рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Административное задержание по новому КоАП РФ

ситуации в семьях приводят к агрессивности, подталкивая детей к уходу из

дома и школы. В связи с этим большое внимание в общеобразовательных

учреждениях уделяется компенсирующему обучению. Более чем в 500

общеобразовательных школах открыты коррекционные классы. Для детей и

подростков, не имеющих общего образования, на базе 50 профессиональных

училищ организовано их обучение и получение профессий. Одновременно более

1,5 тыс. таких подростков продолжают обучаться в 10 общеобразовательных

школах с углубленным трудовым обучением.

Задачи по преодолению негативных явлений, возникающих в детской и

подростковой среде, решают 24 психолого-медико-социальных центра, в которых

созданы все необходимые условия для углубленного изучения детей с

проблемами в развитии.

В системе Комитета по делам семьи и молодежи функционируют:

· Городской социальный приют для детей и подростков на 120 мест,

который обеспечивает временное проживание и социальную реабилитацию

несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся

в экстренной социальной помощи;

· Городской Центр "Дети улиц" по профилактике безнадзорности,

преступности, алкоголизма, наркомании и СПИДа среди несовершеннолетних.

· межрайонные центры "Дети улиц" в Зеленоградском и Западном

административных округах;

· 72 муниципальных учреждения по работе с детьми и подростками, в

которых занимаются 24 тыс. подростков, участвуя в различных кружках и

секциях;

· более 700 детских молодежных организаций и клубов, получивших

бесплатные помещения для ведения досуговой работы с подростками и

молодежью. В них занимаются 130 тыс. подростков.

В системе здравоохранения функционируют:

· 20 домов ребенка на 2130 мест;

· 14 наркологических диспансеров с подростковыми отделениями;

· 11 центров планирования семьи и репродукции и сеть специализированных

центров (Центр патологической токсикомании при детской больнице N 13 им.

Филатова, Городской центр первичной профилактики токсикомании и наркомании,

Центр по оказанию помощи подросткам, употребляющим наркотики при больнице N

19, Научно-практический центр профилактики наркомании)[18].

Одним из наиболее актуальных направлений профилактики правонарушений и

безнадзорности несовершеннолетних является решение проблем занятости.

Наиболее социально незащищенными на рынке труда города являются подростки.

В системе занятости населения для решения вопросов занятости молодежи

созданы Московский центр труда и занятости молодежи "Перспектива" и 10

центров социально-трудовой адаптации молодежи.

В течение года более 150 тысяч молодых людей ищут работу через службу

занятости города, это около 47 % от всех обратившихся граждан.

Все более значимым элементом системы профилактики безнадзорности и

правонарушений несовершеннолетних становятся органы и учреждения социальной

защиты населения.

Для решения проблем, связанных с социальной реабилитацией

несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию, в системе

социальной защиты населения формируется сеть центров социальной помощи

семье и детям, а также социальных приютов для детей и подростков.

В настоящее время в городе функционируют 10 центров социальной помощи

семье и детям и 33 отделения в структуре комплексных центров социального

обслуживания населения, в которых ежегодно различные виды помощи получают

около 40 тыс. детей и подростков.

В центрах работают отделения: экстренной социальной помощи, медико-

социальной и психолого-педагогической помощи, дневного пребывания детей,

профилактики безнадзорности несовершеннолетних, реабилитации детей с

ограниченными возможностями.

Центры и отделения оказывают социальные услуги следующим семьям:

многодетным, неполным, семьям с детьми-инвалидами, разводящимся,

несовершеннолетним родителям, малообеспеченным, конфликтным семьям и

семьям, где родители злоупотребляют спиртными напитками или наркотическими

веществами.

В отделениях по профилактике безнадзорности указанных центров

поставлено на учет более 2 тыс. несовершеннолетних в возрасте от 12 до 18

лет, среди них мальчики 78 %, девочки 22 %. Возрастной состав: 12-13 лет –

7,6 %, 17-18 лет – 28 %, самая многочисленная возрастная группа 14-16 лет –

63,8 %. Около 30 % детей и подростков по разным причинам не учатся и не

работают[19].

В центрах в настоящее время на учете состоят более 16,5 тыс. семей,

имеющих неблагополучный психологический климат. В основном это

малообеспеченные, неполные и прочие семьи "группы риска", в которых

родители не работают, злоупотребляют алкоголем или наркотиками. В поле

зрения центров - 21 тыс. подростков из этих семей, из них 5 тыс. -

несовершеннолетних было выявлено сотрудниками системы социальной защиты.

С августа 1999 года у этих учреждений появилась еще одна функция –

патронаж и социальная поддержка до 23 лет детей-сирот – выпускников

интернатских учреждений. Ежегодно из интернатских учреждений выпускается

около 300 детей, оставшихся без попечения родителей. Им сложно

адаптироваться в самостоятельную жизнь. Много соблазнов, нечестных людей,

готовых воспользоваться их беззащитностью, неопытностью. И как следствие –

25 % из них лишаются жилья, работы, попадают под влияние криминальных

структур. Наша задача – помочь этим обездоленным детям встать на ноги,

приучиться к самостоятельной жизни.

Детям, попавшим в кризисную жизненную ситуацию, помощь оказывают два

социальных приюта в Юго-Восточном и Северо-Восточном административных

округах соответственно на 30 и 80 мест. В социальном приюте СВАО открыто

дневное отделение на 30 мест[20].

В 2000 году в приюты помещены 109 детей из асоциальных семей, где

преобладают пьянство и наркомания, 34 ребенка из конфликтных семей, где

родители безработные или им не выплачивается зарплата и др. (в 70% случаев

это брошенные родителями дети).

Основными задачами социальных приютов являются: обеспечение временного

проживания детей и подростков, оказание психологической, психокоррекционной

или иной помощи по ликвидации кризисной ситуации в семье и содействие

возвращению ребенка к родителям либо к лицам, их заменяющим, устройству

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В связи с ростом социального сиротства и числа детей, оказывающихся по

различным причинам в трудной жизненной ситуации, сеть социальных приютов

требует расширения.

В бюджете города на 2003 год запланировано открытие в системе

социальной защиты 3 социальных приютов (в последующем, в 2004 году – 2, в

2005 году – 4), а также 15 центров социальной помощи семье и детям в

различных административных округах.

В связи с увеличением количества детей и подростков, не имеющих

родительского или государственного попечения, назрела необходимость создать

механизм оказания социальной помощи и поддержки иногородним безнадзорным

несовершеннолетним, склонным к бродяжничеству и попрошайничеству,

совершившим побеги из дома или воспитательного учреждения, не имеющих

постоянного места жительства. С этой целью принято постановление

Правительства Москвы от 10.07.2001 г. N617 о создании экспериментального

учреждения Городского центра профилактики бродяжничества, попрошайничества

и правонарушений среди иногородних несовершеннолетних по адресу:

Алтуфьевское шоссе, 13, кор.4.

Для решения проблем детей и подростков, являющихся жителями Москвы,

утративших социальные связи с семьей и оказавшихся в кризисной жизненной

ситуации, разрабатываются окружные и районные программы, направленные на

усиление профилактической работы по предупреждению безнадзорности,

беспризорности, совершения правонарушений и антиобщественных действий

несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих

этому.

Внимательно проанализировав законодательство о защите прав

несовершеннолетних, можно сделать вывод, что оно совершенствуется и

существенно обновляется.

Вступивший в действие 1 марта 1996 г. новый Семейный кодекс впервые

ввел нормы, касающиеся общих принципов осуществления и защиты семейных прав

(ст. 7 и 8). В отличие от ранее действующего семейного законодательства

Семейный кодекс предоставляет гражданам возможность самим решать, будут ли

они осуществлять и защищать свои семейные права и совершать для этого

необходимые действия, т.е. распоряжаться принадлежащими им семейными

правами по своему усмотрению. Только в особых случаях, когда в защите

семейных прав заинтересовано общество, инициатива осуществления и защиты

права члена семьи принадлежит прокурору или органу опеки и попечительства.

Вместе с тем распоряжение гражданами по своему усмотрению принадлежащими им

правами не абсолютно и часто ограничено законом. Такие ограничения вызваны

необходимостью защищать права детей, в т.ч., как это и прискорбно, и от

самих родителей.

К сожалению, многие родители не знают, что при воспитании детей у них

есть не только права, но и обязанности (гл.12 СК РФ).

Конечно же, основная роль в защите прав детей возложена на суды, но в

Семейном кодексе немало случаев, когда защита семейных прав осуществляется

в административном порядке. Такой порядок установлен, в частности, для

случаев защиты интересов несовершеннолетних детей, когда дети лишены

родительского попечения. Органы исполнительной власти г. Москвы и

федеральные органы должны организовывать учет детей, оставшихся без

попечения родителей, и оказывать содействие в устройстве детей в семьи

(ст.122 СК РФ). Должностные лица образовательных, лечебных и др. учреждений

обязаны сообщать органам опеки и попечительства о детях, оставшихся без

попечения родителей (ст. 122.,123 СК РФ). Определенные обязанности по

защите прав граждан возложены на органы записи актов гражданского состояния

при регистрации брака, других актов гражданского состояния. Защита

имущественных прав лиц, получающих алименты, возложена на администрацию по

месту работы лиц, обязанных выплачивать алименты (ст. 109,111,117 СК РФ).

Очень большая роль в защите прав членов семьи принадлежит органам

опеки и попечительства. Их правовое положение подробно регулируется ст. 31-

41 ГК РФ. Многие вопросы организации и деятельности этих органов

определяются Законом г.Москвы "Об организации работы по опеке и

попечительству в городе Москве". В Семейном кодексе содержится много ссылок

на обязанности органов опеки и попечительства по защите семейных прав и

интересов детей, оставшихся без попечения родителей, а также в случаях,

когда родители уклоняются от их воспитания, и защиты их интересов.

На органы опеки и попечительства возложено разрешение споров и

разногласий между родителями по воспитанию детей, а также споров между

родителями и детьми, опекуном ребенка и его несовершеннолетними родителями

и иными лицами. Органы опеки и попечительства могут предъявлять иски в суд

о лишении родителей родительских прав (ст.70 СК РФ), о взыскании алиментов

на содержание несовершеннолетних детей с их родителей (ст.80 СК РФ), об

отмене усыновления (ст.142 СК РФ) и в других случаях, не нуждаясь в

специальных полномочиях. Они выступают в защиту прав и интересов детей, в

том числе в суде, при разрешении споров, связанных с воспитанием детей.

Вместе с тем вопросы защиты прав несовершеннолетних отражены не

только в Семейном кодексе, но и в иных нормативных актах, в частности, в

Федеральном Законе "Об основах системы профилактики безнадзорности и

правонарушений несовершеннолетних".

Указанный закон, вступив в действие с 1.07.99 г., упорядочил

структуру органов системы профилактики, более конкретно определил их

компетенцию, установил, что приоритетом в работе с подростком является

защита его прав, констатировал, что данную функцию выполняют не только

органы опеки и попечительства, но и иные организации системы профилактики

правонарушений, дал понятия "беспризорность", "безнадзорность" и др.

Так, в соответствии со ст.1 закона безнадзорным признается

несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие

неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию,

обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных

представителей либо должностных лиц. Беспризорный - безнадзорный, не

имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Через Москву ежегодно мигрирует около 28000 беспризорных детей и

подростков. Основная масса их – 82-86% - самовольно ушедшие из дома из-за

жестокого с ними обращения, пьянства или наркомании родителей, сексуального

насилия и по многим иным причинам. Остальную часть беспризорных составляют

дети, оставшиеся без родителей в результате трагических обстоятельств (8-

9%), брошенные родителями в процессе совместной миграции (4-5%), сбежавшие

из спецучреждений (5-6%) и скрывающиеся от суда и следствия (0,5%).

Основную массу подростков-бродяг составляют мигранты из других

субъектов Российской Федерации (55%) и государств-участников СНГ (40%). И

только 5% приходится на жителей Москвы. Таким образом , исходя из понятий

Федерального закона и приведенной статистики, мы видим, что беспризорные

дети – это в основном дети – не москвичи[21].

Федеральный закон фактически разрушил имевшуюся систему выявления

беспризорников и проведения с ними профилактической работы, так как

запретил милиции, в т.ч. и Центру временной изоляции для несовершеннолетних

правонарушителей заниматься этой категорией детей.

Конечно же, Правительством Москвы приняты меры для ликвидации

упущений в этой сфере. Так в постановлении N522 от 4.07.2000 г. "О мерах по

реализации в Москве ФЗ "Об основах профилактики …." и распоряжении Премьера

Правительства Москвы N1223 – РМ от 22.11.2000 г. "О развитии сети

социальных приютов и других учреждений системы профилактики безнадзорности

и правонарушений несовершеннолетних на 2001-2003 гг." предусмотрено

создание в каждом административном округе приютов для иногородних детей, но

всем, наверное, ясно, что беспризорные дети нуждаются в помощи уже сейчас,

а не через 2 года.

Рассмотрев юридический аспект проблемы, попытаемся представить, что

значит определение "дети улиц". В широком смысле – это объединение двух

понятий.

1. "Уличный ребенок или уличная молодежь" – это любой

несовершеннолетний, для которого улица (в широком смысле слова, включающем

незанятые жилища, незаселенные места и т.д.) стала его или ее обычным

местопребыванием, а также тот, кто не имеет достаточной защиты"

(определение международной программы уличных детей).

2. Это также и дети, которые проводят большую часть дня на улицах, но

живут дома со своими семьями или близкими.

В настоящее время затруднено реальное решение проблем социальной

защиты (в широком смысле) детей и подростков, особенно носящих комплексный,

межведомственный характер. Существует значительный разрыв между теорией и

практикой: издается достаточно много методической литературы по

профилактической тематике, по социальной работе, около 10 вузов в Москве

готовят социальных работников, но практически в зачаточном состоянии на

территории Москвы находятся государственные социальные службы, работающие

с несовершеннолетними.

Так, имеется опыт уличной социальной работы общественной организации

– Фонда НАН на территории ЮЗАО г. Москвы, но это не стало еще частью

государственной системы профилактики и уличной социальной работы.

В этой связи еще более актуальным становится развитие программы "Дети

улиц" и ее подраздела "Ребенок на улице". В городском центре "Дети улиц"

ведется работа по внедрению положительного опыта общественных организаций

и разрабатывается проект "Уличная социальная работа" для "детей улиц" или,

говоря научно, для "социально дезадаптированных несовершеннолетних".

Социальный работник (и /или доброволец-волонтер, студент, практикант и

т.д.) становится посредником между нуждающимся в помощи несовершеннолетним

с его потребностями и обществом. Социальный работник устанавливает

доверительный контакт, доносит до "ребенка улицы" требования общества,

государства (например, не пить, учиться, жить с семьей и т.п.), с одной

стороны, и в то же время делает доступным для "ребенка улицы" услуги

профилактического характера, доступность которых обеспечивает

восстановление его прав, показывая, таким образом, заинтересованность

общества, государства в его судьбе.

Социальный работник выступает в двух ролях: представляет и отстаивает

интересы и права "ребенка улицы" и является координатором деятельности

профилактических служб.

Важными аспектами в организации государственной службы уличной

социальной работы являются сознательное участие и сотрудничество

представителей различных ведомств, изменение усилий этих ведомств от

репрессивных и карательных действий к уважительному отношению к личности

ребенка, его правам и предоставлению доступных услуг по выбору.

Социальный работник выступает, с одной стороны, в роли представителя

интересов и потребностей ребенка, с другой стороны - представителем

существующих ресурсов территории, тем самым, социальный работник способен

влиять на преобразование существующей социальной инфраструктуры.

Главным вопросом при организации социальной службы является выделение

целевой группы подростков, понимание круга проблем, с которыми работает

социальный работник. В настоящее время появляется множество различных

вариантов специализации социальных работников социальных служб. Они

разделяются по ведомственному признаку (школьный социальный педагог,

социальный работник в медицине и т.д.), по возрасту, по "симптому"

поведения, с которым и работает социальный работник (наркозависимость,

беспризорность и т.д.). Исходя из существующего опыта организации уличной

социальной службы, как отечественной, так и зарубежной, специалисты ГЦ

"Дети улиц" и привлеченные волонтеры из Благотворительного фонда "Дети

улиц" считают целесообразным максимально использовать возможности

существующей инфраструктуры территорий (районов) и профильных ведомств.

Однако сама работа специалистов профилактической сферы строится из

уважения к правам ребенка, соблюдения единства прав и обязанностей,

необходимости воспитания законопослушания; ответственности за свое

поведение; формирования четких установок на неприятие таких явлений, как

преступность, наркомания; развития психологических навыков: противостояние

групповому давлению, выхода из конфликтных ситуаций, умения сделать

правильный выбор в сложной ситуации, отказа от употребления наркотиков или

участия в противоправных действиях; тем самым поддерживая ребенка в сложной

ситуации, предотвращая его разрыв с семьей.

На этих принципах строится работа межрайонного Центра "Дети улиц"

Северного административного округа, открытие которого состоялось в марте

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.