рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Милиция в России

Милиция в России

Курсовая работа по административному праву

«Милиция в России», 2001

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Общие положения 4

2. Организация милиции в Российской Федерации 7

3. Криминальная милиция 9

3.1. Деятельность криминальной милиции 10

4. Милиция общественной безопасности 15

4.1. Деятельность милиции общественной безопасности. 17

5. Служба в милиции 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

Список используемой литературы 28

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Очень часто мы, граждане России, сталкиваемся в том или ином случае с

сотрудниками ГИБДД, патрульно-постовой службы, паспортно-визовых

подразделений, подразделений уголовного розыска, участковыми инспекторами и

т.д.

Данные должностные лица являются работниками органов внутренних дел, а

точнее милиции.

В соответствии с Законом РФ «О милиции» она, являясь системой

государственных органов исполнительной власти, входит в систему

Министерства внутренних дел Российской Федерации

Роль милиции является наиболее значительной в сфере внутренних дел. Как

мы знаем из повседневной жизни, она обеспечивает соблюдение общественного

порядка и общественной безопасности с целью охраны прав и свобод граждан,

законных интересов юридических лиц и общественных объединений, охраны

собственности и борьбы с преступностью.

Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации к

компетенции органов внутренних дел (милиции) в связи с их существенной

ролью в общественных отношениях как правоохранительных органов,

обеспечивающих общественный порядок и общественную безопасность, отнесены

многие дела об административных правонарушениях.

Предлагаемая работа раскрывает вопросы, связанные с милицией и ее

деятельностью вообще и в административной сфере в частности. Как было

сказано выше актуальность данной темы не вызывает сомнений в связи с

важными функциями, выполняемыми органами милиции.

Итак, для раскрытия выбранной темы «Милиция в России» необходимо

раскрыть следующие вопросы:

Понятие и задачи милиции, правовая основа ее деятельности

Виды деятельности милиции

Организационная структура и виды милиции

Служба в милиции и властные полномочия работников милиции.

Для названной темы использовалось законодательство Российской

Федерации, в частности, Кодекс Российской Федерации об административных

правонарушениях от 30 декабря 2001 г., Закон РФ от 18 апреля 1991 г. "О

милиции" с изменениями и дополнениями, прочие нормативные акты Российской

Федерации.

1. Общие положения

Милиция осуществляет важные функции в сфере внутренних дел.

Милиция в Российской Федерации - система государственных органов

исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы

граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и

иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер

принуждения в пределах, установленных законодательством РФ[1].

Милиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской

Федерации.

Милиция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской

Федерации, Законом от 18 апреля 1991 г. «О милиции», федеральными законами

и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными

договорами Российской Федерации, конституциями, уставами, законами и иными

нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, изданными в

пределах их полномочий.

В своей деятельности милиция руководствуется также законами и иными

правовыми актами Союза ССР, действующими на территории Российской Федерации

в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При осуществлении своей деятельности милиция руководствуется следующими

нормативными актами Российской Федерации:

V Положением о милиции общественной безопасности (местной милиции)

в Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской

Федерации N 209от 12 февраля 1993 г. (с изменениями от 2 декабря

1998 г.)

V Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. N 926 "О

подразделениях милиции общественной безопасности" (с изменениями

от 26 июля 2001 г.)

V Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. N 925 "О

подразделениях криминальной милиции" (с изменениями от 26 июля

2001 г.)

Задачами милиции в соответствии со статьей 2 Закона «О милиции»

являются:

. обеспечение безопасности личности;

. предупреждение и пресечение преступлений и административных

правонарушений;

. выявление и раскрытие преступлений;

. охрана общественного порядка и обеспечение общественной

безопасности;

. защита частной, государственной, муниципальной и иных форм

собственности;

. оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и

законных интересов в пределах, установленных названным Законом.

Иные задачи на милицию могут быть возложены только названным Законом.

Данный перечень проиллюстрирован в Приложении 1.

Деятельность милиции строится в соответствии с принципами уважения прав

и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности.

В соответствии с Конституцией РФ, провозгласившей права и свободы

человека высшей ценностью, приоритет в деятельности милиции занимает защита

прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы,

национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного

положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности

к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Милиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или

унижающему человеческое достоинство обращению. Всякое ограничение граждан в

их правах и свободах милицией допустимо лишь на основаниях и в порядке,

прямо предусмотренных законом. Кроме того, милиция не имеет права собирать,

хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без

его согласия, за исключением случаев, предусмотренных федеральным

законом[2].

Во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина сотрудник милиции

обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также

возникающие в связи с этим его права и обязанности.

Следует отметить, что Кодекс РФ об административных правонарушениях

относит к компетенции органов внутренних дел (милиции) многие дела об

административных правонарушениях.

В частности ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ устанавливает, что определенные

должностные лица органов внутренних дел (милиции) вправе составлять

протоколы об административных правонарушениях.

Кроме того, ч. 1 ст. 23.3. КоАП РФ устанавливает предметную

компетенцию органов внутренних дел (милиции) по рассмотрению дел об

административных правонарушениях. Ранее аналогичные положения были

предусмотрены ст. 203 КоАП РСФСР. В Приложении 2 приводится перечень дел об

административных правонарушениях, предусмотренных нормами Особенной части

КоАП РФ, отнесенных к компетенции органов внутренних дел (милиции) в

соответствии с ч. 1 ст. 23.3. КоАП РФ.

2. Организация милиции в Российской Федерации

По Закону РФ «О милиции» она подразделяется на криминальную милицию и

милицию общественной безопасности (местную милицию).

В состав милиции входят также подразделения милиции на железнодорожном,

воздушном и водном транспорте, учебные заведения и подразделения для

подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров милиции.

Сейчас в некоторых районах страны помимо криминальной милиции и милиции

общественной безопасности образованы подразделения экологической милиции и

милиции нравов.

В своей деятельности милиция подчиняется Министерству внутренних дел

Российской Федерации, а милиция общественной безопасности - также

соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской

Федерации.

. Министр внутренних дел РФ руководит деятельностью всей милиции на

территории Российской Федерации.

. Руководство милицией в субъектах Российской Федерации осуществляют

министры внутренних дел, начальники управлений (главных управлений)

внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности

Президентом Российской Федерации по представлению министра внутренних

дел Российской Федерации с учетом мнения высшего должностного лица

соответствующего субъекта Российской Федерации.

. Руководство милицией в районах, городах и иных муниципальных

образованиях осуществляют начальники отделов (управлений) внутренних

дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности министрами

внутренних дел, начальниками управлений (главных управлений) внутренних

дел субъектов Российской Федерации в порядке, определяемом министром

внутренних дел Российской Федерации.

. Руководство милицией на железнодорожном, водном и воздушном транспорте,

в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо

важных и режимных объектах осуществляют начальники соответствующих

органов внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от

должности в порядке, определяемом министром внутренних дел Российской

Федерации[3].

Схема системы милиции и её подчиненности приведена в Приложении 3

Финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального

бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов,

средств, поступающих от организаций на основе заключенных в установленном

порядке договоров, и иных поступлений в соответствии с законодательством

Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами

субъектов Российской Федерации[4].

Соответствующие органы исполнительной власти и органы местного

самоуправления предоставляют милиции служебные помещения, а участковым

уполномоченным милиции - помещения для работы на обслуживаемых

административных участках, оборудованные мебелью, оргтехникой и средствами

связи.

Контроль за деятельностью милиции в соответствии со ст. 37 Закона «О

милиции» в пределах полномочий, определяемых законодательством Российской

Федерации, осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное

Собрание, Правительство Российской Федерации и органы законодательной

(представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

При этом, законодатель определяет, что при осуществлении контрольных

функций органы государственной власти не вправе вмешиваться в

процессуальные действия, оперативно-розыскную деятельность и производство

по делам об административных правонарушениях.

Надзор за законностью деятельности милиции осуществляют Генеральный

прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры[5]

В соответствии со ст. 39 Закона «О милиции», гражданин, считающий, что

действие либо бездействие сотрудника милиции привело к ущемлению его прав,

свобод и законных интересов, вправе обжаловать это действие или бездействие

вышестоящим органам или должностному лицу милиции, прокурору или в суд.

За противоправные действия или бездействие сотрудники милиции несут

установленную законом ответственность. Кроме того, вред, причиненный

гражданам и (или) организациям сотрудником милиции, подлежит возмещению в

порядке, предусмотренном гражданским законодательством[6].

3. Криминальная милиция

Основными задачами криминальной милиции являются выявление,

предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых

производство предварительного следствия обязательно, организация и

осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и

суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших

и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской

Федерации.

Кроме того, криминальная милиция оказывает содействие милиции

общественной безопасности в исполнении возложенных на нее обязанностей[7]

(см. Приложение 4) .

Как устанавливается в ст. 8 Закона «О милиции», состав и численность

криминальной милиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации ее

подразделений определяются Правительством Российской Федерации.

Структура криминальной милиции утверждена постановлением Правительства

РФ от 7 декабря 2000 г. N 925[8]. В соответствии с данным актом в

криминальную милицию входят следующие подразделения:

. уголовного розыска;

. по борьбе с экономическими преступлениями;

. по борьбе с незаконным оборотом наркотиков;

. по борьбе с организованной преступностью, в том числе специальные

отряды (отделы) быстрого реагирования;

. оперативно-поисковые;

. специальных технических мероприятий;

. собственной безопасности;

. отряды милиции специального назначения.

. Национальное центральное бюро Интерпола и его территориальные

подразделения.

Порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений криминальной

милиции устанавливается Положением о создании, реорганизации и ликвидации

подразделений криминальной милиции, утвержденным постановлением

Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. N 925 (с изменениями от 26 июля 2001

г.)[9]

3.1. Деятельность криминальной милиции

Выполняя возложенные на нее задачи, криминальная милиция, в основном

осуществляет оперативно-розыскную деятельность, направленную на выявление,

предупреждение и раскрытие тяжких и особо тяжких преступлений, розыск

различных лиц, а также криминалистические и экспертные исследования разного

рода материальных объектов в целях получения доказательств по уголовному

делу.

Криминальная милиция осуществляет и уголовно-процессуальную деятельность:

проверку заявлений и сообщений о преступлениях, по которым обязательно

производство предварительного следствия, производит дознание в виде

неотложных следственных действий, исполняет поручения следователей о

производстве следственных и розыскных действий, оказывает им помощь в

проведении следственных действий.

Приказом МВД РФ от 11 августа 1998 г. N 490 утверждено «Наставление о

деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений», в

соответствии с которым можно отметить следующие основные обязанности

сотрудников подразделений криминальной милиции по предупреждению

преступлений[10].

(Сотрудники подразделений уголовного розыска:

Выявляют при проведении оперативно-розыскных мероприятий причины и

условия, способствующие совершению преступлений, принимают в пределах своей

компетенции меры по их устранению.

Проводят оперативно-розыскные мероприятия по выявлению лиц,

занимающихся приготовлением или покушением на преступление, принимают к ним

меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Проводят оперативно-розыскные мероприятия по документированию и

пресечению противоправных действий, направленных на приготовление к

преступлению или покушение на преступление.

Осуществляют оперативно-розыскные мероприятия среди несовершеннолетних

правонарушителей и на основе полученной оперативной информации осуществляют

целенаправленные мероприятия по выявлению и разобщению организованной

группы или преступного сообщества (преступной организации)

несовершеннолетних.

Обеспечивают проведение оперативно-розыскных мероприятий по контролю за

лицами, состоящими под административным надзором милиции, а также

осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, с целью

предупреждения с их стороны повторных преступлений.

(Сотрудники подразделений по борьбе с экономическими преступлениями:

Выявляют причины и условия совершения преступлений в сфере экономики,

предварительное следствие по которым обязательно. Вносят предложения о

необходимости устранения причин и условий, способствующих совершению

преступлений в экономической направленности.

Проводят оперативно-розыскные мероприятия по выявлению лиц,

занимающихся приготовлением к преступлению и покушением на преступление в

сфере экономики, принимают к ним меры в соответствии с законодательством

Российской Федерации.

Поддерживают взаимодействие с участковыми инспекторами милиции,

сотрудниками подразделений уголовного розыска по установлению лиц,

занимающихся преступной деятельностью в сфере экономики. Используют

имеющуюся у них оперативную информацию в работе по пресечению

противоправной деятельности таких лиц.

Осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению и разобщению

организованных преступных групп или преступных сообществ (преступных

организаций), действующих в сфере экономики.

(Сотрудники подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков:

Выявляют причины и условия, способствующие незаконному обороту

наркотических средств и психотропных веществ, разрабатывают и реализуют

меры по их нейтрализации и устранению.

Разрабатывают и осуществляют совместно с сотрудниками других

подразделений органов внутренних дел комплексные оперативно-

профилактические мероприятия, направленные на перекрытие каналов и

источников незаконного поступления в оборот наркотических средств,

психотропных веществ и прекурсоров.

Выявляют лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических

средств или психотропных веществ, принимают к ним предусмотренные

законодательством меры с целью побуждения их к отказу от потребления

указанных средств и веществ.

Осуществляют оперативно-розыскные мероприятия в отношении лиц,

занимающихся незаконным производством, изготовлением, хранением, перевозкой

и сбытом наркотических средств и психотропных веществ, принимают меры к

предупреждению данных преступлений.

Выявляют причины и условия, способствующие поступлению в незаконный

оборот лекарственных наркотикосодержащих препаратов, психотропных и

сильнодействующих веществ, а также прекурсоров, иных химических веществ и

оборудования, применяемого для изготовления наркотических средств и

психотропных веществ, и принимают в установленном порядке меры по их

устранению.

(Следует также отметить основные функции такого подразделения

криминальной милиции как Национальное центральное бюро Интерпола (НЦБ

Интерпола)

НЦБ Интерпола в своей деятельности руководствуется:

V Конституцией Российской Федерации,

V федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской

Федерации,

V постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации,

V международными договорами Российской Федерации,

V общепризнанными принципами и нормами международного права,

V Уставом Интерпола,

V обязательными решениями Генеральной Ассамблеи Интерпола,

V нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Российской

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.