рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Учетная политика предприятия

поступать. Но в любом случае его решение должно быть зафиксировано в

приказе об учетной политике.

Если предприятие учитывает свою продукцию по плановой себестоимости,

то ему следует применять счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». Учет же

готовой продукции по фактической себестоимости ведется на счете 43 «Готовая

продукция». [18]

Учетная политика в целях налогообложения

Оценка незавершенного производство и готовой продукции на складе

должна производиться только по прямым затратам. (ст.319 Налогового кодекса

РФ) [18]

8. Учет кредитов и займов

Учетная политика в целях бухгалтерского учета

С 1 января 2002 года в силу вступило новое Положение по

бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию»

(ПБУ 15/01), утвержденное приказом Минфина России от 2 августа 2001 г. №

60н.

Задолженность по кредитам и займам отражается в учете:

. на счете 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» (если

предприятие собирается пользоваться этими средствами не более 12

месяцев)

. на счете 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» (если средства

получены на срок свыше 12 месяцев). [18]

В то же время п.6 ПБУ 15/01 позволяет предприятиям перевести

долгосрочную задолженность в краткосрочную, когда до погашения долга

останется 365 дней. [9]

В учетной политике предприятие должно указать, планирует ли оно

переводить долгосрочную задолженность в краткосрочную. [и] (см. Приложение

№4 – пример3)

По полученным кредитам и займам предприятие уплачивает проценты.

Кроме этого предприятию иногда приходится нести и дополнительные расходы,

связанные с получением заемных средств (например, оплачивать юридическую

консультацию, услуги связи и т. д.). Все эти затраты надо списывать на

операционные расходы. Причем делать это можно:

. в том отчетном периоде, в котором они были произведены;

. равномерно в течение всего срока погашения кредита или займа - в этом

случае дополнительные расходы предварительно учитываются в составе

дебиторской задолженности. (см. Приложение №4 – пример 4)

Как будет поступать предприятие, решать ему, но в любом случае

принятое решение нужно закрепить в приказе об учетной политике на 2002 год.

В приказе об учетной политике также нужно указать, как предприятие

отражает в учете проценты по выданным векселям и дисконт по выпущенным

облигациям. Так, ПБУ 15/01 позволяет отражать данные затраты в учете как

расходы будущих периодов. Но предприятие может списывать их сразу па

операционные расходы. [18]

Учетная политика в целях налогообложения

Проценты по начисленным кредитам и займам предприятие может в целях

налогообложения отнести на расходы. Это разрешает сделать статья 269

Налогового кодекса РФ. Причем здесь указано, что на расходы относятся

проценты по всем полученным заемным средствам (конечно, если они будут

вложены в производственную деятельность предприятия). Но их сумма не должна

отклоняться от среднего уровня процентов по сопоставимым кредитам и займам

более чем на 20 процентов.

Согласно пункту 1 статьи 269 Налогового кодекса РФ, кредиты и займы

считаются сопоставимыми, если:

. они выданы в одной и той же валюте;

. у них одинаковые сроки возврата;

. у них одинаковые обеспечения:

. они попадают в одну и ту же группу риска.

А если предприятие получило кредит или заем, у которого нет

аналогов, то проценты можно учесть при налогообложении в следующих

размерах:

. по рублевым кредитам и займам - ставка рефинансирования Центрального

банка РФ, увеличенная в 1,1 раза;

. по кредитам и займам в иностранной валюте – 15 процентов годовых. [18]

9. Учет финансовых вложений

Учетная политика в целях бухгалтерского учета

Этот подпункт является новым для учетной политики, т.к. в 2003 году

вступило в силу ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», соответственно

юридические лица по законодательству РФ должны были внести определенные

изменения в свою учетную политику 2003 года.

Финансовые вложения принимаются к бухгалтерскому учету в сумме

фактических затрат на их приобретение. Ценные бумаги учитываются на счете

58 «»Финансовые вложения» и на счете 55 «Специальные счета в банках»

Учетная политика в целях налогообложения

В соответствии с п.9 ст.280 НК РФ в налоговом учете при реализации

или ином выбытии ценных бумаг налогоплательщик самостоятельно согласно

принятой в целях налогообложения учетной политике выбирает один из

следующих методов списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг:

. ФИФО

. ЛИФО

. по стоимости единицы

Согласно ст.280 НК РФ предприятия всех отраслей деятельности (за

исключением профессиональных участников РЦБ), получившие убыток от операций

с ценными бумагами в предыдущие налоговые периоды, вправе уменьшить

налоговую базу, полученную по операциям с ценными бумагами в отчетном

периоде на условиях ст.283 НК РФ. Перенос убытков, полученных от операций с

ценными бумагами, обращающимися на организованном РЦБ, и ценными бумагами,

не обращающимися на организованном РЦБ, осуществляется раздельно

соответственно в пределах доходов, полученных от операций с указанными

ценными бумагами. [24]

10. Создание резервов :

2.2.10.1. предстоящих расходов и платежей

Учетная политика в целях бухгалтерского учета

Чтобы равномерно включать расходы в издержки производства и

обращения, предприятия могут создавать различные резервы. Согласно п.72

Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ

разрешает создавать резервы на:

. предстоящую оплату отпусков;

. ежегодные вознаграждения за выслугу лет;

. вознаграждения по итогам работы за год;

. ремонт основных средств;

. подготовительные работы в сезонных производствах;

. рекультивацию земель и иные природоохранные мероприятия;

. ремонт предметов, которые будут сдаваться в аренду или в прокат;

. гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание и т. д. [2]

Создание резервов нужно отразить в приказе об учетной политике.

В учете предприятия создание резервов отражается проводкой:

Д 20 (26 ...) К 96 - направлены средства на формирование резерва.

Учетная политика в целях налогообложения

В целях налогообложения предприятия могут относить на расходы лишь

затраты на формирование резерва по гарантийному ремонту и гарантийному

обслуживанию (ст. 267 Налогового кодекса РФ). [18]

2.2.10.2. по сомнительным долгам

Учетная политика в целях бухгалтерского учета

Согласно п.70 Положения по ведению бухгалтерского учета и

бухгалтерской отчетности в РФ, предприятие может создавать резервы

сомнительных долгов.

Сомнительным долгом признается дебиторскую задолженность

предприятия, которая не погашена в сроки, установленные договором, и ничем

не обеспечена (например, залогом, поручительством, банковской гарантией).

Резерв сомнительных долгов создают исходя из результатов

инвентаризации дебиторской задолженности предприятия. Величину резерва

определяют для каждого сомнительного долга, принимая во внимание

платежеспособность должника. [2]

В учете предприятия создание резерва по сомнительным долгам

отражается следующей проводкой:

Д 91-2 К 63 - направлены средства на формирование резерва по

сомнительным долгам.

Если до конца года, следующего за годом создания резерва, эту сумму

так и не израсходовали, то в годовом бухгалтерском балансе оставшиеся

деньги присоединяют к финансовым результатам. Что отражается в учете

проводкой:

Д 63 К 91-2 - отнесены на финансовые результаты неизрасходованные

суммы резерва.

Учетная политика в целях налогообложения

Порядок создания резерва в целях налогообложения регулируется

статьей 266 Налогового кодекса РФ. Суммы, направленные в резерв, включаются

в целях налогообложения в состав внереализационных расходов. Однако так

могут поступить только те организации, которые определяют свои доходы

методом начисления (при этом методе доходы и расходы учитываются в том

периоде, в котором они отражены в учете).

В резерв можно включить всю сумму дебиторской задолженности,

просроченной более чем на 90 дней, а также половину задолженности,

просрочка по которой составляет от 45 до 90 дней, причем начисленные

проценты в резерв не входят.

Величина резерва не может превышать 10 процентов от выручки

предприятия за отчетный (налоговый) период, причем выручка берется без НДС

и налога с продаж.

Сумма резерва включается во внереализационные расходы не сразу, а

равномерно в течение I квартала, полугодия, 9 месяцев или года (это зависит

от того, на какой срок создается резерв). [18]

2.2.10.3. под обесценение вложений в ценные бумаги

Учетная политика в целях бухгалтерского учета

В соответствии с п.45 ПБУ №34н, вложения организации в акции других

организаций, котирующиеся на фондовой бирже, котировка которых регулярно

публикуется, при составлении бухгалтерского баланса отражаются на конец

отчетного года по рыночной стоимости, если последняя ниже стоимости,

принятой к бухгалтерскому учету. На сумму указанной разности в конце

отчетного года создается резерв под обесценение вложений в ценные бумаги за

счет финансовых результатов у коммерческой организации или увеличения

расходов у некоммерческой. [25]

Создание резерва под обесценение вложений в ценные бумаги отражается

записью:

Д 91-2 К 59

В случае превышения рыночной стоимости ценных бумаг, по которым

ранее был создан резерв, в бухгалтерском учете делается следующая запись:

Д 59 К 91-1

Учетная политика в целях налогообложения

Согласно НК РФ указанный резерв по итогам налогового периода не

уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль. Исключение – резерв,

создаваемый в соответствии со ст.300 НК РФ профессиональными участниками

рынка ценных бумаг. [25]

11. Списание общехозяйственных расходов

Учетная политика в целях бухгалтерского учета

В приказе об учетной политике предприятие также должно указать, как

оно будет списывать общехозяйственные расходы. Здесь возможно два варианта:

1. предприятие списывает эти расходы в дебет счета 90 «Продажи» (субсчет

«Себестоимость продаж»), тогда в учете делается такая проводка:

Д 90-3 К 26 - списаны общехозяйственные расходы.

2. в конце отчетного периода предприятие распределяет общехозяйственные

расходы -списывает их на счета 20 «Основное производство», 23

«Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и

хозяйства», в этом случае в учете делается следующая проводка:

Д 20 (23, 29) К 26 - списаны общехозяйственные расходы. [18]

Учетная политика в целях налогообложения

В налоговом учете все общехозяйственные расходы (или косвенные

расходы, как они называются в главе 25 Налогового кодекса РФ) вычитаются из

доходов отчетного периода. Правда, так можно поступать только в том случае,

если ваше предприятие определяет доходы и расходы методом начисления.

Если же в организации применяется кассовый метод, то доходы можно

уменьшить на те общехозяйственные расходы, которые уже оплачены. [18]

Но часть косвенных расходов учитывается в пределах установленных

лимитов, к ним относятся: представительские, на рекламу, на обязательное и

добровольное страхование и т.д. [24]

12. Списание расходов будущих периодов

Учетная политика в целях бухгалтерского учета

Расходы будущих периодов – это все те расходы, которые были

произведены в отчетном периоде, но относятся к будущим периодам. Такие

расходы сначала отражаются на счете 97 «Расходы будущих периодов», а затем

списываются на себестоимость продукции (работ, услуг). Причем порядок их

списания предприятие устанавливает самостоятельно. Например, это можно

делать:

. равномерно в течение всего периода, к которому эти расходы относятся;

. пропорционально объему продукции (работ, услуг). [18]

Учетная политика в целях налогообложения

Налоговый учет расходов будущих периодов ведется на забалансовых

счетах в налоговых регистрах по следующим объектам:

. учет отрицательной разницы от реализации основных средств

. учет расходов на освоение природных ресурсов

. учет расходов на НИОКР

. учет расходов по переносу убытков на будущее [25]

Возьмем убыток от реализации основных средств. Его нужно разделить

на равные части. Затем эти части вычитаются из налогооблагаемой прибыли,

пока не закончится срок полезного использования проданного основного

средства. Такой порядок установлен статьей 268 Налогового кодекса РФ.

А в статье 260 Налогового кодекса РФ определен порядок списания

расходов по ремонту основных средств: такие расходы можно сразу списать на

затраты, уменьшив на эту сумму налогооблагаемую прибыль. Но при этом

расходы не должны превышать 10 процентов первоначальной (восстановительной)

стоимости имущества. А расходы сверх этого норматива списываются так:

. равномерно в течение пяти лет, если ремонтировались основные средства

четвертой - десятой амортизационных групп;

. равномерно в течение срока полезного использования имущества, если

ремонтировались основные средства первой-третьей амортизационных

групп.

Исключение сделано лишь для предприятий промышленности,

агропромышленного комплекса, лесного хозяйства, транспорта и связи,

строительства, геологии и разведки недр, геодезической и

гидрометеорологической служб, жилищного хозяйства. Такие предприятия могут

сразу списывать расходы по ремонту основных средств. [18]

Т.о. следует отметить, что по этому разделу данные бухгалтерского

учета не совпадут с данными налогового учета. Для правильного исчисления

налога на прибыль необходимо вести по данным операциям налоговые регистры.

[25]

13. Учет выручки от реализации в целях исчисления НДС и налога на

пользователей автомобильных дорог

Обратимся к статье 167 Налогового кодекса РФ. Здесь указано, что

дата реализации продукции в целях исчисления НДС определяется по мере:

. поступления денег на счета в банках или в кассу предприятия (метод «по

оплате»);

. отгрузки товаров и передачи покупателю расчетных документов (метод «по

отгрузке»).

В пункте 27 Инструкции МНС России от 4 апреля 2000 г. № 59 «О

порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды»

установлен порядок определения выручки от реализации продукции (работ,

услуг) в целях исчисления налога на пользователей автомобильных дорог. Так

же как и в случае с НДС, предприятие может определять выручку «по оплате»

либо «по отгрузке». Правда, обычно предприятия устанавливают единый способ

учета выручки для целей исчисления и НДС, и налога на пользователей

автомобильных дорог. [18]

14. Учет доходов и расходов в целях исчисления налога на прибыль

Предприятия в целях исчисления налога на прибыль могут учитывать

свои доходы и расходы:

. методом начисления (доходы и расходы учитываются в том периоде, в

котором они отражены в учете)

. кассовым методом (доходы считаются полученными, а расходы

произведенными в том периоде, когда они были оплачены)

При этом методе нужно иметь в виду, что его могут применять только те

предприятия, у которых за предыдущие четыре квартала выручка от

реализации товаров (работ, услуг) не превысила в среднем 1 000 000

руб. за квартал. При этом выручка берется без учета НДС и налога с

продаж. (Ограничения по использованию кассового метода установлены в

пункте 1 статьи 273 Налогового кодекса РФ.)

Правда, в Налоговом кодексе РФ ничего не сказано о том, может ли

предприятие взять в расчет выручку любых четырех последовательных кварталов

или же нужно принимать в расчет только выручку четырех кварталов одного

года. [18]

Заключение

Учетная политика – основной документ, регламентирующий ведение

бухгалтерского и налогового учета

С помощью учетной политики обеспечивается прозрачность и

достоверность учета, оптимизация объемов и сроков налоговых платежей,

снижение трудоемкости и унификация учетных процедур, решение многих других

управленческих и учетных задач. От правильного понимания учетной политики,

ее оформления, раскрытия во многом зависит экономическая эффективность

деятельности организации, да и способы отражения операций в бухгалтерском

учете всегда принимаются во внимание при управлении предприятием.

Следовательно, руководителю и главному бухгалтеру следует серьезно

отнестись к формированию и утверждению учетной политики.

Необходимость формирования учетной политики возникает у организации

в двух основных ситуациях. Во-первых, когда законодательными актами

предусмотрено несколько способов ведения бухгалтерского учета и организация

имеет возможность выбрать тот из них, который в наибольшей степени отвечает

ее интересам. Во-вторых, когда законодательство не содержит регламентаций

по отражению в бухгалтерском учете тех или иных операций и действий, и

поэтому организация разрабатывает их самостоятельно. Причем выбранные

способы учета устанавливаются предприятием на всех его структурных

подразделениях, независимо от места их расположения и функционирования.

Но учетная политика не должна ограничиваться только выбором методов

оценки активов и обязательств в целях бухгалтерского и налогового учета.

Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации в

обязательный перечень элементов приказа об учетной политике наряду с

методологическими, включает организационные и технические элементы.

При выборе учетной политики необходимо учитывать отраслевую

принадлежность организации; форму собственности и организационно-правовой

статус предприятия; организационную структуру предприятия; особенности

деятельности предприятия; текущие и долгосрочные цели предпринимательства;

кадровое обеспечение; хозяйственную ситуацию.

Общие принципы и правила организации бухгалтерского учета определены

на основании Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской

отчетности в Российской Федерации и других нормативных документов. При их

реализации в учетной политике конкретного предприятия необходимо исходить

из принципов (допущений) об имущественной обособленности предприятия,

непрерывности его деятельности, последовательном применении учетной

политики, временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

Основные требования при формировании учетной политики: полнота,

осмотрительность, своевременность, приоритет содержания перед формой,

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.