рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Московская Государственная академическая филармония: проблемы формирования творческого состава в период 1993-2008 гг.

·  Контрольные цифры

·  Государственные заказы

·  Долговременные экономические нормативы

·  Лимиты

Главными результатами экономических экспериментов 80-х годов стали:

отказ от директивной регламентации хозяйственной деятельности и репертуарной политики; расширение прав и самостоятельности учреждений культуры в определении основных параметров хозяйственной и творческой деятельности; переход на рыночные формы ценообразования, организации и оплаты труда; материальное стимулирование в зависимости от результатов; расширение сферы коммерческой деятельности; введение принципов договорных отношений с вышестоящими организациями, поставщиками, смежными организациями адекватно отвечают ее действия потребностям рыночной экономики. Вовремя и правильно ответить на эти вопросы и есть главная задача организации и, в то же время гарантия их преуспевания, и в этом процессе большое значение имеет одна из основных функций управления – планирование.

В 1990-е годы система планирования только разрабатывалась. Не было стабильности в экономике, что отразилось на работе творческого состава филармонии. А именно: многие исполнители-музыканты уходили из филармонии из-за невозможности реализации профессионального потенциала.

Экономическая неразбериха 90-х годов положила конец упорядоченной, регламентированной жизни филармоний. Непрофильное использование залов – был единственный путь к спасению: крупные площадки использовались под «коммерческие мероприятия», а собственно филармоническая деятельность оказалась на периферии. Ситуация с гастролями тоже была критической, так как в это время ни о каком межрегиональном обмене речь не шла. И только раз или два раза в год приезжал в регион столичный оркестр, на него тратили весь бюджет, рассчитанный на год. Но именно из-за дефицита гастролей в 90-е годы начали набирать силу собственные филармонические коллективы. Российским филармониям, впервые столкнувшимся с экономическими проблемами, надо было учиться самостоятельной жизни в новых условиях.

В момент адаптации к новым экономическим условиям Россия не могла предложить зарубежным знаменитостям ни выступлений в престижных залах, ни высоких гонораров. Гастрольная жизнь не исчезла полностью, она стала бессистемной, нерегулярной и разорительной.

Ставки артистов, цены на билеты и репертуарные планы утверждало Министерство культуры. Залы были практически бесплатные. Они и не должны были поддерживать экономику филармонических коллективов, это была задача государства. Никакой рекламы не было, и в ней не было необходимости, потому что никакой конкуренции в этой сфере не существовало. Очень большое внимание уделялось исполнителю, “художнику”, а публика, несмотря на все декларации, оказывалась последней инстанцией, на которую стоило ориентироваться. Связано такое невнимание к потребителю было с тем, что в отрегулированной системе филармонической деятельности экономика почти никак не пересекалась с концертным делом. Все заботы брало на себя государство. Низкие цены на билеты, несомненно, способствовали росту посещаемости. Из-за дешевизны билетов филармоническая работа оказывалась благотворительной, а широчайший репертуарный и функциональный разброс практически лишили Филармонию «Брэнда» — самобытного и четко определенного названия.

Филармонии необходимо было взять на себя определение функций, обязанностей и прав, подразделений организации и изменения штатного расписания по определению должностных лиц и иных сотрудников. Организационная структура управления в концертных организациях зачастую существует практически в том виде, в котором она сложилась исторически и строится, в первую очередь, в зависимости от специализации концертных организаций.

Рассмотрим, как поменялась организационная структура Московской филармонии, и как это сказалось на планировании деятельности за последние тридцать лет. Схему организационной структуры можно восстановить по штатному расписанию. Самое древнее, которое удалось найти, относится к 1979 году. В 1979 году во главе Филармонии был художественный руководитель, который, совместно с художественным отделом и коллегией, в которую, в основном входили государственные служащие из Министерства культуры, формировал художественную концепцию и план деятельности Филармонии. Данный план распределялся между дирекциями стационарных залов, основными из которых и по сей день, являются – Большой и Малый залы консерватории, концертный зал имени П.И. Чайковского, Рахманиновский зал Консерватории, зал училища им. Гнесиных, и многие другие камерные залы домов культуры, музеев и подмосковных усадеб. Наравне с этим, существовало Концертное Объединение, в функции которого входило, в основном, гастрольная и просветительская деятельность. В состав КО входил отдел по работе среди детей и юношества, чтецкий, лекторийный, гастрольный отделы и музей Филармонии. В так называемые отделы «обеспечения» входили редакционно – издательский – нынешний рекламно – издательский, нотная библиотека, бухгалтерия, плановый, билетно – заготовительный отделы и хозяйственная служба. Исполнением художественного задания занимались администраторы залов, которые имели свой небольшой штат сотрудников. К концу 1990-х годов значение рекламно – издательского отдела изменилось, функции остались прежними, но объём, качество и задачи, поставленные перед ним, стали значительнее. С 1995 года начал функционировать юридический отдел.

Автор предполагает, что из всего проанализированного по трудному (в экономическом плане) времени можно сделать вывод:

- новые условия хозяйствования позволили государственным концертным организациям в значительной степени подготовиться и вступить в рыночные реформы начала 90-х годов менее болезненно, нежели это произошло в других сферах;

- при переходе государства к рыночной экономической модели концертные организации получили полную экономическую и творческую свободу в планировании своей деятельности;

- тем не менее, при переходе на новую экономическую систему не были учтены новые методы для сохранения творческого состава. Что привело к сокращению исполнителей в Филармонии: как солистов, так и артистов крупных коллективов и оркестрантов;

- также можно отметить несколько важных моментов в период (с1993-1997 года), отрицательно повлиявших на творческий процесс, а значит и на творческий состав Филармонии:

1. Уменьшение бюджетного финансирования от государства для жизнеобеспечения концертного дела.

2. Отсутствие профессиональных менеджеров в области концертного дела адекватно реагирующих и строящих политику управления исходя из особенностей современной ситуации.

3. Исчезновение четко отрегулированной государственной гастрольной системы и появление гастролей на частной основе.

Творческая и финансовая нерентабельность гастрольных поездок не окупаются ни с той, ни с другой стороны.

4. Приостановление деятельности клубов и Домов культур как структур, не только поддерживающих многочисленные ранее самодеятельные коллективы, но и выступающих в роли прокатных филармонических площадок.

5. Концертная деятельность заменяется концертами – презентациями, фестивалями и гала – представлениями, посвященных важным политическим событиям или празднествам. Это касается также и филармонических жанров;

Многие музыканты меняют свой вид деятельности, когда исполнитель эксплуатирует свое имя - например, становится из пианиста или скрипача дирижером.

Из всего приведенного выше можно сделать вывод, что Филармония в эти годы держалась за счет абонементной системы концертов в основных залах Москвы, за счет оставшихся в организации выдающихся исполнителей- мастеров искусств, новых молодых пришедших исполнителей. При этом финансовая часть для филармонии была убыточной. Штатные исполнители находились на дотации государства. Концертов было недостаточно, а бюджетными средствами Филармония также не могла обеспечить солистов Филармонии.

«Данные, приведенные в этой таблице, свидетельствуют о том, что объем государственной поддержки организаций культуры больше там, где выше социальная полезность»[37]. Из таблицы понятно, что в учреждениях исполнительских искусств ассигнований меньше, чем в домах культуры, библиотеках, театрах.

Государственные гарантии развития культуры[38]

Ассигнования из бюджета, в % к величине доходов

1998 2001 2002
1.Учреждения культуры
Библиотеки 94,4 93,8 95,0
Дома культуры и клубы 87,6 88,0 89,2
Музеи 71,1 73,8 71,3
Парки культуры и отдыха 40,7 37,6 40,9
Всего: 83,7 83,2 84,2
2. Учреждения исполнительских искусств
Филармонии и самостоятельные музыкальные коллективы 60,1 64,9 70,2
Театры 66,4 60,9 65,0
Всего: 66,1 61,8 66,2

ГЛАВА II: Изменения творческого состава в новых экономических условиях

2.1 1998-2003

«Культура самодостаточна, она в себе содержит инструменты для самореализации и саморазвития. Она формируется временем и обществом, и сама формирует, воспитывает своего потребителя, отражает тенденции времени».[39]

С 2003 года по 2008 год управление Московской филармонией осуществлялось Генеральным директором – А. А. Шалашовым. В одном из интервью он говорит: «Российский менеджмент вряд ли пока может претендовать на полноправное членство в мировом профессиональном сообществе. И причина состоит в том, что отечественный менеджмент еще по-настоящему не оформился в новых экономических условиях, как не оформились и общие правила концертной жизни в России»[40]

Творческое руководство деятельностью Филармонии осуществляется Художественным руководителем – А.В.Чайковским и художественной коллегией, персональный состав которой утверждается внутренним приказом по Филармонии. Председателем Художественной коллегии является Генеральный директор. В состав художественной коллегии входят ведущие музыканты, деятели культуры и искусства.

Как определено в Уставе, Московская филармония самостоятельна в осуществлении своей творческой, производственной и экономической деятельности, выборе художественных направлений, формировании репертуарных и концертных планов, подборе артистических кадров и административного персонала. Филармония самостоятельна в формировании размера заработной платы сотрудников, руководствуясь предписанным штатным расписанием, и материального поощрения.

Филармония осуществляет предпринимательскую деятельность (насколько это служит достижению задач её Устава). Средства от такой деятельности и приобретённое имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

К предпринимательской деятельности Филармонии относится:

·  Реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества для целей, не связанных с культурной деятельностью. Таким образом, Московская филармония сдаёт в аренду третьим лицам Концертный зал имени П.И. Чайковского для проведения концертов, творческих вечеров;

·  Оказание посреднических услуг в роли соорганизатора концертов, гастролей и фестивалей.

Имущество Филармонии, а также здание (Концертный зал имени П.И.Чайковского), сооружения, оборудование и другое имущество, переданное Филармонии Учредителем, закреплено за ней на праве оперативного пользования..

В декабре 2002 года состоялось заседание коллегии, потом ещё неоднократно проводились совещания, на которых участники концертного процесса высказывали неудовлетворённость тем, как работает Московская филармония и с организационной, и с творческой стороны. Стало абсолютно ясно, что необходимо реформирование, реорганизация Московской филармонии. Генеральный директор предложил свою программу по «выведению» Филармонии из кризиса.

Это система была совершенно новой в управлении концертной организацией в условиях перехода на рыночную экономику. Автор прекрасно излагает свою идею данной политики. В статье А.А. Шалашова, которая была помещена в номере журнала «Справочник руководителя учреждения культуры» даётся характеристика ситуации, в которой оказалась Московская филармония к 2003 году. Он смело вносит предложение по изменению организационной структуры и политики управления: «Социальное расслоение общества, развитие рыночной экономики, высокая востребованность Российских музыкантов на Западе и необходимость создания для них конкурентоспособных условий в России, а также многие другие явления современной жизни требуют новой, более гибкой, более продуманной управленческой политики.

Один из новых факторов в современной культуре, и в частности в концертной жизни, – появление множества негосударственных заказчиков. Наряду с положительной стороной, у этого явления есть и отрицательная: уровень творческого продукта, как правило, пропорционален культурному уровню заказчика, и средства спонсоров не всегда вкладываются в достойные художественные проекты.

Принципиальное различие в подходах государства и частных, корпоративных заказчиков к объекту вложения средств состоит в том, что государство выступает от имени и в интересах всего общества, заботясь, прежде всего о сохранении традиций и предъявляя стабильно высокие требования к культурному продукту. Эти же задачи ставит сегодня перед собой и Московская государственная филармония».[41]

Остановимся отдельно на организационной структуре Московской филармонии. Организационная структура государственного учреждения во многом определяется самим государством – то есть его учредителем. Одной из главных проблем организационных структур государственных учреждений на современном этапе – их неадаптированность к ситуации, сложившейся в условиях становления рыночной экономики, новых отношений с потребителем, партнёрами и другими структурами. Данные условия дали развитие таким новым видам профессиональной деятельности, как маркетинг, реклама, PR – необходимым в любой сфере деятельности.

Для успешного развития организации очень важно создание отдельных подразделений, занимающихся данной деятельностью. Существует множество литературы, в основном, американских авторов на тему маркетинга, рекламы и PR в сфере исполнительских услуг, однако западный опыт плохо ложится на российские реалии. В настоящий момент, в государственных учреждениях культуры только начали появляться такие подразделения, а возникнуть они должны были как минимум десять лет назад. Проблема также видится и в штатных расписаниях, где в сетках административного состава присутствуют лишь два типа должностей – главный администратор и администратор. Таким образом, менеджер по работе со СМИ называется главным администратором или редактором, что является неправильным. Как уже было сказано, данная проблема происходит от государственного ведения и определения сетки штатного расписания работников учреждений культуры. Эти обстоятельства влияют и на определение заработной платы и тормозят и так не лёгкое становление и развитие учреждений культуры в современных условиях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.