рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Административное пресечение как мера административно-правового принуждения

качественном состоянии обстоятельств, образующих состояние применения и

использования оружия. В данном случае хотелось бы согласиться с позицией

авторов, которые полагают, что основание – это такое обстоятельство,

которое достигло той степени общественной опасности, с которой закон

связывает необходимость действовать оружием[89]. Естественно проявляется,

объективируется такая опасность в конкретных действиях правонарушителях,

поэтому нельзя согласиться с В.С. Новиковым, который выделяет «раннюю»

стадию возникновения основания применения огнестрельного оружия, а,

следовательно, и позднюю[90]. В данном случае все же следует вести речь о

качестве основания, полагая, что в отдельных случаях наивысшая степень

угрозы охраняемым интересам позволяет сотруднику милиции применять

огнестрельное оружие без предупреждения.

В юридической науке отсутствует сколько-нибудь широкая классификация

оснований применения огнестрельного оружия, необходимость выработки которой

вызвана тем, что правовое основание как элемент правовых основ законного

применения и использования огнестрельного оружия тесно связан с другими их

элементами – порядком, условиями и пределами данной меры пресечения. Причем

правовое основание в системе данных структурных связей в полной мере

определяет необходимость реализации других элементов, а следовательно, и

правомерность действий должностного лица, применяющего либо использующего

огнестрельное оружие в той или иной конкретной обстановке.

Предложенная А.С. Князьковым в 1998 году классификация правовых

оснований применения и использования огнестрельного оружия сотрудниками

милиции позволяет более взвешено судить, во-первых, о существовании

реальной возможности сотрудника милиции прибегнуть к иным мерам

принуждения, во-вторых, о его стремлении к причинении минимального ущерба в

каждом конкретном случае действия оружием[91].

1. По направленности выстрела различаются основания применения и основания

использования огнестрельного оружия;

2. По ситуации, вызывающей необходимость производства выстрела, можно

назвать основания, связанные с нападением, задержанием и крайней

необходимостью. Отдельно находится обстоятельство, связанное с

обеспечением личной безопасности вооруженного сотрудника милиции;

3. По обстановке, связанной с производством прицельного выстрела возможно

выделение оснований применения и использования огнестрельного оружия в

неблагоприятной ситуации. Основаниями применения и использования оружия в

неблагоприятной ситуации следует считать нападение на граждан и

сотрудников милиции, угрожающее их жизни и здоровью; попытку

насильственного освобождения лица из-под стражи; попытку скрыться лица,

застигнутого при совершении определенных преступлений против жизни и др.

В ходе производства поражающего выстрела в названных случаях существует

риск возрастания степени тяжести последствий, причиняемых оружием, по

инициативе самого нарушителя: быстрота (интенсивность) движения либо

изменение его направления при нападении, резкое торможение либо ускорении

автотранспорта и его неожиданные маневры при преследовании и др.

К основаниям применения оружия в благоприятной ситуации следует

отнести пресечение вооруженного сопротивления, а также пресечения попытки

задерживаемого лица приблизиться к сотруднику милиции, имеющему обнаженное

оружие[92]. Как отмечают отдельные авторы, в отличие от нападения,

инициатива правового конфликта при пресечении сопротивления внешне исходит

от сотрудника милиции[93]. При этом преступник не только не пытается

скрыться, но, наоборот, остается на месте. В этой ситуации, а также в

ситуации, когда задерживаемое лицо пытается приблизиться к сотруднику

милиции, не совершая очевидно опасных действий, должностное лицо имеет

возможность более полно контролировать действия правонарушителя и адекватно

реагировать на них, в том числе более прицельно производить выстрелы.

4. По содержанию обстоятельств, являющихся основаниями применения и

использования оружия, последние могут быть разделены на безусловные и

условные. Безусловным основанием применения либо использования

огнестрельного оружия является такое, которое содержит одно конкретное,

названное в законе, действие, с наличием которого связана необходимость

применения данной меры пресечения. К таковым следует отнести вооруженное

сопротивление задерживаемого лица, групповое нападение на помещение,

вооруженное нападение на помещение, групповой или одиночный побег из-под

стражи и др. При выяснении вопроса о необходимости применения

огнестрельного оружия в названных случаях достаточно самого факта

противоправного действия.

К условным основаниям применения и использования огнестрельного

оружия следует относить те, которые содержат совокупность юридически

значимых фактов, каждый из которых в отдельности включает возможность

принятия решения о производстве прицельного выстрела (разумеется, при

наличии соответствующих условий, например, отсутствие посторонних лиц). К

таким основаниям необходимо отнести нападение, угрожающее жизни и здоровью

граждан и сотрудников милиции, совершение лицом тяжкого преступления против

жизни, здоровья, собственности и попытка скрыться, реальная угроза жизни и

здоровью людей, создаваемая водителем транспорта и попытка скрыться,

несмотря на неоднократные требования об остановке.

Единого правового акта, регламентирующего применение и использование

огнестрельного оружия, нет. Об использовании и применении оружия в целях

пресечения противоправных действия говориться в ряде российских законов, но

наиболее подробно – в Законе РСФСР «О милиции».

Кто вправе применять оружие? По-видимому, все служащие

правоохранительных организаций, которым оно выдается и которые наделены

правом использовать его для пресечения противоправных действий. Очевидно,

что в их круг не входят лица, которым доступ к оружию разрешен с иными

целями (работники стрелковых тиров, военруки школ, лаборанты военных кафедр

и т.д.), и руководители, получающие оружие для самообороны.

Согласно статье 15 Закона «О милиции» сотрудники милиции имеют право

применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для защиты граждан от нападения, опасного для их жизни или

здоровья;

2) для отражения нападения на сотрудника милиции, когда его жизнь или

здоровье подвергаются опасности, а также для пресечения попытки

завладения его оружием;

3) для освобождения заложников;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого

преступления против жизни, здоровья и собственности и пытающегося

скрыться, а также лица, оказывающего вооруженное сопротивление;

5) для отражения группового или вооруженного нападения на жилища

граждан, помещения государственных органов, общественных

объединений, предприятий, учреждений и организаций;

6) для пресечения побега из-под стражи: лиц, задержанных по

подозрению в совершении преступления; лиц, в отношении которых

мерой пресечения избрано заключение под стражу; лиц, осужденных к

лишению свободы; а также для пресечения попыток насильственного

освобождения этих лиц.

Сотрудники милиции имеют право, кроме того, использовать

огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если

водитель создает реальную опасность жизни и здоровью людей и

отказывается остановиться, несмотря на неоднократные требования

сотрудника милиции;

2) для защиты граждан от угрозы нападения опасных животных;

3) для предупреждения о намерении применить оружие, подачи сигнала

тревоги или вызова помощи.

В аналогичном порядке применяется и используется огнестрельное оружие

и другими уполномоченными на то должностными лицами государственных

органов.

Охранники служб частной детективной и охранной деятельности согласно

статье 18 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в

Российской Федерации»[94] имеют право применять огнестрельное оружие в

следующих целях:

1) для отражения нападения, когда его собственная жизнь подвергается

непосредственной опасности;

2) для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемую

собственность;

3) для предупреждения (выстрелом в воздух) о намерении применить оружие, а

также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

О каждом случае применении огнестрельного оружия охранник обязан

незамедлительно информировать орган внутренних дел по месту применения

оружия.

Статьей 16 Закона «О милиции» закреплены гарантии личной безопасности

сотрудника милиции. Он имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести

его в готовность, если считает, что в создавшейся обстановке могут

возникнуть основания для его применения или использования. Попытка лица,

задерживаемого сотрудником милиции с обнаженным огнестрельным оружием,

приблизиться к нему, сократив при этом указанное им расстояние, или

прикоснуться к его оружию дает работнику милиции право применить

огнестрельное оружие.

Закон допускает применение огнестрельного оружия против любых лиц

независимо от их вменяемости, возраста и гражданства, наличия депутатского,

дипломатического и иных иммунитетов, служебного, социального положения и

иных, характеризующих субъекта посягательства или задерживаемого субъекта,

обстоятельств. Вместе с тем установлен и ряд ограничений. Так, по общему

правилу запрещено применять огнестрельное оружие в отношении:

- беременных женщин, если это очевидно и известно;

- лиц с явными признаками инвалидности (к таким признакам относятся,

в частности, отсутствие конечностей, невозможность

самостоятельного перемещения или крайняя затрудненность и т.д.);

- несовершеннолетних, если их возраст очевиден или известен.

В исключение из общего правила закон разрешает прибегнуть к

огнестрельному оружию, если женщина, инвалид или несовершеннолетний

совершают одно из следующих действий:

- в одиночку или в составе группы оказывает вооруженное

сопротивление;

- в одиночку или в составе группы совершает вооруженное нападение;

- в составе группы (то есть действует совместно хотя бы еще с одним

соучастником, независимо от его пола, возраста и состояния

здоровья) осуществляет нападение, угрожающее жизни людей.

Ограничения установлены не только по субъективным, но и по

объективным признакам. Запрещается применять оружие при значительном

скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица. Не

будучи твердо уверенным в том, что никто из окружающих не пострадает,

работник милиции, военнослужащий должен воздержаться от применения

огнестрельного оружия. Например, если проводится освобождение заложников,

то огонь ведется так, чтобы не поразить заложников; если оружие применяется

для пресечения массовых беспорядков, то огонь ведется не просто по толпе, а

по тем ее участникам, которые непосредственно осуществляют погромы,

разрушения, поджоги и иные насильственные действия, оказывают вооруженное

сопротивление силам охраны порядка.

Наряду с общими принципами административной деятельности -

законностью и профессионализмом – при применении специальных средств

пресечения, а тем более оружия, должен соблюдаться принцип минимизации

вреда. Минимизации вреда способствует:

- информирование лиц, против которых возможно применение оружия, о

том, что они имеют дело с сотрудником милиции, службы органа

безопасности, уполномоченным должностным лицом. Принадлежность к

милиции сотрудник доказывает своей служебной формой, служебным

удостоверением, значком соответствующей службы милиции или устным

заявлением: «Милиция». Изученная практика показывает, что

сотрудники милиции, действуя с оружием, достаточно ясно обозначают

свое официальное положение. Из 388 случаев применения и

использования оружия работниками милиции Томской области в 307

случаях (77%) они были в служебной форме, причем 113 из них

находились либо пребывали к месту задержания на патрульных

милицейских автомобилях. В 18 случаях (4,7%), будучи в гражданской

одежде, должностные лица представлялись и предъявляли служебные

удостоверения, в 40 (10,6%) работники милиции лишь представлялись

правонарушителям. В оставшихся 23 случаях должностные лица,

находясь в гражданской одежде, не представлялись (6%), но в 13 из

них задерживаемые лица лично знали сотрудников милиции – в

основном это были участковые инспектора. Примечательно, что в 13

случаях нападению подвергались одетые в форменную одежду работники

милиции, которых преступники знали в лицо.

- предупреждение о намерении использовать оружие. Из 303 случаев

применения оружия по основаниям, перечисленным в части 1 Закона «О

милиции», сотрудники милиции Томской области в качестве

предупреждения использовали только голос – 43 раза (14,2%), только

выстрел – 34 (11%), причем в 191 случае предупреждение о намерении

применить оружие выполнялось и голосом, и выстрелом (63%). Следует

сказать, что в 131 случае, когда в качестве предупреждения

использовалось оружие, предупредительный выстрел делался

неоднократно (48,9% от всех случаев, когда выполнялось

предупреждение и 58,2% - когда оно делалось с помощью

огнестрельного оружия). Лишь 19 раз с помощью предупредительного

выстрела прекращалось то или иное опасное действие, названное

частью 1 статьи 15 Закона «О милиции»[95].

- причинение лицу, против которого применяется огнестрельное оружие,

по возможности наименьшего вреда. Причинение телесных повреждений,

а тем более смерти, не является целью пресечения. Поэтому, когда

работник милиции, военнослужащий, вынужден стрелять по человеку,

он по возможности должен вести огонь по рукам, ногам, обязан

стремиться сохранить жизнь тому, в адрес кого направлена данная

мера пресечения.

- обеспечение раненым доврачебной помощи, вызов «скорой помощи»,

уведомление в возможно короткий срок родственников.

Применение огнестрельного оружия – самая серьезная мера пресечения,

которая может повлечь причинение телесных повреждений и даже смерть.

Поэтому в этом случае установлены дополнительные гарантии законности. Так,

сотрудник милиции обязан о каждом случае применения огнестрельного оружия в

течение 24 часов с момента его применения представить рапорт начальнику

органа милиции по месту своей службы или по месту применения огнестрельного

оружия.

Правомерность применения оружия устанавливается в результате

служебной проверки лицом, назначенным начальником ОВД. Она назначается

обычно тогда, когда кому-либо причинен физический или имущественный вред,

либо поступила жалоба на соответствующие действия сотрудника милиции, либо

по факту случившегося возбуждено уголовное дело.

О всех случаях смерти или ранения вследствие применения

огнестрельного оружия должен быть немедленно уведомлен прокурор.

Задержание и доставление. Под задержанием и доставлением как мерами

административного пресечения понимается временное лишение гражданина личной

свободы с целью пресечения его противоправного действий и обеспечения

правопорядка не в результате применения наказания (взыскания). Известны два

вида задержания: уголовно-процессуальное и административное.

Административное задержание следует отличать от задержания лиц,

подозреваемых в совершении преступления, которое регулируется УПК

РСФСР[96]. Первому подвергаются лица, совершившие административные

проступки, а уголовно-процессуальному – совершившие преступления, причем

такие, за которые может быть назначено лишение свободы. Административное

задержание проводиться в порядке, установленном нормами административного

права, а задержание подозреваемого – на основе и в порядке, закрепленном

нормами УПК РСФСР. Подозреваемый должен быть допрошен в 24 часа, о

задержании сообщается прокурору; при административном задержании ни того,

ни другого не делается, но с задержанных берется объяснение.

Административное задержание остро затрагивает честь и достоинство

граждан, оказывает сильное психическое воздействие. Вопрос о задержании

граждан является пунктом, где «остро сталкиваются противоречивые интересы:

интерес ограждения личности от административного произвола, с одной

стороны, и интерес охранения … порядка и безопасности, с другой»[97]. Это

обуславливает необходимость четкого нормативного регулирования оснований и

порядка производства задержания. Но правового акта, который бы устанавливал

все возможные основания, сроки, исчерпывающий перечень органов и

должностных лиц, которым предоставлено право производить задержание, и

основные правила применения этой меры, к сожалению, нет.

Задержание препятствует противоправной деятельности и позволяет

уточнить обстоятельства нарушения, выяснить личность нарушителя, составить

соответствующие документы, на основании которых будет решаться вопрос о

применении иных мер принуждения или общественного воздействия.

Административному задержанию не подлежат иностранцы, пользующиеся

дипломатической неприкосновенностью[98]. Как правило, административное

задержание не применяется к военнослужащим[99]. Однако при совершении

военнослужащими серьезных нарушений порядка в общественных местах, если по

близости нет представителей военного коменданта, они могут быть задержаны

сотрудниками милиции с немедленным сообщением соответствующему командиру

или военному коменданту.

Статьей 19 Закона «О статусе депутата Совета Федерации и статусе

депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской

Федерации»[100] установлено, что депутат не может быть задержан, арестован,

подвергнут обыску без согласия соответствующей палаты Федерального

Собрания, кроме случаев задержания их на месте преступления.

В Законе «О статусе судей в Российской Федерации»[101] говорится, что

судья не может быть в каком бы то ни было случае задержан, а равно

принудительно доставлен в какой бы то ни было государственный орган в

порядке производства по делам об административных правонарушениях.

Не допускается задержание, привод, личный досмотр прокурора и

следователя, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным

законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при

совершении преступления[102].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.