рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


АПК Украины

(11,4%) (рис.1).

Более всего распаханы сельскохозяйственные угодья в Лесостепной зоне

(85,4%), а меньше всего – на Полесье (68,9%). В Полесской зоне почти треть

площадей сельскохозяйственных угодий занимают естественные кормовые угодья.

В связи с тем, что в Украине сельское хозяйство уступает

промышленности как, по плотности основных производственных фондов, так и по

объему производства товарной продукции, в республике преобладает

промышленно-сельскохозяйственный тип освоения территории. Важной составной

частью освоения территории Украины является уровень развития инфраструктуры

территории, в особенности коммуникационной. От территориальной организации

инфраструктуры, густоты транспортной сети, ее технического состояния,

направления железных дорог и автомобильных дорог зависят особенности

территориальной организации АПК и регулярность связей между его основными

звеньями.

Ведущая роль в структуре перевозок грузов АПК принадлежит

автомобильному транспорту. Специализированные транспортные средства

(автоцистерны, специализированные автомашины для овощей, хлеба,

рефрижераторы и т.п.) перевозят грузы АПК. Железнодорожный транспорт

занимает ведущее место в осуществлении внешних связей АПК.

Одним из главных факторов, которые влияют на формирование и

территориальную организацию АПК и потребление его конечной продукции

является характер расселения, плотность сельского населения и уровень

обеспечения трудовыми ресурсами.

2.5. Исторические особенности

Развитие больших систем расселения влияет на величину и структуру

разных аграрно-промышленных комплексов. Наибольшие и большие города

являются одним из важнейших факторов формирования пригородных АПК. Вокруг

этих городов создаются специализированные предприятия пригородного типа для

обеспечения городского населения свежими овощами, молоком и другой

малотранспортабельной сельскохозяйственной продукцией.

Разные природно-географические зоны Украины неравномерно обеспеченны

трудовыми ресурсами. В результате одни регионы Украины имеют излишек

трудовых ресурсов в сельском хозяйстве, а другие ощущают их нехватку. Лучше

всего обеспеченные трудовыми ресурсами лесостепные области, где высочайшей

являются плотность сельского населения. Наибольшая потребность в трудовых

ресурсах ощущается в степных областях, где плотность сельского населения

наименьшая. Степень обеспеченности трудовыми ресурсами влияет на

специализацию аграрно-промышленных комплексов. Так, в регионах, лучше

обеспеченных трудовыми ресурсами, формируются АПК, которые вырабатывают

трудоёмкую продукцию.

Нужды населения в продукции АПК определяются научно обоснованными

нормами потребления на душу населения и реальными возможностями их

удовлетворения. В определенной мере на объем и ассортимент необходимых

продуктов питания влияют природно-географические условия, местные

национальные особенности и традиции.

В условиях радикального реформирования АПК на основах рыночной

экономики в особенности актуальной есть проблема формирования регионального

ресурсного потенциала АПК, оптимального обеспечения производственными

ресурсами всех его сфер и высокоэффективного их использования.

Национальный АПК характеризуют, с одной стороны, как единую

интегральную природно-экономическую систему, а из другого, в разрезе

отдельных его сфер и производственных подразделов. Такой подход нужен для

правильного понимания закономерностей развития составных частей АПК и

решение проблем формирования оптимальных ресурсных потенциалов региональных

АПК, усовершенствование межотраслевых экономических отношений в границах

национального агропромышленного комплекса. Без этого невозможно выработать

научно обоснованную государственную политику, стратегию и тактику ведения

аграрной реформы в Украине.

Ресурсный потенциал национального агропромышленного комплекса- это

совокупность ресурсных потенциалов трех его главных сфер: областей, которые

выпускают для сельского хозяйства и других областей АПК средства

производства и предоставляют агротехносервисные услуги; собственное

сельскохозяйственного производства; областей, которые перерабатывают,

сохраняют и транспортируют сельскохозяйственную продукцию и торгуют

продовольственными товарами. Основой ресурсного потенциала АПК есть

потенциал аграрной сферы.

Для конкретного аграрного предприятия характерное разное соотношение и

объединение земельных, материальных и трудовых ресурсов. В условиях общего

финансово-экономического кризиса ресурсный потенциал национального АПК

постоянно теряет свои воспроизведенные возможности, снашивается, поскольку

реноваційні процессы почти не происходят, а достижение научно-технического

прогресса практически не внедряют. Возрастание объемов неплатежей,

задолженности государства, неплатежеспособности коллективных

сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств тормозят

производство, приводят к разрушению имеющегося ресурсного потенциала.

Изношенность основных средств производства в 1997 г. составляла в

сельском хозяйстве 45%, пищеперерабатывающих областях - в среднему 43%,

областях машиностроения, которые обслуживают агропродовольственную сферу, –

59%, в сельскохозяйственном строительстве – свыше 45%. На протяжении 1994-

1995 гг. сравнительно с 1990 г. объемы снабжения сельскохозяйственным

производителям зерноуборочных комбайнов уменьшились в 10 раз, грузовых

автомобилей – в 6 раз, минеральных удобрений и другой техники – в 4,5,

пестицидов – в 3,5 и горюче-смазочных материалов - в 2,1 разы. В 1995 г. на

1 га посевной площади было внесено в средних лишь С кг минеральных

удобрений в пересчета на действующее вещество, тогда как в 1990 г. - свыше

140 кг.

Анализ экологического состояния земельных ресурсов свидетельствует,

что за последние 35 лет площадь эродированных земель увеличилось почти в 5

раз, значительно расширились площади засоленных, задумчивых, солонцеватых,

подтопленных и техногенно загрязненных сельхозугодий. В целому с каждых 10

га земельных угодий, используемых в сельском хозяйстве, только 1 га имеет

нормальное экологическое состояние. Среднее содержимое гумуса в грунтах

уменьшился с 3,5 до 3,2%.

Между разными сферами национального АПК Украины отсутствуют

рациональные экономические отношения, взаимносбалансованные экономические

интересы. Агропромышленное производство пока что не рассматривают как

единый социально-экономический процесс интеграции и координации

деятельности предприятий и областей, которые ведут производство,

переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции. Однако лишь при

условии такого подхода создаются нужные экономические, экологические и

организационно-технологические предпосылки для высокоэффективного

объединения сельского хозяйства с промышленностью на базе методов и форм,

присущих современной рыночной экономике.

В процессе формирования ресурсного потенциала АПК и определение

направлений и методов его усовершенствования надо руководствоваться такими

общими принципами:

. экологичность производства сельскохозяйственной продукции;

. экономичность и энергоэкономичность с учетом функционирования

многоукладной экономики на селе и разных форм хозяйствования в АПК;

. технологичность и универсальность технических средств производства

при условиях высоких продуктивных и эксплуатационных показателей;

. снижение материало- и энергоёмкости сельскохозяйственной продукции,

повышение производительности работы и возрастание эффективности

использование ресурсов на основах комплексной механизации,

автоматизации и компьютеризации производственных процессов во всех

областях АПК.

В случае определения стратегии формирования ресурсного потенциала АПК

на макроуровне, нужно принимать во внимание новые тенденции и направления

НТП в агропродовольственной сфере, экологические и экономические

требования, особенности нынешней материально-технической и технологической

базы отечественного агропромышленного производства. Поскольку Украина

строит открытую экономику, то нужно также учитывать современные мировые

экономические и интеграционные связи в агропродовольственной сфере.

В условиях усиления конкуренции на агропродовольственных рынках мира

решающую роль в формировании эффективных и экологически опасных ресурсных

потенциалов сыграет интенсивное технологическое обновление, то есть

внедрение новейших технологий, машин и оснащения, високоурожайных сортов

сельскохозяйственных культур и высокопроизводительных пород и гибридов

животных, экологообеспечных агрохимикатов и т.п.. Новые технологии и

качественные производственные ресурсы - это главный фактор переведения

национального АПК на эффективный, экологически опасных и

конкурентоспособный путь развития.

Можно выделить три главного стратегического направления ресурсного и

технологического обновления отечественного агропромышленного комплекса:

. создание и применение технологий, биоресурсов, что оказывают

содействие удешевлению аграрной продукции;

. разработка и внедрение технологий, которые дают возможность

существенно повысить качество сельскохозяйственного сырья и

продуктов питания;

. создание и использование технологий и биологических средств

производства, которые обеспечивают экологически чистую переработку

сельскохозяйственной продукции и экологически безопасную

деятельность аграрных предприятий.

Особое внимание надо уделить формированию и усовершенствованию

ресурсного потенциала третьей сферы АПК, Области пищевой промышленности

есть потенциально наиболее перспективными в экономике Украины, поэтому они

должны быть приоритетными относительно инвестиций. В мире постоянно

возрастает спрос на высококачественные продукты питания. Наше государство

имеет все возможности для того, чтобы пищевая промышленность превратилась

на главного экспортера и важнейший источник поступления валютного средства.

Проблема формирования ресурсного потенциала оптимальных размеров и

структуры во всех сферах национального АПК, рационального ресурсного

обеспечения всех агропромышленных предприятий, качественного

технологического обновления производства в условиях становления рыночной

экономики требует особого внимания со стороны государства, управленческих

структур и органов местного самоуправления. Для решения этой проблемы нужно

выполнить две главных задачи. Первое - обеспечить выпуск в достаточном

количестве и высокого качества отечественной сельскохозяйственной техники и

оборудования для областей пищевой промышленности (элементов основного и

оборотного капитала второй и третьей сфер АПК).

Вторая задача - это накопления реального капитала и соответствующих

средств в сельском хозяйстве на основании создания специфического

экономического механизма на стыке промышленной и аграрной сфер.

Формирование эффективных ресурсных потенциалов во всех отраслях АПК требует

создание развитого рынка средств производства. С этой целью надо ускорить

разгосударствление и приватизацию предприятий сельскохозяйственного

машиностроения, создание общих предприятий, акционерных обществ, фирм

агробизнеса, развивать конкуренцию между товаропроизводителями первой сферы

АПК.

Первоочередная задача нашего государства - вывод в кратчайшие сроки

национального АПК на передовые технико-технологические, экономические и

экологические показатели развития. Для этого нужно сконцентрировать все

возможности и ресурсы общества, научно-технический и экономический

потенциал государства.

3. Сельское хозяйство – основа АПК. Современный уровень развития и

структура с/х производства

Опыт развитых стран, система агробизнеса которых продолжительное время

формировалась под влиянием государства, убедительно удостоверяет, что в

условиях рыночной экономики жизнеспособность сельскохозяйственных

предприятий, эффективность аграрного производства и относительная

стабильность социальной сферы в сельской местности значительно

обусловленные государственным регулированием.

Потребность и особенности государственного регулирования

агропромышленным комплексом определяет ряд объективных факторов:

разнообразие природно-климатических условий; страхование их деятельности;

непостоянство цен и доходов в агропромышленном производстве, которое

зависит от естественных факторов и конъюнктуры рынка; конкурентная среда в

сельском хозяйстве и высокая степень монополизации в ресурсообеспечивающих

перерабатывающих сферах; низкая привлекательность инвестирования аграрного

производства через специфику воспроизведенного процесса; потребность

экологизации сельского хозяйства; особенности формирования социальной

инфраструктуры села.

Масштабы регулирования, преимущественно, зависят от уровня

экономического и социального развития хозяйства, сбалансированности спроса

и предложения на аграрных рынках. Государственное регулирование агробизнеса

на Западе ведут за такими главными направлениями: регулирование цен и

фермерских доходов; бюджетное финансирование; кредитование;

налогообложение; стабилизация рынка сельскохозяйственной продукции.

В условиях, которые сложились сегодня в Украине, с целью развития АПК

и страны в целом, кроме вышеперечисленных направлений, государство должно:

поддерживать развитие фермерства; оказывать содействие в реализации

продукции в границах квот и гарантированных цен, которые вводят органы

государственной власти; дотировать производство отдельных видов продукции;

поддерживать развитие аграрного предпринимательства; проводить

антимонопольную политику; обеспечивать подготовку кадров, поддерживать

развитие аграрной науки, социальной инфраструктуры.

Почти все западные страны в взаимоотношениях сельского хозяйства с

другими областями, в вопросах экспорта и импорта сельскохозяйственного

сырья и продуктов придерживаются принципа аграрного протекционизма.

Планово-экономическое регулирование аграрного сектора в период

перехода к рынку должно объединять принципы индикативности и директивности.

Государственное регулирование развития АПК в значительной мере можно

обеспечить программным регулированиям.

В зависимости от поставленных задач программы разделяют на такие:

межотраслевые, которые регулируют важные макроэкономические пропорции;

отраслевые, ориентированные на решение проблем областей и сфер АПК;

товарные, которые определяют рыночные механизмы относительно того или

другого продукта; функциональные, направленные на реализацию ключевых

функций государственного регулирования АПК (инвестиционный, социально-

экономический, научно-технический, инновационные, природоохранные и др.);

региональные, что содержат комплекс мер воздействия государства на

состояние АПК отдельных областей и регионов.

Для субъектов АПК программы имеют большей частью рекомендательный

характер, однако могут быть и обязательными. Прежде всего это касается

государственных предприятий и предприятий-монополистов, реализации

антикризисных мероприятий, выполнение экологических программ и т.п..

В конкретных программах отображенные главные рычаги государственного

регулирования - законодательная деятельность, прямая государственная

поддержка (субсидии, дотации и др.), механизм санкций, таможенное

регулирование, кредитная система, налогообложение и ценовое регулирование.

Существенным элементом государственного регулирования

сельскохозяйственного производства есть изменение его производственной

структуры. С этой целью ввели прямое планирование объемов производства,

введя контрактную систему договоров между государством и фермерами, в

частности, используют два типа такой системы: подписание контрактов

относительно ограничения посевов определенной культуры и вывод земли из

оборота с соответствующей компенсацией; введение прямого квотирования

объемов производства. Итак, фермер пользуется льготами, государственной

поддержкой в случае выполнения плана определенного объема производства, а

государство имеет возможность регулировать количество земель, которые

используются под посевы и многолетние насаждения.

Первый тип планирования начали использовать после второй мировой войны

в США, более поздний - в Западной Европе. В частности, в Европейском Союзе

в условиях перепроизводства зерновых и сахарных свекл было введено субсидии

на уменьшение их площадей. В некоторых странах, наоборот, используют

погектарные доплаты за выращивание масляных, что оказывает содействие

уменьшению объемов импорта масла.

Прямое квотирование объемов производства распространенное в молочном

животноводстве и, частично, в птицеводстве.

В 50-60-ые, кое-что и в 70-ые годы, если главной задачей сельского

хозяйства было увеличение объемов производства, в западных странах широко

практиковали целевые государственные субсидии на строительство, куплю

техники, удешевление кредита и т.п. Тем не менее, по мере насыщения рынка и

перепроизводства сельскохозяйственной продукции прямые государственные

субсидии производственного назначения начали уменьшать.

Исключение составляет лишь система льготного сельскохозяйственного

кредитования и некоторые мероприятия из укрупнения хозяйств, предоставление

помощи молодым фермерам.

Сегодня цель прямых государственных выплат - не стимулирования

производства, а решение социальных задач - поддержка уровня доходов

фермеров, развитие сельской инфраструктуры и природоохранные мероприятия.

Это есть главным содержанием современной общей сельскохозяйственной

политики Европейского Союза. Поскольку поддерживание высоких цен внутри

Союза - один из наиболее дорогих путей субсидирования доходов, то приняты

решения о некотором снижении цен. Вместе с тем введены прямые доплаты

фермерам в случае соблюдения предшествующего размера их производства.

Государственные выплаты делают из расчета на гектар земли или на

председателя скота в неблагоприятных условиях производства.

Разнообразие функций государства предусматривает значительные затраты

не только из бюджета, а и через действие ценового механизма. В целому по

ОЕСР (25 наиболее развитых стран Запада) средство, которое поступают в

сельское хозяйство из бюджета, в девять раз превышают поступления от него в

бюджет, а если прибавить и ценовые субсидии, то в 18 раз. Почти половину

средств, предоставленных сельскому хозяйству, составляют бюджетные

средства, а половину – субсидирование цен [2, с.67].

Дифференциация средств из расчета на 1 га сельхозугодий обусловленная

интенсивностью сельского хозяйства, площадью используемых сельхозугодий и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.