рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Особенности учета, аудита и анализа кредитов коммерческого банка

45607 — юридическим лицам—нерезидентам;

45707 — физическим лицам—нерезидентам.

Выдача ссуды оформляется по дебету счетов, погашение — по кредиту В

отличие от других видов кредита валюта ссуды направляется на оплату целевых

мероприятий по разным счетам. Оплата расчетных документов производится

только с разрешительной надписью управляющего и кредитного работник.

Погашение происходит в обычном порядке.

Аналитический учет ведется в открываемых лицевых счетах по каждому

заемщику по срокам погашения выданных ссуд.

Особенностью долгосрочных кредитов является учет по внебалансовым

счетам не только обеспечения предоставленных кредитов и открытых кредитных

линий, но и неиспользованных кредитных линий в течение длительного срока.

Приход по внебалансовым счетам:

91301 или 91302, 91303,91305,91307.

При наступлении года погашения кредита ответственный исполнитель

контролирует конкретный срок погашения.

Остальные операции по внебалансовым счетам не имеют особенностей.

2. Аудит кредитных операций коммерческого банка.

2.1.Цель и задачи банковского аудита. Внутренний аудит.

Аудит, означает независимую экспертизу и анализ финансовой отчетности

предприятий, банков, организаций, учреждений и других субъектов рыночных

отношений.

Цель аудита - установление реальности, полноты и достоверности

предоставляемой отчетности, соответствие ее действующему законодательству,

а также требованиям, предъявляемым к бухгалтерскому учету и финансовой

отчетности.

Банковский аудит подразделяется на внешний и внутренний.

Внешний аудит осуществляется независимыми аудиторскими фирмами; его

основной целью является. подтверждение достоверности финансовой отчетности.

Внутренний аудит - система внутреннего контроля и система мер

безопасности банка с целью обеспечения защиты интересов вкладчиков,

сохранения и достижения конкретных результатов в деятельности банка.

Он включает совокупность планов банка, методов и процедур, применяемых

внутри него для защиты активов, увеличения прибыли, обеспечения четкого

выполнения указаний руководства банка.

Внутренний аудит организационно представлен как структурное

подразделение банка и подчиняется руководителю банка.

Задачи внутреннего аудита могут быть разнообразными: проверка

правильности ведения бухгалтерского учета; проверка правильности ведения

счетов по расходам и доходам банка (правомерность отнесения расходов на те

или иные статьи, законность сформированной прибыли, своевременность

списания расходов по счетам и т. д.); проверка законности выполнения

отдельных операций и др.

Для организации и проведения внутреннего аудита рекомендуется

разрабатывать методические указания или инструкции, которые должны

определять процесс проведения контроля на данном участке работы. Внутренний

аудит проводится в соответствии с утвержденными годовыми планами.

Руководитель аудита несет полную ответственность за всю организацию и

проведение проверки.

Внутренний аудит может рассматриваться как неотъемлемая часть общей

системы управленческого контроля. Исторически характер внутреннего контроля

менялся. Первоначально роль аудита исходила из задач финансового управления

и обеспечения безопасности активов и носила тотальный контроль на детальном

уровне. С возрастающим усложнением контроля акцент был смещен на

подтверждение выполнения циклов определенных внутрисистемных контрольных

процедур. В последующем внимание аудиторов стало акцентироваться не только

на том, как функционируют системы контроля и обработки информации, но и

насколько они эффективны в достижении целей, для которых предназначены, и

какие в них могут быть сделаны усовершенствования.

В последнее время во многих организациях роль внутреннего аудита была

расширена путем включения в нее оценки качества информации, выдаваемой

управленческой информационной системой и составляющей основу для принятия

решений, а также оценки полезности применяемой методики анализа информации.

Внутренние аудиторы предпочли бы, чтобы эта тенденция усиливалась и они

воспринимались бы в качестве специалистов в области независимой

управленческой контролирующей деятельности.

В настоящее время банковский внутренний аудит ввиду отсутствия

достаточной методической и нормативной базы, использует инструкции по

ревизии банков для контроля за рядом традиционных операций банка.

Внешний банковский аудит строится в соответствии с Положением об

аудиторской деятельности в банковской системе России.

Внешний аудит взаимосвязан с внутренним аудитом. Прежде всего

оценивается организация и действенность внутреннего контроля. При этом

устанавливаются: степень объективности внутреннего аудита; независимость;

компетентность; объем выполняемых функций.

Аудиторы изучают всю деятельность проверяемого банка. Для объективной

оценки деятельности банка необходимо прежде всего рассмотреть состояние

активных и пассивных операций, подтвердить их подлинный характер;

подтвердить правильность оценки; правильность отражения в бухгалтерском

отчете; соответствие учета требованиям законодательства по операциям с

активами и пассивами банка.

2.2. Ревизия кредитных операций, Основные этапы ревизии.

В процессе проведения ревизии необходимо проверить, как организовано

кредитная работа в ревизуемом учреждении банка, а именно:

а) соответствует ли установленным правилами фактическая организация

документооборота, распределены ли обязанности между работниками кредитной и

бухгалтерской служб и операционного отдела;

б) за период от предыдущей ревизии или проверки установить, имеется ли

в учреждении банка утвержденное положение о кредитно-инвестиционном

комитете и приказа о его персональном составе, регулярно ли проводятся

заседания, оформляются ли решения комитета протоколами, надлежащим образом

осуществляется контроль за выполнением решений, своевременно ли оформляются

кредитные договоры, соответствуют ли условия кредитных договоров решениям

комитета;

в) выяснить, не допускалось ли в ревизуемом периоде выполнение

обязанностей кредитного инспектора и бухгалтера одним работником;

По балансовым счетам 074 «Ссудные счета в иностранной валюте», 355

«Ссудные счета государственных предприятий и организаций», 456 «Ссудные

счета приватизированных предприятий торговли», 477 «Ссудные счета

акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью», 478

«Ссудные счета малых предприятий, созданных гражданами», 620 «Кредиты, не

погашенные в срок» и 822 «Кредиты (ресурсы), предоставленные другим банкам»

за период от предыдущей ревизии, а по балансовым счетам 716 «Кредиты

гражданам на потребительские цели», 778 «Долгосрочные ссуды государственным

предприятиям, организациям, колхозам, переселенцам, членам садоводческих

товариществ и населению на строительство жилых домов» и 780 « Просроченная

задолженность по долгосрочным ссудам» - на выборку, но не менее чем за 3

месяца, проверить обоснованность дебетового оборота и установить,

подтверждается ли выдача кредитов наличием заявлений ссудозаемщиков ,

кредитных договоров, срочных обязательств (графиков платежей) и других

необходимых документов, имеется ли разрешение руководителей учреждения

банка на выдачу ссуд, а также соблюдался ли установленный порядок

использования кредитов.

Особое внимание необходимо уделить выявлению фактов необоснованной

выдачи кредитов юридическими лицами наличными деньгами, перечисления ссуд

третьим лицам, минуя расчетные счета судозаемщиков.

За этот же период проверить, своевременно ли заводились при выдаче

ссуды лицевые счета ссудозаемщиков, количество действующих кредитных дел

сверить с количеством ведущихся в бухгалтерии лицевых счетов и наличием

срочных обязательств учитываемых на внебалансовых счетах 9921

«Обязательства по краткосрочным ссудам» и 9941 «Обязательства по

долгосрочным ссудам».

Убедиться в реальности остатков по счетам 074, 355, 456, 477, 478,

629, 716, 778, 780, 822, для чего на основании записей в лицевых счетах

ссудозаемщиков, составить первичную ведомость и сравнить общие итоги

дебетовых и кредитовых оборотов по этим счетам и остатки ссудной

задолженности на последнюю отчетную дату с данными оборотного баланса.

Своевременность погашения ссуд, выданных юридическими лицами,

проверяется за период от предыдущей ревизии (проверки), потребительских

кредитов - выборочно, не менее, чем за 3 месяца. Для этого данные

аналитического и синтетического учета по счетам 074, 355, 456, 477, 478,

716, 778 и 822 (взятые из карточек лицевых счетов) должны быть сверены с

суммами, указанными в кредитных договорах, графиках платежей, а также с

датами выдачи и погашения ссуд. Одновременно устанавливается

своевременность отнесения ссуд, не погашенных в срок, на счета 620 и780, а

также обоснованность и правильность оформления пролонгации кредитных

договоров.

После выполнения перечисленных выше ревизионных процедур следует

проверить достоверность оперативной отчетности Ф.18 по состоянию на

последнюю отчетную дату.

Анализ кредитного портфеля в части ссудной задолженности за

юридическими лицами производится за период от предыдущей ревизии, а по

остальным видам кредитов - выборочно, не менее, чем за 3 месяца. При этом

следует проверить:

. правильность оформления кредитных договоров, срочных обязательств либо

графиков платежей (См. Приложение 2.1.);

. полноту правильность оформления предоставленных заемщиком документов для

получения кредита и информации о своем финансовом состоянии (См.

Приложение 2.1.);

. наличие обеспечения возвратности кредитов, правильность оформления

соответствующих документов;

. осуществляет ли банк контроль за деятельностью заемщика, целевым

использованием предоставленных кредитов, не допускается ли выдача ссуд

для погашения раннее полученных кредитов либо ссудной задолженности

третьих лиц;

. своевременность и эффективность пересмотра платы за кредит вследствие

изменения конъюнктуры кредитного рынка.

Одновременно, по ссудам, выданным юридическим лицам, контролируется

качество произведенного банком анализа предоставленных заемщиками

финансовых данных и проверки их достоверности путем выборочной перепроверки

финансового состояния 10-15 ссудозаемщиков (в соответствии с инструкцией

ревизионного отдела);

По ссудам, выданным физическими лицам, на выборку, не менее, чем по

25% лицевых счетов необходимо проверить правильность определения суммы

кредита исходя из платежеспособности заемщика.

При выявлении фактов предоставления ссуд по документам, вызывающим

сомнение в их подлинности, ревизующий должен удостоверится в законности

выдачи ссуд путем получения от ссудозаемщика письменного подтверждения

остатка задолженности по ссуде.

Законность выдачи , правильность оформления и своевременность погашения

ссуд, полученных работниками ревизуемого учреждения банка, а также полнота

и своевременность уплаты процентов по этим ссудам должны быть проверены

сплошь, за период от предыдущей проверки.

В крупных учреждениях банка, с количеством работников не менее 250,

законность выдачи ссуд сотрудникам банка и своевременность их погашения

может быть проверена выборочно, однако обязательной проверке подлежат

ссуды, полученные руководителями учреждения банка, работниками

бухгалтерской и кредитной службы.

В процессе ревизии (проверки) оценить состояние контроля за полнотой

и своевременностью уплаты юридическими лицами процентов по ссудам путем

выборочной, по усмотрению ревизующего, проверки не менее , чем 25%

действующих и закрытых лицевых счетов ссудозаемщиков, одновременно

установить:

. имелись ли случаи несвоевременной уплаты процентов;

. применялись ли своевременно в отношении таких заемщиков предусмотренные в

кредитных договорах штрафные санкции;

. определить недополученные банком доходы от не взысканных процентов за

пользование кредитом и неприменения соответствующих штрафных санкций.

Не менее, чем за 3 месяца проверить правильность учета доходов от

выдачи кредитов населению путем сверки данных карточек лицевых счетов с

данными аналитического учета по балансовым счетам 960 и 969, условиями

кредитных договоров и графиками платежей.

В случае, если ревизией установлено неудовлетворительное состояние

контроля за полнотой и своевременностью уплаты процентов и значительные

потери доходов, рекомендуется организовать сплошную проверку поступления

платы за выданные кредиты с привлечением работников ревизуемого учреждения

банка.

При наличии на балансе ревизуемого учреждения банка просроченной

задолженности по ссудам необходимо установить и отразить в акте ревизии

(проверки):

. какие ошибки и нарушения были допущены при оформлении кредитного

договора, как они повлияли на несвоевременное погашения кредита;

. кто из должностных лиц принимал решение о выдаче ссуды, не погашенной в

установленные сроки, а также проверяли финансовое состояние заемщика и

его возможность погасить кредит;

. полноту и действенность мер, принятых банком к взысканию просроченной

задолженности (своевременность направлению заемщику претензионного

письма, правильность его составления, осуществляется ли контроль за

поступлением ответа на него, своевременность передачи дел в арбитражный

или третейский суд; предъявлялся ли ко взысканию остаток задолженности по

кредиту гаранту, обеспечена ли реализация принятого залога и т.п.);

. не допускалось ли выдача новых кредитов организациям или физическим

лицам, просрочившим погашение ранее полученных ссуд;

. соблюдался ли установленный порядок списания с баланса задолженности по

ссудам, признанным безнадежными к взысканию.

При ревизии деятельности территориального банка необходимо, также,

установить:

. оказывалась ли территориальным банком помощь отделениям в проведении

эффективной кредитной политики;

. эффективно ли осуществлялся контроль за организацией кредитной работы в

подчиненных учреждениях;

. осуществляет ли территориальный банк консультационное и информационное

обслуживание отделений;

. создана ли в банке служба экономической безопасности, ведется ли сбор и

систематизация информации о клиентуре и потенциальных заемщиках.

В процессе ревизии операций, связанной с выдачей ссуд физическим

лицам, проверить состояние контроля за целевым использованием кредитов,

имеется ли план проведения проверок на месте, выполняется ли данные план,

подтверждаются ли произведенные проверки актами, принимались ли по

результатам проверок соответствующие меры. При этом ревизующими

осуществляется выборочная проверка целевого использования ссуд по имеющимся

в банке документам (не менее, чем по 25% лицевых счетов по долгосрочным

ссудам).

По документам последующего контроля проверить не менее, чем за 3

месяца обоснованность открытия ссудазаемщикам беспроцентных расчетных

счетов и законность совершения по ним операций.

Соблюдение установленного порядка выдачи гарантий юридическим лицам

под кредит, полнота взимания платы с организаций, которым предоставлялись

гарантии и оприходования выданных гарантий на внебалансовом счете 9925

«Гарантии, поручительства, выданные банком» проверяется за период от

предыдущей ревизии.

Основные этапы ревизии.

Главная направленность проверки состоит в выяснении того, способствует

ли организация кредитной работы снижению кредитного риска банка. В

условиях, когда в России только закладываются основы банковского дела

рыночного типа, а к работе в банках приступили люди, не имеющие

специального образования и опыта работы, ревизионная проверка должна

включать не только контрольную, но и консультационную функцию. Критерием

оценки ревизором этой области деятельности банка является наличие и

исполнение нормативных документов, регулирующих кредитный процесс.

Основными этапами такой проверки являются:

1) оценка общего уровня постановки кредитной работы в банке;

2) оценка процедуры рассмотрения и решения вопросов о предоставлении

ссуды;

3) оценка практики совершения кредитных операций; оценка кредитной

документации;

4) оценка организации контроля банка за исполнением кредитного

договора;

5) оценка кредитного дела клиента.

Оценка общего уровня постановки кредитной работы в коммерческом банке

осуществляется на основе рассмотрения функций отделов или подразделений,

занимающихся вопросами кредитования, а также ознакомления с содержанием

кредитной политики банка.

Подход к оценке этой стороны организации кредитного процесса различен

применительно к крупному (среднему) и малому банку; банку с развитыми

кредитными связями (даже при небольших объемах кредитов) и недавно

работающему банку (меньше года), Если ревизор имеет дело с банком,

осуществляющим кредитные операции больше года (независимо от масштаба

банка), уже можно требовать от него наличия различных функциональных

подразделений, участвующих в кредитном процессе, а также основ кредитной

политики. Только для вновь созданного банка, т. е. банка, работающего

меньше года, возможны исключения. Остальные банки (дифференцированно –

применительно к своему объему) должны найти практическое решение указанных

выше вопросов.

В части организационной структуры в штате банка (в виде отдельного

подразделения или за крепления соответствующих функций за отдельными лицами

в кредитном отделе) целесообразно иметь сотрудников, отвечающих: за

формирование и исполнение кредитной политики; за связь с клиентами

(кредитное обслуживание); за анализ кредитного портфеля; за грамотное

правовое обеспечение кредитного процесса.

В настоящее время большинство коммерческих банков (включая и крупные,

накопившие определенный опыт организации кредитных сделок) ограничиваются

наличием лишь кредитного отдела, деятельность которого сводится к

заключению и исполнению кредитных договоров. Вопросы стратегического

планирования, анализа и правового обеспечения кредитного процесса ими

не решаются. В результате такие банки не создают для себя надежной защиты

от кредитного риска.

Второй аспект этой же проблемы – наличие и содержание кредитной

политики.

В международной практике считается, что риск банка повышается, если он

не имеет банковской политики; если он ее имеет, но не довел до сведения

всех исполнителей; если он имеет противоречивую банковскую политику.

Банковская (в том числе кредитная) политика определяет цели и правила

поведения конкретного банка на рынке, она обусловливает инструментарий,

используемый специалистами данного банка при организации кредитных сделок,

В содержание кредитной политики включаются: стратегия банка в кредитной

сфере (цели, приоритеты, принципы), инструктивные материалы по

кредитованию, методические разработки по анализу кредитоспособности,

кредитного портфеля, организации контроля за исполнением кредитных

договоров и другие материалы.

Проведенные проверки коммерческих банков показывают недостаточное

внимание, уделяемое ими данному вопросу. Большинство банков не располагает

необходимой инструктивной и методической базой, что значительно снижает

уровень их кредитной работы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.