| |||||
МЕНЮ
| Финансы и кредит|включают в |состоят из: | |себя: | | |1. |1. Бюджет. | |Федеральный | | |бюджет. | | |2. |2. | |Внебюджетные|Внебюджетные| |фонды. |фонды. | |3. |3. | |Государствен|Финансовые | |ный кредит. |мероприятия.| |4. Финансы |4. Ценные | |государствен|бумаги (пока| |ных |под | |предприятий.|вопросом) | ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ Осуществляется следующими методами: |ДЕНЕЖНО - |БЮДЖЕТНЫМИ | |КРЕДИТНЫМИ | | |1) |1) налоги; | |регулировани| | |е учетной | | |ставки; | | |2) операции |2) | |государства |амортизацион| |на рынке |ная | |ценных бумаг|политика; | |(как | | |эмиссия, | | |торговля ГКО| | |и пр.); | | |3) |3) | |установление|государствен| |изменения |ные | |минимальных |инвестиции. | |резервов. | | Государственные доходы Государственные доходы – часть финансовых отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и государственных предприятий. Они делятся на: – централизованные (Федеральные финансы); – децентрализованные (финансы субъектов Федерации). Государственные доходы делятся на: а). внутренние; б). внешние. Доходы государственного бюджета состоят из многих источников и поступлений. Совокупность всех видов государственных доходов, которая формируется различными методами, составляет систему государственных доходов. 1 место — налоги, которые являются главным инструментом перераспределения доходов и обеспечивающие мобилизацию финансовых ресурсов, они занимают центральное место в системе государственных доходов. Налоги – принудительное изъятие части национального дохода в пользу государства для выполнения функций последнего. Признаки налогов: Ё принудительный характер; Ё безвозмездный характер; Ё безэквивалентность. 2 место — государственные займы (2 источник системы госдоходов). Это выпуск ценных бумаг государства, которые распространяются государством на внутреннем рынке (в РФ – ГКО). Этот источник широко распространен в РФ (недавно допущены на рынок ГКО нерезиденты, т.е. иностранные лица). 3 место – неналоговые поступления (тоже изъятие, но не принудительное, а добровольное) 4 место – дополнительная эмиссия денежных знаков 2 рода эмиссии: 1) нормальная [pic]; 2) злостная [pic] (где Т - товар, М - количество денег, [pic]М – прирост денежной массы). ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ. I. Строго целевой характер финансирования: предприятия получают средства из государственного бюджета на основе утвержденных финансовых планов, смет, прогнозов на заранее обусловленные цели. II. Предоставление средств государственного бюджета происходит по мере выполнения плана по производственным, оперативно - сетевым показателям, показателям с учетом отпущенных ранее средств. III. Сальдовый подход к определению величины бюджетных ассигнований: ассигнования выдаются предприятиям материального производства в минимальных размерах и после использования собственных средств. IV. Получение максимального эффекта при минимальных затратах средств. V. Соблюдение режима экономии при использовании бюджетных средств. VI. Систематический контроль за экономным и целесообразным использованием выданных средств. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ. Это та часть финансовых отношений, которая обусловлена использованием доходов государства в связи с осуществлением своих функций: – охранная (внутри) – оборонная – внешнеэкономические отношения – социальная – управленческая Государство может выполнять свои функции через систему органов управления или через предприятия, принадлежащие государству. Важная экономическая функция государства – выполнение регулирующей роли. Т.е. государство может как стимулировать производство (создание таких отношений, которые выгодны данной отрасли или предприятию), так и угнетать его (создание условий для того, чтобы само предприятие приняло решение о ликвидации). В расходах бюджета находят свое выражение две стороны единого распределительного процесса: расщепление бюджетного фонда на составные части и формирование денежных фондов целевого назначения у предприятий, организаций и учреждений материального производства и непроизводственной сферы, получающих бюджетные ассигнования. Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характерис-тика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их величину. Бюджетные расходы имеют разнообразные формы проявления, это связано с действием ряда факторов: природой и функциями государства, уровнем социально - экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, формами предоставления бюджетных средств и т.д. Сочетание названных факторов на каждом из этапов развития государства порождает такую систему расходов, которая соответствует потребностям экономики, типу и уровню управления ею. Бюджетные расходы классифицируются по определенным признакам: по роли в производстве, общественному назначению, отраслям производства и видам деятельности, целевому назначению. По роли в общественном производстве расходы государственного бюджета подразделяются на две части: одна связана с развитием материального производства, совершенствованием его отраслевой структуры, другая используется на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы. Экономическая группировка бюджетных расходов по их общественному назначению отражает выполняемые государством функции - экономическую, социальную, оборонную и др. В соответствии с общественным назначением все расходы бюджета могут быть подразделены на четыре группы: народное хозяйство, социально-культурные мероприятия, оборона, управление. Структура бюджетных расходов в разрезе названных групп в течение многих лет была у нас относительно стабильной, демонстрируя давно сложившиеся приоритеты в распределении бюджетных средств. Основные ресурсы - примерно половина - направлялись на финансирование народного хозяйства, обеспечивая реализацию экономической функции государства; около трети - на социально-культурные мероприятия. Основу отраслевой группировки расходов государственного бюджета составляет общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности. Исходя из него расходы в производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства, транспорта, связи, торговли и др.; в непроизводственной - по отраслям и видам общественной деятельности: на народное образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение государственное управление и т.д. Отраслевое деление расходов позволяет выявлять пропорции в распределении бюджетных средств и, изменяя их, добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре общественного производства. В государственном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством. Одновременно с экономической классификацией расходов государственного бюджета используется и организационная их группировка, в основе которой лежит распределение ассигнований по целевым программам и уровням управления. Группировка расходов в разрезе целевых программ указывает на конкретных получателей бюджетных средств, ответственных за эффективное использование выделяемых бюджетных ресурсов. В соответствии с уровнем государственного управления расходы государственного бюджета России подразделяются на федеральные, субъектов Федерации и местные. Расходы государственного бюджета тесно взаимосвязаны с его доходами. Эта взаимосвязь выражается в количественном соответствии расходов доходам, а также в их влиянии друг на друга. Перейдем к местным финансам. Местные финансы – это финансы местных органов власти или органов управления. Например, в области есть районы, каждый из которых имеет свой бюджет. Местные финансы распределяют, перераспределя-ют и используют национальный доход в соответ-ствии с теми функциями, которыми они наделены. К компетенции местных органов власти относятся: а). образование; б). обеспечение внутренней безопасности; в). здравоохранение; г). социальное обеспечение. Структура доходов местных органов власти: во - первых, отчисления от федеральных налогов (22 % налога на прибыль направляется в местные органы, 13 % – в федеральные органы.); во - вторых, налоги, остающиеся в распоряжении местных органов (подоходный налог); в - третьих, местные налоги (разного рода налоги, как, например, на прогон скота, на проезд в транспорте в ночное время и т.п. Этому “творчеству” скоро будет положен конец с принятием Налогового кодекса). в - четвертых, субсидии (из 89 субъектов – 79 субъектов находятся на дотациях). Возможно, что местные органы власти могут выпускать местные займы, чтобы покрывать дефицит местных бюджетов (это пока разрешено только Новгородской губернии). Классификация налогов: 1) Прямые (налоги, которые изымаются из доходов юридических и физических лиц). Бывают: а). реальные; б). личные. К ним относятся: – подоходный налог с населения; – налог на прибыль юридических лиц; – налог на прирост капитала; – налог на доходы от денежных капиталов; – налог на сверхприбыль. 2). Косвенные (налоги, которые ориентируются на расходы). Состоят из 3 групп: а). акцизы (надбавка к цене); б). фискальные монопольные налоги (эти налоги устанавливает государство для пополнения казны); в). таможенные пошлины. Бывают: – экспортные (для прекращения или уменьшения вывоза товаров); – импортные (для преграды поступления товаров импортного производства для государства или производителя внутри страны); – транзитные. 3). Отчисления в фонды социального страхования: а). пенсионный фонд; б). фонд социального страхования; в). фонд занятости; г). фонд медицинского страхования. Элементы налога. Субъект налога – юридические и физические лица, которые обязаны платить данный налог. Объект налога – предмет или имущество, подлежащие налогообложению. Источник налога – доход субъекта, из которого уплачивается налог (источник может совпадать с объектом). Единица налогообложения – единица измерения объекта. Налоговая ставка – величина налога на единицу обложения. Она может быть: – твердой (устанавливается в абсолютных суммах на единицу обложения); – долевой (устанавливается определенная доля налога, например, 1/8 часть от прибыли) + %. Ставки бывают: а). пропорциональные (действуют в едином проценте к объекту обложения независимо от его величины); б). прогрессивные (объекты группируются). Налоговые льготы – полное или частичное освобождение субъекта от налога. Системы расчета уплаты налогов. I. Шедулярная система. |1). |13 |12|1, 57| |Зарплата |млн.|% |млн. | |2). Доходы |100 |20|20 | |от ценных |тыс.|% |тыс. | |бумаг | | | | |3). Доходы |1 |0 |0 | |от с/х |млн.|% | | |участка | | | | |4). |200 |0 |0 | |Банковский |тыс.|% | | |депозит | | | | Весь налог равен сумме всех этих отдельных налогов. II. Глобальная система. |1). Зарплата|12 млн. | |2). Доходы |100 тыс. | |от ценных | | |бумаг | | |3). Доходы |1 млн. | |от с/х | | |участка | | |4). |200 тыс. | |Банковский | | |депозит | | В итоге подсчитывается совокупный доход, который умножается на процентную ставку 12 %, равной сумме налога. 3 вида налогов: 1. Федеральные; 2. Республиканские; 3. Местные. Всего существует более 60 видов налогов. Федеральные налоги: – налог на прибыль предприятий; предприятий с иностранными инвестициями; – НДС; – спецналог (отменен). К федеральным также относятся: – налог на внешнеэкономическую деятельность; – акцизы Республиканские налоги: – подоходный налог; – налог на пользователей автотранспорта; – транспортный налог; – лесной сбор. Местные налоги (самая многочисленная группа): – сбор за парковку автотранспорта; – сбор на содержание милиции и т.п. Фонды: а). пенсионный фонд; б). фонд социального страхования; в). фонд занятости; г). фонд медицинского страхования. Налоговое бремя: |на |на | |макроуровне |микроуровне | |оно |определяется| |определяется|как сумма | |как доля |всех | |налогов в |налогов, | |ВНП |который | | |платит | | |отдельное | | |предприятие | | |к его | | |прибыли | Федеральные налоги: [pic] Если платить все налоги, то d составит 80 - 90 % от прибыли. Максимальный размер налогового бремени. Кривая Лаффера, показывает зависимость налогового процента и налоговых поступлений. В условиях административно - командной системы поступления налогов [pic] |В условиях |В условиях | |администрати|рыночной | |вно- |экономики | |командной |50 % – | |системы |предел | |поступления |налогообложе| |налогов – |ния | |100 % |налог на | | |прибыль–35% | | |= 22 % + 13 | | |% | | |22 % – в | | |местный | | |бюджет; | | |13 % – в | | |федеральный | | |бюджет | |[pic] |[pic] | Основные виды федеральных налогов (по значимости): 1. Налог на прибыль (раньше назывался налог на доход). 2. НДС W = C + V + M V + M – добавленная стоимость. 3. C + V + M – сумма, с которой берется акциз 4. Таможенные пошлины. Неналоговые сборы – всевозможные сборы и пошлины. Пошлины – денежные суммы, которые взымаются специально уполномоченными учреждениями за совершенные действия в пользу предприятий или частных лиц. Пошлины взымаются следующими органами: а). Судом (при разводе, разделе имущества и т.п.). б). Государственным арбитражом (иски между предприятиями). в). Нотариальными конторами. г). Милицией (прописка и т.д.). д). Загсом (регистрация брака). е). Органами финансовой системы (за получение разрешений, лицензий и т.п.). ж). Мерией (за различные справки). з). Другие. В Российской Федерации финансовые органы нацелены в первую очередь на использование фискальной функции налогов, однако доля собираемых налогов все время снижается. При этом не учитывается регулирующая функция налогов, которая призвана с помощью налогов либо поощрять, либо угнетать производство. ТЕМА 9 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ. Государственный бюджет – совокупный денежный фонд государства, представляющий по форме таблицу доходы - расходы. Бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Расходы государственного бюджета: 1. На народное хозяйство. Здесь примерно 30 позиций, важные из которых следующие: – дотации на продтовары; – дотации на уголь; – дотации на продукцию животноводства; – дотации ЖКХ; – дотации метрополитену; – дотации на конверсию ВПК и т.п. 2. Расходы по внешнеэкономической деятельности: – предоставление кредитов другим государствам; – выплата процентов за взятые кредиты; – оказание безвозмездной помощи другим государствам; – уплата взносов в международные органы; – покупка валютных резервов и т.п. 203. Народное образование, национальная подготовка кадров: – детские дошкольные учреждения; – спецшколы (для умственно отсталых); – школы - интернаты; – ПТУ; – вечерние школы; – военные училища и т.п. 204. Культура, искусство, средства массовой информации: – библиотеки; – музеи и выставки; – дворцы, дома культуры, клубы; – творческие союзы; – телевидение, радиовещание, периодическая печать, издательства и т.п. 205. Наука: – высшая школа; – НИОКР; – содержание органов управления наукой (министерств; преподавательского состава; – содержание архивных учреждений и т.п. 206. Здравоохранение: – больницы; – поликлиники, амбулатории; – медпункты, станции скорой помощи и переливания крови; – дома ребенка и т.п. 207. Социальное обеспечение: – средства, которые передаются в фонд социальной защиты населения; – обучение и трудоустройство инвалидов; – врачебно - трудовые экспертные комиссии; – доплаты и надбавки к пенсиям и т.п. 208. Расходы на оборону: – на содержание армии и флота; – закупка вооружения и военной техники; – расходы на военный НИОКР; – пенсии и пособия военнослужащим и т.п. 209. На содержание правоохранительных органов, судов, прокуратуры: – органов безопасности; – народных судов; – пограничные войска и т.п. 210. Расходы по содержанию органов государственной власти: – Парламент, Дума, Совет Федерации; – Контрольная бюджетная палата и т.п. 214. Расходы по содержанию государственного управления: – все министерства 216. Резервные фонды: – Федерального собрания; – Президента РФ; – субъектов Федерации и т.п. 230. Расходы на целевые и региональные программы развития народного хозяйства. 231. Расходы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. 232. Расходы по ликвидации последствий ядерного выброса в Челябинской области. Также указываются: а). возмещение расходов на оплату сдаваемых в государственный фонд драгоценных металлов; б). расчеты государства с коммерческими организациями: – Центробанком; – Коммерческими банками; – Страховыми организациями. 160. Бюджетные ссуды. 238. Расходы на выплату выигрышей по денежно - вещевым лотереям и на их проведение. Расходы по обслуживанию государственного внутреннего долга (800 трлн. руб.) и расходы по обслуживанию внешнего государственного долга. 255. Резерв средств на корректировку расходов бюджета на индекс изменения цен (индексация должна расти 1 раз в 3 месяца). Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|