| |||||
МЕНЮ
| АПК Украины(11,4%) (рис.1). Более всего распаханы сельскохозяйственные угодья в Лесостепной зоне (85,4%), а меньше всего – на Полесье (68,9%). В Полесской зоне почти треть площадей сельскохозяйственных угодий занимают естественные кормовые угодья. В связи с тем, что в Украине сельское хозяйство уступает промышленности как, по плотности основных производственных фондов, так и по объему производства товарной продукции, в республике преобладает промышленно-сельскохозяйственный тип освоения территории. Важной составной частью освоения территории Украины является уровень развития инфраструктуры территории, в особенности коммуникационной. От территориальной организации инфраструктуры, густоты транспортной сети, ее технического состояния, направления железных дорог и автомобильных дорог зависят особенности территориальной организации АПК и регулярность связей между его основными звеньями. Ведущая роль в структуре перевозок грузов АПК принадлежит автомобильному транспорту. Специализированные транспортные средства (автоцистерны, специализированные автомашины для овощей, хлеба, рефрижераторы и т.п.) перевозят грузы АПК. Железнодорожный транспорт занимает ведущее место в осуществлении внешних связей АПК. Одним из главных факторов, которые влияют на формирование и территориальную организацию АПК и потребление его конечной продукции является характер расселения, плотность сельского населения и уровень обеспечения трудовыми ресурсами. 2.5. Исторические особенности Развитие больших систем расселения влияет на величину и структуру разных аграрно-промышленных комплексов. Наибольшие и большие города являются одним из важнейших факторов формирования пригородных АПК. Вокруг этих городов создаются специализированные предприятия пригородного типа для обеспечения городского населения свежими овощами, молоком и другой малотранспортабельной сельскохозяйственной продукцией. Разные природно-географические зоны Украины неравномерно обеспеченны трудовыми ресурсами. В результате одни регионы Украины имеют излишек трудовых ресурсов в сельском хозяйстве, а другие ощущают их нехватку. Лучше всего обеспеченные трудовыми ресурсами лесостепные области, где высочайшей являются плотность сельского населения. Наибольшая потребность в трудовых ресурсах ощущается в степных областях, где плотность сельского населения наименьшая. Степень обеспеченности трудовыми ресурсами влияет на специализацию аграрно-промышленных комплексов. Так, в регионах, лучше обеспеченных трудовыми ресурсами, формируются АПК, которые вырабатывают трудоёмкую продукцию. Нужды населения в продукции АПК определяются научно обоснованными нормами потребления на душу населения и реальными возможностями их удовлетворения. В определенной мере на объем и ассортимент необходимых продуктов питания влияют природно-географические условия, местные национальные особенности и традиции. В условиях радикального реформирования АПК на основах рыночной экономики в особенности актуальной есть проблема формирования регионального ресурсного потенциала АПК, оптимального обеспечения производственными ресурсами всех его сфер и высокоэффективного их использования. Национальный АПК характеризуют, с одной стороны, как единую интегральную природно-экономическую систему, а из другого, в разрезе отдельных его сфер и производственных подразделов. Такой подход нужен для правильного понимания закономерностей развития составных частей АПК и решение проблем формирования оптимальных ресурсных потенциалов региональных АПК, усовершенствование межотраслевых экономических отношений в границах национального агропромышленного комплекса. Без этого невозможно выработать научно обоснованную государственную политику, стратегию и тактику ведения аграрной реформы в Украине. Ресурсный потенциал национального агропромышленного комплекса- это совокупность ресурсных потенциалов трех его главных сфер: областей, которые выпускают для сельского хозяйства и других областей АПК средства производства и предоставляют агротехносервисные услуги; собственное сельскохозяйственного производства; областей, которые перерабатывают, сохраняют и транспортируют сельскохозяйственную продукцию и торгуют продовольственными товарами. Основой ресурсного потенциала АПК есть потенциал аграрной сферы. Для конкретного аграрного предприятия характерное разное соотношение и объединение земельных, материальных и трудовых ресурсов. В условиях общего финансово-экономического кризиса ресурсный потенциал национального АПК постоянно теряет свои воспроизведенные возможности, снашивается, поскольку реноваційні процессы почти не происходят, а достижение научно-технического прогресса практически не внедряют. Возрастание объемов неплатежей, задолженности государства, неплатежеспособности коллективных сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств тормозят производство, приводят к разрушению имеющегося ресурсного потенциала. Изношенность основных средств производства в 1997 г. составляла в сельском хозяйстве 45%, пищеперерабатывающих областях - в среднему 43%, областях машиностроения, которые обслуживают агропродовольственную сферу, – 59%, в сельскохозяйственном строительстве – свыше 45%. На протяжении 1994- 1995 гг. сравнительно с 1990 г. объемы снабжения сельскохозяйственным производителям зерноуборочных комбайнов уменьшились в 10 раз, грузовых автомобилей – в 6 раз, минеральных удобрений и другой техники – в 4,5, пестицидов – в 3,5 и горюче-смазочных материалов - в 2,1 разы. В 1995 г. на 1 га посевной площади было внесено в средних лишь С кг минеральных удобрений в пересчета на действующее вещество, тогда как в 1990 г. - свыше 140 кг. Анализ экологического состояния земельных ресурсов свидетельствует, что за последние 35 лет площадь эродированных земель увеличилось почти в 5 раз, значительно расширились площади засоленных, задумчивых, солонцеватых, подтопленных и техногенно загрязненных сельхозугодий. В целому с каждых 10 га земельных угодий, используемых в сельском хозяйстве, только 1 га имеет нормальное экологическое состояние. Среднее содержимое гумуса в грунтах уменьшился с 3,5 до 3,2%. Между разными сферами национального АПК Украины отсутствуют рациональные экономические отношения, взаимносбалансованные экономические интересы. Агропромышленное производство пока что не рассматривают как единый социально-экономический процесс интеграции и координации деятельности предприятий и областей, которые ведут производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции. Однако лишь при условии такого подхода создаются нужные экономические, экологические и организационно-технологические предпосылки для высокоэффективного объединения сельского хозяйства с промышленностью на базе методов и форм, присущих современной рыночной экономике. В процессе формирования ресурсного потенциала АПК и определение направлений и методов его усовершенствования надо руководствоваться такими общими принципами: . экологичность производства сельскохозяйственной продукции; . экономичность и энергоэкономичность с учетом функционирования многоукладной экономики на селе и разных форм хозяйствования в АПК; . технологичность и универсальность технических средств производства при условиях высоких продуктивных и эксплуатационных показателей; . снижение материало- и энергоёмкости сельскохозяйственной продукции, повышение производительности работы и возрастание эффективности использование ресурсов на основах комплексной механизации, автоматизации и компьютеризации производственных процессов во всех областях АПК. В случае определения стратегии формирования ресурсного потенциала АПК на макроуровне, нужно принимать во внимание новые тенденции и направления НТП в агропродовольственной сфере, экологические и экономические требования, особенности нынешней материально-технической и технологической базы отечественного агропромышленного производства. Поскольку Украина строит открытую экономику, то нужно также учитывать современные мировые экономические и интеграционные связи в агропродовольственной сфере. В условиях усиления конкуренции на агропродовольственных рынках мира решающую роль в формировании эффективных и экологически опасных ресурсных потенциалов сыграет интенсивное технологическое обновление, то есть внедрение новейших технологий, машин и оснащения, високоурожайных сортов сельскохозяйственных культур и высокопроизводительных пород и гибридов животных, экологообеспечных агрохимикатов и т.п.. Новые технологии и качественные производственные ресурсы - это главный фактор переведения национального АПК на эффективный, экологически опасных и конкурентоспособный путь развития. Можно выделить три главного стратегического направления ресурсного и технологического обновления отечественного агропромышленного комплекса: . создание и применение технологий, биоресурсов, что оказывают содействие удешевлению аграрной продукции; . разработка и внедрение технологий, которые дают возможность существенно повысить качество сельскохозяйственного сырья и продуктов питания; . создание и использование технологий и биологических средств производства, которые обеспечивают экологически чистую переработку сельскохозяйственной продукции и экологически безопасную деятельность аграрных предприятий. Особое внимание надо уделить формированию и усовершенствованию ресурсного потенциала третьей сферы АПК, Области пищевой промышленности есть потенциально наиболее перспективными в экономике Украины, поэтому они должны быть приоритетными относительно инвестиций. В мире постоянно возрастает спрос на высококачественные продукты питания. Наше государство имеет все возможности для того, чтобы пищевая промышленность превратилась на главного экспортера и важнейший источник поступления валютного средства. Проблема формирования ресурсного потенциала оптимальных размеров и структуры во всех сферах национального АПК, рационального ресурсного обеспечения всех агропромышленных предприятий, качественного технологического обновления производства в условиях становления рыночной экономики требует особого внимания со стороны государства, управленческих структур и органов местного самоуправления. Для решения этой проблемы нужно выполнить две главных задачи. Первое - обеспечить выпуск в достаточном количестве и высокого качества отечественной сельскохозяйственной техники и оборудования для областей пищевой промышленности (элементов основного и оборотного капитала второй и третьей сфер АПК). Вторая задача - это накопления реального капитала и соответствующих средств в сельском хозяйстве на основании создания специфического экономического механизма на стыке промышленной и аграрной сфер. Формирование эффективных ресурсных потенциалов во всех отраслях АПК требует создание развитого рынка средств производства. С этой целью надо ускорить разгосударствление и приватизацию предприятий сельскохозяйственного машиностроения, создание общих предприятий, акционерных обществ, фирм агробизнеса, развивать конкуренцию между товаропроизводителями первой сферы АПК. Первоочередная задача нашего государства - вывод в кратчайшие сроки национального АПК на передовые технико-технологические, экономические и экологические показатели развития. Для этого нужно сконцентрировать все возможности и ресурсы общества, научно-технический и экономический потенциал государства. 3. Сельское хозяйство – основа АПК. Современный уровень развития и структура с/х производства Опыт развитых стран, система агробизнеса которых продолжительное время формировалась под влиянием государства, убедительно удостоверяет, что в условиях рыночной экономики жизнеспособность сельскохозяйственных предприятий, эффективность аграрного производства и относительная стабильность социальной сферы в сельской местности значительно обусловленные государственным регулированием. Потребность и особенности государственного регулирования агропромышленным комплексом определяет ряд объективных факторов: разнообразие природно-климатических условий; страхование их деятельности; непостоянство цен и доходов в агропромышленном производстве, которое зависит от естественных факторов и конъюнктуры рынка; конкурентная среда в сельском хозяйстве и высокая степень монополизации в ресурсообеспечивающих перерабатывающих сферах; низкая привлекательность инвестирования аграрного производства через специфику воспроизведенного процесса; потребность экологизации сельского хозяйства; особенности формирования социальной инфраструктуры села. Масштабы регулирования, преимущественно, зависят от уровня экономического и социального развития хозяйства, сбалансированности спроса и предложения на аграрных рынках. Государственное регулирование агробизнеса на Западе ведут за такими главными направлениями: регулирование цен и фермерских доходов; бюджетное финансирование; кредитование; налогообложение; стабилизация рынка сельскохозяйственной продукции. В условиях, которые сложились сегодня в Украине, с целью развития АПК и страны в целом, кроме вышеперечисленных направлений, государство должно: поддерживать развитие фермерства; оказывать содействие в реализации продукции в границах квот и гарантированных цен, которые вводят органы государственной власти; дотировать производство отдельных видов продукции; поддерживать развитие аграрного предпринимательства; проводить антимонопольную политику; обеспечивать подготовку кадров, поддерживать развитие аграрной науки, социальной инфраструктуры. Почти все западные страны в взаимоотношениях сельского хозяйства с другими областями, в вопросах экспорта и импорта сельскохозяйственного сырья и продуктов придерживаются принципа аграрного протекционизма. Планово-экономическое регулирование аграрного сектора в период перехода к рынку должно объединять принципы индикативности и директивности. Государственное регулирование развития АПК в значительной мере можно обеспечить программным регулированиям. В зависимости от поставленных задач программы разделяют на такие: межотраслевые, которые регулируют важные макроэкономические пропорции; отраслевые, ориентированные на решение проблем областей и сфер АПК; товарные, которые определяют рыночные механизмы относительно того или другого продукта; функциональные, направленные на реализацию ключевых функций государственного регулирования АПК (инвестиционный, социально- экономический, научно-технический, инновационные, природоохранные и др.); региональные, что содержат комплекс мер воздействия государства на состояние АПК отдельных областей и регионов. Для субъектов АПК программы имеют большей частью рекомендательный характер, однако могут быть и обязательными. Прежде всего это касается государственных предприятий и предприятий-монополистов, реализации антикризисных мероприятий, выполнение экологических программ и т.п.. В конкретных программах отображенные главные рычаги государственного регулирования - законодательная деятельность, прямая государственная поддержка (субсидии, дотации и др.), механизм санкций, таможенное регулирование, кредитная система, налогообложение и ценовое регулирование. Существенным элементом государственного регулирования сельскохозяйственного производства есть изменение его производственной структуры. С этой целью ввели прямое планирование объемов производства, введя контрактную систему договоров между государством и фермерами, в частности, используют два типа такой системы: подписание контрактов относительно ограничения посевов определенной культуры и вывод земли из оборота с соответствующей компенсацией; введение прямого квотирования объемов производства. Итак, фермер пользуется льготами, государственной поддержкой в случае выполнения плана определенного объема производства, а государство имеет возможность регулировать количество земель, которые используются под посевы и многолетние насаждения. Первый тип планирования начали использовать после второй мировой войны в США, более поздний - в Западной Европе. В частности, в Европейском Союзе в условиях перепроизводства зерновых и сахарных свекл было введено субсидии на уменьшение их площадей. В некоторых странах, наоборот, используют погектарные доплаты за выращивание масляных, что оказывает содействие уменьшению объемов импорта масла. Прямое квотирование объемов производства распространенное в молочном животноводстве и, частично, в птицеводстве. В 50-60-ые, кое-что и в 70-ые годы, если главной задачей сельского хозяйства было увеличение объемов производства, в западных странах широко практиковали целевые государственные субсидии на строительство, куплю техники, удешевление кредита и т.п. Тем не менее, по мере насыщения рынка и перепроизводства сельскохозяйственной продукции прямые государственные субсидии производственного назначения начали уменьшать. Исключение составляет лишь система льготного сельскохозяйственного кредитования и некоторые мероприятия из укрупнения хозяйств, предоставление помощи молодым фермерам. Сегодня цель прямых государственных выплат - не стимулирования производства, а решение социальных задач - поддержка уровня доходов фермеров, развитие сельской инфраструктуры и природоохранные мероприятия. Это есть главным содержанием современной общей сельскохозяйственной политики Европейского Союза. Поскольку поддерживание высоких цен внутри Союза - один из наиболее дорогих путей субсидирования доходов, то приняты решения о некотором снижении цен. Вместе с тем введены прямые доплаты фермерам в случае соблюдения предшествующего размера их производства. Государственные выплаты делают из расчета на гектар земли или на председателя скота в неблагоприятных условиях производства. Разнообразие функций государства предусматривает значительные затраты не только из бюджета, а и через действие ценового механизма. В целому по ОЕСР (25 наиболее развитых стран Запада) средство, которое поступают в сельское хозяйство из бюджета, в девять раз превышают поступления от него в бюджет, а если прибавить и ценовые субсидии, то в 18 раз. Почти половину средств, предоставленных сельскому хозяйству, составляют бюджетные средства, а половину – субсидирование цен [2, с.67]. Дифференциация средств из расчета на 1 га сельхозугодий обусловленная интенсивностью сельского хозяйства, площадью используемых сельхозугодий и |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|