рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Конспект лекций по этологии

2) Принцип наименьшего усилия Скиннера. Животные стремятся получить

вознаграждение самым быстрым и самым удобным способом;

3) Закон истинктивного смещения выученного поведения (сформулирован

супругами Бреландами – американскими зоопсихологами). “Выученное поведение

смещается в сторону инстинктивного всегда, когда сильные врожденные

инстинкты животного сходны с условной реакцией”. Закон подкрепления

недостаточен для того, чтобы преодолеть врожденные тенденции к определенным

видам поведения.

4) Закон Йеркса-Додсона. Наиболее успешно научение происходит при

оптимальной мотивации. Если мотивация превысит оптимум, научение будет

происходить медленнее и возрастет количество ошибок.

Классификация научения. В зоопсихологии есть два подхода к классификации

научения.

Первый подход к классификации научения принадлежит

необихевиористу Э. Толмену. Подход основан на осознании того факта, что

механизмы научения разнородны у представителей различных систематических

групп. (Подтверждением этому может выступать. например, поведение голубей,

решающих задачу различения сложных фигур быстрее людей и иными способами.

см. учебник Мак-Фарленда).

Толмен классифицировал способности животных и человека к научению

и выделил следующие группы способностей:

1) способность ожидать появления раздражителя и действовать в соответствии

с этим предвидением;

2) способность к различению и манипулированию;

3) способность к сохранению опыта;

4) способность предвидеть результат своих действий в случае альтернативного

выбора вариантов простых моторных реакций (лабиринт);

5) способность к формированию представлений, позволяющая сравнивать

альтернативные пути решения задачи;

6) “творческая гибкость”.

Для интерпретации условных рефлексов требуются только первые три

типа способностей. Обучение в лабиринте включает еще и четвертый тип

способностей. Для сложных форм обучения необходимы все перечисленные

способности.

(Как определить, что поведение в лабиринте - не сумма двигательных

рефлексов? Опустить лабиринт под воду).

Второй подход предполагает, что все многообразие выученного поведения можно

свести к нескольким основным типам. Таковы классификации Торпа, Годфруа,

Фабри. Первая трудность - сложно определить уровень, на котором должен

производиться анализ. Вероятно, на субклеточном уровне выученное поведение

самых различных типов может описываться одними и теми же процессами. На

физиологическом уровне многообразие выученного поведения можно так же

свести к двум процессам: процессам кратковременного и долговременного

хранения следов памяти. Можно свести все виды научения у животных к

безусловным и условным рефлексам.

Вторая трудность создания классификации научения касается выбора

принципа обобщения. Этот принцип во многом зависит от целей, которые

ставятся перед исследователем. Важно анализировать разнообразие видов

обучения именно на поведенческом уровне (т.е.с учетом адаптивности тех или

иных поведенченских актов, иначе можно «скатиться» на физиологический

уровень).

Рассмотрим классификацию научения, предложенную Ж.Годфруа. Классификация

основана на степени участия особи в процессе научения, причем при активном

участии организма выделяется еще и когнитивный уровень.

Классификация научения по Ж. Годфруа:

1. Реактивное (пассивное) научение:

1) привыкание;

2) сенсибилизация;

3) импринтинг;

4) условные рефлексы;

2. Оперантное (активное) научение:

1) “пробы и ошибки”;

2) формирование реакций;

3) научение путем наблюдения;

3. Когнитивное научение:

1) латентное научение;

2) психомоторный навык;

3) инсайт;

4) научение путём рассуждений.

Классификация научения по У.Торпу:

1. Привыкание (габитуация);

2. Ассоциативное научение:

а) классический условный рефлекс.

Синонимы: респондентное научение, условный

рефлекс первого рода;

б) оперантный условный рефлекс.

Синонимы:“пробы и ошибки”, условный рефлекс

второго рода,

инструментальное научение, научение по

Скиннеру;

3. Латентное (скрытое) научение;

4. Инсайт (озарение):

а) собственно инсайт (“улавливание отношений”);

б) подражание типа социального облегчения;

в) истинное подражание (“копирование поведенческих актов”);

5. Импринтинг (запечатление):

а) запечатление привязанности;

б) половой импринтинг.

Этологи выделяют облигатное и факультативное научение. Принцип -

необходимость той или иной реакции научения для выживания в стандартных

условиях. Облигатное (обязательное) научение - совокупность умений,

необходимая для выживания особи. Факультативное (не обязательное) научение

- умения, появляющиеся у некоторых особей в ответ на специфические условия.

Наблюдая млекопитающих в условиях антропогенной среды, этологи

выяснили, что у самок главную роль играет облигатное научение,

формирующееся преимущественно на воздействие факторов естественной природы.

В жизни самцов важнее факультативное научение, которое появляется в ответ

на действие

антропогенных факторов.

Классификация видов научения, предложенная в 1963 г. У.Торпом -

описательная по историческому принципу с моментами обобщения. Торп выделяет

виды научения, изучавшиеся зоопсихологами в тот или иной период развития

науки зоопсихологии. Торп “считает, что у различных видов могут быть разные

механизмы, ответственные за обучение; он оставляет открытым вопрос о том, в

какой мере случаи однотипного обучения у представителей разных

таксономичских типов обусловлены сходными механизмами”(Ханд).

16. Привыкание (Габитуация)

Привыкание (габитуация) - это исчезновение реакции или снижение вероятности

появления и интенсивности реакции , происходящее при неоднократном

повторении вызывающего реакцию раздражителя.

Габитуация - наиболее древний в филогенетическом отношении вид

научения, характерен даже для простейших и беспозвоночных.

Особенности этого феномена:

1) Спонтанное восстановление. После исчезновения реакция может

возобновиться при новом воздействии стимула, предъявленного через некоторое

время после привыкания к нему. Чем дольше стимул отсутствовал, тем больше

вероятность, что он снова вызовет начальную реакцию.

2) При проведении ряда повторных сеансов по выработке привыкания и проб на

спонтанное восстановление, скорость привыкания увеличивается ( развивается

потенция привыкания).

3) Генерализация. Привыкание к данному стимулу распространяется и на другие

сходные стимулы. Если, например, у животного происходит привыкание к тону

определенной частоты, то очень вероятно, что ответы на тоны близкой частоты

также будут затухать. Чем ближе физические характеристики стимулов, тем

интенсивнее будет выражена генерализация.

4) Привыкание развивается быстрее, если раздражения следуют с малыми

интервалами. Морской червь нереис перестает прятаться в норку в ответ на

вспышки света приблизительно через 30 предъявлений вспышек света, если

интервалы между вспышками составляют около 30 секунд. Если же интервалы

между вспышками света составляют 5 минут, то для развития габитуации

требуется уже 80 предъявлений стимула.

5) Скорость привыкания зависит от природы раздражителей. Так, для морского

червя механическое раздражение, тень, прикосновение, вспышки света

обуславливают различные для них скорости привыкания.

6) Дифференцировка. Привыкание специфично в отношении раздражителя.

Привыкание в отношении одного какого-либо раздражителя происходит

независимо от других раздражителей.

7) Растормаживание (дегабитуация). Применение совсем нового, обычно очень

интенсивного стимула, приводит к внезапному восстановлению исчезнувшей

реакции. Например, на жабры мечехвоста направляют струю воздуха, мечехвост

отвечает движением концевой части брюшка. Вскоре развивается привыкание, и

мечехвост перестает реагировать на воздействие струи воздуха. В это время

на жабры направляют струю физраствора, и реакция на струю воздуха сразу же

восстанавливается.

17. Условные рефлексы второго рода

Асcоциативное научение принято подразделять на два вида: классические и

инструментальные условные рефлексы.

При выработке классических, или павловских рефлексов,

последовательность событий в опыте зависит не от поведения животного, а от

хода эксперимента. Животное производит какую-либо реакцию, чаще - реакцию

внутренних органов (например, слюноотделение), которая впоследствии

связывается с новым стимулом. Животное как бы отвечает старым способом на

новый стимул . По-английстки “ответ” - response, поэтому павловские

рефлексы называют еще респондентным научением.

При инструментальном же научении поведение животного само служит

важным фактором, определяющем ход событий. Процедура инструментального

научения состоит в том, что положительное или отрицательное подкрепление

подается при определенной реакции животного - “правильной” или

“неправильной” с точки зрения экспериментатора.

Итак, классические и инструментальные рефлексы отличаются

методикой выработки. Но внутрение процессы, лежащие в основе этих двух

типов рефлексов, одинаковы. Выработка УР 1-го рода сопровождается УР 2-го

рода. Укрепленной в станке Павлова собаке поднимали переднюю ногу, а затем

давали порцию мясного порошка. После нескольких таких проб собака сама

поднимала ногу, если ее помещали в станок голодной. С другой стороны, при

инструментальном научении условным раздражителем можно считать обратную

афферентацию от мускулатуры, которая сигнализирует о предстоящем

подкреплении.

Раньше считали, что УР 1-го рода вырабатывают связь стимулов с

реакциями внутренних органов, а УР 2-го рода - с реакциями скелетных мышц.

Сейчас эту точку зрения опровергли. Были проведены эксперименты над

крысами, при котрых подкрепление давалось при все большем возрастании

частоты сердечных сокращений. Этот показатель удалось изменить почти на

20%. Инструментальное научение возможно и для таких реакций, как

перистальтика кишечника, артериальное давление, общий характер

электроэнцефалограммы.

Инструментальное научение классифицируется в зависимости от

применяемых методик.

а) “Пробы и ошибки” по-Торндайку. Методика разработана в 1898

году. Проблемная клетка (проблемный ящик) Торндайка представляет собой

клетку, которую можно открыть изнутри, нажав на рычаг. Заключенные в клетке

кошка или собака первоначально пытаются убежать, хаотично и безостановочно

двигаясь по клетке, но через некоторое время животное случайно нажимает на

рычаг и открывает дверцу. Животное вновь возвращают в клетку. Вторая и

третья попытки животного выйти из клетки могут быть случайным повторением,

но постепенно животное сосредотачивает свое поведение около рычага. После

ряда проб животное, как его только запирают в клетке, нажимает на рычаг и

освобождается. Животное учится исключать из своего поведения все, что не

ведет к подкреплению и увеличивает число двигательных реакций, которые при

предыдущих попытках приводили к подкреплению. Но в начале опыта в поведении

животного нет определенной системы - первое подкрепление животное получает

случайно.

“Закон эффекта” Торндайка гласит: “Для реакции, за которой

следует вознаграждение или состояние удовлетворения, вероятность повторения

возрастает, а для реакции, вызывающей вредное или неприятное последствие,

вероятность повторения снижается”.

Большинство современных психологов соглашаюся с тем, что для

объяснения поведения взрослого человека “закон эффекта” имеет ограниченную

сферу применения.

Проблемная клетка Торндайка открывается рычагом, помещенным внутри. Возле

клетки ставят миску с кормом для животного. Когда в проблемную клетку

помещают голодное животное, оно, пытаясь добраться до пищи, беспорядочно

двигается внутри клетки, и , в конечном итоге, случайно нажимая на рычаг,

оказывается на свободе. Вторая и третья попытки могут быть тоже случайными,

но постепенно животное сосредотачивает свои движения возле рычага. Через

несколько проб животное сразу, как только попадает в проблемную клетку,

нажимает на рычаг , оказывается на свободе и получает подкрепление.

Постепенно животное учится исключать из своего поведения все, что не ведет

к подкреплению. Но вначале опыта в его поведении нет определенной системы

- первое подкрепление животное получает случайно.

б) Свободно-оперентная методика по-Скиннеру. Это вариация

методики, примененной Торндайком. Отличие от методики “проб и ошибок” в

том, что животное подвергается не отдельным пробам, а может совершать

любую реакцию в любое время. Обычно в инструментальной установке находится

приспособление, например, рычаг, на которое животное должно воздействовать.

В опытах, проведенных Скиннером в 1938 году, лабораторная крыса нажимает

на рычаг и получает пищу. В начале опыта животное не совершает требуемую

реакцию, но за поведение, приближающееся к реакции, которую хотят

сформировать ,подкрепление получет. Вначале подкрепляется нахождение крысы

в той части клетки, где расположен рычаг. Затем подкрепляют поднимание лапы

по направлению к рычагу. Постепенно требования к реакции, заслуживающей

подкрепления, повышаются. В конечном итоге подкрепляют уже само нажатие на

рычаг.

Подкрепление не обязательно должно следовать за каждой

реакцией. Иногда оно может быть перемежающимся: например, можно подкреплять

только каждый энный ответ или только первую реакцию после данного

интервала времени. Если подкрепление совсем прекратить, происходит снижение

вероятности и темпа реакции , то есть происходит угашение.

Природа реакций и подкрепления должны быть выбраны с учетом

особенностей изучаемого вида . Например. самцов сиамских бойцовых рыбок

обучают совершать оперантную реакцию, в качестве подкрепления демонстрируя

модель другой рыбы в агрессивной позе.

Существуют доказательства того, что у голубей, находящихся в

камере Скиннера, вырабатывается, кроме оперантного, еще и классический

рефлекс на ключ, который они должны клевать, чтобы получить подкрепление.

Ключ голуби расценивают как пищу или воду. При пищевом подкреплении они

клюют его таким движением, как если бы они клевали зерно, а при

подкреплении водой, они нажимают на ключ полуоткрытым клювом и делают

сосущие движения, как при питье.

Интересные исследования по выработке оперантных реакций у

дельфинов были проведены американской исследовательницей Прайер. В каждой

серии проб подкреплялись различные реакции. После того, как какая-либо

реакция подкреплялась, в последующих сериях эта реакция уже не позволяла

животному получить подкрепление. Когда был исчерпан весь репертуар реакций,

на которые способны дельфины, животные стали вырабатывать множество новых,

“творческих” реакций.

Опыты на выработку оперантных рефлексов были неоднокатно

проведены с людьми. Карл Роджерс в книге “Взгляд на

психотерапию.Становление человека” приводит результаты таких экспериментов.

Например, с помощью оперантного обусловливания можно добиться у испытуемого

значительного увеличения количества существительных во множественом числе в

речи. Экспериментатор кивал головой всякий раз, когда испытуемый произносил

нужную грамматическую форму. Испытуемый о эксперименте предупрежден не был

и причины изменений в своем поведении не осознавал. Оперантным способом

добивались увеличения в речи числа предложений, выражающих личное мнение

испытуемого и ряда других поведенческих реакций.

Роджерс, как гуманист, хорошо пониматет опасность возможности

манипулирования поведением человека и пишет, что психология - “орудие, в

сравнении с социальной силой которого атомная энергия кажется слабой”. При

этом он полагает, что достижения психологии могут использоваться или как

средство управления человеком. или как средства освобождения человека.

Можно получить либо общество свободных людей. либо общество пешек,

управляемых с помощью науки о поведении. Но цель, ради которой используются

достижения психологии, по мнению Роджерса, находится вне науки психологии.

в) Методики с отрицательным подкреплением. Животное должно вести

себя так, как установлено экспериментатором, чтобы избежать болевых

стимулов. В наиболее распространенном варианте этой методики используется

челночная камера. Она состоит из двух отделений, окрашенных в разные цвета.

Отделения сообщаются между собой проемом. Процедура начинается с ряда проб,

сопровождающихся сигналом, например, зуммером.Животному дается несколько

секунд, чтобы покинуть стартовую камеру и перейти в другую часть установки.

Если животное этого не сделает, оно получит удар электротоком через

электроды на полу камеры. По мере повторения ряда проб процент успешных

избеганий растет. Было показано. что даже среди близкородственных видов

животных успешнее обучаются те животные, которые в природе ведут более

активный образ жизни.

г) Выработка дифференцировки. В этих опытах животному предлагают

два или несколько стимулов и предоставляют возможность как-нибудь

реагировать. Реакции на один из стимулов подкрепляются, на другие - нет.

Научение состоит в повышении процента реакций на “правильный” стимул.

Например, обезьяна будет всегда получать банан, если будет из двух

предъявляемых стимулов выбирать стимул красного цвета. Существует очень

много вариантов выработки дифференцировки. Некоторые задачи способны решить

только животные с достаточно развитым интеллектом.

Одновременная дифференцировка. Все стимулы предъявляются в одно

и тоже время. Задача животного - выбрать правильный стимул.

Последовательная дифференцировка. Стимулы предъявляются по

одному. Животное должно тормозить реакцию в присутствии неправильного

стимула.

Переделка дифференцировки. Значение положительного стимула

меняется от одной задачи к другой. Например, животное должно выбирать

между красным и зеленым стимулом, причем красный - положительный. Через

некоторое время, не информируя животное, начинают подкреплять зеленый

стимул. Многие виды животных обнаруживают способность улучшать решение

таких задач при их повторении, то есть вырабатывают установку на научение.

Отсроченные реакции дифференцировки. Приманку на глазах у

животного помещают под один из двух предметов. Через длительный промежуток

времени животное должно выбрать стимул, который подкрепляется.

Вероятностное научение. Во всех рассмотренных до сих пор случаях

подкрепление в данной задаче было постояннным, или стопроцентным. Выбор

одного из стимулов подкреплялся всегда, выбор другого - никогда. При

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.