рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Аудит учета расчетов с подотчетными лицами

(материальностью) в аудите понимают предельно допустимый уровень возможного

искажения отдельной статьи или финансового показателя в отчетности,

финансовых резервов в целом или максимально допустимый размер ошибочности

суммы, которая может быть показана в публикациях финансовых отчетов и

рассмотрении как несущественная, т.е. не вводящая пользователей в

заблуждение. Для оценки существенности аудитор должен иметь представление о

возможных пользователях информации и о возможных решениях, которые могут

приниматься на его основе с тем, чтобы определить соотношение

неправильности отчета и принятия этих решений. Суждение аудитора о степени

существенности достаточно субъективно и требует от него значительного

профессионализма, опыта работы, знания специфики деятельности клиента,

особенностей экономической и социальной среды. В начале проверки аудитор

должен решить (на основе внутрифирменных стандартов), какую общую сумму

ошибки можно считать существенной или материальной. Существует ряд

факторов, от которых зависит предварительно устанавливаемый уровень

существенности:

. размер предприятия;

. величина чистой прибыли до налогообложения;

. стоимость текущих активов;

. общая стоимость активов;

. объем текущих обязательств;

. величина капитала.

Уровень существенности устанавливается из этих показателей.

Аудиторский риск заключается в следующем: аудитор приходит к выводу,

что финансовая отчетность составлена правильно, и на этом основании

выражает в аудиторском заключении мнение без оговорок, а в действительности

финансовая отчетность содержит существенные погрешности.

Аудиторский риск – это оценка неэффективности аудиторской проверки,

базирующаяся на оценке риска системы учета клиента, неэффективность системы

внутреннего контроля клиента и невыявление ошибок клиента аудитором.

Существуют 2 вида основных методов оценки аудиторского риска:

1. Оценочный (интуитивный) – наиболее широко используется сегодня

российскими аудиторами (фирмами), заключается в том, что аудиторы,

исходя из собственного опыта и знания клиента, определяют

аудиторский риск на основании отчетности в целом или отдельных

групп, операций, как высокий, вероятный и маловероятный к

использованию этой оценки в планировании аудита (используют высокий,

низкий, средний).

2. Количественный – предполагает количественный расчет многочисленных

моделей аудиторского риска.

Аудиторский риск= Чистый риск ( Контрольный риск ( Процедурный риск

Аудиторский риск – это риск неэффективности аудиторской проверки,

который отражает суждения аудитора о приемлемости вероятности содержания в

финансовых отчетах невыявленных существенных ошибок после проведения

аудита.

Чистый риск – это риск, связанный со спецификой компании, т.е.

вероятность содержания в финансовых отчетах до рассмотрения эффективности

системы внутреннего контроля ошибок, превосходящих допустимую величину.

Контрольный риск – это риск неэффективности системы внутреннего

контроля, т.е. вероятность пропуска ошибок, превосходящих допустимую

величину, системой внутреннего контроля.

Процедурный риск – риск неэффективности процедур тестирования –

приемлемая для аудитора вероятность невыявления в процессе тестирования

ошибок, превосходящих допустимую величину.

Эта модель является основой планирования аудита, поэтому возможности ее

использования при оценке резервов аудита ограничены. После того, как будут

определены все риски, установлен соответствующий план аудита, составляющие

плана по чистому риску и контрольному риску не подлежат изменению на

основании полученных аудиторских свидетельств.

Процедурный риск= ;

Ознакомление с системой внутрихозяйственного контроля и оценка риска

контроля. С аудиторской точки зрения, оценка эффективности системы

внутреннего контроля (СВК) заключается в оценке сильных и слабых сторон

экономического субъекта. СВК может считаться эффективной, если:

. она эффективно предупреждает о возникновении недостоверной

информации;

. эффективно выявляет недостоверность в пределах ограниченного времени

после того, как недостоверная информация возникла.

Аудиторская оценка эффективности СВК необходима для оценки и

планирования масштаба аудита. Если СВК оценивается аудитором как

эффективная, у него появляется возможность снизить объем проверки, а в

некоторых случаях и вовсе ее не проводить.

Результатом процесса планирования является программа аудита. Она

представляет собой перечень действий с указанием сроков и исполнителей.

Программа должна охватывать следующие этапы:

1. Составление обзора деятельности клиента, в которое входит описание

систематических процессов и связанных с ними потоками

документооборота; учетная политика; организационная структура;

2. Разработка стратегии аудита, связанная со спецификой клиента, и

нацеливающая усилия проверяющих на разделы финансовой отчетности;

3. Проведение аудита, т.е. выполнение выбранных аудиторских процедур

теми аудиторами, которые имеют достаточный для запланированных

процедур опыт и квалификацию;

4. Формирование аудиторского мнения на основе собранных свидетельств.

Аудиторские доказательства

Вся информация, подготовленная и собранная аудитором до начала, в

процессе проверки, и по ее результатам, является аудиторской информацией.

Часть этой информации представляет собой документы или их копии, которые

могут рассматриваться как аудиторские доказательства.

Аудиторские доказательства – информация, собранная аудитором в ходе

проверки, и выводы, которые служат основанием аудиторского заключения.

Аудиторские доказательства должны быть релевантными и достаточными.

Релевантность доказательств – их ценность для решения какой-либо проблемы,

а достаточность в каждом случае определяется на основе оценки СВК и

аудиторского риска. В любом случае аудитор должен быть уверен, что им

собрано достаточное количество доказательств (документов) нужного качества

для составления объективного и обоснованного заключения.

Аудиторские доказательства могут быть внутренние (информация от

клиента), внешними (информация от третьих лиц и организаций) и смешанными

(информация от клиента и подтвержденная внешними источниками). Наиболее

ценными и достоверными являются внешние доказательства, смешанные,

внутренние.

Качество аудиторских доказательств зависит от источника. Аудиторские

доказательства могут быть получены из документальных источников, в ходе

устных опросов персонала клиента, третьих лиц и при непосредственном

наблюдении аудитором учетных и др. операций на предприятии. По степени

надежности и достоверности наиболее ценные доказательства – полученные

самим аудитором. Документальные доказательства и письменные представления

клиента предпочтительнее доказательств, полученных при устных опросах. Если

аудитор не в состоянии собрать достаточное количество доказательств, он

должен этот факт отразить в отчете и заключении. Соотношение между

затратами на получение аудиторских доказательств и их значимостью должно

быть разумно. Если, также СВК клиента достаточно надежна, аудитор может

отказаться от дорогостоящей сплошной инвентаризации активов и провести ее

выборочно. Но сложность и дороговизна аудиторских процедур не должна

препятствовать их проведению, если аудитор считает их необходимыми.

Понятие мошенничества и ошибки

Под мошенничеством понимается преднамеренное неправильное отражение и

представление данных учета и отчетности одним или несколькими лицами из

руководства или служащих предприятия, включающее манипуляцию учетными

записями и фальсификацию первичных документов, регистров отчетности,

умышленное изменение записей в учете, искажение смысла хозяйственных

операций и нарушение правил, определенных законодательством и учетной

политикой предприятия.

Ошибка – непреднамеренное искажение финансовой информации в результате

арифметических и логических погрешностей в учетных записях и группировках,

недосмотр в полноте учета, или неправильное представление фактов

хозяйственной деятельности, наличия и состояния имущества и расчетов.

Аудитор ответственен за выявление мошенничества и незамеченных или

неустраненных ошибок. Заключении аудитора должно гарантировать, что

мошенничества и существенных ошибок в финансовой отчетности предприятия

нет, или они выявлены полностью, или что ошибки исправлены. В случае, если

мошенничество или ошибка существует, аудитор вправе пересмотреть вопрос о

своих обязанностях перед клиентом. Основные виды ошибок, обнаруженных при

проведении аудиторской проверки, можно сгруппировать следующим образом:

1. Ошибки в ведении учета, отсутствие ведения учета и случайные ошибки

(арифметические просчеты, ошибки при заполнении отчетных форм и

случайные неправильные проводки);

2. Повторяющиеся ошибки, ошибки, связанные с незнанием правил ведения

бухгалтерского учета, связанные с незнанием вопросов налогового

законодательства и незнанием правовых основ финансово-хозяйственной

деятельности.

Если аудитор пришел к выводу, что обман (ошибка) могут существовать,

ему необходимо оценить их потенциальное влияние на финансовую информацию,

разработать и применить дополнительные процедуры.

Порядок подготовки и составления части аудиторского заключения. Виды

аудиторского заключения

Результатом аудиторской проверки является аудиторское заключение (АЗ) –

документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических

лиц, органов власти и управления и судебных органов. Порядок подготовки,

составления части и содержания аудиторского заключения определены

Временными правилами аудиторской деятельности в РФ, утвержденные Указом

Президента РФ от 22.11.93 г. №2263.

АЗ (отчет) должно состоять из трех частей: вводной, аналитической и

итоговой. Во вводной части указываются общие сведения об аудиторе; в

аналитической – сведения об экономическом субъекте, результаты аудиторской

проверки финансовой отчетности, факты выявленных в ходе проверки

существенных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета

и составления финансовой отчетности, влияющих на ее достоверность,

нарушений законодательства РФ при совершении хозяйственно-финансовых

операций, которые нанесли (могут нанести) ущерб интересам собственников

экономического субъекта, государства и третьих лиц. В итоговой части

содержится запись о подтверждении достоверности бухгалтерской (финансовой)

отчетности экономического субъекта.

АЗ адресуется заказчику с указанием даты составления, подписывается

руководителем аудитором аудиторской фирмы и аудитором, проводящим проверку,

заверяется печатью аудиторской фирмы. Каждая страница А3 подписывается

аудитором, проводящим проверку и заверяется его личной печатью. В случае,

если экономическим субъектом в ходе проведения проверки не были устранены

существенные нарушения в ведении бухгалтерского учета, составлении

соответствующей отчетности и соблюдении законодательства РФ, в итоговой

части АЗ делается запись о невозможности подтверждения достоверности

финансовой отчетности.

Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 9.02.96 г.

протокол №1 одобрен и рекомендован для применения в аудиторской

деятельности «Порядок составления АЗ о бухгалтерской отчетности». Согласно

этому документу АЗ:

. положительно – аудитор делает запись о том, что финансовая

отчетность, по его мнению, во всех существенных аспектах достоверна;

. условно положительно (с оговорками) – аудитор приводит факты своего

несогласия с руководством экономического субъекта в отношении

финансовой отчетности, описывает имевшие место ограничения в работе,

высказывает существующую у него неуверенность в достоверности

отдельных позиций отчетности и делает запись о том, что во всех

остальных существенных аспектах финансовая отчетность достоверна;

. отрицательно – отрицательное заключение составляется в том случае,

когда несогласия или ограничения работы становятся настолько

существенными, что не позволяют аудитору сделать вывод о

достоверности финансовой отчетности.

Аудитор имеет право отказаться от выражения мнения в случае

существенной неуверенности в достоверности финансовой отчетности, при

условии, что аудитором выполнены все возможные в данных условиях

аудиторские процедуры. В соответствии с Временными правилами, экономический

субъект обязан предоставлять заинтересованным лицам только итоговую часть

АЗ.

Методика проверки разделов учета и работ, подлежащих аудиту

Аудиторская проверка – это сложный и длительный процесс. Аудиторы постоянно

работают над тем, чтобы максимально сократить время проверки, не снижая при

этом ее качества, и, следовательно, не увеличивая аудиторский

предпринимательский риск.

Одним из наиболее эффективных путей решения проблемы является выработка

четкой методики проверки каждого раздела или участка бухгалтерского учета

Задача состоит в том, чтобы на стадии планирования проверки определить

состав контрольных процедур (сами процедуры должны быть разработаны). При

проведении проверки достаточно запросить у клиента определенный набор

документов и учетных регистров и, следуя заранее описанной процедуре,

осуществлять проверку.

Методики по различным разделам учета должны разрабатываться по единой

схеме. Для проверки каждого раздела бухгалтерского учета составляется

методика, которая должна включать в себя [4]:

1. Перечень основных нормативных документов;

2. Приказ об учётной политике организации;

2. Описание альтернативных учетных решений, выбор которых предоставлен

экономическому субъекту Законом о бухгалтерском учете, Положением о

бухгалтерском учете и отчетности, отражаемых в учетной политике;

3. Первичные документы по разделу учета;

4. Регистры синтетического и аналитического учета и отчетность;

5. Классификатор возможных нарушений;

6. Вопросник аудитора для составления программы проверки;

7. Методы сбора аудиторских доказательств, применяемые при проверке;

8. Описание контрольных процедур.

Проверка, осуществляемая традиционным способом, включает выполнение

положений, приведенных в первых четырех пунктах методики. Последующие

пункты методики целесообразно использовать, если к работе привлекаются

ассистенты.

Перечень основных нормативных документов включает законы, положения по

бухгалтерскому учету, методические указания, инструкции ГНС и др., которыми

должен руководствоваться аудитор при проверке соответствующего раздела

учета.

Описание альтернативных учетных решений, выбор которых предоставлен

экономическому субъекту, предполагает описание различных вариантов таких

решений, что позволит аудитору при необходимости сравнить их с вариантом,

применяемым клиентом, и выполнить необходимый анализ или дать рекомендации

по улучшению ведения учета.

Перечень первичных документов приводится по каждому разделу учету, что

позволяет аудитору сделать вывод о состоянии этапа регистрации в первичном

учете (применяются ли типовые формы первичных документов, как оформлены

документы и др.).

Регистры аналитического и синтетического учета и отчетности представляют их

описание для соответствующих форм счетоводства (журнально-ордерный,

мемориально-ордерный, журнальной формы, журнал-главная, упрощенной и др.)

Наличие перечня регистров позволяет аудитору определить их соответствие у

клиента общепринятым и при необходимости сделать соответствующие

рекомендации.

Отчетность должна включать соответствующие формы (баланс по форма № 1,

отчет о финансовых результатах по форме № 2 и др.)

Классификатор возможных нарушений содержит наиболее часто встречающиеся

нарушения по соответствующим разделам учета. Так, например, для аудиторской

проверки кассовых операций можно предположить следующую классификацию

нарушений: прямое хищение, присвоение поступивших денежных средств,

излишнее списание денег по кассе и др.

Вопросник аудитора для составления программы проверки содержит необходимые

вопросы, которые необходимо включить в план проверки. Эти вопросы

направлены на выявление возможных нарушений в организации учета, оформлении

документов, дополнении отчетности, внутреннего контроля. Вопросники

целесообразно составлять в виде таблиц с вариантами ответов и выводов.

Методы сбора аудиторских доказательств, применяемые при проверке, являются

типовыми.

Используются восемь основных методов:

наблюдение за инвентаризацией или участие в ней,

наблюдение за выполнением хозяйственных или бухгалтерских операций,

устный опрос,

получение письменных подтверждений,

проверка документов, полученных клиентом от третьих лиц,

проверка документов клиента,

проверка арифметических расчетов,

проведение анализа.

Описание контрольных процедур для выявления возможных нарушений или

злоупотреблений по соответствующему разделу учета.

Все процедуры строятся по единой схеме и включает в себя:

наименование контрольной процедуры;

цель проведения контрольной процедуры;

перечень средств (первичные документы, регистры аналитического и

синтетического учетов клиента, нормы, нормативы и различная справочная

информация), необходимых для выполнения процедуры;

описание техники исполнения процедуры;

описание формы представления результатов проведенной процедуры ведущему

аудитору.

Все процедуры снабжены классификационными номерами, позволяющими делать

ссылки на них в программе аудиторской проверки у конкретного клиента.

Классификационный номер содержит название раздела бухгалтерского учета и

три цифровых знака. Классификационный номер строится по серийно-порядковой

системе:

первый знак – номер нарушения по классификации нарушений;

второй знак – номер разновидности нарушения;

третий знак – порядковый номер контрольной процедуры для выявления данного

нарушения.

Таков подход к разработке положений методики проведения проверок с участием

ассистента. Разработка практических методик для проверки каждого раздела и

объекта учета – дело весьма трудоемкое. В данной работе по описанной выше

схеме будет в качестве примера разобрана методика проверки учета расчетов с

подотчетными лицами.

Методика проверки учета расчетов с подотчетными лицами

Перечень нормативных документов

1. Федеральный закон от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"

(с изменениями от 23 июля 1998 г.).

2. Инструкция Минфина СССР, Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 7.04.88 г. N 62 "О

служебных командировках в пределах СССР".

3. Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации (утверждено

решением совета директоров Банка России от 22.09.93 г. N 40) (ред. от

26.02.96 г.).

4. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N

146-ФЗ (с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа 2000

г., 24 марта 2001 г.) и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.