рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Международные стандарты финансовой отчетности

- приведение национальной системы бухгалтерского учета в

соответствие с требованиями рыночной экономики и международными

стандартами финансовой отчетности.

• определены задачи реформы:

• сформировать систему стандартов учета и отчетности,

обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую

очередь инвесторов;

• обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с

основными тенденциями гармонизации стандартов на международном

уровне;

• оказать методическую помощь организациям в понимании и

внедрении реформированной модели бухгалтерского учета;

• определены основные направления реформы:

• совершенствование нормативного правового регулирования;

• формирование нормативной базы (стандарты);

• методическое обеспечение (инструкции, методические указания,

комментарии);

• кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии,

подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского

учета);

• международное сотрудничество (вступление и активная работа в

международных организациях; взаимодействие с национальными

организациями, ответственными за разработку стандартов

бухгалтерского учета и регулирование соответствующей

деятельности).

В целях обеспечения поставленных задач предлагалось:

• подготовить необходимые изменения и дополнения в Федеральный

закон «О бухгалтерском учете", в том числе по вопросу проведения

аттестаций бухгалтеров, и иные нормативные правовые акты;

• в течение двух лет разработать и утвердить положения

(стандарты) по бухгалтерскому учету, включающие в себя основную

массу требований международных стандартов;

• пересмотреть первичные учетные документы, регистры

бухгалтерского учета и иные документы, относящиеся к

унифицированным системам бухгалтерской учетной и отчетной

документации;

• пересмотреть планы счетов бухгалтерского учета и инструкции

• по их применению, учитывая появление и особенности деятельности

финансовых институтов, особенности обращения ценных бумаг и иные

новые явления;

• ввести упрощенную систему бухгалтерского учета для субъектов

малого предпринимательства.

Во исполнение постановления Правительства РФ от 06.03.98 № 283 «Об

утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с

международными стандартами финансовой отчетности» распоряжением

Правительства РФ от 22.05.98 № 587- Р утвержден План внедрения положений

(стандартов) бухгалтерского учета в практику.

Результаты выполнения Плана внедрения положений бухгалтерского учета

Таблица 4.

|Наименование положений (стандартов) |Срок выполнения |Фактически |

| | |выполнено |

|Общие вопросы раскрытия информации |

|Бухгалтерская отчетность |III квартал 1998|ПБУ 4/98; |

| |г. |06.07.99 |

|Сводная бухгалтерская отчетность |I квартал 1999г.| |

|Прибыль на акцию |I квартал 1999 | |

| |г. | |

|Информация по сегментам |IV квартал 1998 | |

| |г. | |

|Информация о связанных сторонах |IV квартал 1998 | |

| |г. | |

|Прекращенные операции |IV квартал 1999 | |

| |г. | |

|Учетная политика организации |IV квартал 1998 |ПБУ 1/98; |

| |г. |09.12.98 |

|Условные факты хозяйственной |III квартал 1998|ПБУ 8/98; |

|деятельности |г. |25.11.98 |

|События после отчетной даты |III квартал 1998|ПБУ 7/98; |

| |г. |25.11.98 |

|Активы и обязательства организации |

|Основные средства |IV квартал 1999 |ПБУ 6/97; |

| |г. |03.09.97 |

|Материально-производственные запасы |II квартал 1998 |ПБУ 5/98; |

| |г. |15.06.98 |

|Нематериальные активы |IV квартал | |

| |1999г. | |

|Финансовые вложения |IV квартал 1998 | |

| |г. | |

|Активы и обязательства, стоимость |II квартал 1999 |ПБУ 3/95; |

|которых выражена в иностранной |г. |13.06.95 |

|валюте | | |

|Реорганизация организаций |III квартал | |

| |1999г. | |

|Аренда основных средств |III квартал 1999| |

| |г. | |

|Доверительное управление имуществом |IV квартал 1999 |приказ Минфина |

| |г. |РФ от 25.12.98 |

| | |№68н |

|Финансовые результаты деятельности организации |

|Доходы организации |III квартал 1998|ПБУ 9/99; |

| |г. |06.05.99 |

|Затраты организации |III квартал 1998|ПБУ 10/99; |

| |г. |06.05.99 |

|Договоры на капитальное |I квартал 1999 |ПБУ2/94; |

|строительство |г. |20.12.94 |

|Расчеты по налогам |I квартал 1999 | |

| |г. | |

|Государственная помощь |II квартал 1999 | |

| |г. | |

Даже беглого взгляда на таблицу достаточно, чтобы сделать вывод о

том, что разработка положений по бухгалтерскому учету существенно

«пробуксовывает». Экстраполируя показатели работы Минфина РФ в будущее,

можно заключить, что вся программа разработки будет выполнена не ранее 2004

года. За это время сами МСФО (разрабатываемые на Западе) претерпят

существенные изменения или серьезно изменятся. Вывод неутешителен - работа

по переходу на международные стандарты бухгалтерской отчетности ведется

неудовлетворительными темпами.

Проблемы и недостатки процедуры перехода на МСФО

Нарушение сроков разработки положений по бухгалтерскому учету - не

единственный недостаток процедуры перехода на МСФО.

В настоящее время в мире существует две наиболее распространенных

системы международных стандартов - IAS (на основе которых и производится

реформирование бухгалтерского учета) и GAAP - используемая в основном

государствами Северной Америки (в первую очередь, разумеется, США).

IAS и GAAP являются совместимыми стандартами, то есть основываются

на единых требованиях и подходах к организации бухгалтерского учета и

бухгалтерской отчетности. Различие же состоит в том, что стандарты GAAP

являются более детализированными и фактически могут применяться всеми

участниками предпринимательской деятельности без дополнительных указаний и

разъяснений, а стандарты IAS определяют только общие принципы к

формированию бухгалтерской информации и, поэтому нуждаются в разработке

нормативных актов более низкого уровня, которые бы регулировали организацию

бухгалтерского учета на конкретных участках (основные средства, материально-

производственные запасы, расчеты и т.п.). Последнее обусловлено тем, что

систему IAS в мире использует значительно большее количество государств и

корпораций, нежели систему GAAP. Особенности национальных экономик и

традиционных походов к организации бухгалтерского учета и бухгалтерской

отчетности в разных странах обуславливают наличие различий в конкретных

приемах и методах учетной работы.

Следовательно, разработка положений по бухгалтерскому учету должна

сопровождаться разработкой соответствующих методических рекомендаций или

указаний, основной целью которых является унификация учетных процессов в

масштабах государства. В настоящее время существует только один такой

документ - Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств,

утвержденные приказом Минфина РФ от 20.07.98 № ЗЗн.

Еще одним обстоятельством, сдерживающим процесс перехода

отечественного бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности на

международные стандарты, является неопределенная позиция Минфина РФ в

отношении пропаганды МСФО и разработки методических рекомендаций по их

применению.

Официальный перевод Международных стандартов финансовой отчетности,

широко рекламируемый представителями Минфина РФ в публикациях и в

выступлениях на местах выпущен коммерческой организацией «Аскери» тиражом

всего 1000 экземпляров (при том, что количество бухгалтерских работников в

стране по различным оценкам составляет от 2 до 3 миллионов). Стоимость

издания весьма высока, что дополнительно затрудняет сколько-нибудь широкое

распространение стандартов. Кроме того, текст МСФО предваряется записью об

охране авторского права и запрете использовать какую-либо часть издания в

какой-либо форме. Но, в соответствии со статьей 8 Федерального закона от

«Об авторском праве и смежных правах» официальные документы (законы,

судебные решения, иные тексты законодательного, административного и

судебного характера), а также их официальные переводы не могут являться

объектами авторского права.

Нормативные документы бухгалтерского учета РФ и их соответствие МСФО

Таблица 5.

|№ |Наименование МСФО |Дата |Соответствующий |

| | |введения |нормативный документ |

| | | |бухгалтерского учета |

| | | |РФ |

|1 |Представление финансовой |01.07.98 |ПБУ 4/99 |

| |отчетности | | |

|2 |Запасы |01.01.95 |ПБУ 5/98 |

|4 |Учет амортизации |01.01.97 |ПБУ 6/97 (раздел 4) |

|7 |Отчет о движении денежных |01.01.94 |ПБУ 4/99, Инструкция о|

| |средств | |годовой отчетности |

|8 |Чистая прибыль или убыток за |01.01.95 |ПБУ9/99, ПБУ 1/98, |

| |период, фундаментальные ошибки в| | |

| |учетной политике | | |

|9 |Затраты на исследования и |01.01.95 |Типовые методические |

| |разработки | |рекомендации по |

| | | |планированию, учету и |

| | | |калькулированию |

| | | |себестоимости |

| | | |научно-технической |

| | | |продукции, |

| | | |утвержденные Миннауки |

| | | |РФ, Минэкономики РФ и |

| | | |Минфином РФ 15.06.94 №|

| | | |ОР-22-2-46 |

|10 |Условные события и события, |01.01.80 |ПБУ7/98, ПБУ8/98 |

| |происшедшие после отчетной даты | | |

|11 |Договоры подряда |01.01.95 |ПБУ 2/94 (в части |

| | | |договора строи |

| | | |тельного подряда) |

|12 |Налоги на прибыль |01.01.98 |Инструкция |

| | | |Госналогслужбы РФ о |

| | | |порядке исчисления |

| | | |налога на прибыль |

|14 |Сегментная отчетность |01.07.98 |Информация, отражающая|

| | | |влияние цен |

|15 |Информация, отражающая влияние |01.01.83 | |

| |цен | | |

|16 |Основные средства |01.07.99 |ПБУ6/97 |

|17 |Аренда |01.01.99 |ПБУ6/97 (раздел 6) |

|18 |Выручка |01.01.95 |ПБУ9/99 |

|19 |Вознаграждение работникам |01.01.99 | |

|20 |Учет правительственных субсидий |01.01.84 | |

| |и раскрытие информации о | | |

| |правительственной помощи | | |

|21 |Влияние изменения валютных |01.01.95 |ПБУЗ/95** |

| |курсов | | |

|22 |Объединение компаний |01.07.99 | |

|23 |Затраты по займам |01.01.95 |Положение по ведению |

| | | |бухгалтерского учета и|

| | | |бухгалтерской |

| | | |отчетности, п.73 |

|24 |Раскрытие информации о связанных|01.01.86 | |

| |сторонах | | |

|25 |Учет инвестиций |01.01.87 |Положение по учету |

| | | |долгосрочных |

| | | |инвестиций (приказ |

| | | |Минфина РФ от 30.12.93|

| | | |№ 160) |

|26 |Учет и отчетность по программам |01.01.88 | |

| |пенсионного обеспечения | | |

| |(пенсионным планам) | | |

|27 |Сводная финансовая отчетность и |01.01.99 |приказ Минфина РФ от |

| |учет инвестиций в дочерние | |30.12.96 №112 |

| |компании | | |

|28 |Учет инвестиций в |01.01.90 | |

| |ассоциированные компании |(кроме | |

| | |параграфов| |

| | |23 и 24) | |

|29 |Финансовая отчетность в условиях|01.01.90 | |

| |гиперинфляции | | |

|30 |Раскрытие информации в |01.01.91 | |

| |финансовой отчетности банков и | | |

| |аналогичных финансовых | | |

| |институтов | | |

|31 |Финансовая отчетность об участии|01.01.92 |приказ Минфина РФ от |

| |в совместной деятельности | |25 декабря 1998 г. № |

| | | |68н |

|32 |Финансовые инструменты: |01.01.96 | |

| |раскрытие и представление | | |

| |информации | | |

|33 |Прибыль на акцию |01.01.98 | |

|34 |Промежуточная финансовая |01.01.99 |ПБУ4/99 |

| |отчетность | | |

|35 |Прекращаемая деятельность |01.01.99 | |

|36 |Обесценение активов |01.07.99 | |

|37 |Резервы, условные обязательства |01.07.99 |Инструкция о |

| |и условные активы | |бухгалтерской |

| | | |отчетности, ПБУ8/98. |

|38 |Нематериальные активы |01.01.99 |Положение по ведению |

| | | |бухгалтерского учета и|

| | | |бухгалтерской |

| | | |отчетности, пп. 55-57 |

|39 |Финансовые инструменты: | | |

| |признание и оценка | | |

При анализе приведенных данных обращают внимание два обстоятельства.

Во-первых, ряд стандартов, имеющих меньшее числовое значение имеют дату

ввода в действие более позднюю, чем стандарты с последующими порядковыми

номерами. Это объясняется тем, что МСФО находятся в состоянии постоянного

совершенствования и переработки, а это, в свою очередь, обуславливает

разработку и внедрение новых редакций ранее действовавших стандартов.

Во-вторых, значительная часть (до половины) вопросов, регулируемых

МСФО в той или иной степени раскрыта в нормативных документах Минфина РФ и

МНС РФ, Кроме того, в таблицу нет ссылок на законодательные акты (например,

ГК РФ, Закон об акционерных обществах и т.п.), которые в той или иной

степени регулируют процесс бухгалтерского учета и отчетности.

Заключение

Несмотря на интеграцию мировых фондовых рынков, сохраняются

национальные различия в правилах составления финансовых отчетов. Некоторые

различия незначительны, но многих беспокоит решение таких принципиальных

вопросов, как отчет о слияниях и пенсионных фондах, а также возможная

необходимость отступления от традиционных базовых принципов, какова

распространенная в Германии приверженность к защите интересов кредиторов.

Учет и отчетность являются продуктом развития экономических и

политических систем, а потому сближение правил учета, скорее, будет

результатом более широкого сближения, чем его причиной. Конкуренция между

национальными фондовыми биржами за право котировать новые акции, а также

пропасть между режимами регулирования в США и в других странах разожгли

новый интерес к международным правилам и работе Комитета по международным

правилам учета. Трудность решения проблем остается прежней, и похоже, что

прогресс более вероятен в случаях, когда гибкость международных правил

позволит охватить наибольшее число национальных стандартов учета. Нет

сомнений, что американская Комиссия по ценным бумагам и биржам будет

яростно сопротивляться установлению двухэтажного режима отчетности и

попыткам фирм «эмигрировать» туда, где правила учета менее жестки и дороги,

чем в США.

Список литературы

1. Бухгалтерский учет / Кондраков Н.П.: учебник. -М.: ИНФРА-М, 1996.

-555 с.

2. Бухгалтерский учет / Тишков И.Е. Пришепы А.И.: учебник. -2-е изд.,

пер. и доп. -Минск.: Высшая школа, 1996. -687 с.

3. Бухгалтерский учет / Безруких П.С.: учебник. -М.: Ред. журн. Бух.

Учет, 1994. -527 с.

4. Теория бухгалтерского учета / Астахов В.П.: учеб.пос. -2-е изд., пер.

и доп. -Ростов-н/Дон: МарТ, 1999. -416 с.

5. Теория бухгалтерского учета / Кириянова З.В.: учебник. -М.: Финансы и

статистика, 1994. -192 с.

6. Теория бухгалтерского учета / Бабаева Ю.А.: учебник. -М.: ЮНИТИ,

Аудит, 1999.- 391 с.

7. Библиотечка журналов // Бухучет по международным стандартам, часть 1,

Социальная защита, 1998, № 9.

8. Библиотечка журналов // Бухучет по международным стандартам, часть 2,

Социальная защита, 1998, № 10.

9. Международные стандарты бухотчетности «общая характеристика

нормативной базы», Захарин В.Р. // Бухучет и налоги, 2000, №3.

10. «Мастерство: Финансы» Ричард Лефтвич

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.