рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Роль Центрального банка и его территориальных управлений в развитии кредитной системы

кодекса РФ». В части 6 статьи 6 указанного закона устанавливалось, что к

созданным до дня официального опубликования части первой ГК РФ

государственным предприятиям, основанным на праве полного хозяйственного

ведения, применяются нормы ГК РФ об унитарных предприятиях, основанных на

праве хозяйственного ведения и являющихся коммерческими организациями.

Устав Банка России также предоставлял ему практически неограниченные

полномочия по распоряжению закрепленным за ним имуществом. После принятия

Конституции РФ Закон «О Центральном банке (Банке России)» вступил в

противоречие с конституционными положениями. Конституция закрепила за

Банком статус особого властного органа, который в силу этого не может

являться коммерческой организацией. Попутно изменились критерии оценки его

деятельности.

Из Конституции России 1993 года следует, что показателем работы Банка

России является вовсе не прибыль, а устойчивость и защищенность денежной

единицы России – рубля (Устав Банка закреплял прибыль как показатель

финансовых результатов деятельности Банка). Эти и другие обстоятельства

способствовали тому, чтобы в апреле 1995 года Закон РСФСР от 02.12.1990

года №394-1 «О Центральном Банке РСФСР (Банке России)» был изложен в новой

редакции, закрепившей некоммерческий статус Банка России, а Устав Банка

России был признан утратившим силу. Согласно статье 3 названного закона

«получение прибыли не является целью деятельности Банка России». Более

того, в отличие от ранее действовавшего законодательства, Федеральным

законом Российской Федерации от 10.07.2002 года №86-ФЗ «О Ценральном банке

Российской Федерации (Банке России)» Банку России предоставлено право

осуществлять полномочия по владению, пользованию и распоряжению переданной

ему федеральной собственностью только в соответствии с целями и в порядке,

установленном Законом.

Поэтому выводы некоторых юристов о коммерческом статусе Банка России

носят предположительный характер. Реализация такого предположения на

практике, при сохранении за Банком статуса государственного органа, не

представляется возможным, поскольку, властные полномочия Банка России по

регулированию денежно-кредитной системы и осуществление им непосредственно

банковской деятельности на коммерческой основе не совместимо.

Признанию Банка России унитарным предприятием препятствует еще и то,

что у него отсутствует Устав как таковой (вряд ли можно считать, что

Уставом для Банка является Федеральный Закон «О Центральном Банке РФ (Банке

России)». Кроме того, странно было бы допустить, что осуществление

публично-правовых и властных функций государство доверило коммерческой

организации.

- государственное учреждение

Банк России, как утверждают некоторые авторы, является государственным

учреждением, поскольку властные управленческие полномочия присущи только

государственным органам, которые в настоящее время являются

государственными учреждениями.

Это так, но наличие управленческих функций не является критерием для

определения организационно-правовой формы юридического лица. Одним из

основополагающим признаков учреждения является его обязательное

финансирование собственником (пункт 2 статьи 48 ГК РФ).

Согласно статье 2 Закона о Центральном банке собственником имущества

Банка является Российская Федерация. Однако собственник не финансирует

Банк России, который не является бюджетной организацией и осуществляет свои

расходы за счет собственных средств (пункт 2 статьи 2 Закона). Но

осуществление Банком России своих расходов за счет собственных средств

вовсе не противоречит ст.ст.50 и 120 ГК РФ, так как согласно ст.298 ГК РФ:

«если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено

право осуществлять приносящую доходы деятельность, то расходы, полученные

от такой деятельности, и приобретенное за счет таких доходов имущество

поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на

отдельном балансе». Поэтому осуществление Банком России расходов за счет

собственных средств не опровергает, а, наоборот, подтверждает, что из ныне

существующих организационно-правовых форм ему, как и другим государственным

органам, более всего соответствует государственное учреждение».

Учреждение согласно пункту 2 статьи 120 ГК РФ отвечает по своим

обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при

их недостаточности собственник имущества учреждения несет субсидиарную

ответственность по долгам учреждения. Однако государство не отвечает по

долгам Центрального банка, а Банк не отвечает по обязательствам

государства, если иное не установлено федеральным законом (часть 5 статьи 2

Закона).

- государственная корпорация

В связи с внесением изменений в Федеральный закон от 12.01.1996 года №7-

ФЗ «О некоммерческих организациях» в литературе высказано мнение об

отнесении Банка России к государственным корпорациям. Ряд положений Закона

о Центральном банке корреспондирует нормам Закона «О некоммерческих

организациях». Так, Банк России учрежден Российской Федерацией на основе

имущественного взноса (имущество Госбанка СССР перешло к Банку России),

Банк России создан на основе Закона о Центральном банке, Банк не имеет

членства, Банк в настоящее время не имеет уставных документов, - все это

соответствует требованиям статьи 7.1 Закона «О некоммерческих

организациях».

Веским доводов против представленной точки зрения является то, что

Центральный банк не является собственником, закрепленного за ним имущества,

которое в соответствии со статьей 2 Закона о Центральном банке является

собственностью Российской Федерации.

Макарова Я.М. предлагает свое определение организационно-правовой формы

Банка: «Банк России – государственная корпорация с особым конституционно-

правовым статусом, учрежденная Российской Федерацией для осуществления

защиты и обеспечения устойчивости рубля, наделенная исключительным правом

эмиссии на территории Российской Федерации и осуществляющая свои функции

независимо от органов государственной власти. Имущество, переданное Банку

России, является его собственностью». Как видно, данное определение

устраняет высказанное выше замечание относительно невозможности признания

за Центральным банком статуса государственной корпорации.

Подводя итог необходимо отметить следующее. Принципиальным выводом

является тот, что, Банк России, будучи наделенным властными полномочиями в

сфере правления банковской системой не может являться коммерческой

организацией, то есть организацией основной целью деятельности которой, в

соответствии со статьей 50 ГК РФ, является извлечение прибыли.

В соответствии с действующим в настоящее время законодательством за

Центральным Банком не может быть однозначно (без оговорок) признана никакая

из вышерассмотренных организационно-правовых форм. Но ближе всех Банк

России, именно в силу закрепленных за ним имущественных прав, подпадает под

определение государственного учреждения.

Определение же Центрального банка в качестве государственной корпорации

потребует внесения соответствующих изменений в Закон о Центральном банке.

§ 3. Основные направления и формы регулирования кредитной системы

Государственное регулирование кредитно-финансовых институтов - один из

важнейших элементов развития и формирования кредитной системы.

Основными направлениями государственного регулирования являются:

- политика центрального банка в отношении кредитно-финансовых

институтов, особенно банков;

- налоговая политика правительства в смешанных

(полугосударственных) или государственных кредитных институтах;

- законодательные мероприятия исполнительной и законодательной

власти, регулирующие деятельность различных институтов

кредитной системы.

Основным проводником государственной политики по регулированию

кредитной системы является Центральный банк.

В промышленно развитых странах политика центрального банка

распространяется главным образом на коммерческие и сберегательные банки и

осуществляется в следующих формах:

- учетная политика;

- регулирование нормы обязательных резервов;

- операции на открытом рынке;

- прямое воздействие на кредит.

Учетная политика центрального банка состоит в учете и переучете

коммерческих векселей, поступающих от коммерческих банков, которые в свою

очередь, получают их от промышленных, торговых и транспортных компаний.

Центральный банк выдает кредитные ресурсы на оплату векселей и

устанавливает так называемую учетную ставку. В России эта процентная ставка

называется ставкой рефинансирования коммерческих банков.

Как правило, учетная политика центрального банка направлена на

лимитирование переучета векселей, установление предельной суммы кредита для

каждого банка. Таким образом, осуществляется воздействие на объем

выдаваемых ссуд. Учетная политика обычно сочетается с государственным

регулированием процентных ставок по вкладам и кредитам. Хотя банки в

основном самостоятельно определяют проценты по вкладам и ссудам, тем не

менее они ориентируются на учетную ставку центрального банка - так

называемое дисконтное окно. При этом необходимо отметить, что в каждой

стране существует своя специфика учетной политики, определяемая традициями,

развитием кредитной системы, ролью государства и центрального банка в

экономике.

Следующей формой регулирования центрального банка является определение

нормы обязательных резервов для коммерческих банков. Смысл этой формы

регулирования заключается в том, что коммерческие банки обязаны хранить

часть своих кредитных ресурсов на беспроцентном счете в центральном банке.

Норма резерва может уменьшаться или увеличиваться в зависимости от

конъюнктуры на рынке капиталов. Ее увеличение ведет к ограничению кредитной

экспансии коммерческих банков и, наоборот, снижение - к расширению

кредитных ресурсов. Нормы резервов существенно различаются по странам и

колеблются в пределах от 5 до 20.

Политика регулирования нормы резервов распространяется главным образом

на все виды банков (а в ряде стран и на некоторые специальные кредитно-

финансовые институты), которые определяют процентные ставки по кредитам.

Большинство других кредитно-финансовых институтов в процентной политике

следуют за коммерческими банками. С помощью нормы резервов центральный банк

воздействует в целом на ссудный процент, который, в свою очередь, влияет на

доходность тех или иных ценных бумаг (курс акций и облигаций).

Еще одной формой регулирования центральным банком кредитной системы

являются операции на открытом рынке с государственными облигациями путем их

купли-продажи кредитно-финансовыми институтами. Продавая государственные

облигации, центральный банк тем самым уменьшает денежные ресурсы банков и

других кредитно-финансовых институтов и таким образом способствует

повышению процентной ставки на рынке ссудных капиталов. Кредитные институты

согласно законодательству обязаны покупать определенную часть

государственных облигаций, финансируя таким образом дефицит бюджета и

государственный долг.

Формой регулирования является также прямое воздействие центрального

банка на кредитную систему путем прямых предписаний органов контроля в

форме инструкций, директив, применения санкций за нарушения. В ряде случаев

центральный банк осуществляет контроль за крупными кредитами, лимитирование

банковских кредитов, выборочную проверку кредитных учреждений. Однако

методы прямого воздействия в основном распространяются на коммерческие и

сберегательные банки и в меньшей степени - на другие кредитно-финансовые

институты.

§4. Функции Банка России

Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией

Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской

Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами.

Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией

Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная

эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со ст.4

Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке

России)», Банк России выполняет следующие функции:

- во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает

и проводит единую денежно-кредитную политику;

- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное

денежное обращение;

- является кредитором последней инстанции для кредитных организаций,

организует систему их рефинансирования;

- устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

- устанавливает правила проведения банковских операций;

- осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной

системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными

законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных

органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на

которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

- осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка

России;

- принимает решение о государственной регистрации кредитных

организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление

банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

- осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и

банковских групп;

- регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в

соответствии с федеральными законами;

- осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской

Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для

выполнения функций Банка России;

- организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль

в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- определяет порядок осуществления расчетов с международными

организациями, иностранными государствами, а также с юридическими

и физическими лицами;

- устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для

банковской системы Российской Федерации;

- устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по

отношению к рублю;

- принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской

Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

- устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами

деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже

иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений

валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже

иностранной валюты. (Функции по выдаче, приостановлению и отзыву разрешений

валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже

иностранной валюты Банк России будет выполнять со дня вступления в силу

федерального закона о внесении соответствующих изменений в Федеральный

закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»);

- проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской

Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-

финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и

статистические данные;

- осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Особое место в регулировании кредитной системы занимают контрольные и

надзорные функции Центрального банка.

В специальной литературе обычно выделяют следующие цели банковского

надзора:

- защита мелких вкладчиков от плохого управления и мошенничества;

- защита клиентов банка от «системного риска» (банкротство одного

банка может привести к банкротству нескольких банков и утрате доверия ко

всей кредитной системе), защита страхового фонда или собственных фондов

правительства от потерь в тех странах, которые имеют национальные системы

страхования депозитов или осуществляют другие меры по защите банковских

вкладчиков;

- обеспечение доверия вкладчиков и населения к финансово-кредитной

системе в целом и к кредитным институтам в отдельности.

Главная цель банковского регулирования и надзора ( поддержание

стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и

кредиторов.

Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными

организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка

России, в частности установленных ими обязательных нормативов. Банк России

устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения

банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и

представления бухгалтерской и статистической отчетности.

Для осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем,

установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у

кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать

разъяснений по полученной информации. Банк России публикует сводную

статистическую и аналитическую информацию о банковской системе Российской

Федерации, соблюдая коммерческую тайну банков.

Банк России также регистрирует кредитные организации в Книге

государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным

организациям лицензии на осуществление банковских операций и отзывает их.

Интересно, что Банк России вправе в соответствии с федеральными

законами предъявлять квалификационные требования к руководителям

исполнительных органов, а также к главному бухгалтеру кредитной

организации.

Приобретение более 5 процентов долей (акций) кредитной организации

требует уведомления Банка России, а более 20 процентов ( предварительного

согласия Банка России.

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России

может устанавливать им обязательные нормативы:

- минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых

кредитных организаций, минимальный размер собственных средств (капитала)

для действующих кредитных организаций;

- предельный размер неденежной части уставного капитала;

- максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных

заемщиков;

- максимальный размер крупных кредитных рисков (не может превышать 25%

собственных средств кредитной организации);

- максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);

- нормативы ликвидности кредитной организации;

- нормативы достаточности капитала (предельное соотношение общей суммы

собственных средств кредитной организации и суммы ее активов, взвешенных по

уровню риска);

- максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов)

населения;

- размеры валютного, процентного и иных рисков;

- минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы;

- нормативы использования собственных средств банков для приобретения

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.