рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Понятие, экономическая сущность и виды косвенных налогов

1) выработать принципы новой фискальной политики, соответствующей задачам развития переходной экономики;

2) сформировать новую бюджетно-налоговую систему, которая бы соответствовала становлению экономической системе рыночного типа;

3) освоить технологию современной бюджетно-налоговой политики.

Обратим внимание на то, что предстоит создать полноценную систему управления государственными активами и пассивами, обеспечить прозрачность и высокую эффективность бюджетного процесса. Есть резон своевременно преодолевать внутренние противоречия и в самой налоговой системе. При планировании государственных расходов необходимо освобождаться от не оправдавших себя традиций патернализма, доставшихся по наследству из административного периода.

Что касается выработки принципов современной фискальной политики и освоения новой бюджетно-налоговой технологии, то здесь не обойтись без заимствования передового опыта, накопленного развитыми странами мира.

Впрочем, нет сомнений и в том, что в переходный период фискальная политика в максимальной степени должна быть направлена на решение стратегических задач социально-экономического развития.

Фискальная политика призвана оказывать позитивное воздействие на темпы экономического роста, способствовать преодолению официальной и скрытой безработицы, сокращению «теневого сектора» национальной экономики, не допускать чрезмерного возрастания государственного долга и дефицита бюджета, повышать эффективность государственных расходов и на приемлемом уровне сдерживать инфляцию.

В последние годы удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП сложился на уровне 42-45%. В переходный период реструктуризация доходной части бюджета обнаруживается в том, что изменяется соотношение налоговых и неналоговых поступлений в пользу налогов. Т. е. основная масса доходов бюджета формируется за счет налоговых поступлений (90-94%). В итоге налоговая нагрузка на общенациональном уровне колеблется в пределах 38-40% от ВВП (здесь и далее статистический материал приводится согласно источнику «Вся Беларусь» [21]).

Обратим внимание на то, что среди налоговых поступлений в бюджет доминируют косвенные налоги (свыше 50%); это — НДС, акцизы, налог на продажу, таможенные пошлины. Среди прямых налогов 40-42% составляет подоходный налог на физических лиц. Все это свидетельствует о низком уровне развития национальной системы налогообложения.

По итогам работы за 2006 г. уровень централизации (отношение всех доходов государства, аккумулируемых в рамках бюджета, к валовому внутреннему продукту) составил 48,3% и по сравнению с 2005 г. существенно не изменился.

Величина налоговой нагрузки на экономику, характеризующая долю налогов и платежей в целевые бюджетные фонды, в ВВП с учетом отчислений в Фонд социальной защиты населения, составила, по оценке налоговых органов, 42,8% и по сравнению с 2005 г. снизилась на 0,9 процентных пункта (далее — п.п.). В указанном показателе контролируемые налоговой службой поступления занимают 30% в ВВП, отчисления в ФСЗН — 11,7%, налоговые платежи, взимаемые таможенными органами, — 1,1%. Заметим, что с учетом регистрационных и лицензионных сборов, госпошлин, налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности, отчислений в ФСЗН в 2006 г. налоговая нагрузка достигла 45,7%, а без учета ФСЗН — 34%. При этом уровень централизации средств с учетом отчислений в ФСЗН в прошлом году составил 48,3% к ВВП — на 0,1% меньше, чем годом ранее.

В общей сумме налогов 57,1% приходится на долю косвенных, поступления которых увеличились по сравнению с 2005 г. в сопоставимых ценах на 5,5%. Их удельный вес в ВВП составил 17,8% и сократился на 1,1 п.п., что обусловлено опережающей динамикой ВВП (темп роста — 109,9%).

В структуре косвенных налогов лидирует НДС (52,3%), платежи из выручки занимают 20,9%, акцизы — 20,1%, налог с продаж — 2,6, прочие — 4,1. При этом сумма НДС увеличилась на 12,5%, а его доля в ВВП соответствует уровню 2005 г. — 9,3%. Платежи, исчисленные из выручки, уменьшились на 13,9%, а их удельный вес — на 1,1 п.п. и составил 3,7%. Такая динамика явилась следствием сокращения совокупной налоговой ставки указанных платежей с 3,9 до 3%. Кроме того, сказалась отмена с прошлого года налогов с продаж автомобильного топлива и на приобретение бензина и дизтоплива. Увеличение в среднем в 2,5 раза ставки акцизов на автомобильное топливо позволило обеспечить рост поступлений акцизов на 86,7%. При этом их удельный вес вырос на 1,5 п.п. и составил 3,6% в ВВП.

По остальным видам косвенных налогов прослеживалась положительная динамика поступлений в бюджет, а их доля в ВВП не изменилась по сравнению с 2005 г.

На долю прямых налогов приходится 29,8%. Их поступления увеличились по сравнению с 2005 г. на 10%, однако их удельный вес в ВВП сократился на 0,3 п.п. и составил 9,2%.

Интересно, что темпы роста некоторых прямых налогов опережают темпы роста источников их уплаты. Так, поступления по налогу на прибыль увеличились на 19,2%, а доля этого налога в ВВП выросла на 0,3 п.п. и составила 4%. В то же время прирост прибыли от реализации продукции организаций в целом по республике составил более чем 15%. Поступления подоходного налога увеличились на 18,9%. Удельный вес налога возрос на 0,1 п.п. и составил 3,1% в ВВП. В то же время рост реальных денежных доходов населения в целом по республике составил 17,5%.

Доля налога на недвижимость в ВВП к концу прошлого года составила 1,1% (темп роста — 100,3%). Поступления единого налога с индивидуальных предпринимателей снизились на 15,1%, а их удельный вес в ВВП — на 0,1 п.п. и составил 0,3%. Такая отрицательная динамика, по мнению МНС, обусловлена снижением ставок единого налога в среднем на 25%, а также перечнем видов деятельности, по которым он уплачивается.

Существенно — на 48,3% — снизились поступления по налогу на доходы. Причиной тому стал перевод в 2006 г. банков — основных плательщиков этого налога — на общеустановленный порядок налогообложения прибыли. По большинству смешанных налогов, доля которых в общей сумме платежей в бюджет достигает 13,1%, обеспечена положительная динамика поступлений. В целом темп роста здесь составил 122,2%. Удельный вес налогов относительно 2005 г. увеличился на 0,4 п.п. и составил 4,1% в ВВП. Преимущественно это обусловлено ростом отчислений в инновационные фонды (темп роста — 138%), которые в структуре смешанных налогов занимают почти 50%. Доля отчислений в инновационные фонды в ВВП по сравнению с 2005 г. увеличилась на 0,4 п.п. и составила 2%. Кроме того, увеличение зарплаты в целом по республике на 16,4% способствовало росту поступлений единого платежа от фонда заработной платы на 13,3%. В результате удельный вес данного источника возрос на 0,1 п.п. и составил 0,9%. Но поскольку этот платеж с 1 января отменен, МНС прогнозирует в 2007 г. снижение величины налоговой нагрузки на экономику без учета отчислений в ФСЗН до уровня 30% к ВВП.

Тем временем планом действий правительства и Нацбанка по достижению параметров прогноза социально-экономического развития, бюджета и основных направлений денежно-кредитной политики на 2007 г., утвержденных постановлением Совмина и Нацбанка от 26.01.2007 № 96/1, предусмотрены и другие меры по дальнейшему снижению налоговой нагрузки. Так, в Министерстве финансов сообщили Интерфаксу, что при подготовке проекта бюджета на 2008 г. будет рассмотрена возможность снижения ставок оборотных налогов и исключение из объекта обложения налогом на недвижимость активной части основных производственных фондов. Могут измениться порядок исчисления налога на прибыль, экологического налога и НДС, а также шкала ставок подоходного налога. Не исключает Минфин и отмену местных целевых сборов, уплачиваемых из чистой прибыли, установление единой ставки местного налога с продаж в розничной торговле. Будет также рассматриваться возможность отмены местных сборов с пользователей с переводом уплаты этих платежей на уровень гражданских либо административных правоотношений. Пока же совокупная налоговая нагрузка (доходы консолидированного бюджета) в 2007 г., по оценке Минфина, составит 43,9% ВВП.

Таким образом, подытожив материал третьей главы, отметим, что в трансформационный период в бюджетно-налоговой сфере необходимо: 1) выработать принципы новой фискальной политики, соответствующей задачам развития переходной экономики; 2) сформировать новую бюджетно-налоговую систему, которая бы соответствовала становлению экономической системе рыночного типа; 3) освоить технологию современной бюджетно-налоговой политики.

Что касается выработки принципов современной фискальной политики и освоения новой бюджетно-налоговой технологии, то здесь не обойтись без заимствования передового опыта, накопленного развитыми странами мира. Впрочем, нет сомнений и в том, что в переходный период фискальная политика в максимальной степени должна быть направлена на решение стратегических задач социально-экономического развития.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проведенного исследования темы были сформулированы следующие теоретические выводы и сделаны следующие предложения.

1.  Налоги – императивные денежные отношения без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента, в процессе которых образуется бюджетный фонд. Обладают признаками: императивность, смена формы собственности, безвозвратность и безвозмездность, и взимаются на правовой основе по юридически закрепленным правилам. Имеют свою структуру, функции и разбиваются на группы по классификационным признакам.

Налоги – это ещё и обязательные платежи, которые люди должны уплачивать. Если бы налогов не существовало, то и государство тоже не смогло бы существовать, поскольку они – главный метод мобилизации доходов в условиях частной собственности и рыночных отношений.

2.  Косвенные налоги – это налоги, включаемые в отпускную цену товаров, работ и услуг, которые платят потребители, а налогоплательщики лишь перечисляют их налоговым органам. Имеют ряд преимуществ и недостатков. В косвенные налоги включают: налог на добавленную стоимость, акциз, целевые платежи, у каждого из которых имеются свои плательщики, объекты обложения, налоговая база, налоговый период, налоговые ставки, порядок исчисления и сроки уплаты.

Косвенные налоги в отличие от прямых являются наиболее выгодными как для государства, так как не зависят от финансовых результатов деятельности предприятий, так и для покупателя – платятся незаметно, включаясь в цену товаров.

3. В трансформационный период в бюджетно-налоговой сфере необходимо: 1) выработать принципы новой фискальной политики, соответствующей задачам развития переходной экономики; 2) сформировать новую бюджетно-налоговую систему, которая бы соответствовала становлению экономической системе рыночного типа; 3) освоить технологию современной бюджетно-налоговой политики.

Что касается выработки принципов современной фискальной политики и освоения новой бюджетно-налоговой технологии, то здесь не обойтись без заимствования передового опыта, накопленного развитыми странами мира. Впрочем, нет сомнений и в том, что в переходный период фискальная политика в максимальной степени должна быть направлена на решение стратегических задач социально-экономического развития.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.  Адаменкова, С.И. Налоги и их применение в финансово-экономических расчетах, ценообразовании: (теория, практика) / С.И. Адаменкова, О.С. Евменчик; под ред. С.И. Адаменковой. – 3-е изд., доп. и перераб. – Минск: Элайда, 2005. – 568с.

2.  Белорусский портал tut.by. [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: http:// www.search.tut.by./status. Дата доступа: 25.01.2008г.

3.  Белорусское законодательство. [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: http:// www.lawbelarus.com/repub. -- Дата доступа: 24.01.2008г.

4.  Василевская, Т.И. Налоги Беларуси: теория, методика и практика / Т.И. Василевская, В.А. Стасенко; под ред. Т.И. Василевской. – Минск: 2001. – 198с.

5.  Заяц, Н.Е. Теория налогов: учеб. / Н.Е. Заяц. – Минск: БГЭУ, 2002. – 220с.

6.  Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.). – Минск: Амалфея, 2007. – 48с.

7.  Маньковский, И.А. Налоговое право Республики Беларусь. Общие положения: практ. пособие / И.А. Маньковский. – Минск: «Молодежное научное общество», 2000. – 160с.

8.  Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: http:// www.nalog.by/taxation/physical/taxes. Дата доступа: 12.02.2008г.

9.  Налоги и налогообложение: Учебник / Н.Е. Заяц [и др.]; под общ. ред. Н.Е. Заяц. – Минск: Выш. шк., 2007. – 303с.

10.  Налоговый кодекс Республики Беларусь. Общ. часть: принят Палатой представителей 15 ноября 2002г.: Одобр. Советом Респ. 2 декабря 2002г.: текст Кодекса по состоянию на 4 сентября 2007г. – Минск: Амалфея, 2007. – 120с.

11.  Недоступ, А. Комментарий к Указу Президента РБ от 28.12.2007 № 681 (в части НДС и акцизов) // Налоговый вестник. – 2008. – № 02. – с.23-26.

12.  Недоступ, А. Налог на добавленную стоимость и основные средства // Налоговый вестник. – 2007. – № 11. – с.22-24.

13.  Недоступ, А. О новых ставках акцизов в 2008 году // Налоговый вестник. – 2008. – №02. – с.27.

14.  О бюджете Республики Беларусь на 2008 год: Закон Респ. Беларусь от 26 декабря 2007г. № 303-З (принят Палатой представителей 17 декабря 2007г., одобрен Советом Респ. 20 декабря 2007г.): текст по состоянию на 28 декабря 2007г. – Минск:"Народная газета", 2007. – с.4-12.

15.  О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 20 декабря 1991г. № 1323-XII (с изменениями и дополнениями): текст по состоянию на 28 марта 2007г. [Электронный ресурс]. Дата доступа: 15.02.2008г.

16.  О налоге на добавленную стоимость: Закон Респ. Беларусь от 19 декабря 1991г. № 1319-XII (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. Дата доступа: 15.02.2008г.

17.  Об акцизах: Закон Респ. Беларусь от 19 декабря 1991г. № 1322-XII (с изменениями и дополнениями): текст по состоянию на 1 ноября 2007г. [Электронный ресурс]. Дата доступа: 15.02.2008г.

18.  Официальный портал города Барановичи. Инспекция Министерства по налогам и сборам по городу Барановичи. [Электронный ресурс] – 2008. – Режим доступа: http:// www.baranovichy.by/nalog/nalog.shtml. -- Дата доступа: 25.01.2008г.

19.  Пилипенко, А.А. Налоговое право: Учеб. пособ. / А.А. Пилипенко. – Мн.: Книжный Дом, 2006. – 448с.

20.  Рефераты о налогах Беларуси. [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: http:// www.ref.by./refs/1/33275/1.html. Дата доступа: 24.01.2008г.

21.  Савицкий, А.А. Налогообложение: учеб. пособие / А.А. Савицкий. – Минск: Выш. шк., 2007. – 192с.

22.  Финансы предприятий: Учебник / Л.Г. Колпина [и др.]; под общ. ред. Л.Г. Колпиной. – 2-е изд., дораб. и доп. – Минск: Выш. шк., 2004. – 336с.

23.  Экономико-статистический сборник «Вся Беларусь», сост. Яновец М.Ю. – Минск: Изд.министерства финансов Республики Беларусь, 2008. – 418 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ А

СПОСОБЫ ВЗИМАНИЯ НАЛОГОВ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ
 Кадастровый  Декларационный Административный

 

 Земельный налог Таможенные платежи Подоходный налог

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ФУНКЦИИ НАЛОГОВ

 

 

Основные Дополнительные

 

 

Фискальная Регулирующая Социальная Контрольная

 

 

 

Стимулирующая Сдерживающая Воспроизводственная Перераспределительная

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.