рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Государственный бюджет и его функции в обществе

росписи - документа о поквартальном распределении доходов и расходов

бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета,

устанавливающего распределение бюджетных ассигнований между получателями

бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией

РФ.

Исполнение бюджета по доходам предусматривает:

перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

распределение в соответствии с бюджетом регулирующих доходов;

возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах бюджета.

Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия

бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением процедур

санкционирования и финансирования. Основные этапы санкционирования:

составление и утверждение бюджетной росписи (в течение 17 дней со дня

утверждения бюджета), утверждение и доведение уведомлений о бюджетных

ассигнованиях до распорядителей и бюджетополучателей, утверждение смет

доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным

учреждениям, утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных

обязательств до распорядителей и бюджетополучателей, принятие денежных

обязательств бюджетополучателями, подтверждение и выверка исполнения

денежных обязательств. Процедура финансирования заключается в расходовании

бюджетных средств.

За исполнение доходной части бюджета отвечают Государственная налоговая

служба и Государственный таможенный комитет (и их органы на местах),

которые, помимо сбора налогов и других платежей в бюджет обязаны

представлять информацию об исполнении бюджетов в Казначейство, а также

органы, распоряжающиеся государственным (муниципальным) имуществом.

Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема

поступлений доходов в бюджет, вводится режим сокращения расходов (до 5 % -

решением руководителя финансового органа, от 5 до 10 % - органа

исполнительной власти, свыше 10 % - законом (решением), принимаемым органом

законодательной (представительной) власти. Если последний не принял решение

о сокращении в установленный законом срок, исполнительный орган вправе

самостоятельно произвести пропорциональной сокращение (секвестр) расходов).

Уполномоченный исполнительный орган представляет ежеквартальные,

полугодовые и годовые отчеты об исполнении бюджета в представительный,

контрольный орган и Казначейство. Годовой отчет подлежит утверждению

представительным органом.

Важнейшая задача исполнения бюджета - обеспечение полного и

своевременного поступления налогов и других доходов в целом и по каждому

источнику, а также финансирование мероприятий в суммах и сроки,

утвержденные бюджетом.

3.5. Составление отчетов об исполнении бюджетов и их

утверждение

Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджетов является одной

из форм финансового контроля, осуществляемого законодательными

(представительными) органами власти (последующий контроль).

Для контроля за исполнением бюджета ФС РФ образует специальный орган -

Счетную палату (данный орган участвует также в предварительном контроле -

при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета).

Отчет об исполнении бюджета готовит орган, исполняющий бюджет, на

основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей

бюджетных средств. Ответственным за составление отчета об исполнении

федерального бюджета является Министерство финансов РФ.

Отчет об исполнении федерального бюджета представляется в

Государственную Думу и Счетную палату Правительством РФ в форме

федерального закона не позднее 1 июня вместе с отчетами об исполнении

внебюджетных фондов и следующими документами и материалами:

отчетом о расходовании средств резервных фондов Правительства и Президента

РФ;

отчетами МФ РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении

бюджетных ссуд и кредитов и о предоставленных государственных гарантиях;

отчетом о внутренних и внешних заимствованиях РФ по их видам;

отчетом о доходах, полученных от использования гос.имущества;

сводными отчетами о выполнении плановых заданий по предоставлению

государственных (муниципальных) услуг;

годовыми отчетными сметами доходов и расходов бюджетных учреждений по

главным распорядителям бюджетных средств;

реестром федеральной государственной собственности и отчетом о состоянии

внешнего и внутреннего долга РФ на первый и последний день отчетного

финансового года;

отчетом Федерального казначейства о рассмотренных делах и наложенных

взысканиях за нарушения бюджетного законодательства.

Счетная палата проводит проверку отчета об исполнении федерального

бюджета за отчетный год в течение 1,5 месяцев после представления отчета в

ГД, используя материалы и результаты проведенных проверок и ревизий.

Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета

в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты, после чего

принимает решение об утверждении или отклонении отчета .

4. О БЮДЖЕТЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4.1. Бюджет развития Российской Федерации

Государственной Думой 5 ноября 1998 года принят федеральный закон «О

БЮДЖЕТЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Настоящий Федеральный закон определяет правовые и организационные основы

формирования и расходования средств федерального бюджета, предназначенных

для осуществления на конкурсной основе государственной поддержки

инвесторов, финансирующих высокоэффективные инвестиционные проекты, либо

путем предоставления им государственных гарантий, либо путем

непосредственного выделения средств на условиях возвратности, платности и

срочности.

Бюджет развития Российской Федерации является составной частью федерального

бюджета, формируемой в составе капитальных расходов федерального бюджета и

используемой для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения

инвестиционных проектов в порядке, установленных настоящим Федеральным

законом.

Объем денежных средств, направляемых в Бюджет развития устанавливается

федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Кредитование, инвестирование и гарантийное обеспечение инвестиционных

проектов за счет средств Бюджета развития осуществляется на условиях,

определяемых ст.5 и 7 настоящего Федерального закона.

2. Источники формирования и использование денежных средств бюджета

развития

Средства Бюджета развития формируются за счет следующих источников:

. внутренних и внешних заимствований Российской Федерации на

инвестиционные цели;

. части доходов федерального бюджета от использования и продажи

имущества, находящегося в федеральной собственности;

. доходов федерального бюджета от использования и приватизации

объектов федеральной собственности, созданных в результате

финансирования инвестиционных проектов за счет средств Бюджета

развития;

. доходов федерального бюджета от ранее произведенных бюджетных

инвестиционных ассигнований на условиях возвратности, платности и

срочности;

. отчисления части поступлений в федеральный бюджет от размещения

государственных ценных бумаг в доле, устанавливаемой федеральным

законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

. 50 процентов средств сумм превышения фактически поступивших доходов

от внешнеэкономической деятельности над доходами от указанной

деятельности, установленными федеральным законом о федеральном

бюджете на очередной финансовый год;

. других источников, предусмотренных законодательством Российской

Федерации.

Денежные средства Бюджета развития аккумулируются на специальных счетах

органов главного управления федерального казначейства Министерства

Финансов РФ в учреждениях Центрального банка РФ.

Денежные средства бюджета развития направляются на финансирование

инвестиционных проектов, отобранных на конкурсной основе в соответствии

с настоящим Федеральным законом;

Исполнение обязательств Правительства РФ по предоставленным

инвесторам государственным гарантиям за счет средств Бюджета развития

на финансирование инвестиционных проектов осуществляется исключительно

на конкурсной основе на условиях возвратности, платности и срочности.

Отвлечение временно свободных денежных средств Бюджета развития на

финансовые операции, не связанные с реализацией инвестиционных проектов

бюджета развития не допускается.

Выделение денежных средств за счет средств Бюджета развития

осуществляется:

. путем кредитования отобранных на конкурсах инвестиционных проектов,

обеспеченных собственными средствами инвестора и иными источниками

финансовых ресурсов в дополнение к бюджетным средствам;

. посредством прямых в имущество коммерческих организаций,

осуществляющих инвестиционные проекты, при соответствующем

увеличении доли государства в уставных капиталах этих организаций.

5. Бюджетная политика Российской Федерации

и направления ее совершенствования

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по

определению основных задач и количественных параметров формирования доходов

и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из

основных инструментов экономической политики государства. Бюджетная

политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием

Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее

марта) предшествующего года.

Так как наиболее важными направлениями бюджетной политики являются сбор

бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным

дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной

политики может быть оценена по результативности деятельности органов

исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных

финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику,

поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может

выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной

политики.

В качестве критериев эффективности бюджетной политики можно предложить

следующие:

уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;

уровень выполнения бюджетных обязательств;

величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;

объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного

бюджета;

уровень монетизации бюджетного дефицита;

величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного

дефицита;

динамику валового внутреннего продукта;

уровень безработицы;

степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.

В условиях России к вышеназванным показателям можно добавить критерии,

характеризующие специфику современного этапа в развитии российской

экономики:

масштабы эмиссии денежных суррогатов (КО, КНО, зачеты);

величину просроченной задолженности по оплате труда из-за отсутствия

бюджетного финансирования;

величину просроченной задолженности по оплате государственного заказа.

Основные направления бюджетной политики до 2001 г., разработанные

Министерством финансов РФ, в качестве приоритетных направлений бюджетной

политики называют следующие:

87. осуществление налоговой реформы на основе принятия Налогового кодекса и

повышение на этой основе собираемости налогов;

88. осуществление бюджетной реформы на основе принятия Бюджетного кодекса и

упорядочения бюджетного процесса в Российской Федерации;

89. полномасштабный переход на казначейское исполнение бюджетов РФ и ее

субъектов, местных бюджетов и внебюджетных фондов;

90. сокращение государственных расходов при полном выполнении бюджетных

обязательств;

91. сокращение дефицита федерального бюджета до 2% ВВП;

92. снижение государственных заимствований, увеличение сроков их погашения

при уменьшении доходности государственных ценных бумаг процентных ставок

до уровня, обеспечивающего движение финансовых ресурсов в реальный сектор

экономики;

93. совершенствование межбюджетных отношений.

Анализ экономики России за последние несколько лет позволяет

подтвердить действенность и в российских условиях важнейших составляющих

успешной бюджетной политики, определенных на основе международного опыта.

Это - базирующаяся на реалистичном уровне государственных обязательств

политика жесткого ограничения государственных расходов, обеспечивающая

низкий уровень (или полное отсутствие) бюджетного дефицита, способствующая

поддержанию на кредитном рынке низких процентных ставок, увеличению

финансирования частного сектора. Такая политика содействует достижению

устойчивых темпов экономического роста, снижению безработицы, а

следовательно, и повышению уровня народного благосостояния.

Заключение

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства,

главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической

власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает

государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны,

бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной

ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию

- фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной.

Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике

является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта

развития общества и самостоятельной роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству

финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый

климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования

средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям,

является конкретным выражением экономической политики государства. Через

бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего

валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и

стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения

эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная

политика.

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории

(налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим

звеном финансовой системы любого государства и играет как важную

экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят ГД РФ и одобрен СФ РФ

17.07.98.

2. ФЗ от 26.11.98 № 181-ФЗ «О бюджете развития Российской Федерации»

3. ФЗ от 15.08.96 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской

Федерации».

4. Закон РСФСР от 10.10.91 № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и

бюджетного процесса в РСФСР»

5. Приказ МФ РФ от 6.01.98 г. № 1н «О бюджетной классификации Российской

Федерации»

6. Илларионов А. Эффективность бюджетной политики России в 1994-1997 г.г.

// Вопросы экономики, 1998, № 2.

7. Лексин В., Швецов А. Бюджетный федерализм в период кризиса и реформ. //

Вопросы экономики, 1998, № 3.

8. Курс экономической теории: Учебник / Под общей ред. проф. М.Н. Чепурина,

проф. Е.А. Киселевой. - Киров.: Издательство «АСА», 1997.

9. Лушин С.И. Государственные финансы в новых условиях // Финансы, 1998, №

5.

10. Максимова Н.С. О реформировании межбюджетных отношений в Российской

Федерации // Финансы, 1998, № 6.

11. Местные финансы и формирование бюджетов муниципальных образований //

Финансы, 1997, № 11.

12. О единстве бюджетной системы. // Финансы, 1997, № 5.

13. Петров В.А. Бюджет-98: приоритеты и финансовые механизмы экономического

роста // Финансы, 1997, № 11.

14. Петров В.А. Основные направления бюджетной политики до 2001 года //

Финансы, 1998, № 5.

15. Пронина Л.И. О местных финансах в проекте Бюджетного кодекса //

Финансы, 1998, № 6.

16. Пыхова И.А. К решению проблем межбюджетных отношений на территории //

Финансы, 1998, № 6.

17. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов /

Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А.

Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.

18. Финансы: Учебное пособие / А.М. Ковалева, Н.П. Баранникова,

В.Д. Богачева и др.; Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и

статистика, 1997.

19. Хурсевич С.Н. Перспективы денежного и неденежного исполнения бюджетов в

России // Финансы, 1998, №№ 5,6.

20. Экономическое обозрение: Финансовые рынки. - 1998, № 71 - М.,

ДиалогБанк.

21. «О сбалансированном проекте федерального бюджета на 1999 год»//

Экономика и жизнь, 1998, №52.

22. Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент. Управление денежным оборотом

предприятия. М.”Банки и биржи”, ЮНИТИ 1995.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.