рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Управление рисками в коммерческих банках

хеджирования могут помочь компаниям с крупными займами снизить, но не

устранить процентные риски.

Методы хеджирования с помощью казначейских рыночных инструментов

включают продукты денежного рынка (займы, фьючерсы, опционы и др.).

Риск процентной ставки представляет собой следствие финансового

посредничества. Способ структурирования банком свих активов и

обязательств,будет определять его положение риска по процентной ставке.

Наиболее типичным примером является банк,который финансирует долгосрочные

активы,имеющие фиксированную ставку, краткосрочными обязательствами либо

обязательствами,имеющими переменную(плавающую) процентную ставку. Поскольку

кривая доходности в большинстве случаев имеет тенденцию подниматься вверх,

при более низких ставках по краткосрочным фондам чем по долгосрочным, банки

получают прибыль,заимствуя фонды на рынках краткосрочных средств и кредитуя

их на рынках долгосрочного капитала.

При такой стратегии банк учитывает изменения процентной ставки. Если

краткосрочная ставка процента будет подниматься,стоимость банковских

средств будет расти, в то время как ставки, зарабатываемые банком на

долгосрочных активах будут оставаться относительно фиксированными. В

определенных обстоятельствах разрыв между доходами от активов и затратами

на обязательства может стать отрицательным. Если спрэд остается

положительным, банковский доход по нетто-проценту может оказаться

недостаточным, чтобы покрыть все его накладные расходы, что повлечет за

собой убытки, разъедающие капитал.

Ведет ли действительное рисковое положение банка к возникновению

проблем будет зависеть от движения его процентной ставки. Если бы кривая

доходности продолжала сохранять свое восходящее положение бесконечно, и

если бы процентная ставка не менялась, стратегия краткосрочных займов и

долгосрочных кредитов всегда была бы источником получения прибыли,

свободной от риска. Но кривая доходности не может быть бесконечно

восходящей, и процентные ставки тоже меняются. Именно эффект потенциального

уровня изменений в контексте рисковой позиции банка по процентной ставке

является источником тревог для финансового управления.

Основным определяющим моментом рисковой позиции банка по процентной

ставке является степень “несогласованности” в сроках активов и

обязательств.[4] Несогласованность относится к временным периодам,в течение

которых может произойти изменение процентной ставки по активам или по

обязательствам.

На самом деле все банки имеют определенную несогласованность.

Следовательно,все банки несут риск по процентной ставке и могут быть

подвергнуты риску изменения процентной ставки.

Основным при измерении риска по процентной ставке является

своевременность и точность информации о датах изменения цены процентных

ставок на банковские активы и обязательства. Знание того,когда может

измениться процентная ставка на все активы и обязательства, очень

существенно для определения позиции риска банка, связанного с изменение

процентной ставки.

Наиболее часто используемые приемы измерения риска включают простое

сообщение, которое служит началом исходной информации.В нем сообщаются

различные объемы активов и обязательств, процентные ставки по которым могут

быть изменены (установлены на новом уровне). Это сообщение обычно носит

название “сообщение о разрыве процентных ставок” ( из-за разрывов во

времени изменения процентных ставок на активы и обязательства. Погашение

активов и обязательств в различные периоды времени в будущем вызывает такой

разрыв (“гэп”-gap) для каждого периода. Умножая гипотетические изменения

процентных ставок на величину разрыва, управление получает меру

чувствительности будущих нетто-доходов по процентной ставке на протяжении

следующего временного периода, к соответствующему “разрыву”.

Сообщение о разрыве обычно используется для оценки потенциальных

изменений в нетто-доходах по процентной ставке на ближайший отрезок

времени, обычно на несколько кварталов или на следующий год. Но сообщения о

разрывах имеют тенденцию быть довольно неточными и иногда

дезориентирующими.[5]

Имитационные модели проектируют будущие нетто-доходы от процентных

ставок в рамках набора различных сценариев, использующих различные

процентные ставки.Они не обязательно должны быть чрезвычайно дорогими. Были

разработаны простые, но эффективные модели для использования на

персональных компьютерах. Вообще,модели используют информацию того же типа,

что присутствует в сообщениях о “разрывах” ( зарактеристики,вызывающие

изменения в существующих процентных ставках, отраженных в банковских

бухгалтерских книгах). Кроме этого модели могут позволить себе использовать

информацию по текущим процентным ставкам, которые ассоциируются с

существующими активами и обязательствами. Начиная с этой информации о дате

пересмотра цен на активы и обязательства, а также о существующих процентных

ставках, выплаты и получения доходов и , исходя из допущения о будущих

процентных ставках,модели проецируют будущие доходы и затраты по процентным

ставкам при целом наборе сценариев, исходящих из различных будущих

процентных ставок. Результаты могут оказаться достаточно надежным

измерением чувствительности доходов от существующей структуры банка.

Независимо от типа приема, используемого для такого измерения,важным

фактором способности банка оценить риск, связанный с процентной

ставкой,является своевременность и точность информации,на которой

основывается процесс измерения. Наиболее важная часть этой информации

касается дат изменения цен, связанных с существующими активами и

обязательствами,и,для более сложного анализа, текущих доходов по процентной

ставке на банковские активы и расходов по банковским обязательствам. Обычно

такая информация поступает от автоматизированных расчетов или ручной

системы учета и обработки информации в банке,применяемой для отслеживая

своих различных активов и обязательств. Банк часто использует целый набор

таких систем,которые обычно приобретаются в разное время и имеют разную

мощность для получения необходимой информации. Практически же многие банки

не всегда могут получить основную информацию,необходимую для хорошей

симуляционной модели. По этой причине первым шагом и наибольшим приоритетом

для многих банков при оценке риска по процентной ставке является

совершенствование своевременности,повышение точности и полноты требуемой

основной информации.

Управление риском,связанным с изменением процентной ставки(процентным

риском)- это всеохватывающий процесс,при котором необходимо рассмотреть и

учесть вклад в рискованность позиции всех значительных активов и

обязательств. Управление риском процентной ставки можно рассматривать с

точки зрения различных типов позиций,которые могут существовать в банке.

Для этих целей позиции подразделяются на стратегические,тактические и

торговые.

Обычно стратегическая позиция возникает в результате деятельности

банка по кредитованию и привлечению депозитов. Эти позиции можно

рассматривать как естественные, являющиеся внутренней характеристикой

многих банков и,часто, отражением тенденции банков предоставлять кредиты на

долгий срок и брать кредиты на короткий срок. Стратегическая позиция имеет

тенденцию к устойчивости и по этой причине требует меньшей активности

управления.

Тактическая позиция,в основном, является следствием деятельности банка,

связанной с инвестированием и финансированием на рынках денег,капитала

и,вероятно, производных( в основном фьючерсов и свопов). Эти позиции

характерны для многих компаний, работающих с ценными бумагами, но они также

существуют в различной степени в банках. Поскольку эти позиции в основном

используют инструменты ликвидного первичного и вторичного рынков,

тактические позиции могут быть быстро скорректированы в ответ на

неожиданное движение процентной ставки или изменившихся ожиданий. Таким

образом, тактическая позиция часто отражает сознательный риск, на

который идет банк, предвосхищая движение процентной ставки на

среднесрочные инструменты (продолжительностью от недели до

нескольких месяцев). Банки также используют тактическую позицию для

противовеса нежелательной стратегической позиции в течение какого-

то времени, которое требуется для корректировки набора банковской

продукции. Тактическая позиция требует ежедневного управления.

Торговую позицию занимают в ожидании движения процентной

ставки по весьма краткосрочным инструментам (длительностью от

нескольких минут до 1-2 суток). И хотя она существует только

очень короткий срок, торговая позиция может быть очень обширной.

Для того, чтобы представить большую позицию торговец должен быть

уверен, что позиция может быть закрыта в течение нескольких минут.

По этой причине торговые позиции обычно ограничиваются рынками

денег и капиталов при высоколиквидных вторичных рынках, а

также рынками активных производных инструментов. Торговая позиция

требует постоянного управления. Обычно в конце каждого рабочего

дня она должна либо закрываться либо значительно сокращаться.[6]

2.4. УПРАВЛЕНИЕ СТРАНОВЫХ РИСКОМ

Страновые риски, непосредственно связанные с интернационализацией

деятельности банков и банковских учреждений (совместные банки - СБ.),

наличием глобального риска, зависят от политико-экономической стабильности

стран-клиентов и/или стран-контрагентов, импортеров или экспортеров. Они

актуальны для всех банков, созданных с участием иностранного капитала

(совместных банков - СБ.), и банковских учреждений, имеющих генеральную

лицензию. Основные ошибки, которые допускает руководство банков, связаны с

неправильной оценкой финансовой устойчивости иностранного контрагента.

Одним из рекомендуемых способов анализа уровня странового риска является

индекс БЕРИ, регулярно публикуемый германской фирмой БЕРИ. С его помощью

заранее определяется уровень странового риска. Его определением занимаются

около 100 экспертов, которые с помощью различных методов экспертных оценок

проводят анализ четыре раза в год. Таким способом анализируются все стороны

политической и экономической ситуации в стране партнера. Анкета, на которую

анонимно отвечают специалисты разных стран, содержит 15 оценочных

критериев, каждый из которых имеет свой удельный вес, с общей суммой 100

(табл. 1). Каждый вопрос оценивается по балльно-процентной шкале и имеет 5

вариантов ответов - от 0 (неприемлемо) до 4. Чем выше количество собранных

баллов, тем ниже страновой риск. [7]

ТАБЛИЦА 6

| |Вопрос |Уд. Вес |0 |1 |2 |3 |4 |

| | |вопроса | | | | | |

|1. |Политическая стабильность в | | | | | | |

| |стране партнера (анализируется | | | | | | |

| |частота и специфика социальных |12% | | | | | |

| |и политических конфликтов с | | | | | | |

| |элементами прогноза) | | | | | | |

|2. |Отношение к иностранным | | | | | | |

| |инвестициям и прибылям ( | | | | | | |

| |проводится анализ размеров | | | | | | |

| |расходов на социальные нужды, |6% | | | | | |

| |касающиеся не только банков, но| | | | | | |

| |и всех предприятий, возможности| | | | | | |

| |быстрого расширения всей | | | | | | |

| |финансово- кредитной системы, | | | | | | |

| |возможности репатриации части | | | | | | |

| |прибыли) | | | | | | |

|3. |Степень национализации (границы| | | | | | |

| |анализа определяются | | | | | | |

| |возможностью безвозмездной | | | | | | |

| |экспроприации - 0 баллов и | | | | | | |

| |кончаются предоставлением |6% | | | | | |

| |разного рода преимуществ - 4 | | | | | | |

| |балла; определяется также | | | | | | |

| |специфика каждого их них) | | | | | | |

|4. |Вероятность и степень | | | | | | |

| |девальвации валюты, и анализ | | | | | | |

| |внешних и внутренних факторов, | | | | | | |

| |влияющих на нее | | | | | | |

| |(рассматриваются методы, | | | | | | |

| |смягчающие ее воздействие на |6% | | | | | |

| |деятельность банков, их | | | | | | |

| |филиалов и других банковских | | | | | | |

| |учреждений) | | | | | | |

|5. |Состояние платежного баланса | | | | | | |

| |(результаты получаются путем | | | | | | |

| |оперативного анализа баланса | | | | | | |

| |счетов и общего баланса), а | | | | | | |

| |также влияние различных | | | | | | |

| |факторов на доходы собственных |6% | | | | | |

| |и иностранных инвесторов | | | | | | |

|6. |Бюрократические вопросы | | | | | | |

| |(уровень государственного | | | | | | |

| |регулирования, скорость | | | | | | |

| |осуществления таможенных | | | | | | |

| |формальностей, валютных | | | | | | |

| |переводов и других подобных | | | | | | |

| |операций, оперативность | | | | | | |

| |деятельности всех звеньев |4% | | | | | |

| |денежно-кредитной системы) | | | | | | |

|7. |Темп экономического роста |10% | | | | | |

|7а |Темп роста валового продукта |2,5% | | | | | |

| |(ВП) ниже 3% в год | | | | | | |

|7б |Темп роста ВП с 3 до 6% |5% | | | | | |

|7в |Темп роста ВП с 6 до 10% |7,5% | | | | | |

|7г |Темп роста ВП выше 10% |10% | | | | | |

|8 |Конвертируемость валюты |10% | | | | | |

|9 |Анализ выполнения договорных | | | | | | |

| |обязательств (выборочный и реже| | | | | | |

| |сплошной анализ с определением | | | | | | |

| |факторов, влияющих |6% | | | | | |

| |положительно или отрицательно) | | | | | | |

|10 |Расходы на зарплату и уровень | | | | | | |

| |производительности труда |8% | | | | | |

|11 |Возможность использования | | | | | | |

| |экспертов и услуг (оценивается | | | | | | |

| |реальная и квалифицированная | | | | | | |

| |помощь, которую банк может | | | | | | |

| |получить и оказать в процессе |2% | | | | | |

| |своей деятельности в области | | | | | | |

| |юридических и маркетинговых | | | | | | |

| |консультаций, бухгалтерии, | | | | | | |

| |технологии и др.) | | | | | | |

|12 |Организация связи и транспорта |4% | | | | | |

|13 |Взаимоотношения с | | | | | | |

| |государственными органами и |4% | | | | | |

| |общественными организациями | | | | | | |

|14 |Условия получения | | | | | | |

| |краткосрочного кредита |8% | | | | | |

|15 |Условия получения и | | | | | | |

| |использования долгосрочного |8% | | | | | |

| |кредита и собственного капитала| | | | | | |

Страновой риск может быть структурирован на риски конвертируемости,

риски трансферта или моратория платежа.

Оригинальную методику анализа уровня странового риска применяет

Швейцарская банковская корпорация. Еще до второй мировой войны службы

банков и банковских учреждений, уполномоченные заниматься определением

степени странового риска, функционально подразделялись на передовые и

штабные. Передовые занимались сбором самых современных и актуальных оценок,

в то время как штабные разрабатывали независимый научный прогноз экономико-

политической рискованности положения в конкретном государстве или регионе.

Далее эти исследования приобрели регулярный характер и стали оформляться по

стандартному образцу.[8]

Примерно в 1980 году экономический банковский отдел Швейцарской

банковской корпорации разработал новые, систематизированные и четко

нормированные принципы подхода к определению уровня странового риска. Эти

принципы основывались на постулате, что расчет должен быть полезным и легко

анализируемым материалом, который предоставляется в распоряжение высших

руководителей банков, принимающих решения в зависимости от уровня и

структуры потолка банковских кредитов для каждой страны. Исходя из

вышесказанного были разработаны и сформулированы следующие основополагающие

принципы:

прогнозирование странового риска должно опираться на анализ структурных

и качественных характеристик государственного устройства, так же как и на

количественные показатели, основанные на изучении цифровых данных и

соотношений;

причины выводов о повышенной рискованности положения должны быть вполне

понятны читателю отчета;

сочетание двух типов анализа (качественного и количественного) должно

быть четким и конкретным: все таблицы и сопоставления должны включать

расшифровку сокращений, чтобы облегчить анализ и повысить его

эффективность.

Эти базовые принципы привели к формированию двухступенчатой структуры

анализируемых материалов статистико-аналитического направления. Первую

ступень составляет отчет о положении в стране (краткая характеристика

экономической ситуации). Объем этой части сводки жестко ограничен двумя

страницами. В самом начале приводится наиболее существенная часть анализа,

т.е. вывод относительно степени странового риска и конечные данные по

стране с приведением избранных ключевых сведений. Эти сводки выполняются по

стандартному образцу, с учетом политического положения, национальной

экономики, внешнего баланса и внешней задолженности.

На основании этого анализа статистико-аналитическое управление

предлагает свое суждение относительно классификации степени странового

риска в применении к анализируемой стране.

Во второй части анализа проводится конкретная экономико-политическая

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.