| |||||
МЕНЮ
| Международные стандарты финансовой отчетности- приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности. • определены задачи реформы: • сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов; • обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне; • оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета; • определены основные направления реформы: • совершенствование нормативного правового регулирования; • формирование нормативной базы (стандарты); • методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии); • кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета); • международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях; взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности). В целях обеспечения поставленных задач предлагалось: • подготовить необходимые изменения и дополнения в Федеральный закон «О бухгалтерском учете", в том числе по вопросу проведения аттестаций бухгалтеров, и иные нормативные правовые акты; • в течение двух лет разработать и утвердить положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, включающие в себя основную массу требований международных стандартов; • пересмотреть первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и иные документы, относящиеся к унифицированным системам бухгалтерской учетной и отчетной документации; • пересмотреть планы счетов бухгалтерского учета и инструкции • по их применению, учитывая появление и особенности деятельности финансовых институтов, особенности обращения ценных бумаг и иные новые явления; • ввести упрощенную систему бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Во исполнение постановления Правительства РФ от 06.03.98 № 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» распоряжением Правительства РФ от 22.05.98 № 587- Р утвержден План внедрения положений (стандартов) бухгалтерского учета в практику. Результаты выполнения Плана внедрения положений бухгалтерского учета Таблица 4. |Наименование положений (стандартов) |Срок выполнения |Фактически | | | |выполнено | |Общие вопросы раскрытия информации | |Бухгалтерская отчетность |III квартал 1998|ПБУ 4/98; | | |г. |06.07.99 | |Сводная бухгалтерская отчетность |I квартал 1999г.| | |Прибыль на акцию |I квартал 1999 | | | |г. | | |Информация по сегментам |IV квартал 1998 | | | |г. | | |Информация о связанных сторонах |IV квартал 1998 | | | |г. | | |Прекращенные операции |IV квартал 1999 | | | |г. | | |Учетная политика организации |IV квартал 1998 |ПБУ 1/98; | | |г. |09.12.98 | |Условные факты хозяйственной |III квартал 1998|ПБУ 8/98; | |деятельности |г. |25.11.98 | |События после отчетной даты |III квартал 1998|ПБУ 7/98; | | |г. |25.11.98 | |Активы и обязательства организации | |Основные средства |IV квартал 1999 |ПБУ 6/97; | | |г. |03.09.97 | |Материально-производственные запасы |II квартал 1998 |ПБУ 5/98; | | |г. |15.06.98 | |Нематериальные активы |IV квартал | | | |1999г. | | |Финансовые вложения |IV квартал 1998 | | | |г. | | |Активы и обязательства, стоимость |II квартал 1999 |ПБУ 3/95; | |которых выражена в иностранной |г. |13.06.95 | |валюте | | | |Реорганизация организаций |III квартал | | | |1999г. | | |Аренда основных средств |III квартал 1999| | | |г. | | |Доверительное управление имуществом |IV квартал 1999 |приказ Минфина | | |г. |РФ от 25.12.98 | | | |№68н | |Финансовые результаты деятельности организации | |Доходы организации |III квартал 1998|ПБУ 9/99; | | |г. |06.05.99 | |Затраты организации |III квартал 1998|ПБУ 10/99; | | |г. |06.05.99 | |Договоры на капитальное |I квартал 1999 |ПБУ2/94; | |строительство |г. |20.12.94 | |Расчеты по налогам |I квартал 1999 | | | |г. | | |Государственная помощь |II квартал 1999 | | | |г. | | Даже беглого взгляда на таблицу достаточно, чтобы сделать вывод о том, что разработка положений по бухгалтерскому учету существенно «пробуксовывает». Экстраполируя показатели работы Минфина РФ в будущее, можно заключить, что вся программа разработки будет выполнена не ранее 2004 года. За это время сами МСФО (разрабатываемые на Западе) претерпят существенные изменения или серьезно изменятся. Вывод неутешителен - работа по переходу на международные стандарты бухгалтерской отчетности ведется неудовлетворительными темпами. Проблемы и недостатки процедуры перехода на МСФО Нарушение сроков разработки положений по бухгалтерскому учету - не единственный недостаток процедуры перехода на МСФО. В настоящее время в мире существует две наиболее распространенных системы международных стандартов - IAS (на основе которых и производится реформирование бухгалтерского учета) и GAAP - используемая в основном государствами Северной Америки (в первую очередь, разумеется, США). IAS и GAAP являются совместимыми стандартами, то есть основываются на единых требованиях и подходах к организации бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Различие же состоит в том, что стандарты GAAP являются более детализированными и фактически могут применяться всеми участниками предпринимательской деятельности без дополнительных указаний и разъяснений, а стандарты IAS определяют только общие принципы к формированию бухгалтерской информации и, поэтому нуждаются в разработке нормативных актов более низкого уровня, которые бы регулировали организацию бухгалтерского учета на конкретных участках (основные средства, материально- производственные запасы, расчеты и т.п.). Последнее обусловлено тем, что систему IAS в мире использует значительно большее количество государств и корпораций, нежели систему GAAP. Особенности национальных экономик и традиционных походов к организации бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в разных странах обуславливают наличие различий в конкретных приемах и методах учетной работы. Следовательно, разработка положений по бухгалтерскому учету должна сопровождаться разработкой соответствующих методических рекомендаций или указаний, основной целью которых является унификация учетных процессов в масштабах государства. В настоящее время существует только один такой документ - Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина РФ от 20.07.98 № ЗЗн. Еще одним обстоятельством, сдерживающим процесс перехода отечественного бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности на международные стандарты, является неопределенная позиция Минфина РФ в отношении пропаганды МСФО и разработки методических рекомендаций по их применению. Официальный перевод Международных стандартов финансовой отчетности, широко рекламируемый представителями Минфина РФ в публикациях и в выступлениях на местах выпущен коммерческой организацией «Аскери» тиражом всего 1000 экземпляров (при том, что количество бухгалтерских работников в стране по различным оценкам составляет от 2 до 3 миллионов). Стоимость издания весьма высока, что дополнительно затрудняет сколько-нибудь широкое распространение стандартов. Кроме того, текст МСФО предваряется записью об охране авторского права и запрете использовать какую-либо часть издания в какой-либо форме. Но, в соответствии со статьей 8 Федерального закона от «Об авторском праве и смежных правах» официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы не могут являться объектами авторского права. Нормативные документы бухгалтерского учета РФ и их соответствие МСФО Таблица 5. |№ |Наименование МСФО |Дата |Соответствующий | | | |введения |нормативный документ | | | | |бухгалтерского учета | | | | |РФ | |1 |Представление финансовой |01.07.98 |ПБУ 4/99 | | |отчетности | | | |2 |Запасы |01.01.95 |ПБУ 5/98 | |4 |Учет амортизации |01.01.97 |ПБУ 6/97 (раздел 4) | |7 |Отчет о движении денежных |01.01.94 |ПБУ 4/99, Инструкция о| | |средств | |годовой отчетности | |8 |Чистая прибыль или убыток за |01.01.95 |ПБУ9/99, ПБУ 1/98, | | |период, фундаментальные ошибки в| | | | |учетной политике | | | |9 |Затраты на исследования и |01.01.95 |Типовые методические | | |разработки | |рекомендации по | | | | |планированию, учету и | | | | |калькулированию | | | | |себестоимости | | | | |научно-технической | | | | |продукции, | | | | |утвержденные Миннауки | | | | |РФ, Минэкономики РФ и | | | | |Минфином РФ 15.06.94 №| | | | |ОР-22-2-46 | |10 |Условные события и события, |01.01.80 |ПБУ7/98, ПБУ8/98 | | |происшедшие после отчетной даты | | | |11 |Договоры подряда |01.01.95 |ПБУ 2/94 (в части | | | | |договора строи | | | | |тельного подряда) | |12 |Налоги на прибыль |01.01.98 |Инструкция | | | | |Госналогслужбы РФ о | | | | |порядке исчисления | | | | |налога на прибыль | |14 |Сегментная отчетность |01.07.98 |Информация, отражающая| | | | |влияние цен | |15 |Информация, отражающая влияние |01.01.83 | | | |цен | | | |16 |Основные средства |01.07.99 |ПБУ6/97 | |17 |Аренда |01.01.99 |ПБУ6/97 (раздел 6) | |18 |Выручка |01.01.95 |ПБУ9/99 | |19 |Вознаграждение работникам |01.01.99 | | |20 |Учет правительственных субсидий |01.01.84 | | | |и раскрытие информации о | | | | |правительственной помощи | | | |21 |Влияние изменения валютных |01.01.95 |ПБУЗ/95** | | |курсов | | | |22 |Объединение компаний |01.07.99 | | |23 |Затраты по займам |01.01.95 |Положение по ведению | | | | |бухгалтерского учета и| | | | |бухгалтерской | | | | |отчетности, п.73 | |24 |Раскрытие информации о связанных|01.01.86 | | | |сторонах | | | |25 |Учет инвестиций |01.01.87 |Положение по учету | | | | |долгосрочных | | | | |инвестиций (приказ | | | | |Минфина РФ от 30.12.93| | | | |№ 160) | |26 |Учет и отчетность по программам |01.01.88 | | | |пенсионного обеспечения | | | | |(пенсионным планам) | | | |27 |Сводная финансовая отчетность и |01.01.99 |приказ Минфина РФ от | | |учет инвестиций в дочерние | |30.12.96 №112 | | |компании | | | |28 |Учет инвестиций в |01.01.90 | | | |ассоциированные компании |(кроме | | | | |параграфов| | | | |23 и 24) | | |29 |Финансовая отчетность в условиях|01.01.90 | | | |гиперинфляции | | | |30 |Раскрытие информации в |01.01.91 | | | |финансовой отчетности банков и | | | | |аналогичных финансовых | | | | |институтов | | | |31 |Финансовая отчетность об участии|01.01.92 |приказ Минфина РФ от | | |в совместной деятельности | |25 декабря 1998 г. № | | | | |68н | |32 |Финансовые инструменты: |01.01.96 | | | |раскрытие и представление | | | | |информации | | | |33 |Прибыль на акцию |01.01.98 | | |34 |Промежуточная финансовая |01.01.99 |ПБУ4/99 | | |отчетность | | | |35 |Прекращаемая деятельность |01.01.99 | | |36 |Обесценение активов |01.07.99 | | |37 |Резервы, условные обязательства |01.07.99 |Инструкция о | | |и условные активы | |бухгалтерской | | | | |отчетности, ПБУ8/98. | |38 |Нематериальные активы |01.01.99 |Положение по ведению | | | | |бухгалтерского учета и| | | | |бухгалтерской | | | | |отчетности, пп. 55-57 | |39 |Финансовые инструменты: | | | | |признание и оценка | | | При анализе приведенных данных обращают внимание два обстоятельства. Во-первых, ряд стандартов, имеющих меньшее числовое значение имеют дату ввода в действие более позднюю, чем стандарты с последующими порядковыми номерами. Это объясняется тем, что МСФО находятся в состоянии постоянного совершенствования и переработки, а это, в свою очередь, обуславливает разработку и внедрение новых редакций ранее действовавших стандартов. Во-вторых, значительная часть (до половины) вопросов, регулируемых МСФО в той или иной степени раскрыта в нормативных документах Минфина РФ и МНС РФ, Кроме того, в таблицу нет ссылок на законодательные акты (например, ГК РФ, Закон об акционерных обществах и т.п.), которые в той или иной степени регулируют процесс бухгалтерского учета и отчетности. Заключение Несмотря на интеграцию мировых фондовых рынков, сохраняются национальные различия в правилах составления финансовых отчетов. Некоторые различия незначительны, но многих беспокоит решение таких принципиальных вопросов, как отчет о слияниях и пенсионных фондах, а также возможная необходимость отступления от традиционных базовых принципов, какова распространенная в Германии приверженность к защите интересов кредиторов. Учет и отчетность являются продуктом развития экономических и политических систем, а потому сближение правил учета, скорее, будет результатом более широкого сближения, чем его причиной. Конкуренция между национальными фондовыми биржами за право котировать новые акции, а также пропасть между режимами регулирования в США и в других странах разожгли новый интерес к международным правилам и работе Комитета по международным правилам учета. Трудность решения проблем остается прежней, и похоже, что прогресс более вероятен в случаях, когда гибкость международных правил позволит охватить наибольшее число национальных стандартов учета. Нет сомнений, что американская Комиссия по ценным бумагам и биржам будет яростно сопротивляться установлению двухэтажного режима отчетности и попыткам фирм «эмигрировать» туда, где правила учета менее жестки и дороги, чем в США. Список литературы 1. Бухгалтерский учет / Кондраков Н.П.: учебник. -М.: ИНФРА-М, 1996. -555 с. 2. Бухгалтерский учет / Тишков И.Е. Пришепы А.И.: учебник. -2-е изд., пер. и доп. -Минск.: Высшая школа, 1996. -687 с. 3. Бухгалтерский учет / Безруких П.С.: учебник. -М.: Ред. журн. Бух. Учет, 1994. -527 с. 4. Теория бухгалтерского учета / Астахов В.П.: учеб.пос. -2-е изд., пер. и доп. -Ростов-н/Дон: МарТ, 1999. -416 с. 5. Теория бухгалтерского учета / Кириянова З.В.: учебник. -М.: Финансы и статистика, 1994. -192 с. 6. Теория бухгалтерского учета / Бабаева Ю.А.: учебник. -М.: ЮНИТИ, Аудит, 1999.- 391 с. 7. Библиотечка журналов // Бухучет по международным стандартам, часть 1, Социальная защита, 1998, № 9. 8. Библиотечка журналов // Бухучет по международным стандартам, часть 2, Социальная защита, 1998, № 10. 9. Международные стандарты бухотчетности «общая характеристика нормативной базы», Захарин В.Р. // Бухучет и налоги, 2000, №3. 10. «Мастерство: Финансы» Ричард Лефтвич |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|