рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Государственный бюджет

законодательства.

Бюджетные ассигнования направляются на решение узкого круга задач

общегосударственного значения, реализацию которых невозможно обеспечить за

счет других источников финансирования. Финансовые ресурсы концентрируются

на вводе крупнейших мощностей и объектов определяющих решение основных

социально-экономических задач и позволяющих предупредить опасные

последствия кризиса в социальной сфере и спада производства промышленной

продукции необходимой для жизнеобеспечения экономики более 40% бюджетных

ассигнований направляются на обеспечение социальных программ, включая

программу - жилья, развития культуры и здравоохранения.

Развитие агропромышленного комплекса приоритетное направление

экономики любого типа, в последние годы в связи с либерализацией цен и

ужесточением кредитной политики, произошло ухудшение финансового положения

агропромышленного комплекса. Были приостановлены процессы укрепления

материально-технической базы, поддержания плодородия почв, развития

социальной инфраструктуры на селе. Поэтому были приняты решения

направленные на увеличение государственной поддержки агропромышленного

комплекса, основными положениями бюджетной поддержки АПК являются:

- финансирование проведения земельной реформы;

- финансирование поддержки развития фермерства;

- создание рыночных отношений в агропромышленном комплексе;

- поддержка социальной инфраструктуры села;

- мелиорация земель и поддержание мелиоративных систем;

- улучшение земель связанное с повышением плодородия;

- поддержка развития местных баз строительной индустрии и

строительных материалов;

- строительство и реконструкция предприятий пищевой и

перерабатывающей промышленности;

- финансовая помощь по землеустройству.

Анализируя расходы федерального бюджета, я заметил что расходы на

сельское хозяйство и рыболовство уменьшились с 14484 млрд. руб., в 1999 г.

до 9487 млрд. руб., в 2000 году. Отсюда можно заметить, что удельный вес

расходов в ВВП в 2000 г. уменьшился на 0,28%, и доля расходов по этой

статье в 1999 году составила 4,8%, что более чем в два раза выше расходов

2000 года которые составят 2,2%.

Расходы на социально-культурные мероприятия связаны с выполнением

государством его социальных функций.

Эти средства подразделяются на следующие основные группы:

- народное образование и профессиональная подготовка кадров;

- культура, искусство и средства массовой информации;

- здравоохранение;

- физическая культура и спорт;

- социальное обеспечение (включая средства, передаваемые в Пенсионный

фонд Р.Ф.).

Расходы на социально-культурные мероприятия определяются на основе

принципов сметного порядка планирования. Финансируются эти расходы по

конкретным мероприятиям и видам затрат. Объем расходов определяется на

основе взаимосвязанных друг с другом смет, разрабатываемых в учреждениях

непроизводственной сферы и расчетов ассигнований, составляемых в финансовых

органах. В основу расчетов кладутся показатели деятельности учреждений,

характеризующие обслуживающие контингенты (количество учащихся, учетных

групп, классов, число коек, проведенных операций и т.д.). При этом

учитывается время функционирования в течение года. Эти показатели служат

расчетными единицами. Денежный расход на расчетную единицу устанавливается

по норме, обеспечивающей функционирование и развитие бюджетного учреждения.

Основной принцип расходования бюджетных средств – строгое их

регламентирование по назначению и времени. Учреждение не вправе расходовать

денежные средства на цели, не предусмотренные сметой.

Составным элементом планирования и финансирования расходов на

социально-культурные мероприятия является денежная норма расхода,

выраженная в определенной сумме денежных средств, мера удовлетворения

конкретной потребности.

В современных условиях все большее значение приобретают укрупненные

нормы расходов, охватывающие все виды затрат учреждений социально-

культурной сферы. Использование таких норм позволяет ориентировать работу

этих учреждений на достижение конечных результатов: обучение детей,

подготовку специалистов, оказание помощи больным. Кроме того, применение

укрупненных норм расширяет самостоятельность учреждений по использованию

бюджетных средств на различные направления расходов и повышает их

заинтересованность в рациональном и законном использовании ресурсов.

Бюджетные нормы подвергаются изменениям под влиянием многих факторов.

Увеличение норм связано с изменением системы цен и тарифов, ростом

заработной платы в народном хозяйстве, с появлением дополнительных

возможностей по финансированию расходов в местных бюджетах.

В соответствии с законодательством Р.Ф. сфера образования признана

приоритетной.

Компетенцией субъектов федерации является формирование их бюджетов в

части расходов на образование и установление региональных нормативов

финансирования образования. В компетенции местных органов самоуправления

находится формирование местных бюджетов и фондов развития образования,

разработка и принятие нормативов местного финансирования образования.

Схема финансирования государственного и муниципального

образовательного учреждения определяется типовым положением о типе и виде

общеобразовательного учреждения. Нормативы финансирования негосударственных

учреждений не могут быть ниже аналогичных государственных, расположенных на

данной территории. Могут привлекаться дополнительные финансовые ресурсы за

счет предоставления платных услуг. Такое привлечение не ведет к снижению

нормативов и размеров финансирования из бюджета учредителя. Деятельность

образовательного учреждения в рамках оказания платных услуг не относится к

предпринимательской, так как эти услуги не могут быть оказаны в замен

основной деятельности. Образовательные учреждения вправе вести

предпринимательскую деятельность: по сдаче в аренду имущества, по торговле

оборудованием, по оказанию посреднических услуг, по долевому участию в

деятельности других учреждений, по приобретению ценных бумаг и доходов по

ним, по ведению других операций приносящих доход.

Расходы бюджетной системы на образование и профессиональную подготовку

кадров включают затраты на детские дошкольные учреждения, детские дома,

профтехучилища, средние специальные и высшие учебные заведения, а также

курсовые мероприятия и институты повышения квалификации.

Расходы бюджетной системы на социальное обеспечение включает в себя:

выплату государственных пенсий по старости, пенсии и пособия военнослужащим

срочной службы и их семьям, пособия на детей до 6 лет, пособия одиноким

матерям и другие.

Расходы бюджетной системы на здравоохранение. Развитие здравоохранения

предусматривает его поэтапное реформирование, введение многоканальности

финансирования, выделения лечебным учреждениям средств в зависимости от

объема и качества осуществляемых медицинских услуг. С 1993 года в

соответствии с действующим законодательством происходит реформирование

системы финансирования здравоохранения на основе программно целевых методов

планирования с постепенным внедрением медицинского страхования. Реформа

включает в себя разработку и реализацию на региональных и городских уровнях

целевых программ обеспечения населения медицинской помощью при этом ведущим

направлением определены:

- обеспечение гарантированных объемов и повышения качества

медицинской помощи;

- развитие высокоспециализированных видов медицинской помощи;

- оптимизация существующих и внедрения новых медицинско-хозяйственных

форм деятельности медицинских организаций в условиях бюджетно-

страхового финансирования отрасли;

- формирование рынка медицинских услуг с участием негосударственных

медицинских учреждений.

Самостоятельной группой расходов бюджета является финансирование

науки. Из бюджета средства направляются на работы по важнейшим

перспективным теоретическим исследованиям и по общегосударственным целевым

научно-техническим программам. Средства на эти цели выделяются

непосредственно Российской академии наук, отраслевым академиям, высшим

учебным заведениям, архивам и другим организациям, занимающимся

осуществлением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Финансирование научных учреждений осуществляется в сметном порядке. Во

всех учреждениях составляются сметы расходов по каждой конкретной теме.

Порядок планирования и финансирования расходов аналогичен методике,

применяемой по расходам на социально-культурные потребности.

В настоящее время происходит реформирование научной сферы в результате

которого предполагается сократить объем бюджетных ассигнований, выделяемых

неэффективно работающим научно-производственным объединениям.

Расходы на оборону вытекают из функций государства. Общий размер и

уровень расходов на оборону зависит от различных внутренних и внешних

факторов: международной обстановки; протяженности и характера границ,

обусловленных размерами территории страны; современного развития военного

дела и состояния технического оснащения армии и флота; экономических

возможностей страны.

Расходы на оборону хотя и являются необходимыми, носят

непроизводительный характер, а потому государство стремится создать путем

проведения миролюбивой внешней политики такие условия, при которых

появляется возможность сокращать военные расходы.

Расходы на управление включают в себя следующие группы расходов:

- На содержание органов государственной власти. Выступают в качестве

финансовой базы деятельности администрации Президента и

Конституционного суда;

- На содержание правоохранительных органов, судов и органов

прокуратуры. Осуществляются для обеспечения общественной

безопасности;

- На содержание органов государственной власти. Включают затраты

Правительства, республиканских министерств и ведомств,

представительных и исполнительных органов субъектов Федерации и

местного самоуправления, дипломатических учреждений и других

ведомств;

- На проведение выборов и референдумов. Включают в себя все затраты

на выборы депутатов Государственной Думы, Президента, народных

судей и проведение референдумов;

- Прочие расходы, проходящие по другим разделам бюджетных расходов.

Основными документами определяющими расходы на управление, является

штатное расписание и смета расходов. В штатном расписании указываются

структурные подразделения, должности в соответствии с номенклатурой

аппарата управления, количество штатных единиц по каждой должности, оклады,

надбавки и месячный фонд заработной платы. В состав затрат расходов на

содержание аппарата управления входят: зарплата, начисления на зарплату,

хозяйственные, командировочные и другие расходы.

В переходный период абсолютные суммы расходов на управление подвержены

изменениям, что обусловлено созданием новых и упразднением прежних

управленческих структур, а также экономным и рациональным расходованием

средств на эти цели.

Государственным внутренним долгом Р.Ф. являются долговременные

обязательства Правительства Р.Ф. перед юридическими и физическими лицами,

обеспечиваемые всеми активами находящимися в распоряжении государства.

В соответствии с законом долговые обязательства могут выступать в

форме кредитов, полученных Правительством государственным займом,

осуществляемым через выпуск ценных бумаг от имени Правительства и других

долговых обязательств, гарантированных Правительством.

В окончании этого вопроса можно заметить, что значительно выросли

расходы на такие статьи как: «Национальная оборона» и «обслуживание

государственного долга», тут же можно отметить статью « Правоохранительная

деятельность и обеспечение безопасности». Снизились расходы по статьям «

Сельское хозяйство и рыболовство» и «Промышленность, энергетика и

строительство». Остальные статьи увеличились в расходной части с небольшим

изменением в отношении к предыдущему году.

3 Направление реформирования современного бюджетного устройства

3.1 Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы

Развитие демократических принципов в государственном устройстве и

управлении, происходящее в последние годы в России, сделало обязательным

компонентом системы государственного управления органы местного

самоуправления, наделенные народом управленческими и финансово-бюджетными

правами. Резко возросла и продолжает расти роль территориальных финансов в

общегосударственной финансовой системе. Соответственно, возрастает и роль

местных бюджетов. Величина местных финансов растет во многих странах: они

становятся превалирующей частью финансовых ресурсов государства.

Но здесь же возникает множество проблем. Как осуществить справедливое

распределение доходов и расходов между бюджетами различных уровней? Как

определить приоритетность целей бюджетного регулирования, проводимого на

одном из уровней? И главное - как добиться одинаковой направленности

бюджетной политики всех уровней?

Одной из основных характеристик федеративного государства является

соответствие базовых направлений экономической политики как в действиях

федерального правительства, так и в действиях правительств субъектов

Федерации. Другими словами, если, например, действия центра направлены на

сокращение государственных расходов, то и вся региональная политика должна

быть направлена на стимулирование сокращения расходов на уровне субъектов

федеративного государства. Но добиться такой сбалансированности, особенно в

российских кризисных условиях, - задача более чем непростая. Необходимо

найти единственно верный компромисс между подлинно рыночными федеративными

тенденциями и стремлением к централизации в условиях глубокого кризиса. Тем

не менее именно в становлении новых межбюджетных отношений, основанных на

принципах бюджетного федерализма, - ключ к успеху проводимых

преобразований, именно это - важнейшее условие создания в России истинно

рыночного бюджетного устройства.

Важной проблемой развития бюджетного устройства Российской Федерации

является пересмотр сложившихся отношений между бюджетами различных уровней.

Будучи федеральным государством с трехуровневой бюджетной системой, для

России чрезвычайно актуальна проблема построения бюджетного устройства,

основанного на принципах бюджетного федерализма, под которым понимается

система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления

различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса, основанная на

следующих основных принципах:

1) Самостоятельность бюджетов разных уровней (закрепление за каждым

уровнем власти и управления собственных источников доходов, право

самостоятельно определять направления их расходования,

недопустимость изъятия дополнительных доходов и неиспользованных

или дополнительно полученных средств в вышестоящие бюджеты, право

на компенсацию расходов, возникающих в результате решений, принятых

вышестоящими органами власти и управления, право предоставления

налоговых и иных льгот только за счет собственных доходов и т. д.);

2) Законодательное разграничение бюджетной ответственности и расходных

полномочий между федеральными, региональными и местными органами

власти и управления;

3) Соответствие финансовых ресурсов органов власти и управления

выполняемым ими функциям (обеспечение вертикального и

горизонтального выравнивания доходов нижестоящих бюджетов);

4) Нормативно-расчетные (формализованные) методы регулирования

межбюджетных отношений и предоставления финансовой помощи;

5) Наличие специальных процедур предотвращения и разрешения конфликтов

между различными уровнями власти и управления, достижение

взаимосогласованных решений по вопросам налогово-бюджетной

политики.

Таким образом, бюджетный федерализм есть одно из сложнейших

направлений экономических реформ, охватывающих область экономических,

финансовых и политических отношений. Наша страна делает еще только первые

шаги к становлению подлинно федеративных отношений между бюджетами

различных уровней. Тем не менее, основы к их формированию уже заложены и в

развитии бюджетного федерализма достигнуты положительные результаты, хотя,

несомненно, существует еще и немало проблем.

Одной из центральных проблем бюджетного федерализма является

бюджетное выравнивание, которое подразделяется на вертикальное и

горизонтальное (эти понятия пришли к нам из зарубежной практики).

Вертикальное выравнивание - это процесс достижения баланса между объемом

обязательств каждого уровня власти по расходам с потенциалом его доходных

ресурсов (налоговых поступлений). На вышестоящий уровень накладываются

обязательства: в случае, если потенциальные возможности по обеспечению

доходной части на нижестоящем уровне недостаточны для финансирования

возложенных на него функций, центральное правительство обязано предоставить

этому региональному или местному органу власти недостающие бюджетные

ресурсы. Центральное правительство, обладая гораздо большими, чем любой

регион, возможностями экономического регулирования и объемами налоговых

поступлений, должно компенсировать дисбаланс региональных бюджетов за счет

средств, аккумулированных на уровне федерального бюджета. Вертикальное

выравнивание непременно должно сочетаться с горизонтальным, означающим

пропорциональное распределение налогов и дотаций между субъектами Федерации

для устранения неравенства в возможностях различных территорий, вызванных

территориальным фактором. Таким образом, получается, что к расходам

федерального бюджета на решение социально-экономических задач федерального

масштаба добавляются еще и расходы на достижение сбалансированности

бюджетной системы (смотрите рисунок 3).

Рисунок 3 - Направленность расходов федерального бюджета /6, стр.9/

Если говорить упрощенно, то система бюджетного выравнивания определяет

такое взаимодействие между федеральным бюджетом и субъектами федерации,

которое позволяет любому гражданину, проживающему в России, получать

определенный уровень государственных услуг, независимо от того, на

территории какого региона он проживает.

В России оба направления бюджетного выравнивания сопряжены с огромными

трудностями. Задача горизонтального выравнивания становится здесь сложна,

как ни в одной другой стране мира, поскольку решение задачи обеспечения

каждому гарантированных государством услуг связано с большими различиями в

экономическом положении тех или иных регионов, с различным уровнем затрат и

большой дифференциацией бюджетных возможностей региональных и местных

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.