рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Производство по делам о налоговых правонарушениях

Дела о налоговых правонарушениях (за исключением тех, которые поименованы в ст.ст.120, 122, 123 НК РФ), выявленных в ходе иных (помимо камеральных и выездных налоговых проверок) мероприятий налогового контроля, рассматриваются в порядке, предусмотренном в ст.101.4. НК РФ (п.2 ст.100.1. НК РФ). В силу прямого указания закона дела по налоговым правонарушениям, названным в ст.ст.120, 122, 123 НК РФ, не могут быть рассмотрены в упрощенном порядке согласно ст.101.4. НК РФ.

Как отмечалось выше, дело о налоговом правонарушении, предусмотренном в ст.119 НК РФ, также не рассматривается по правилам ст.101.4. НК РФ. Это значит, что в порядке, установленном в ст.101.4. НК РФ, рассматриваются дела по следующим правонарушениям: во-первых, если субъектом правонарушения является налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) либо в составе правонарушения субъект не квалифицирован и одновременно нет препятствий для рассмотрения дела без проведения налоговой проверки (например, отсутствует необходимость в проведении налоговой проверки согласно ст.ст. 116, 117, 118, 125, п.1 ст.126, ст.129.2. НК РФ), во-вторых, субъектом правонарушения признается субъект налоговых правоотношений, не являющийся в момент совершения такого правонарушения налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом ( контрагент налогоплательщика либо иное лицо, имеющее документы, содержащие сведения о деятельности налогоплательщика (п.2 ст.126 НК РФ), свидетель (ст.128 НК РФ), переводчик, специалист (п.1 ст.129 НК РФ), эксперт (ст.129 НК РФ), органы, учреждения, организации и должностные лица, поименованные в ст.85 НК РФ, контрагент налогоплательщика либо иное лицо, имеющее информацию о деятельности налогоплательщика (ст.129.1 НК РФ)).

Рассмотрим ещё один пример. В ходе налоговой проверки юридического лица налоговая инспекция запросила у его контрагента (банка) документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика. Таким образом, у контрагента организации проводилось мероприятие налогового контроля.

Можно сделать вывод, что проведение мероприятия налогового контроля у определенного лица согласно НК РФ не обязательно означает, что оно осуществляется в отношении именно этого лица. Ряд подобных мероприятий проводится не у проверяемого налогоплательщика, а у иных лиц (в частности, при истребовании документов или информации на основании ст.93.1. НК РФ). Итак, согласно п.2 ст.86 НК РФ налоговый орган затребовал у банка выписки по операциям на счетах контрагента проверяемого юридического лица. Банк запрос проигнорировал. В данном случае он совершил правонарушение по ст.135.1. НК РФ. При обнаружении правонарушения составляется акт согласно правилам ст.104.1. НК РФ, который рассматривается в порядке, прописанном в этой же статье.

В отдельную группу целесообразно выделить составы, в которых субъектом правонарушения выступает банк. Такими являются правонарушения, указанные в гл.18 НК РФ:

- нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику (ст.132 НК РФ);

- нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (ст.133 НК РФ);

- неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (ст.134 НК РФ);

- неисполнение банком поручения налогового органа о перечислении налога, сбора и пеней (ст.135 НК РФ);

- непредставление банком в налоговый орган справок (выписок) по операциям и счетам (ст. 135.1. НК РФ).

Поименованные в гл.18 НК РФ налоговые правонарушения, совершенные проверяемым лицом, имеющим статус банка, в акте налоговой проверки не отражаются. Дело в том, что эти обязанности возложены на него как на банк, а не как на налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента).

В п.15 ст.7 Закона № 943-1 определено, что налоговые органы вправе контролировать выполнение кредитными организациями обязанностей, установленных НК РФ, в порядке, который утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Банком России. До утверждения такого порядка налоговым органам необходимо руководствоваться прямыми положениями НК РФ. Например, как было сказано выше, порядком оформления результатов налоговых проверок и порядком рассмотрения дел о налоговых правонарушениях, зафиксированных в ст.101.4. Налогового кодекса.

Подытоживая сказанное, можно сделать вывод, что в порядке, установленном в ст.101.4. НК РФ, рассматриваются дела обо всех правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена в гл.гл.16, 18 НК РФ. Исключение - правонарушения, поименованные в ст.ст.119, 120, 122, 123 НК РФ.

В порядке, прописанном в ст.101 НК РФ, могут быть рассмотрены дела о правонарушениях, ответственность за которые определена в ст.ст. 116, 117, 118, 119, 120, 122, 123, 125, п.1 ст.126, ст.129.2. НК РФ.

Соответственно документально подтвержденные обстоятельства налоговых правонарушений отражаются в актах, которые составляются по правилам, содержащимся в ст.ст. 100 или 101.4. НК РФ.

Результаты разграничения порядков оформления и рассмотрения дел о конкретных налоговых правонарушениях с учетом особенностей и обстоятельств их выявления представлены в таблице:

Налоговые правонарушения согласно НК РФ Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях, предусмотренный НК РФ
Статьи 119, 120, 122, 123 НК РФ Статьи 100 и 101 НК РФ
Статьи 116, 117, 118, 125, пункт 1 статьи 126, статья 129.2. НК РФ Статья 100, 101 или 101.4. НК РФ
Пункт 2 статьи 126, статьи 128, 129, 129.1., 132, 133, 134, 135, 135.1. НК РФ Статья 101.4. НК РФ

Лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка, необходимо сообщить о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Так сказано в п.2 ст.101 НК РФ. Порядок извещения данного лица аналогичен правилам направления ему акта налоговой проверки[60].

Как уже отмечалось, налогоплательщик или его представитель вправе в течение пятнадцати рабочих дней со дня получения акта проверки представить в налоговый орган письменные возражения по данному акту, а также документы либо их заверенные копии, подтверждающие обоснованность возражений (п.6 ст.100 НК РФ).

Законодательство о налогах и сборах не предусматривает возможности произвольно сокращать установленный пятнадцатидневный срок. Это не допускается даже в случаях, когда:

- налоговый орган располагает документированной информацией о согласии налогоплательщика с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих;

- до истечения указанного срока уже представлены письменные возражения по акту налоговой проверки в целом или по его отдельным положениям, а также подтверждающие документы (их заверенные копии).

Налоговый орган обязан ждать до окончания пятнадцатидневного срока, установленного для представления письменных возражений по акту налоговой проверки. Только таким образом можно обеспечить соблюдение прав налогоплательщика на защиту при подготовке к рассмотрению материалов налоговой проверки.

Конкретная дата рассмотрения материалов налоговой проверки устанавливается в рамках десятидневного срока, предусмотренного в п.1 ст.101 НК РФ. В нем сказано, что десятидневный срок для рассмотрения материалов налоговой проверки исчисляется со дня истечения пятнадцатидневного срока, отведенного для представления возражений по акту налоговой проверки. Причем окончание пятнадцатидневного срока (п.6 ст.100 НК РФ) влечёт лишь начало течения десятидневного срока для рассмотрения материалов проверки.

Например, в день рассмотрения материалов проверки налогоплательщик представил дополнительные возражения по акту, а в качестве их подтверждения - значительный объем документов или их заверенных копий. Данное обстоятельство может существенно затруднить надлежащую оценку налоговым органом возражений налогоплательщика. Доводы налогоплательщика необходимо исследовать, а результаты их проверки отразить в решении о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, как того требуют положения п.п. 4, 8 ст.101 НК РФ. В подобной ситуации для принятия обоснованного решения срок рассмотрения материалов налоговой проверки может быть продлен, но не более чем на один месяц (п.1 ст.101 НК РФ).

Рекомендуемая форма решения о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки утверждена приказом ФНС от 07.05.2007г. № ММ-3-06/281@[61]. В решении приводится фактическое основание такого продления. В отличие от оснований продления срока выездной налоговой проверки причиной продления срока рассмотрения материалов проверки может служить любое мотивированное основание. Таким образом, в решении о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки необходимо указать, что основанием для продления срока явилось представление лицом, в отношении которого проводилась проверка, пояснений, возражений и документов в значительном объеме.

В противном случае, если представленные в крайний срок доводы налогоплательщика и документы не будут проанализированы налоговым органом и не найдут отражения в итоговом решении, налицо несоблюдение процедуры рассмотрения материалов проверки. Оно может быть квалифицировано как нарушение существенных условий, предусмотренных в п.4 ст.101 НК РФ.

Важный момент: максимальный срок, отведенный законодателем для процедуры рассмотрения материалов проверки, - десять дней плюс дополнительный месяц. Исчисляться он должен именно в такой последовательности.

Налоговый орган вправе вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Такая возможность предусмотрена в п.6 ст.101 НК РФ. На проведение дополнительных мероприятий отводится не более одного месяца. Этот срок, по мнению автора, следует определять сверх месячного срока, указанного в п.1 ст.101 НК РФ и предназначенного для вынесения решения по результатам налоговой проверки. Ведь, по сути, при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля материалы проверки не рассматриваются.

Кроме того, один месяц для дополнительных мероприятий налогового контроля является самостоятельным сроком, как, например, двухмесячный срок для выездной налоговой проверки, предусмотренный в ст.89 НК РФ.

Из п.2 ст.101 НК РФ следует, что лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, имеет право участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично или через представителя. Неявка данного лица (его представителя), извещенного надлежащим образом, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки. Исключение составляют случаи, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения материалов. В то же время Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ в письме от 25.07.2007г. № 03-02-07/1-346[62] указал, что налоговыми органами должно быть обеспечено в установленном порядке участие налогоплательщика, в отношении которого проводилась налоговая проверка (лично или через его представителя), в процессе рассмотрения материалов проверки, включая материалы, полученные в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля.

Перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен (п.3 ст.101 НК РФ):

- объявить, кто рассматривает дело и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению;

- установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, были ли извещены участники производства по делу надлежащим образом. Затем он принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения. Факт рассмотрения материалов налоговой проверки в отсутствие приглашенных лиц фиксируется в решении о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Если на данном этапе установлено, что лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, не извещено о месте и времени рассмотрения материалов проверки (отсутствуют документы, подтверждающие этот факт), рассмотрение материалов налоговой проверки следует отложить. Несоблюдение подобного требования может явиться основанием для безусловной отмены ненормативного правового акта налогового органа, принимаемого по результатам рассмотрения материалов проверки (п.14 ст.101 НК РФ);

- проверить полномочия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (в случае участия такого представителя);

- разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности;

- вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения.

При рассмотрении материалов проверки по существу может быть оглашен акт налоговой проверки, при необходимости иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Как уже отмечалось, отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать объяснения на стадии рассмотрения материалов проверки. Кроме того, Управление ФНС по г.Москве в письме от 11.07.2007г. № 09-10/065649@[63] подчеркнуло, что если налогоплательщик не представил письменных пояснений, но в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки привёл устные доводы в свою защиту, то эти доводы, а также результаты их проверки должны быть изложены в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства (п.4 ст.101 НК РФ). Они оцениваются на предмет их допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в совокупности.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа при рассмотрении материалов налоговой проверки устанавливает (п.5 ст.101 НК РФ):

- совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки, нарушение законодательства о налогах и сборах;

- образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения;

- имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Кроме того, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, согласно п.1 ст.111 НК РФ признаются:

- совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;

- совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком - физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния;

- выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции[64].

- иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.

В соответствии с п.1 ст.112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

- совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

- совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

- тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;

- иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Названные обстоятельства носят личный характер, то есть могут возникать исключительно в отношении физического лица, и связаны с его личностью. Это объясняется тем, что при формировании законодательства о налогах и сборах применялось заимствование правовых норм.

Причем, прежде всего, учитывались положения законодательства об административной ответственности и уголовного законодательства, в которых субъектом ответственности являются физические лица[65].

Отсутствие смягчающих обстоятельств, применимых непосредственно к юридическим лицам, традиционно связывается со следующим. Согласно налоговому законодательству вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения. Основание – п.4 ст.110 НК РФ. Значит, при применении налоговой ответственности к организации-налогоплательщику могут учитываться смягчающие обстоятельства, действующие в отношении именно тех должностных лиц либо представителей организации, действия (бездействие) которых обусловили совершение конкретного налогового правонарушения. Однако такой фактор, как тяжелое материальное положение физического лица, учитывается, только если именно это лицо привлекается к ответственности за совершение налогового правонарушения.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, включая результаты дополнительных мероприятий налогового контроля, руководитель или заместитель руководителя налогового органа выносит решение[66] (п.7 ст.101 НК РФ):

- о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

- об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Указанные решения согласно п.9 ст.101 НК РФ вступают в силу по истечении десяти рабочих дней со дня их вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение, либо его представителю.

В случае подачи налогоплательщиком апелляционной жалобы на вынесенное решение, последнее вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.

На основании вступившего в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение налогоплательщику направляется требование об уплате штрафа (п.8 ст.69 НК РФ), которое передаётся руководителю организации (законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Если посредством названных способов требование об уплате штрафа вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления такого письма.

Налогоплательщик обязан исполнить требование в течение десяти календарных дней со дня его получения, если иной срок не указан в самом требовании.

Лицо, в отношении которого вынесено соответствующее решение, вправе исполнить решение полностью или в части до вступления его в силу. При этом подача апелляционной жалобы не лишает это лицо права исполнить не вступившее в силу решение полностью или в части.

Акт, составленный в порядке ст.101.4. НК РФ, а также иные документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение, подлежат рассмотрению руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение десяти дней по истечении срока для представления налогоплательщиком письменных возражений (п.5 ст.101.4. НК РФ).

Дело рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя, заблаговременно извещаемых о времени и месте осуществления данных мероприятий. При этом, неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица.

При рассмотрении акта оглашаются составленный акт, иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения. Отсутствие письменных возражений не лишает этого лица права давать свои объяснения на стадии рассмотрения акта.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.