рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Выездная налоговая проверка по налогу на прибыль организаций

В целом по области количество налогоплательщиков, зарегистрированных в ИФНС по г.Курску, увеличилось на 1785 налогоплательщиков, что указывает на рост деловой активности населения

Таблица 3- Количественная оценка Инспекция ФНС РФ по г. Курску

Налогоплательщики 2007 год 2008 год 2009 год Абсолютное изменение,(+,-) Изменения в структуре,(%),
Количество организаций, проверенных на выездных проверках 501 241 250 -251 -0,4
Количество ИП, проверенных на выездных проверках 151 47 58 -93 -60,3
Количество организаций, у которых выявлены нарушения 446 214 250 -196 -21,6

Качественный анализ деятельности Инспекции показал значительное снижение количества выездных налоговых проверок в 2009 году по сравнению с 2007 годом по многим показателям почти в 2 – 2,5 раза.

Расчеты, проведенные в таблице 4, показали, что в динамике наблюдается рост поступлений в консолидированный бюджет РФ по налогу по налогу на прибыль – на 11,3%; по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет – на 2,8%; по Единому налогу, взимаемому в связи с применением УСН – на 0,5. По остальным налогам и по акцизам наблюдается снижение поступлений. При этом в динамике наибольшее снижение наблюдается по НДС на товары, реализуемые на территории РФ – на 5,0%, по НДФЛ – 8,4%.

Анализ показал что:

- преобладание в структуре налогоплательщиков юридических лиц;

- поступления в консолидированный бюджет в основном идут за счет налогу на прибыль организаций.

В целом, деятельность Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курск в сфере налоговой политике эффективна.


3. Меры по совершенствованию администрирования налога на прибыль организаций

3.1 Совершенствование налога на прибыль организаций

В июле 2010 года был принят Федеральный закон N 229 ФЗ(Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ (далее — Закон N 229-ФЗ), который вносит многочисленные поправки в Налоговый кодекс. Некоторые из них уже вступили в силу со 2 сентября 2010 года, а другие организациям необходимо будет учитывать с 1 января 2011 года. Изменения части первой Налогового кодекса касаются вопросов постановки на налоговый учет, предоставления отсрочки, рассрочки по уплате налогов и сборов, введения электронного документооборота во взаимоотношениях налогоплательщиков и налоговых органов, увеличения размеров штрафов за налоговые правонарушения и т. д.

В закон включили множество важных изменений главы 25 Налогового кодекса. Одни исправляют неточности и решают вопросы, возникшие в последние годы в правоприменительной практике. Другие устанавливают новые возможности, а также дополнительные обязанности для налогоплательщиков. Самые выгодные из них можно было применять уже с отчетности за 9 месяцев 2010 года.

Согласно статье 5 Федерального закона N 212 ФЗ(Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее — Закон N 212-ФЗ) организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются плательщиками страховых взносов. В течение расчетного периода они должны уплачивать страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей(п. 4 ст. 15 Закона N 212-ФЗ). При этом компании вправе отнести их на расходы при определении налогооблагаемой прибыли в момент начисления. Однако до вступления в силу Закона N 229 ФЗ не было ясно, куда включать страховые взносы. Были разные мнения и позиции по этому вопросу. Некоторые считали, что их нужно учитывать по статье 263 Налогового кодекса как расходы по страхованию, другие — по статье 255 как страховые взносы по договорам страхования. А специалисты финансового ведомства разъясняли, что страховые взносы следует включать в прочие расходы по подпункту 49 пункта 1 статьи 264 Кодекса как прочие. Теперь же этот вопрос разрешен. Согласно внесенным изменениям их следует относить на прочие расходы по подпункту 1 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса.

При этом, сдавая декларацию по налогу на прибыль за 9 месяцев 2010 года, страховые взносы следует отражать по строке 041 приложения 2, поскольку она как раз ориентирована на эту норму. За прошедшие отчетные периоды организация может не подавать уточненную декларацию, поскольку произведенные корректировки не повлияют на суммы налога на прибыль.

Хотелось бы отметить, что компании вправе включить в расходы по налогу на прибыль страховые взносы, начисленные с тех выплат, которые не уменьшают налогооблагаемую прибыль. Об этом не раз говорили специалисты финансового ведомства (письма Минфина России от 18.03.2010 N 03-03-06/1/144, от 19.10.2009 N 03-03-06/2/197).

Следующая поправка касается статьи 254 Налогового кодекса. Теперь организации вправе учесть в расходах по налогу на прибыль также материалы и иное имущество, используемые в производстве или реализуемые на сторону, полученные в результате проведения модернизации, реконструкции, технического перевооружения и частичной ликвидации объектов основных средств, по рыночной стоимости. Конечно, при этом их стоимость в момент оприходования должна быть учтена в составе внереализационных доходов.

Компании вправе сделать соответствующие корректировки уже в отчете за 9 месяцев текущего года. С 1 января 2010 года в статью 254 Налогового кодекса были внесены изменения, согласно которым стоимость материально-производственных запасов в виде излишков при списании в производство определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном пунктами 13 и 20 статьи 250 Налогового кодекса.

Очень много вопросов возникает у налогоплательщиков при применении этой статьи, когда материалы и иное имущество приходовались в 2009 году, а списывались в 2010 году. Налоговые консультанты разъясняют, что, если выявленное и оприходованное до 1 января 2010 года имущество было использовано в 2010 году в собственном производстве, то в расходах можно учесть, лишь налог с суммы дохода, по которой оно было оприходовано. Если же компании решили реализовать такое имущество, то в расходы его можно списать в той сумме, в которой оно было оприходовано. В том случае если излишки имущества были выявлены в 2010 году и в том же году организация приняла решение продать их, то она вправе уменьшить полученный доход на рыночную стоимость данного имущества. Законом N 229 ФЗ также внесены поправки в пункт 1 статьи 256 Налогового кодекса. Согласно новой редакции данной нормы с 2011 года в налоговом учете амортизироваться будут основные средства стоимостью более 40 000 рублей. Имущество стоимостью 40 000 рублей и меньше будет списываться в расходы единовременно (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). При этом в ПБУ 6/01 никакие уточнения пока не вносились.

Изменения коснулись статьи 272 Налогового кодекса. Они направлены на отмену включения в состав внереализационных доходов и расходов на последнее число месяца курсовых разниц, которые образовались в результате получения или перечисления авансов в иностранной валюте. Эти поправки вступили в силу со 2 сентября 2010 года и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.

С 2011 года убытки, которые плательщики понесли в периоде налогообложения доходов по ставке 0 процентов, не будут подлежать переносу на будущее. Это связано с тем, что пункт 1 статьи 283 Налогового кодекса дополнен абзацем, который регулирует этот вопрос.

С 2011 года увеличен предел доходов, который предоставляет право организациям уплачивать только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль, — с 3 миллионов до 10 миллионов рублей. Кроме того, до одного дня сокращены сроки для перечисления налога в бюджет налоговым агентом.

На практике может возникнуть такая ситуация, что организация одновременно обнаружила неучтенные доходы и расходы, относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем периоде. Учитывать такие доходы и расходы для целей налога на прибыль с точки зрения Минфина России необходимо в следующем порядке. В своем письме от 15 марта 2010 года N 03-02-07/1-105 специалисты указали, что компания должна уточнять базу по налогу на прибыль и сумму налога в разрезе каждой обнаруженной ошибки (искажения). Организация не вправе провести перерасчет налоговой базы в текущем налоговом периоде, если в отношении выявленных ею ошибок установлен период их совершения, и они не привели к переплате налога. Если же в результате допущенных ошибок (искажений) были занижены налоговая база и сумма налога, то их следует отразить в периоде, к которому они относятся, но если этот период известен.

Закон N 229 ФЗ внес изменения в порядок учета процентов для целей налогообложения прибыли. Согласно этим нововведениям увеличится норма расхода по рублевым долговым обязательствам, в пределах которой налогоплательщики вправе сумму процентов отнести на расходы. Помимо этого, в 2011 м и 2012 году «процентные» расходы по валютным кредитам и займам будут нормироваться исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Изменен порядок признания процентов по долговым обязательствам при отсутствии долговых обязательств, выданных на сопоставимых условиях. Предельная величина процентов, признаваемых расходом при определении налогооблагаемой прибыли, принимается:

с 1 января по 31 декабря 2010 года включительно — равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования ЦБ РФ, увеличенную в 1,8 раза (ранее — в 1,1 раза), при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 процентам — по долговым обязательствам в иностранной валюте, если иное не предусмотрено пунктом 1.1 статьи 269 Налогового кодекса;

с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года включительно — равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования ЦБ РФ, увеличенную в 1,8 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной произведению ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации и коэффициента 0,8 — по долговым обязательствам в иностранной валюте.

Для расходов в виде процентов, которые были начислены по рублевым долговым обязательствам, полученным до 1 ноября 2009 года, и учитывались в расходах с 1 января по 30 июня 2010 года, действует специальная норма, сохранившая применение коэффициента 2 к ставке рефинансирования ЦБ РФ.

При исчислении налога на прибыль у организаций возникает много вопросов. Один из них связан с применением статьи 54 Налогового кодекса.

С 1 января 2010 года в статью 54 Налогового кодекса были внесены изменения, согласно которым налогоплательщик вправе исправлять ошибки прошлых периодов путем корректировки текущей налоговой базы. Однако это возможно, только если нельзя определить период совершения ошибки, либо если допущенные в прошлом ошибки привели к переплате налога. Соответственно, необходимость подачи уточненных деклараций за прошлые периоды отпадает, а учесть расходы можно в текущем периоде. Уточнять можно только те расходы, которые относятся к предыдущим 3 годам. При этом следует помнить, что в 2007 м и 2008 году ставка налога на прибыль была 24 процента. В связи с этим лучше подать уточненную декларацию за те периоды, когда расходы не были учтены при определении налогооблагаемой прибыли, чем отразить их в текущем периоде.

Например, если по итогам 2009 года получена прибыль, то при выявлении неучтенных расходов за прошлый период (2009 г.) организация вправе как подать уточненную декларацию, так и учесть их в текущем периоде (2010 г.). Но возникает вопрос – По какой статье Налогового кодекса такие затраты нужно включать в расходы при определении налогооблагаемой прибыли? Специалисты финансового ведомства придерживаются следующей точки зрения: Если по итогам 2009 года организация получила убыток, а впоследствии выявлены расходы, которые его могут увеличить, то учитывать их в 2010 году нельзя. В этом случае компания должна подать уточненную декларацию за 2009 год(письмо Минфина России от 15.03.2010 N 03-02-07/1-105).

При обнаружении нескольких ошибок (искажений), повлекших за собой как занижение, так и завышение налоговой базы и суммы налога, относящихся к прошлым налоговым периодам, налоговая база и сумма налога уточняются в разрезе каждой обнаруженной ошибки (искажения). При этом ошибки (искажения), приведшие к занижению налоговой базы и суммы налога, отражаются в периоде, в котором они были совершены, если этот период известен(письма Минфина России от 28.06.2010 N 03-03-06/4/64, от 08.06.2010 N 03-03-06/1/388).

Как мы видим совершенствование налога на прибыль организаций будет продолжаться. Безусловно, изменения в законодательстве в части упрощения учета, снижения налоговой нагрузки, введения льгот и прочее положительно скажутся на финансовом результате и эффективности работы российских предприятий, однако ежегодные изменения приводят к постоянным нарушениям законодательства, что является негативной тенденцией.


3.2 Приоритетные направления совершенствования контрольной работы налоговых органов

Сложившаяся к настоящему времени система налогового контроля не обеспечивает требуемого повышения эффективности деятельности налоговых органов. Несмотря на перевыполнение планов по мобилизации налоговых доходов бюджета, задолженность по налоговым платежам в бюджеты всех уровней остаётся достаточно высокой. В этих условиях наиболее остро встаёт проблема эффективности налогового контроля.

Для оценки налогового контроля разработаны критерии и показатели, позволяющие построить на их основе методику расчета эффективности контрольной работы налоговых органов. [36, с. 76]

1. Критерий результативности. Он включает следующие показатели:

- динамика сумм дополнительно начисленных налогов и сборов в консолидированный бюджет по результатам выездных и камеральных проверок по сравнению с соответствующим периодом прошлого года;

- удельный вес результативных выездных проверок;

- динамика количества организаций, не предоставляющих отчетность или предоставляющих «нулевую» отчетность, на конец отчётного периода по сравнению с началом года;

- динамика количества индивидуальных предпринимателей, не предоставляющих отчётность или предоставляющих «нулевую» отчётность, на конец отчётного периода по сравнению с началом года;

- динамика количества проверок организаций и индивидуальных предпринимателей по вопросу соблюдения законодательства о применении ККМ при осуществлении денежных расчётов с населением по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

2. Критерий действенности. Он характеризуется такими показателями, как:

- динамика сумм дополнительно взысканных налоговых платежей по результатам контрольной работы по сравнению с соответствующим периодом прошлого года;

- динамика сумм дополнительно взысканных налоговых платежей по камеральным проверкам по сравнению с соответствующим периодом прошлого года;

- удельный вес дополнительно взысканных налоговых платежей по камеральным проверкам от общей суммы дополнительно взысканных налоговых платежей по выездным и камеральным проверкам;

- динамика сумм дополнительно взысканных платежей по результатам выездных проверок (в расчете на одну проверку) по сравнению с соответствующим периодом прошлого года;

-динамика сумм взысканных штрафных санкций по результатам проверок по вопросу соблюдения законодательства о применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением по сравнению с соответствующим периодом прошлого года;

-удельный вес дополнительно начисленных сумм по результатам выездных проверок, уменьшенных, по решениям судебных и вышестоящих органов, в общей сумме доначисленных платежей. [36, с. 76]

3. Критерий интенсивности контрольной работы налоговых органов. Он характеризует производительность труда инспекторского состава ИФНС России и состоит из показателей:

- сумма дополнительно взысканных налоговых платежей по результатам контрольной работы в расчёте на одного сотрудника инспекции ФНС России по субъекту РФ;

- удельный вес камеральных проверок, в процессе которых использованы дополнительные документы, объяснения и сведения, от их общего количества;

- удельный вес выездных проверок организаций и физических лиц, в процессе которых проведены инвентаризация имущества, осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, привлечение экспертов, допросы свидетелей, привлечение специалистов, встречные проверки, от общего количества выездных проверок.

Предлагаемые критерии и показатели были выбраны не случайно. Сопоставление указанных показателей позволяет дать оценку контрольной работы как в целом по региону, так и отдельных налоговых инспекций, оценить степень эффективности их деятельности в рамках проведения налогового контроля. С помощью этих общедоступных дни инспекций показателей с некоторыми корректировками может быть осуществлен анализ внутри каждой инспекции между отделами и даже среди налоговых инспекторов, осуществляющих камеральные и выездные проверки. [36, с. 77]

Вышеуказанные показатели группируются по пяти стратегическим блокам.

1. Блок «Общая оценка показателей эффективности контрольной работы». В нём оценивается динамика сумм дополнительно начисленных и взысканных налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ по результатам налоговых проверок как в целом, так и в расчёте на одного сотрудника инспекции. При сравнении показателей нагрузки по дополнительно взысканным налоговым платежам на одного работника инспекции, исходя из общей численности инспекции и численности работников, занимающихся налоговыми проверками, можно сделать вывод об эффективности организационной структуры ИФНС России.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.