему больше, чем получают из нее, и регионами – реципиентами, выплачивающими пенсию за счет дотаций из Пенсионного фонда. В итоге, почти 40 регионах России средняя пенсия приближается по размерам к региональной средней зарплате. А в крупных регионах донорах пенсия значительно отстает от прожиточного минимума пенсионера.

- новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой моделью, в которой размер пенсии зависит от размеров заработной платы. Перераспределительную функцию играет только одна из частей пенсии, получившая название базовой. Она должна быть постепенно повышена до уровня прожиточного минимума пенсионера. Остальная же часть пенсии является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат или уплачиваемых пенсионных взносов.

Отличие третье:

- старая пенсионная модель рано или поздно создала бы конфликт поколений. Поскольку возможность выполнения государством своих обязательств перед пенсионерами в ней зависело от соотношения работающих и пенсионеров (за счет взносов двух работающих выплачивалась пенсия одному пенсионеру), то при сохранении старой модели и ухудшающейся демографической ситуации в России оставалось только повышать пенсионный тариф. А он уже и без того стал тяжким обременением для экономики.

- новая модель позволяет создать условия для партнерства поколений. В ней более молодые, работающие поколения всем объемом пенсионного налога и основной массой пенсионных взносов обеспечивают выплату пенсии нынешним пенсионерам и тем, кто будет выходить на пенсию в дальнейшем. И пенсии нынешним молодым людям, когда они достигнут пенсионного возраста, тоже в решающей мере будет финансироваться за счет взносов следующих поколений. Но в связи с прогнозируемым уменьшением в будущем числа работников по отношению к числу пенсионеров новая пенсионная модель будет включать в себя персонифицированный резерв для компенсации относительного падения доходов пенсионной системы при грядущем ухудшении демографической ситуации.

Исходя из изложенного, можно констатировать одно: новая модель – не радикальное опровержение старой модели, а просто ее достаточно серьезная модификация. Но эта модификация позволяет сохранить позитивные, нужные обществу стороны старой модели и в то же время – заменить ее устаревшие, негативные элементы, подрывающие доверие к пенсионной системе, на новые, отвечающие особенностям первых десятилетий ХХ века, когда новая модель будет работать в полном объеме[3] (расчет пенсии в соответствии с новой пенсионной моделью приведен в приложении 1).

А.С. Назаровым сформулированы следующие основные принципы реформирования пенсионной системы:

- снижение вдвое ставки единого социального налога на пенсионные цели и его зачисление в федеральный бюджет. Финансирование за счет этих средств базовой части пенсии в размере, не зависящем от стажа и заработка;

- введение страховых взносов в Пенсионный фонд на уровне 14% выплат в пользу работника с регрессивным снижением страхового тарифа с суммы выплат, превышающих 100 тыс. руб. в год;

- индивидуальный учет пенсионного капитала (суммы пенсионных взносов в пользу каждого застрахованного). Определение размера страховой части пенсии путем деления пенсионного капитала на ожидаемый период выплаты пенсии по старости;

- преобразование в пенсионный капитал пенсионных прав, приобретенных к моменту проведения реформы, исходя из расчетного размера пенсии, определенного по нормам прежнего законодательства;

- направление части страховых взносов (до 6% от выплат в пользу работников 1967 г. рождения и моложе и до 2% от выплат в пользу работников, которым осталось до достижения пенсионного возраста не менее 10 лет) на накопление. Учет этих сумм вместе с доходами от их размещения в специальной части лицевого счета застрахованного. Определение размера накопительной части пенсии исходя из величины пенсионных накоплений и ожидаемого периода выплаты пенсии.[4]


Глава II. Понятие трудовой пенсии и условия ее назначения

§1. Понятие и виды трудовых пенсий

Трудовые пенсии в РФ устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 17.12.01 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».[5]

Трудовая пенсия определяется в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ (ст. 2) как ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью последних. К характеристике трудовой пенсии относится и то, что право на нее определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными данным Законом.

В Законе очерчен круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию при соблюдении условий, предусмотренных для каждого вида пенсий. Право на пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»[6], и нетрудоспособные члены их семей (при потере кормильца). Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в России, имеют право на пенсию наравне с российскими гражданами, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором (ст. 3 Закона).

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» предусматривает три вида трудовых пенсий: по старости, по случаю потери кормильца и по инвалидности.

Трудовая пенсия по старости может состоять из трех частей – базовой (БЧ), страховой (СЧ) и накопительной (НЧ). Эти части определяются, индексируются и могут выплачиваться по разным правилам.

Размер базовой части пенсии (БЧ) устанавливается в твердой сумме. У лиц, достигших 80 лет либо имеющих инвалидность с III степенью ограничения способности к трудовой деятельности (I группы), БЧ выше, чем у остальных. Кроме того, БЧ зависит от наличия у пенсионера иждивенцев и от их числа.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из двух частей – базовой (БЧ) и страховой (СЧ). Размер пенсии и ее частей определяются отдельно для каждого из нетрудоспособных членов семьи, входящих в круг лиц, установленных ст. 9 Закона, независимо от их числа.

Трудовая пенсия по инвалидности может состоять из трех частей – базовой (БЧ), страховой (СЧ) и накопительной (НЧ). Размер БЧ устанавливается в твердой сумме и зависит от степени ограничения способности к трудовой деятельности (группы инвалидности), а также от наличия иждивенцев.

 

§2. Условие назначение и размер трудовых пенсий

а) Условие назначения и размер трудовой пенсии по старости

До 1 января 2002 г. условиями пенсионного обеспечения по старости на общих основаниях было достижение пенсионного возраста (женщинами – 55, мужчинами – 60 лет) и наличие общего трудового стажа определенной продолжительности (20-ти и 25-летнего соответственно). Пенсия назначалась и при неполном трудовом стаже (не менее 5 лет), но в размере, пропорциональном имеющемуся стажу.

Законодатель не изменил общего пенсионного возраста. Он, как и ранее, дифференцируется по полу и составляет для женщин 55, для мужчин 60 лет (ст. 7 Закона). Однако ныне вместо общего трудового требуется страховой стаж. Пенсия по старости застрахованным указанного возраста может быть назначена при наличии у них не менее пяти лет страхового стажа. Это требование одинаково как для женщин, так и для мужчин. Понятие пенсии при полном и при неполном страховом стаже в новом Законе не применяется, но продолжительность этого стажа при прочих равных условиях определяет размер пенсии, который зависит от суммы уплаченных страховых взносов в течение всего периода трудовой деятельности.

Согласно п. 1 ст. 10 Закона от 17.12.01 г. № 173-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Военная и приравненная к ней служба засчитывается в страховой стаж, если ей предшествовала и (или) за ней следовала деятельность, включаемая в страховой стаж по правилам ст. 10 Закона. При этом не имеет значения продолжительность перерыва между периодами, включаемыми и засчитываемыми в страховой стаж, а также то обстоятельство, были ли между такими периодами иные периоды, засчитываемые или не засчитываемые в страховой стаж.[7]

Подпункт 2 п. 1 ст. 11 Закона предусматривает зачет в страховой стаж периода получения пособия по государственному социальному страхованию по временной нетрудоспособности.

Действующее законодательство не содержит единого понятия пособия по временной нетрудоспособности. Согласно ст. 8 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ[8] страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования, в частности, являются следующие пособия: по временной нетрудоспособности; в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием; по беременности и родам; на санаторно-курортное лечение.[9]

Подпунктом 3 п. 1 ст. 11 Закона предусмотрена возможность зачета в страховой стаж периода ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности. В отличие от п.п. «б» и «в» в данной правовой норме говорится не о периоде получения пособия по уходу за ребенком, а о периоде ухода за ребенком.

Формулировка рассматриваемой правовой нормы дает основание для неоднозначного толкования установленного ею ограничения тремя годами засчитываемого в страховой стаж периода ухода за несколькими детьми. Неясно, относится ли это ограничение к общему числу детей в семье или к каждому из родителей, осуществляющих уход за ними. В правоприменительной практике считается возможным засчитывать до трех лет ухода как матери детей, так и отцу – при условии, что периоды такого ухода не совпадают по времени.[10]

В том случае, если ребенок является инвалидом, период ухода за ним засчитывается в страховой стаж без ограничения каким-либо сроком в соответствии с п/п. 6 п. 1 ст. 11 Закона.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.