рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Физиология высшей нервной деятельности

характерным для данной собаки эмоциональным состоянием. Животное вновь

становится дружелюбным и контактным, точно реагирует системой стереотипных

ответов на внешний стереотип условных сигналов.

Если же слегка изменить порядок внешних раздражителей, например, поменять

местами ноты ДО5 и ФА4 (см. протокол опыта), то это приведет к

возникновению у животного отрицательных эмоций, что может закончиться

срывом высшей нервной деятельности. Если все-таки выработать у собаки новую

модификацию старого стереотипа, то животное опять успокаивается и реагирует

системой ответов в соответствии с новым порядком условных раздражителей.

Что будет, если вернуться к старому стереотипу, от которого животное с

таким трудом отказалось? Оказалось, это опять сопровождается возникновением

отрицательных эмоций. Все эти наблюдения свидетельствуют о том, что не

только выработка динамического стереотипа, но и его переделка неизменно

связаны с возникновением отрицательных эмоций у животных.

Явления динамического стереотипа сопровождают человека на протяжении всей

его жизни. При этом для каждого возрастного периода характерны свои

62

стереотипы, то есть привычки бытового, социального плана. Так, у детей до 3

лет, находящихся в домашних условиях, вырабатываются детские стереотипы

-реакции на постоянное общение с матерью к близкими, которые формируют у

ребенка определенные навыки гигиены, питания, игры. Детские стереотипы

отражают жизнь ребенка в соответствии с конкретным домашним укладом, где

чередуются игры, прогулки, чтение детских книг и т.д. Поскольку образование

ранних условных рефлексов идет по механизму импринтинга, детские стереотипы

необыкновенно прочны, чем и объясняется присущий маленьким четям

консерватизм и педантизм в поведении. Небольшой сбой во внешних условиях

воспринимается ребенком болезненно, то есть сопровождается появлением

отрицательных эмоций, которые недвусмысленно проявляются в форме плача,

капризов, упрямства. Такое состояние наблюдается у малыша, если вместо

матери другой человек начинает кормить его, читать ему книжку и т.д.

Детские стереотипы, сменяясь взрослыми, тем не менее, никогда не

разрушаются и могут всплыть при тяжелой болезни, в старости, когда человек

становится раздражительным, капризным и эгоцентричным, то есть проявляет

черты раннего детского возраста.

Первая серьезная ломка детского домашнего стереотипа происходит тогда,

когда ребенка отдают в детский садик. Ребенка окружает все новое, к нему

предъявляют новые требования, приспособление к которым, как правило,

проходит у детей чрезвычайно болезненно. Старый стереотип должен уступить

место новому, что приводит к возникновению сильных отрицательных эмоций.

Нот почему психологи советуют родителям сначала приводить ребенка в детский

садик только на несколько часов и постепенно увеличивать продолжительность

его пребывания там. Тем самым снимается острота переживаний, то есть

уменьшается психологическая нагрузка на ребенка, которая может привести к

развитию неврозов, требующих уже специального лечения.

У обычных детей со здоровой психикой процесс перестройки, то есть

выработки нового садикового стереотипа, заканчивается в среднем в течение

одного месяца, и вот уже ребенок радостно идет в садик, где его ждут

друзья, игры, прогулки, музыкальные занятия и прочие радости детской жизни.

Сформировался новый жизненный стереотип на несколько лет, и жизнь по новому

распорядку, новым социальным правилам сопровождается

63

положительными эмоциями, что проявляется в хорошем, ровном настроении

ребенка, его физической и социальной активности, контактности.

Переход ребенка от садикового к школьному стереотипу тоже проходит очень

болезненно, но устоявшийся стереотип привычной жизни и общения в школьном

возрасте сопровождается положительными эмоциями, столь сильными, что подчас

люди продолжают всю жизнь поддерживать дружбу со школьными друзьями.

Рассмотрение смены жизненных стереотипов у человека можно продолжить до

наступления его старости, когда уход на пенсию становится чрезвычайно

тяжелым для человека в психологическом плане, поскольку это связано с

отказом от активной деятельности в привычном коллективе. Можно избежать

тяжелых депрессивных состояний в пожилом возрасте, если заранее позаботится

о выборе интересного дела - воспитания внуков, ухода за животными, цветами

и т.д. Если же этого не сделать, то тяжелые психологические переживания

могут привести к развитию депрессии и различных заболеваний.

Таким образом, в жизни человека все время происходит образование и смена

стереотипов в соответствии с возрастными периодами. Отсюда название

динамический стереотип, то есть стереотип, постоянно изменяющийся в течение

долгой жизни, что обеспечивает адаптацию человека к новым требованиям его

физической и социальной среды обитания.

Системность в работе коры больших полушарий, ярко проявляясь в

динамическом стереотипе, имеет принципиальное значение для сохранения

длительной работоспособности человека, его здоровья и долголетия. Павлов,

отдавший науке 60 лет своей жизни, утверждал, что его высокая

работоспособность поддерживалась за счет постоянного, неизменного в течение

многих десятилетий распорядка дня, где разумно чередовались периоды

интенсивной умственной деятельности и периоды активного отдыха. Жизнь по

стереотипу легка, утверждал Павлов, поскольку каждая предыдущая

деятельность является стимулом для последующей, создавая тем самым

известный автоматизм в действиях и поступках, легкость переключения с одной

формы деятельности на другую. Именно эта легкость, автоматизм при

выполнении привычного набора разнообразных дел в течение дня и является

основой тех положительных эмоций, которые неизменно сопутствуют

устоявшемуся образу жизни, то есть устойчивому динамическому стереотипу.

64

Вспомним слова А.С. Пушкина, художественно иллюстрирующие этот факт

«Привычка свыше нам дана. Замена счастию она».

СТРУКТУРА ПОВЕДЕНЧЕСКОГО АКТА. ТЕОРИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ П.К.

АНОХИНА

Представления о безусловных и условных рефлексах как механизмах связи

организма и среды получили дальнейшее развитие в трудах ученика Павлова

П.К. Анохина. Анализируя структуру поведенческого акта, Анохин пришел к

выводу, что рефлекторная дуга Декарта-Павлова не может полностью объяснить

поведение животных. В частности, Анохин исследовал у кошки процесс

компенсации нарушенной двигательной функции, для чего мышца -разгибатель на

одной лапе была расщеплена и одна из ее половинок подшита к мышце-

сгибателю. Оказалось, что после такой операции походка кошки потеряла

присущую ей пластичность и стала угловатой, плохо координированной. Однако,

через некоторое время произошла компенсация нарушенной двигательной

функции, что проявилось в восстановлении пластичности двигательных актов.

Анализируя это явление по записям на кинопленке, Анохин пришел к выводу,

что процесс компенсации проходит в несколько этапов, каждый из которых

характеризуется подбором нужных движений, то есть используется метод проб и

ошибок. Эти наблюдения легли в основу принципиально важного вывода Анохина

о том, что центральная нервная система получает информацию от работающих

мышц и на основе этой информации организует поиск новых, подходящих для

данной ситуации движений. Таким образом, в классической рефлекторной дуге

возбуждение от рецепторов, передаваясь в центральную нервную систему по

афферентным нервам, способствует возбуждению определенных нервных центров,

которые посылают информацию по эфферентным нервам к мышцам, работой которых

и заканчивается рефлекторный акт. Однако, наблюдения Анохина показали, что

не только центр управляет периферией, то есть мышцами, но и мышцы посылают

информацию о том, как они работают, в центральную нервную систему. Эта

система оповещения центров о работе мышц была названа

65

обратной афферентацией, которая представляет не что иное, как обратную

связь между работающим органом и центрами, которые организуют эту работу.

Таким образом, между центром и периферией существуют, по представлениям

Анохина, кольцевые взаимодействия, обеспечивающие возможность компенсации

функций в случае их нарушения.

[pic]

Итогом многолетних исследований Анохина явилась созданная им теория

функциональных систем, пришедшая на смену концепции рефлекса. Что же такое

функциональная система? Функциональная система представляет собой временное

функциональное объединение пространственно удаленных структур с целью

получения полезного приспособительного результата. Структура функциональной

системы представлена на рис. 14. Рассмотрим основные узлы функциональной

системы, то есть типичные этапы поведенческого акта, независимо от того,

основан он на безусловных или условных рефлексах. Любой поведенческий акт

обусловлен воздействием на организм различных стимулов. Однако, если в

классической рефлекторной дуге Декарта-Павлова решающее значение

придавалось внешнему стимулу, который являлся непосредственной причиной

рефлекса (безусловного - у Декарта,

66

условного - у Павлова), то в теории Анохина этот стимул, названный пусковым

стимулом, является составляющей частью так называемого афферентного

синтеза. Это первая стадия любого поведенческого акта, в которой, наряду с

пусковым стимулом, огромную роль играет обстановка, или обстановочные

афферентации. Как нам уже известно, обстановочные раздражители могут играть

роль переключателя реакции, хотя сами но себе эту реакцию не вызывают.

Действительно, опыты с переключением показали, что один и тот же условный

раздражитель - свет - можно в одной комнате подкрепить едой, в другой

комнате - слабым электрическим током. В результате у собаки в первой

комнате свет будет вызывать условное слюноотделение, во второй комнате -

условную оборонительную реакцию. Роль обстановочных раздражителей как

переключателей хорошо иллюстрируется примером, который приводит Анохин. На

одни и те же слова: «На что вы жалуетесь?» человек будет отвечать по-

разному, в зависимости от того, кто и где их произносит - врач, близкий

друг, научный руководитель и т.д. Обстановочные раздражители и пусковой

раздражитель относятся к внешним стимулам, анализ которых осуществляется на

стадии афферентного синтеза.

Чрезвычайно важным дополнением к схеме рефлекса явилось введение в стадию

афферентного синтеза внутренних факторов, влияющих на поведенческий акт.

Этих факторов два - мотивация, то есть особое внутреннее состояние, и

память, то есть опыт животного. Мотивации могут быть самыми разнообразными

и связаны они с чувством голода (пищевая мотивация), страха (оборонительная

мотивация), с инстинктом размножения (половая мотивация, или половое

возбуждение) и т.д. Эти мотивации связаны с физиологическими потребностями

организма и являются общими для животных и человека. Мотивации могут

обеспечивать совершенно разные реакции на одни и те же пусковые стимулы.

Так, если маленькой рыбке - самцу трехиглой колюшки предложить макет самки,

то, в зависимости от уровня половых гормонов в организме самца, его реакция

на макет самки будет разной. Если макет предъявить в брачный период, когда

в крови высокая концентрация гормонов, создающих мощную половую мотивацию,

то самец проявит все элементы ухаживания за самкой. В обычное время тот же

макет самки вызывает у самца агрессивное поведение - преследование самки

как претендента на территорию и, следовательно, на пищу.

67

Вторым важным внутренним фактором, входящим в стадию афферентного

синтеза, является память - видовая, если речь идет о безусловных рефлексах,

и индивидуальная - в случае условных рефлексов. Анохин иллюстрирует

значение опыта при удовлетворении одной и той же пищевой мотивации.

Возникшее чувство голода человек будет удовлетворять по-разному в

зависимости от обстановки и своего личного опыта - находясь в своей

квартире, он пойдет на кухню, находясь в поезде - в вагон-ресторан, на

улице - в кафе и т.д. В этом чисто бытовом примере хорошо выступает роль

мотивации, обстановочных раздражителей и индивидуального опыта,

взаимодействие которых на стадии афферентного синтеза и определяет

правильное, адекватное поведение человека.

Таким образом, если в рефлекторной дуге единственным фактором, вызывающим

реакцию, был пусковой стимул, то в функциональной системе учитываются

четыре фактора (два внешних и два внутренних), которые в равной мере

отвечают за исход реакции.

Стадия афферентного синтеза заканчивается стадией принятия решения. До

этого момента организм был свободен в выборе действия, но на стадии

принятия решения из множества возможных действий выбирается лишь одно

(отправиться на кухню, в ресторан, в кафе) и ставится цель его выполнить.

Целенаправленность поведения - отличительная черта животных и человека.

Каждый пень человек ставит перед собой различные цели (умыться, поесть,

пойти на работу, прочесть лекцию и т.д.) и достигает их с большей или

меньшей успешностью. Цели направлены на удовлетворение различных

потребностей: в еде, сне, движении и т.д. Кроме физиологических

потребностей, общих для животных и человека, человек имеет потребности,

определяемые его социальной природой, в связи с чем человек ставит перед

собой цели получения образования, приобретения специальности, достижения

определенной карьеры, создания семьи, воспитания детей и т.д. Достижение

этих целей занимает более длительное время, чем достижение целей, связанных

с физиологическими потребностями.

Стадия принятия решения и постановки цели характеризуется тем, что при

этом вырабатывается модель предстоящего действия и программа действия, то

есть решается вопрос о том, что и как надо делать. Модель предстоящего

действия получила название акцептор результатов действия (АРД).

Представление об АРД является одним из важнейших понятий в теории

68

функциональных систем. Подобно тому, как архитектор разрабатывает макет

предстоящего сооружения и программу его реализации, так человек и животное,

прежде чем выполнить действие, имеют в головном мозге его модель и

программу его выполнения. При этом модель поведенческого акта может быть

врожденной (в безусловных рефлексах) и приобретенной (в условных

рефлексах). Так, если новорожденному ребенку, который еще не пробовал

молока матери, дать в бутылочке слегка подсоленое материнское молоко, го,

сделав 2-3 глотка, малыш недовольно выплюнет соску. Следовательно, в

центральной нервной системе у младенца имеется врожденная модель свойств

материнского молока. Почему малыш выплевывает соску? Здесь раскрывается

еще одно свойство АРД. Он является не только моделью

действия, но и аппаратом сличения результатов действия с моделью. Отсюда и

название

акцептор результатов действия (акцептор - лат. принимаю, одобряю).

В условных рефлексах АРД является приобретенным, то есть он формируется

при выработке условных рефлексов. Так, взрослые люди боятся высоты,

поскольку в их мозгу в результате личного опыта, полученного в детстве,

сформировалась модель падения и его последствий. Как уже отмечалось ранее,

новорожденные котята, обезьянки боятся высоты, даже если они ни разу не

падали. Следовательно, у этих животных существует врожденный АРД -акцептор

результатов падения.

В соответствии с АРД из головного мозга направляются сигналы по

эфферентным нервам к рабочим органам-мышцам, железам. Этот поток импульсов

к рабочим органам - эффекторам - получил название эфферентного возбуждения.

В соответствии с приказом головного мозга совершается определенное

действие, приводящее к получению конкретных результатов. Эти результаты

называются полезными приспособительными результатами, поскольку для их

получения и была сформирована на какое-то время конкретная функциональная

система. Информация о параметрах результатов поступает в порядке обратной

афферентации в центральную нервную систему, сопоставляется с АРД и, если

полученные результаты совпадают с запланированными, то действие

прекращается и функциональная система, обеспечивающая это действие,

распадается. Если же полученные результаты не соответствуют АРД, то

возникает реакция рассогласования, формируется новый поток эфферентных

возбуждений и выполняется правильное действие.

69

Наглядной иллюстрацией вышеприведенной схемы взаимодействия центральных и

периферических структур является следующий описанный Анохиным пример.

Человек сидит за письменным столом и работает. Внезапно он испытывает

чувство жажды, то есть возникает мотивация утоления жажды. На основе этой

мотивации для получения конкретного полезного результата формируется

функциональная система. На стадии афферентного синтеза, в соответствии с

мотивацией, обстановкой и личным опытом принимается решение пойти в кухню,

налить в стакан воды и выпить ее. Таким образом, формируется АРД, модель

предстоящего поведения, состоящего из цепочки действий, приводящих к

утолению жажды. Человек встает и направляется в кухню, но, будучи

рассеянным по природе, он заходит в ванную комнату. Таким образом, человек

совершает действия, но они не приводят к получению запланированного

результата. Поток обратной афферентации, прежде всего от органов зрения,

воспринимающих интерьер ванной комнаты, поступает в головной мозг, и

наблюдается рассогласование полученных результатов с запланированными, то

есть с АРД. Именно это рассогласование и обеспечивает коррекцию ошибочного

поведения - человек выходит из ванной комнаты, заходит в кухню, наливает

воду и выпивает ее. Формируется поток обратной афферентации,

сигнализирующей о том, что в результате совершенных действий получен тот

полезный результат, который и был запланирован - утоление жажды. В

результате данная функциональная система, выполнившая свое назначение,

распадается.

Таким образом, данный пример, который можно дополнить множеством подобных

наблюдений, убедительно свидетельствует в пользу концепции функциональных

систем, разработанной Анохиным. Именно данная концепция позволяет объяснить

механизм коррекции ошибочных двигательных реакций, который постоянно

проявляется в нашей повседневной жизни. Эта концепция позволяет понять

более сложные случаи, когда речь идет о компенсации нарушенных функций, как

в описанном выше опыте Анохина с кошкой. Клинические наблюдения

подтверждают теорию Анохина. Известно, что если человек лишается

возможности писать правой рукой, то для получения полезного результата, то

есть для написания слов, происходит мобилизация мышц левой руки. Если же

человек не может писать ни правой, ни левой рукой, то он может этот же

полезный результат получать с помощью мышц рта, зажав карандаш в зубах, и

даже с помощью пальцев ног. Таким образом, в ходе

70

длительных тренировок при наличии мощной мотивации у человека формируются

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.