рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Государственный бюджет

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств

означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и

получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения

заданных результатов с использованием наименьшего объема бюджетных средств.

Принцип общего покрытия расходов означает, что все расходы бюджета

должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений источников

финансирования его дефицита.

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей

прогнозов социально – экономического развития соответствующей территории и

реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает,

что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей

бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование

конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности

предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не

обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются

нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

2 Анализ бюджетного устройства в Российской Федерации

2.1 Источники формирования доходов в бюджете

Как отмечает Совет Федерации Федерального Собрания Российской

Федерации, экономическая ситуация в стране, несмотря на некоторое снижение

темпов инфляции, продолжает оставаться крайне сложной.

Неблагоприятными являются характеристики всех основных

общехозяйственных показателей: продолжается падение промышленного

производства, сокращается масса прибыли, растет число убыточных

предприятий, сверхвысокий уровень ставки банковского процента блокирует

инвестиционную активность производителей. Одним из наиболее тревожных

проявлений деградации производственной сферы российской экономики является

положение аграрного сектора.

В экономике страны продолжается кризис неплатежей ( это прежде всего

результат пассивного отношения государства к экономике предприятий, в том

числе отказа от политики государственного протекционизма российских

товаропроизводителей.

Критическое состояние материального производства, в котором была

занята подавляющая часть населения России, вызвало глубокие социальные

деформации в обществе, из которых наиболее существенной является нарушение

нормальных пропорций формирования денежных доходов населения, происходящее

на фоне все еще сохраняющейся проблемы невыплаты заработной платы.

Финансирование образования, науки, культуры и здравоохранения из

федерального бюджета не обеспечивает даже минимальных потребностей этих

социально значимых областей, в которых из-за этого также сложилась сложная

ситуация.

Однако, рассматривая бюджет, мы видим, что основная проблема здесь не

только в нерациональном построении структуры распределения отдельных

статей, но, прежде всего ( в простой нехватке денежных средств в результате

недоисполнения доходной части бюджета. Таким образом, ключом к успешному

проведению реформы в России, по существу, является успешное построение,

организация и исполнение доходной части бюджета РФ. Действительно, именно

из-за не в полной мере выполненной доходной части правительство вынуждено

сокращать расходы бюджета, в том числе и на культуру, медицинское

страхование. Это же и является причиной задержек выплаты пенсий, пособий,

денежного довольствия и заработной платы в бюджетных организациях.

2.2 Структура доходов Федерального бюджета Российской Федерации

Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения

государства на федеральном, региональном и местном уровнях с

государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а

также населением по поводу формирования и использования централизованного

фонда денежных ресурсов.

Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для

обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение

финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой

политики государства.

Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему

государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и

принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным

устройством.

Федеральные, региональные и местные органы государственной власти и

управления посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение

определенную часть перераспределяемого национального дохода, которая

направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения

функций между уровнями управления.

Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев:

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2) бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных

государственных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты.

Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой

политики государства, цели которой обусловливаются его экономической

политикой. При этом значение государственного финансового регулирования

через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать

происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения

финансовых ресурсов. Это перераспределение все в большей степени

осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения.

Поэтому роль государственного финансового регулирования рыночных отношений

должна усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот.

Особенно важно обеспечивать надлежащее выполнение (своевременное и в полном

объеме) финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами.

Единство бюджетной системы в новых условиях реализуется через единую

социально-экономическую политику и правовую базу, использование единых

бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, взаимодействие

бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса.

Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах разных уровней позволяет

органам государственной власти и управления иметь финансовую базу для

реализации своих полномочий.

Федеральный бюджет РФ является основным финансовым планом государства,

утверждаемым Федеральным Собранием (принимается Государственной Думой и

одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона. Через

федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для

последующего их перераспределения и использования для целей

государственного регулирования экономического развития страны и реализации

социальной политики на территории всей России.

Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной

классификации, в которой выделяются целевые направления государственной

деятельности, вытекающие из основных функций государства.

Доходность бюджета составляют налоговые и неналоговые поступления.

В этой связи главной проблемой, вытекающей из структуры формирования

доходов бюджета РФ остается распределение налоговых доходов и неналоговых

отчислений между местными и федеральным бюджетом, т.е. вопрос бюджетного

федерализма.

2.3 Классификация расходов бюджета

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории -

бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением

государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения,

на основе которых происходит процесс использования средств

централизованного фонда денежных средств государства по различным

направлениям.

В условиях перехода к рынку, Правительство ведет интенсивную работу по

реализации концепции совершенствования системы управления бюджетными

средствами. В основу концепции закладываются три основных блока задач:

- сформировать четкие правила разработки и исполнения бюджета с

максимально возможной детализацией структуры бюджетных затрат и

внедрением элементов казначейского метода исполнения бюджета;

- определить наиболее приемлемые для национальных и региональных

условий формы привлечения нетрадиционных финансовых источников в

оборот;

- создать полноценный информационно- аналитический комплекс в бюджетно-

финансовой системе, чтобы иметь широкую информационную базу для

оптимизации прогнозирования доходов и расходов бюджета, повысить

оперативность бюджетной отчетности, позволяющей принимать

действенные финансовые решения по эффективному маневрированию

бюджетными ресурсами в существующих инфляционных условиях.

Первая группа задач реализуется уже сейчас. Одним из важнейших и

сложнейших направлений совершенствования управления бюджетными ресурсами

является внедрение элементов казначейского метода исполнения бюджета.

Основу задач формируемых по территориям России федеральных казначейских

учреждений составляют функции по разассигнованию средств, предназначенных

для учреждений, расположенных на соответствующей территории и финансируемых

за счет средств федерального бюджета; по организации и контролю за целевым

и эффективным расходованием выделенных бюджетных ресурсов.

Следует отметить, что в соответствии с действующим законодательством

экономическую основу регионов составляет их собственность например,

экономическую базу местного самоуправления составляют её природные ресурсы:

земля, недра и т.д.

Сложившаяся в нашей стране экономическая, в том числе и финансовая,

ситуация не позволяет местным органам власти и управления при бюджетном

дефиците всерьез рассчитывать на пополнение доходной части бюджетов

территорий путем введения дополнительных местных налогов и сборов.

Следует помнить, что расходы любого бюджета осуществляются за счет

средств налогоплательщиков и, следовательно, государство взяло на себя

ответственность перед ними за выполнение определенных функциональных

обязательств.

2.3.1 Экономическое содержание системы расходов бюджета

Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах.

Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой.

При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу

явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная-

их величину.

Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым

рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-

экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным

хозяйством, административно-территориальным устройством государства,

формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов

порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на

определенном этапе социально-экономического развития.

Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни

общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике

финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета.

Важный признак классификации расходов бюджета – предметный.

При этом все расходы подразделяются на несколько крупных групп. Как

правило, выделяются следующие группы расходов:

1) финансирование промышленного производства;

2) финансирование социально-культурных мероприятий;

3) финансирование науки;

4) финансирование обороны;

5) содержание правоохранительных органов и органов государственной

власти и управления;

6) расходы по внешнеэкономической деятельности;

7) создание резервных фондов;

8) расходы по обслуживанию государственного долга;

9) прочие расходы и выплаты.

Здесь хорошо видна роль государства в разных областях общественной

жизни. Дополнительно к указанным группам расходов могут выделяться затраты

на выполнение приоритетных общегосударственных программ. Так, в Российской

Федерации самостоятельно в расходах республиканского бюджета отражаются

расходы на целевые региональные программы по развитию промышленного сектора

экономики, расходы по ликвидации последствий ядерного взрыва в Челябинской

области и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, расходы на

государственную программу развития экономики и культуры малочисленных

народов Севера, расходы на программу развития гражданской авиации, расходы

на Российскую государственную космическую программу и др. Выделение средств

по отдельным видам целевых программ обеспечивает приоритет в концентрации

средств бюджета и в их использовании по главным направлениям,

предусмотренным органами государственной власти.

Осуществление финансирования отдельных статей расходов бюджета в

соответствии с их инфляционным увеличением, с одной стороны, обеспечивает

защиту получателей бюджетных ассигнований в обеспечении намеченных ими

мероприятий, а с другой стороны, является инфляционным фактором,

увеличивающим совокупный спрос на продукцию и услуги и в дальнейшем

провоцирующим развитие инфляции издержек производства.

Последним признаком классификации расходов является территориальный. В

соответствии с уровнем государственного управления в Российской Федерации

расходы бюджета подразделяются на расходы республиканского бюджета, расходы

бюджетов членов федерации и расходы местных бюджетов.

Осуществление расходов бюджета достигается при помощи бюджетного

финансирования. Под ним понимается система предоставления денежных средств

предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий,

предусмотренных бюджетом. Бюджетное финансирование базируется на

определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами

предоставления средств. Принцип, форма и методы бюджетного финансирования

выступают составными элементами самой системы, влияют на результативность

ее функционирования.

Важную роль в организации рациональной системы бюджетного

финансирования играют прежде всего принципы финансирования. К числу этих

принципов относятся:

- получение максимального эффекта при минимуме затрат. Бюджетные

средства должны предоставляться лишь при условии обеспечения

наибольшей результативности от их использования. Этот эффект может

выражаться, с одной стороны, в решении различных задач социально-

экономического развития страны, а с другой - в обратном притоке в

бюджет денежных средств за счет роста доходов получателей бюджетных

ассигнований;

- целевой характер использования бюджетных ассигнований. Юридические

лица получают средства из бюджета только на основе утвержденного

бюджета, причем на заранее обусловленные цели. Строгое соблюдение

этого принципа препятствует неэффективному использованию бюджетных

ассигнований;

- предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных

и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных

ассигнований. Зависимость бюджетного финансирования от выполнения

показателей позволяет финансовым органам осуществлять действенный и

эффективный контроль за деятельностью предприятий, организаций и

учреждений;

- безвозвратность бюджетных ассигнований. Предоставление средств без

условия их обязательного возврата в государственный бюджет.

Однако помимо безвозвратного бюджетного финансирования в настоящее

время все шире применяется кредитование предприятий путем выдачи бюджетных

ссуд. Проценты по таким ссудам либо не взимаются, либо взимаются по низким

ставкам. Бюджетные ссуды выдаются по специальным распоряжениям

Правительства Р.Ф. на выполнение целевых программ развития. Так в 1999 г.

Такие ссуды должны быть предоставлены на финансирование:

- расходов на формирование федеральных продовольственных фондов;

- расходов на обеспечение агропромышленного комплекса

машиностроительной продукцией и приобретение племенного скота на

основе долгосрочной аренды (лизинга);

- части расходов на инвестиционные программы конверсии оборонной

промышленности.

2.3.2 Методы предоставления средств из бюджета

Система расходов федерального бюджета учитывает все

общегосударственные потребности финансирования которых является

исключительной прирегативой государства.

Расходы, производимые государством в сфере материального производства,

жилищно-коммунальном хозяйстве относятся к расходам на финансирование

народного хозяйства.

Бюджетные средства предоставляют министерством, ведомства и

предприятиям на затраты по расширению производства, на обеспечение простого

воспроизводства, на операционные и прочие расходы.

Расходы на финансирование народного хозяйства планируются по

министерствам, ведомствам и предприятиям и одновременно предусматриваются

по целевому назначению.

Основная часть бюджетных средств выделяется приоритетным отраслям

народного хозяйства, к которым относятся топливная промышленность,

энергетика, сельское хозяйство и транспорт. Кроме того, часть расходов в

процессе их планирования и финансирования выделяются в специальные группы.

Появление таких расходов, как правило, связано с разработкой государством

целевых программ. Наиболее крупной группой таких расходов являются затраты

на финансирование конверсии военного производства и воспроизводство

минерально-сырьевой базы.

Второй по значению и первой по размеру статьей расходов бюджета на

финансирование народного хозяйства является выплата различных видов дотаций

предприятиям.

Основные типы бюджетных дотаций:

- угольная промышленность, дотируется разница в ценах и отчисления на

НИОКР;

- выплата разницы на топливо отпускаемое населению (газовая

промышленность);

- жилищно-коммунальное хозяйство;

- транспортные организации.

На финансирование производства направляется около 20% расходов

бюджета, основной объем занимают дотации и инвестиционные кредиты на

конкурсной основе.

Наряду с безвозмездным бюджетным финансированием в настоящее время

начало развиваться кредитование предприятий посредством выдачи бюджетных

ссуд.

Бюджетные ссуды занимают промежуточное положение между кредитами

коммерческих банков и бюджетными ассигнованиями. С одной стороны эти ссуды

выдаются с условием возвратности и в ряде случаев они бывают платными, а с

другой стороны, проценты по этим ссудам либо не взимаются, либо значительно

ниже, чем кредиты банков. Выдаются такие ссуды в основном по специальным

распоряжениям Правительства Р.Ф. на выполнение целевых программ развития.

Другое направление расходования это привлечение иностранных

инвестиций, но в современных условиях этот процесс затруднен, в связи с

экономической нестабильностью и несовершенством налогового

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.