| |||||
МЕНЮ
| Финансы и кредит– субсидии; – субвенции; – регулирующие доходные источники. СУБСИДИЯ – часть общих государственных налоговых доходов, которые поступают в распоряжение вышестоящих бюджетов и передаваемых нижестоящим бюджетам в порядке перераспределения (особая форма связи между отдельными звеньями федеральной системы). Субсидии бывают: а). целевыми (определяется цель); б). универсальными (без указаний). Субсидии могут иметь как одноразовый характер, так и срочный (от слова “срок”) характер. СУБВЕНЦИЯ – часть фиксированного объема государственных средств, которые выделяются нижестоящим бюджетам для финансирования их расходов. Регулирующие доходные источники. Доходы делятся на: 1). закрепленные (заранее закреплены); 2) регулирующие (прийдут позже). Закрепленные доходы — это доходы, которые полностью или частично передаются в определенный вид бюджета (22 % налога на прибыль направляется в местные органы власти). Регулирующие доходы — это доходы, которые идут для подкрепления нижестоящего бюджета, соблюдая субординацию. Перечень закрепленных и регулирующих доходов фиксируется специальными налоговыми законодательствами и кодексами. БЮДЖЕТНАЯ СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ. Бюджетная система считается сбалансированной по вертикали, если объем поступлений в совокупных бюджетах на каждом уровне власти в целом достаточен для осуществления их функций. Горизонтальная сбалансированность – общее соответствие доходов и расходов в бюджетах отдельных регионов и территорий на соответствующих уровнях власти. Достижение вертикальной сбалансированности – I этап общей сбалансированности, а достижение горизонтальной сбалансированности – II этап горизонтального выравнивания, которое осуществляется с помощью трансфертов. Трансферт – бюджетные отчисления (помощь), которую получают регионы, где доход на одного человека ниже среднего по РФ. Формула расчета потребностей регионов в централизованной помощи. [pic], где Т – сумма трансферта по региону. СБД – средний по всем регионам бюджетный доход на душу населения. ДБР – душевой бюджетный доход по данному региону. НР – численность населения региона. К – поправочный коэффициент, который рассчитывается по следующей формуле: [pic] Рассчитанные по этой формуле абсолютные суммы трансфертов перечисляются из вышестоящих бюджетов в данный регион. Результаты применения всех форм этого выравнивания неоднозначны: а). не удалось добиться реального выравнивания (например, Татарстан, Башкортостан, Якутия и т.п. не платят в Федеральный бюджет, а количество нуждающихся возрастает); б). результаты неоднозначны из-за “расползания” особых бюджетных режимов (финансирование республик Коми, содержание СЭЗ в Ингушетии); в). сама формула имеет недостатки и требует доработки. ПРОБЛЕМЫ РФ В МЕЖБюджетных ОТНОШЕНИЯХ: проблема № 1 – До сих пор имеет место несогласованность финансовых полномочий бюджетов разных уровней и обеспечения, их полномочий и доходов проблема № 2 – Слабая налоговая база территориальных бюджетов. проблема № 3 – Неопределенность в перераспределительной политике. Проблема № 1 (несогласованность) проявляется в том, что решение Федерального правительства об изменении доходной части бюджетов не проводится в соответствии с расходной частью. Начиная с 1992 года такие расходы, как рост зарплаты работников бюджетной сферы, содержание транспорта, доплата на продукты питания возможны были только на местах, доходов не было. НДС был снижен с 28 % до 20 %, что снизило и доходы территориальных бюджетов и обращения регионов к Федеральному правительству за помощью. Политика “спихивания доходов” продолжается до сих пор. Например, на регионы были переложены осуществление Федеральных программ, дотирование Агро - промышленного комплекса (АПК), транспорта, содержание объектов системы санэпидемстанций и содержание служб МВД в некоторых регионах. Этот процесс носит хаотический характер. Проблема № 2 (слабая налоговая база территориальных бюджетов) связана с высоким уровнем регулируемых доходов по сравнению с закрепленными. Размеры отчислений устанавливаются местными органами власти, для областей – Минфин, для городов и районов – городские (районные) финуправления. До 1992 года подоходный налог, налог на прибыль, НДС являлись регулируемыми налогами, а в 1992 году – подоходный налог закреплен за бюджетами среднего уровня. В 1994 году в качестве регулируемых налогов были использованы акцизы. В целом удельный вес закрепленных налогов равен 26, 5 %, что свидетельствует о слабости налоговой базы территориальных бюджетов и зависимости местных органов от вышестоящих. Проблема № 3 (неопределенность) связана с отсутствием продуманных критериев предоставления финансовой помощи территориям. По данным исследования: – дотации в расчете на душу населения были выше у территорий с низкими показателями выпуска продукции на душу населения; – дотации были значительны у территорий с высоким уровнем зарплаты; – дотации были выше у менее урбанизированных территорий с меньшей степенью и количеством населения. Это говорит о том, что существует выравнивание возможностей и антивыравнивающая тенденция. Таким образом, межбюджетные отношения строятся на централизованном утверждении бюджетов нижестоящих уровней вышестоящими. Такая политика ориентирует территории на выбивание более высоких нормативов. Вышестоящие органы превращаются в “вершителя судьбы”, что составляет основу для коррупции. В этой ситуации необходимо расширять права местных органов власти, чтобы у последних были свои налоги 3-ех основных групп: 1) налоги, которые играют основную роль( а). прямые: – поимущественный; – поземельный; – промысловый; б). косвенные: – налог на покупки; – акцизы на товары массового потребления); 2) налоги, которые устанавливаются центральными властями в определенных процентах к государственным, собираемым на территории местных органов. 3) прочие местные налоги: – налоги на владельцев автотранспорта; – лицензирование деятельности. Местных налогов в мире много. Например, в Англии – 1 местный налог, а в Бельгии – 100. Неналоговые доходы, поступления от которых находятся в местных органах власти: – сдача в аренду и продажа земли; – сдача в аренду лесных массивов; – прочие поступления. На налоговые и неналоговые доходы приходится примерно 60 – 70 % в местных бюджетах. Формула выравнивания: [pic] Для подсчета потребностей необходимо определить перечень услуг, за которые несут ответственность местные органы власти (образование, престарелые. инвалиды, милиция, пожарные, содержание дорог и т.п.). Доходы – производная от налоговой базы. МЕХАНИЗМ БЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В 1996 ГОДУ. В бюджете были реализованы некоторые перспективы, которые были не реализованы за предыдущих 4 года. Существуют следующие системы межбюджетных отношений: 1 – подоходная (определяются налоги, которые зачисляются в Федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации; нормативы и ставки, зачисляемые в бюджеты субъектов Федерации). С 1996 года на 3 года устанавливаются стабильные ставки и нормативы отчислений от соответствующих Федеральных налогов и доходов в пользу бюджетов субъектов Федерации: а). 50 % акцизов на ликеро - водочные изделия, производимые на территории РФ; б). 100 % акцизов по остальным товарам, кроме направляемым в вышестоящий бюджет; в). 22 % налога на прибыль; г). 90 % подоходного налога с физических лиц. 2 – фонд финансовой поддержки субъектов Федерации (формируется в размере 15 % от всех сумм налоговых поступлений Федерального бюджета, включая экспортные пошлины) 3 – перечисление трансфертов из Фонда Федеральной поддержки регионов (осуществляется ежемесячно, исходя из фактических налоговых поступлений с учетом соответствующих корректировок. При этом намечается производить зачет сумм, причитающихся регионам из Фонда, за счет поступлений на соответствующую территорию НДС в пределах установленной доли (тем самым сокращаются встречные потоки). 4 – осуществление возмещения в полном объеме за счет Федерального бюджета не всего того налога на добавленную стоимость, а части , которая выплачивается при экспорте (780 млрд. руб.). В 1995 году трансфертными платежами пользовались 78 из 89 субъектов, а в 1996 году – 75 субъектов. 2 вида нуждающихся территорий: а). регионы, которые нуждаются в поддержке; б). регионы, которые особо нуждаются в поддержке. Общая сумма финансирования по трансфертным платежам составит 58, 6 трлн. руб. Расходы из Федерального бюджета будут перечисляться в бюджеты субъектов Федерации по 2-ум каналам: 1 канал – в виде субвенций, которые будут направляться на финансирование федеральных программ, затраты федерального характера (их назначение заключается в выравнивании социально - экономического развития). 2 канал – в виде трансфертов, которые предназначены для оказания текущей финансовой помощи. Их задача – покрыть минимально обоснованные расходы. ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТОВ. I. НЕПЛАТЕЖИ. Эта проблема возникла вследствие недостатка оборотных средств, который произошел из-за: – установления либерального ценообразования; – прекращения выдачи предприятиями друг другу коммерческих кредитов; – отмены платежных и расчетных кредитов; – либерализации цен, которая прошла на фоне разрыва межотраслевых связей; – неэффективности производства. В 1992 году Геращенко предложил провести: а). взаимозачеты (из-за нехватки денег); б). увеличение темпов роста денежной массы (что привело к инфляции); в). ввести казначейские векселя, которые выдавались Минфином предприятиям (эти векселя заменяли наличные деньги, завершая свое существование осуществив 5 - 6 ступеней оборота); г). выпуск банками собственных векселей (ими можно было расплачиваться с сельскохозяйственными предприятиями. Наиболее яркий пример – векселя Тверьуниверсалбанка, с помощью которых рассчитывалось более 2 000 предприятий); д). с 1993 года неплатежи оформить как коммерческий кредит. Проблема неплатежей решалась до недавнего времени выпуском эмиссии дополнительных платежных средств. II. ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПО ЗАРПЛАТЕ. Не выплачивалась по следующим причинам: 1). нет денег; 2). умышленно деньги проворачиваются в коммерческих структурах; 3). наличие нескольких расчетных счетов; 4). бюджеты не добирают средств. Все это привело к тому, что Президент лично занялся этой проблемой. В результате, выплатили часть задолженности (но не всей), чиновники стали получать зарплату после рабочих. Здесь основная проблема – какую концепцию принять бюджету? На 1 месте – фискал вместо упора на экономическую функцию (регулирующую и стимулирующую) – это в плане расходов. В плане доходов – “клепать” дыры или разрабатывать приоритеты, чтобы этих дыр не было. III. НЕДОСТАТКИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ. Их мы пытаемся решить с помощью налогового кодекса. Но его необходимо во - первых, упростить; во - вторых, снизить количество налогов вообще и ограничить местное “налоготворчество”; в - третьих, объединить некоторые налоги и взносы в один налог. IV. НЕТ РАЗДЕЛЕНИЯ В ПОЛНОМОЧИЯХ МЕЖДУ ЦЕНТРОМ И МЕСТАМИ. Это необходимо для того. чтобы межбюджетные отношения строились должным образом. Здесь есть определенные идеи. Одна из них: стране необходим мощный центр, который должен взять на себя главные направления жизнедеятельности государства: энергетика, транспорт, оборона, использование стратегических ресурсов. Со всем остальным должны справляться местные власти. Бюджеты должны быть построены на принципе бюджетного федерализма, т.е. в соответствии с Федеральным устройством и теоретически должен быть не одноканальной, а трехканальной системой отчислений дохода. ТЕМА 10 БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС. Бюджетный процесс – деятельность органов власти и управления по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета. Эта деятельность регламентируется следующими законами: Закон “Об основах бюджетного устройства и бюджетном процессе”; на нижестоящих уровнях – законы республик. Для составления необходимо 18 месяцев. Сроки действия бюджетов: Россия: 1 января – 31 декабря США: 1 октября – 30 сентября Англия: 1 апреля – 31 марта Пакистан: 21 марта – 20 марта. Рассмотрим бюджетный процесс в России. На основании указа Президента правительство начинает разработку бюджета. Этап 1 – анализируются основные положения в социально - экономической сфере; определяются сводный баланс финансовых ресурсов, основные направления бюджетной политики, после чего рассчитываются контрольные цифры проекта бюджета (3 месяца). Этап 2 – территориальные органы государственного управления ведут проработку и согласование контрольных цифр. Этап 3 – подготовка бюджетного послания, которое направляется Президенту и в Парламент через Президента (2 месяца). С этим посланием Президент должен выступить в Парламенте. Разделы послания: 1) основные показатели социально - экономического развития; 2) сводный финансовый план; 3) основные направления бюджетной политики; 4) баланс доходов; 5) проект бюджета; 6) оценка использования бюджетов текущего и предыдущего лет. После выступления комиссии и комитеты осуществляют постатейное рассмотрение и выносят вердикт. После этого проект бюджета выносится на рассмотрение Федерального собрания: Государственной думы (450 чел.) и Совет Федерации (89 х 2 = 188 чел.) Сначала рассмотрение происходит в Государственной думе, если она одобряет (256 чел. “за”), то проект передается в Совет Федерации. Последний обязан рассмотреть его в течение определенного срока. Бюджет может быть не утвержден, если какую - либо республику “обидели”. Допустим. что бюджет утвержден и в Совете Федерации, далее он идет к президенту, который его подписывает. После подписи Президента бюджет становится Законом. Если бюджет не утвержден в Совете Федерации (если не проголосовали “за” как минимум 1/2 Совета + 1 голос = 90 чел.), то происходит балансировка, следовательно, проект направляется в сослагательную комиссию, где представлено несколько сторон: – Минфин (те, кто сочинил); – Государственная дума (которая проголосовала “за”); – Совет Федерации (который проголосовал “против”); – Президент. После утряски происходит переголосовка в Совете Федерации. Если этот проект не утверждает Президент (как правило, несоответствие Конституции), то он кладет на него вето. Тогда закон отправляется в Государственную думу и Совет Федерации. Первая может преодолеть своим полномочием вето (2/3 от 450 чел = 300 чел. “за”). В процессе исполнения бюджета могли возникать ситуации, когда он не исполняется, тогда прибегают к экстраординарным мерам: – секвестирование (сокращение расходов); – финансирование защищенных и нефинансирование незащищенных статей. После исполнения бюджета проводится собрание, на котором утверждается отчет об использовании бюджета (отчет утверждается практически автоматически). СИСТЕМА КАССОВЫХ ИСПОЛНЕНИЙ БЮДЖЕТА. I система – банковская. Все денежные потоки, которые должны идти сверху вниз и наоборот (из народного хозяйства в бюджет и наоборот) могут идти через банки, именуемые уполномоченными. Смысл – правительство уполномочивает определенные банки осуществлять переводы, расчеты и т.п. операции. Всего в России около 2 700 банков, 2 200 из которых находятся в Москве. Всего лишь 12 банков из 2 200 являются уполномоченными (среди них СбС). II система – казначейская. Минфин может не доверять банкам, а создать свои органы на местах для прохождения бюджетной связи. Раньше эта организация называлась Госбанк СССР, теперь Центробанк РФ. Эта система присутствует в 70 субъектах Федерации. Была разрушена и пока еще не до конца восстановлена. III система – смешанная Последняя процедура бюджетного процесса – утверждение исполненного бюджета. Она осуществляется тогда, когда министр финансов выступает с утверждением нового бюджета. ТЕМА 11 ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ (СПЕЦФОНДЫ) Внебюджетные фонды – совокупность денежных ресурсов, которые находятся в распоряжении государственных органов и имеют целевое назначение. Порядок образования и использования этих фондов регламентируется финансовым правом. В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды подразделяются на экономические и социальные, а в зависимости от уровня управления – на государственные и региональные. Экономические фонды – фонды, предназначенные для решения проблем с экономическим развитием. Социальные фонды – фонды, предназначенные для решения общественных вопросов. Государственные фонды – фонды, которые формируются на государственном уровне; региональные фонды – на региональном уровне. Источники этих фондов могут быть постоянными и временными. Основные направления расходования денежных средств следующие: – уставная деятельность; – определенная доля излишних денег инвестируется в государственные ценные бумаги; – коммерческая деятельность. Внебюджетные фонды являются одним из звеньев государственных финансов. По своей сущности внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности. Назначение – финансирование целевых мероприятий за счет специальных целевых отчислений: а). специальных целевых налогов в Пенсионный фонд; б). за счет займов и проведения денежно - вещевых лотерей; в). за счет субсидий из бюджета; г). дополнительно выявленных доходов и сэкономленных финансовых ресурсов; д). добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц. С помощью внебюджетных фондов можно: – влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий; – обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды; – оказывать социальные услуги населению путем выплат пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом; – предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства. Организация функционирования внебюджетных фондов находится в ведении государственных органов власти - центральных, республиканских и местных. Внебюджетные фонды имеют определенные льготы: а). освобождения от уплаты налогов; б). освобождение от уплаты таможенных пошлин (необходимо, чтобы не было Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|