рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Управление социальным развитием региона

Особенно большое значение для территориального развития имеет государственная инвестиционная политика в виде дотаций и субсидий, квот, нормативов, ориентированных на специальные фонды развития. Пока же системности в этой работе нет, деньги на погашение дефицита бюджета поступают с нарушением сроков, что мешает планировать инвестиционную деятельность.

При этом основной формой участия государства в регулировании развития регионов должны быть региональные программы, финансируемые из бюджета. Не обладая финансовой самостоятельностью, местные органы власти не могут в полной мере реализовать предпринимательскую функцию, полностью зависят от центра в покрытии дефицита бюджета, повязаны директивными указаниями, ограничивающими их самостоятельность. Так, что в обычных условиях хозяйствования инициатива местных органов власти предопределена генеральной линией на централизацию и в силу этого ограничена.

В настоящее время поставлена задача сделать налоговое законодательство простым, удобным и понятным для налогоплательщиков. Налоговая система должна быть построена так, чтобы налогоплательщик свободно ориентировался в ней, был уверен в правильности своих действий. Однако до настоящего времени эти вопросы в требуемых объемах так и не решены. Предприятия по-прежнему уплачивают несколько видов налогов и других платежей, многие из которых имеют абсолютно одинаковую налоговую базу. Следует упростить и систему налоговых расчетов. Каждый налог должен иметь свой, чётко установленный объект исчисления, и только за его сокрытие налогоплательщик должен нести ответственность.
Необходимо исключить ситуации, когда ошибка в исчислении одного из налогов приводит к цепи налоговых нарушений по другим платежам.

Экономическая и политическая стабильность в нашем обществе напрямую связана с эффективностью управления. Нет необходимости руководить всем из центра. Каждый уровень государственного управления должен решать вопросы своей компетенции. Дисциплина и ответственность, компетентность и последовательность - главный фактор достижения намеченных рубежей.

3.2. Мероприятия и предложения по совершенствованию управления социальным развитием Республики Марий Эл

Рассмотрим основные направления развития социальной сферы Республики Марий Эл в таблице 4.

Таблица 4

Основные направления развития социальной сферы Республики Марий Эл

Направление развитие социальной сферы Исполнитель Результат
1. Активизация участия общественных объединений в муниципальной жизни городов и поселений Общественные объединения и организации Из представителей политических партий, движений, общественных организаций, действующих на территории района, будет создан инициативный консультативный комитет. Представители общественных объединений будут иметь право принять участие в дебатах с правом совещательного голоса при обсуждении вопросов, касающихся их деятельности и выдвигать любые предложения по этому поводу.
2. Инициализация для повышения эффективности деятельности администрации муниципальных образований, образования организационных структур низового самоуправления Администрация муниципальных образований Будет обеспечена тесная связь с населением через созданные советы микрорайонов, комитеты общественного самоуправления, товарищества собственников жилья, институты старших по подъезду и др.
3. Реализация жилищной политики Администрация муниципальных образований

Основными результатами в сфере жилищного строительства будут:

-     строительство доступного жилья для обеспечения населения на основе новых подходов к строительству, формирования финансово-кредитных механизмов в жилищной сфере и инфраструктуре рынка жилья;

-     реализация целевых программ;

-     применение новой сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве, которая обусловлена произошедшими изменениями в технологиях строительного производства, широким применение новых материалов, изделий и конструкций при расчетах стоимости объектов.

4. В сфере здравоохранения - создание условий, которые cмoгyт обеспечить объем и качество оказания медицинской помощи населению на необходимом уровне. Администрация муниципальных образований, больницы и медицинские учреждения

Обеспеченность больничными койками по оценке 2005 года составляет 99,3 коек на 10 тыс. населения. В 2005 году из-за продолжающегося снижения численности населения, и вынужденной оптимизации коечного фонда этот показатель уменьшится до 97,3. Вместе с тем, в 2006-2008 гг. прогнозируется увеличение обслуживаемых в дневных стационарах.

Реализация направления позволит обеспечить: повышение качества и эффективности медицинской помощи на всех этапах ее оказания; преемственность, этапность и своевременность оказания медицинской помощи; повышение структурной эффективности системы здравоохранения, оптимизацию числа и структуры работников отрасли, а также:

использование стационарозамещающих форм организации лечебного процесса;

переход к преимущественно страховой форме мобилизации финансовых средств, а также подушевой принцип финансирования здравоохранения;

формирование принципа этапности оказания амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи;

повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи;

реструктуризация скорой медицинской помощи;

создание нового поколения стандартов;

развитие медицинской науки;

реформирование кадровой политики.

5. Поддержка Центра социального обслуживания пенсионеров и инвалидов

Центру социального обслуживания пенсионеров и инвалидов важно постоянно совершенствовать работу с населением через комитеты самоуправления в микрорайонах и использовать потенциальные возможности специалистов и финансовых ресурсов. В итоге - большой охват людей через специалистов заинтересованных ведомств и социальных институтов и меньше жалоб со стороны населения.

Стабилизация работы отделений социальной помощи на дому (наблюдается текучесть кадров) за счет улучшения материального положения социальных работников.

Социальная сфера - это самостоятельная сфера общественной жизни, в которой реализуются многообразные социальные интересы в отношениях социальных субъектов. Социальная сфера является областью деятельности людей, занятых предоставлением социальных благ и услуг. Социальная сфера помимо отношений включает в себя и материально-техническую базу. В современных условиях социальная сфера представляет собой совокупность соц. отношений и условий, влияющих на характер и поведение людей, охватывающих интересы различных социальных общностей, интересы общества и личности, отношений труда, быта, культуры, здравоохранения, социального обеспечения.

Социальная сфера - совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. Экономика социальной сферы, прежде всего, связана с потребностями людей и потреблением ими благ и услуг. Структура социальной сферы - это отношения и взаимосвязи, входящих в нее отраслей. К социальной сфере относятся: здравоохранение, образование, культура, социальное обеспечение, отдых, быт, ЖКХ.

Основной проблемой, которая имеется на сегодняшний день в данной сфере в Республике Марий Эл, является не столько нехватка финансовых ресурсов (как это принято считать), но отсутствие контроля за стандартами качества и необходимых ориентиров социальной политики. Так, сам по себе рост оплаты труда учителей еще не является гарантией уменьшения количества учащихся с характеристикой “замедленное развитие”; аналогично - рост затрат на работу с молодежью, которая оценивается по количеству проведенных мероприятий, часто отнюдь не сопровождается снижением преступности среди совершеннолетних. Таким образом, целью социальных подпрограмм администрации является достижение определенных социальных стандартов, причем в качестве критериев достижения последних должна выступать система косвенных индикаторов (например, количество повторных обращений в клинику после проведенного курса лечения, уровень младенческой смертности - для системы муниципального здравоохранения, и т.д.). Следует также отметить, что достижение тех или иных критериев в данном случае нельзя напрямую увязывать с размером денежного вознаграждения занятых в сфере услуг - хотя административные выводы в отношении менеджеров – организаторов труда врачей, учителей, работников культуры могут быть достаточно жесткими.

В то же время проблема дефицита финансовых ресурсов для реализации социальных подпрограмм является достаточно острой; уровень заработной платы в этих сферах намного ниже средней по республике. В настоящее время эта проблема отчасти решается с помощью практики предоставления платных услуг; в то же время качество бесплатных услуг снижается. Соответственно, финансовое обеспечение этих подпрограмм должно предусматривать как увеличение бюджетных затрат сверх сметного минимума (по заработной плате устанавливаемого единой тарифной системой), так и такую организацию деятельности учреждений, при которой расширение платных услуг сопровождалось бы ростом качества всей деятельности учреждения данной сферы.

Сложившаяся финансово-экономическая ситуация в регионе значительно снизила результаты законотворческой и практической деятельности исполнительной и представительной властей в социально-культурной сфере, ограничила возможности республики в проведении активной социальной политики, привела к обострению как традиционных, так и к появлению новых социальных проблем.

С одной стороны, такой вывод подтверждается динамикой ряда важнейших социальных показателей. Среди них прежде всего следует выделить показатели уровня жизни, здоровья населения, занятости, преступности и т.д. С другой стороны, он вытекает из появления таких социально опасных негативных явлений, как безработица, социальное сиротство и безнадзорность, хронические задержки заработной платы, стипендий, пособий, невыполнение важнейших государственных социальных гарантий, резкая поляризация структуры населения города, социальная напряженность.

Возможности региона в благополучном решении всех социальных проблем ограничены из-за недостатка материальных и финансовых ресурсов.

Такое положение вещей требует от органов местной власти сосредоточения сил и средств на решении наиболее острых (значимых) социальных проблем, необходимости выработки новых подходов в управлении социально-культурной сферой, принятия практических шагов, обеспечивающих более рациональное использование всех имеющихся ресурсов, организации действенного контроля в их целевом использовании.

В ходе разработки и реализации программы развития социальной сферы необходимо обеспечить:

-          комплексный подход к решению проблем социально-культурного развития региона, создание единой нормативной базы,

-          межотраслевую координацию (координацию деятельности смежных комитетов социально-культурного блока),

-          оптимизацию управленческих взаимодействий (поиск наиболее рациональных и адекватных новым условиям вариантов организационно-структурных преобразований),

-          совершенствование методов управления социально-культурным комплексом на основе программно-целевых подходов к решению проблем,

-          рациональное использование материальных ресурсов (поиск наиболее рациональных и адекватных новым условиям вариантов финансово-экономического обеспечения, преобразование структуры инвестиций в социально-культурную сферу),

-          оптимальное использование кадровых ресурсов (обеспечение единых правовых и социальных гарантий всем участникам процесса социально-культурного развития республики),

-          повышение активности и развитие инициатив населения, установление социального партнерства администрации с населением.

В итоге это позволит улучшить взаимодействие комитетов социально-культурной сферы между собой, уменьшить численность управленческого персонала, ускорить решение жизненно-важных проблем граждан с учетом изменения социальных приоритетов, реально повысить качество жизни населения.

Исходя из этого, можно сформулировать генеральную стратегическую цель местных органов власти в социально-культурной сфере - обеспечение устойчивого сбалансированного развития социально-культурных составляющих качества жизни населения республики при сохранении историко-культурной среды и приумножении творческого потенциала жителей Республики Марий Эл.

Эта цель наиболее высокого уровня, на реализацию которой должна быть направлена деятельность системы управления региона в целом.

Программа развития социально-культурной сферы республики должна обеспечить поэтапное решение важнейших задач развития региона, к которым относятся: адресная социальная помощь, сохранение социальных гарантий, улучшение демографической ситуации, укрепление здоровья жителей республики, удовлетворение разнообразных образовательных запросов населения, трудоустройство, укрепление семьи, сохранение и воспроизводство духовно-нравственного потенциала городов и поселений, удовлетворение культурных запросов всех категорий населения.

Сохранение социальных гарантий и удовлетворение социально-культурных запросов населения обеспечивается выбором приоритетных направлений деятельности организаций и учреждений социально-культурной сферы. Применительно к совокупности отраслей социально-культурной сферы, как объекта и субъекта местного самоуправления комплексная задача повышения качества жизни населения сводится к необходимости согласованного управления позитивным развитием следующих блоков качества жизни:

-          воспроизводство населения;

-          физическое и психическое здоровье населения города;

-          социальная защита;

-          занятость и безработица;

-          семья и детство;

-          образование, духовность, нравственность;

-          культура и культурное наследие;

-          досуг и отдых.

Восемь блоков качества жизни выступают как основные функциональные сферы деятельности и ответственности социально-культурного комплекса.

Необходимо предусмотреть три уровня приоритетов: стратегические, тактические, отраслевые.

Стратегические и тактические приоритеты являются межотраслевыми приоритетами социально-культурной сферы республики Марий Эл.

Стратегические приоритеты рассчитаны на период более 10 лет.

Тактические приоритеты ограничиваются сроком в три года.

Отраслевые приоритеты отражают специфику отдельных отраслей социально-культурной сферы.

К приоритетам, реализация которых рассчитана на более длительное время, чем срок действия программы, относятся:

-          Поддержка и укрепление семьи (ориентирование на удовлетворение социальных запросов семьи в целом позволит укрепить семью, как основу человеческой жизни, решить демографические проблемы, связанные со снижением рождаемости, уменьшением количества жителей республики и трудовых ресурсов).

-          Сохранение и улучшение здоровья населения (увеличение продолжительности жизни населения)

-          Дальнейшее развитие образовательной системы региона, обеспечение поддержки одаренных, творчески и интеллектуально развитых детей, ориентация выпускников учебных заведений на перспективу складывающегося в республике рынка труда (удовлетворение не только разнообразных образовательных запросов населения, но и обеспечение конкурентоспособности трудовых ресурсов, укрепление интеллектуального потенциала региона).

-          Сохранение и развитие духовных, гражданских, патриотических традиций (формирования российского самосознания населения на основе традиций).

К приоритетам, реализация которых предусматривается временными рамками в течение трех лет, относятся:

-          Адресная социальная помощь (совершенствование форм социальной помощи и поддержки населения, оказание помощи только действительно нуждающимся гражданам с тем, чтобы помощь была своевременной и достаточной, содействие повышению активности и развитию инициатив населения в самозанятости).

-          Сохранение и улучшение здоровья детей и подростков (улучшение здоровья последующего поколения).

-          Модернизация системы распределения бюджетных средств (эффективное использование бюджетных средств и контроль за их целевым использованием).

-          Оптимизация структурного построения социально-культурной сферы на основе интеграции деятельности отраслевых комитетов и служб, (уменьшение численности управленческого персонала, повышение качества предоставляемых населению услуг), совершенствование управления социально-культурным комплексом.

-          Формирование единого информационного пространства.

Работу по развитию социальной сферы необходимо продолжить с учетом стратегических приоритетов и с привлечением к совместной работе управлений и комитетов других сфер городов и поселений, некоммерческих объединений.

Одним из путей по совершенствованию управления социальным развитием Республики Марий Эл является решение проблемы безработицы и занятости населения региона.

В области содействия занятости населения, обратившегося в службу занятости в целях поиска работы, деятельность служб занятости должна быть направлена, прежде всего, на решение следующих задач:

-          минимизацию периода поиска работы и упреждение длительной безработицы;

-          усиление адресной социальной защиты неконкурентоспособных на рынке труда групп населения: молодежи, впервые приступающей к трудовой деятельности, многодетных и одиноких родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов; граждан, длительное время не имеющих работы; беженцев и вынужденных переселенцев;

-          реализация мероприятий по предотвращению массовой безработицы;

-          содействие мобильности рабочей силы путем расширения и своевременного обновления банка вакансий и свободных рабочих мест с использованием компьютерной сети;

-          дальнейшее развитие социального партнерства в сфере занятости с органами местного самоуправления и работодателями всех форм собственности по подбору работников на заявленные вакансии.

В условиях ограниченного спроса на рабочую силу для предоставления безработным гражданам на период поиска постоянной работы возможности для временной занятости, поддержания доходов, сохранения мотивации к труду, трудовых навыков, а также выполнения необходимых видов по благоустройству и санитарной очистке города и поселков, проведению дорожных и других работ предусматривается:

-          заключение договоров с предприятиями и организациями города на организацию общественных работ, прежде всего, для безработных, не получающих пособия по безработице, и социально-незащищенных групп граждан;

-          содействие применению разнообразных форм временной занятости населения, в т.ч. создание дополнительных рабочих мест за пределами штатной численности.

Организация временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время и в период летних каникул способствует приобщению их к труду, получению профессиональных навыков, адаптации к условиям рынка труда, а также является важнейшей мерой профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних граждан.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.