рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Административное задержание по новому КоАП РФ

Административное задержание по новому КоАП РФ

Оглавление

Введение 4

1. Правовые основы административного задержания. 6

1.1. Понятие административного задержания 6

1.2. Отграничение административного задержания от уголовно-

процессуального задержания, особенности, связанные с административным

задержанием. 9

1.3. Органы, правомочные осуществлять административное задержание,

превентивные процессуальные административные задержания. 17

2. Отдельные виды административного задержания 19

2.1. Помещение в медицинский вытрезвитель. 19

2.2. Задержание лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством.

25

2.3 Административное задержание на таможне. 50

3. Права и обязанности задержанного, прокурорский надзор. 54

Заключение 65

Библиография 73

Введение

Административное задержание – это наиболее распространенное

процессуальное действие, с которого, очень часто начинаются все самые

серьезные неприятности и испытания, связанные с нашими правоохранительными

органами, в особенности – с милицией. Вообще, это понятие может быть

применено только к гражданам с 16-тилетнего возраста, т.к. само по себе

административное задержание не существует, а является лишь мерой

обеспечения рассмотрения дела об административном проступке. А

ответственность за него наступает с 16 лет. С принятием нового КоАП

ихзменились и условия административного задержания, также претерпел

изменения круг лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание

– этим проблемам будут посвящены отдельные разделы данной работы. Кроме

того в работе будут рассмотреные частные вопросы административного

помещения в медицинский вытрезвитель и задержания на таможне, а также

многие другие проблемы, которые являются актульаными пожалуй для каждого

гражданина нашей страны, а не только для юристов, занимающихся теорией и

практикующих в области административного права.

Объект исследования – правовые отношения по поводу административного

задержания граждан. Предмет исследования – процедура административного

задержания.

Цель исследования – определит порядок и особенности административного

задержания с учетом изменившегося законодательства.

Задачи, решаемые в работе:

- Рассмотреть и определить понятие административного задержания.

- Определить отграничение административного задержания от уголовно-

процессуального задержания, особенности, связанные с административным

задержанием.

- Охарактеризовать органы, правомочные осуществлять административное

задержание, привентивные процессуальные административные задержания.

- Рассмотреть особенности отдельных видов административного

задержания: помещения в медицинский вытрезвитель, задержания лиц,

занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, административное

задержание на таможне.

- Охарактеризовать права и обязанности задержанного, прокурорский

надзор за административным задержанием.

Для написания работы использовались международные нормативные акты,

нормативные акты РФ, судебная практика, учебная и специальная литература,

монографии, публикации из периодических изданий.

Первая глава работы посвящена анализу понятия «административное

задержание» и его особенностей. Во второй главе работы рассмотрены

отдельные виды административных задержаний. В третьей главе рассмотрены

вопросы прав задержанного и надзора за задержанием.

1. Правовые основы административного задержания.

1.1. Понятие административного задержания

Административное задержание – это наиболее распространенное

процессуальное действие, с которого, очень часто начинаются все самые

серьезные неприятности и испытания, связанные с нашими правоохранительными

органами, в особенности – с милицией. Вообще, это понятие может быть

применено только к гражданам с 16-тилетнего возраста, т.к. само по себе

административное задержание не существует, а является лишь мерой

обеспечения рассмотрения дела об административном проступке. А

ответственность за него наступает с 16 лет.

Общим основанием административного задержания служит административный

проступок.

Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на

государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы

граждан, на установленный порядок управления, противоправное, виновное

(умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое

законодательством предусмотрена административная ответственность[1].

Следовательно, можно сделать вывод : задержание может иметь только (!)

при наличии административного правонарушения, что никакое лицо не может

быть подвергнуто административному задержанию, если это лицо не совершило

административного правонарушения. Никакие иные доводы не могут являться

основанием для административного задержания – ни отсутствие паспорта, ни

национальность гражданина(!!!)

Помимо общей предпосылки (совершения проступка) для задержания

необходимо одно из следующих условий (дополнительных):

- наличие серьезных оснований предполагать, что активные противоправные

действия будут продолжаться, что правонарушитель может причинить ущерб

общественным интересам, другим гражданам, себе;

- отсутствие возможности составить протокол о проступке и иные документы

непосредственно на месте (личность виновного не установлена, нужно

провести медицинское обследование и т.д.);

- отказ уплатить штраф на месте или расписаться в квитанционной книжке и

указать свой адрес, если отсутствуют свидетели, которые могут сообщить

необходимые данные о нарушителе[2].

Предположим такую ситуацию : гражданин нарушил правила ПДД как

пешеход, отказывается платить штраф, в связи с этим работник милиции решает

подвергнуть его административному задержанию, при этом гражданин предъявил

ему свой паспорт. Согласно КоАП будет не прав сотрудник милиции, так как

личность установлена, составить протокол на месте не составляет большого

труда, поэтому задержание будет нарушением закона.

КоАП устанавливает общий срок административного задержания – не более

3-х часов, допуская из этого ряд исключений :

- задержание до рассмотрения дела судьей или начальником ОВД лица,

совершившие :

-мелкое хулиганство;

-нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов и т.д.;

-неповиновение законному требованию работнику милиции, иному

уполномоченному лицу;

-находящихся в состоянии опьянения;

-задержание нарушителей пограничного режима и т.д[3].

Административному задержанию не подлежат иностранные граждане,

пользующиеся дипломатической неприкосновенностью. Как правило,

административное задержание не применяется к военнослужащим и сотрудникам

органов внутренних дел, а также к депутатам всех звеньев Советов, судьям и

прокурорам.

Итак, задержание прямо ограничивает основное право человека и

гражданина – его свободу, оно грубо попирает это право, непозволительно

унижая личность задержанного, если производится с нарушением закона.

Рассмотрим определение Судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ по

конкретному делу[4]. По этому делу Ростовским областным судом был оправдан

гражданин по статье «применение насилия в отношении представителей

власти». Как было установлено, гражданин находился с родственниками в

легкой степени опьянения на ж\д станции, когда к ним подошли работники

милиции и потребовали предъявить документы, которых у них не оказалось. По

мотиву отсутствия документов сотрудники милиции предложили супругам пройти

с ними в дежурную часть и, несмотря на просьбы родственников и гражданина,

повели последнего за собой. В ответ на просьбу брата гражданина работник

милиции замахнутся дубинкой, в ответ на что гражданин повалил милиционера и

удерживал его, пока второй милиционер не надел на гражданина наручники.

Судебная коллегия отметила, что, хотя гражданин и находился в легкой

степени алкогольного опьянения, однако ни он, ни кто-либо из его

родственников правонарушений не совершал. Работники же милиции в нарушение

положений ст.11 Закона РФ «О милиции», в которой дан исчерпывающий перечень

оснований для проверки документов, потребовали от гражданина и его

родственников предъявить удостоверения личности, а затем пройти с ними в

отдел внутренних дел. Гражданин повалил милиционера только после того, как

тот замахнулся дубинкой. Ответственность же за применение насилия в

отношении представителя власти, отметила далее Коллегия, наступает тогда,

когда насилие является противодействием законной деятельности представителя

власти, в том числе работника милиции, по охране общественного порядка.

1.2. Отграничение административного задержания от уголовно-

процессуального задержания, особенности, связанные с административным

задержанием.

Задержание по уголовно-процессуальному праву - мера уголовно-

процессуального принуждения, близко примыкающая по характеру

ограничений, которым подвергается личность, к мере пресечения в виде

заключения под стражу. По существу - это кратковременное лишение свободы

подозреваемого В силу неотложности задержания закон не требует для

его применения санкции, прокурора или решения суда. В то же время

закон устанавливает ряд гарантий законности и обоснованности

осуществления этой меры принуждения, четко регламентируя условия,

основания, мотивы и сроки ее применения.

Правила производства задержания закреплены в УПК, а также в Положении

о порядке кратковременного задержания лиц, подозреваемых в совершении

преступления. Производство задержания допустимо лишь при

определенных условиях и по основаниям, указанным в законе.

Задержание может быть применено только к лицу, подозреваемому

в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде

лишения свободы.

Только орган дознания, следователь и прокурор правомочны решить

вопрос

о задержании лица.

Под основаниями задержания понимают фактические данные,

позволяющие подозревать лицо в совершении преступления, а именно:

1) когда лицо застигнуто при совершении преступления или

непосредственно после его совершения:

2) когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное

лицо как на совершившее преступление:

3) когда на подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилище

будут обнаружены явные следы преступления.

При наличии "иных данных", дающих основание подозревать лицо

в совершении преступления, оно может быть задержано лишь в случаях,

если покушалось на побег, не имеет постоянного места жительства

или не установлена личность подозреваемого. Под "иными данными" следует

понимать доказательства, полученные в ходе производства по делу и

достаточные для подозрения лица в совершении преступления. К таким

данным, например, относятся показания свидетелей и потерпевших, не

являющихся очевидцами, о сходстве подозреваемого по приметам с

разыскиваемым преступником и т. п.

Поскольку иные данные менее определенны, чем указанные в п. 1, 2,3 ч.

1 ст. 122 УПК, закон связывает допустимость задержания по ним с

наличием определенных условий: покушением на. побег, отсутствием

постоянного места жительства, не установлением личности подозреваемого.

Эти условия делают необходимым производство задержания, т. к. придают ему

неотложный характер и усиливают степень вероятности данных о причастности

лица к преступлению.

Закон говорит о праве органа дознания и следователя задержать

лицо, если есть установленные законом условия и основания. Чтобы

право на задержание превратилось в обязанность, налицо должны

быть мотивы, обусловливающие его необходимость в данном конкретном

случае. Мотивы задержания определяются теми целями, которые

преследует эта мера процессуального принуждения.

Положение о порядке кратковременного задержания (ст. 1) называет

в качестве целей задержания выяснение причастности задержанного к

преступлению и разрешение вопроса о применении меры пресечения в виде

заключения под стражу. Такими целями могут быть также воспрепятствование

подозреваемому продолжать преступную деятельность, скрыться от следствия

и суда, помешать установлению истины.

Во всяком случае задержание должно быть оформлено протоколом. В

нем излагаются основания и мотивы задержания, день и час, год и месяц,

место задержания, объяснения задержанного и время составления протокола.

Протокол подписывается лицом, его составившим, и задержанным (ст. 122 УПК).

Протокол задержания, составленный в милиции или другом органе

дознания, должен быть утвержден начальником органа, так как закон только

его наделяет правом произвести задержание.

Положение о порядке кратковременного задержания предусматривает

в качестве правового основания задержания и помещения задержанного в

камеру для задержанных кроме протокола также постановление следователя

или органа дознания (ст. 3, 6). Постановление о задержании выносится, если

основания к задержанию выявляются в ходе расследования дела.

В соответствии с ч. 2 ст. 48 Конституции РФ и ст. 47 УПК с

момента объявления подозреваемому протокола задержания, но не позднее

24 часов с момента задержания, к участию в деле допускается защитник.

Если при задержании необходимо произвести личный обыск

подозреваемого, его производство не требует вынесения постановления и

санкции прокурора.

Срок задержания исчисляется с момента доставления лица,

подозреваемого в совершении преступления, в орган дознания или к

следователю, поэтому важно, чтобы в протоколе указывалось время

доставления лица в орган дознания или к следователю. Если задержание

производится на основании постановления органа дознания или следователя,

то срок задержания исчисляется с момента фактического задержания лица (ст.

3 Положения).

О всяком случае задержания лица орган дознания или следователь

обязаны в течение 24 часов сделать письменное сообщение прокурору, а

последний в течение 48 часов с момента получения извещения обязан дать

санкцию на заключение под стражу либо освободить задержанного.

Следовательно, срок задержания не может превышать 72 часов.

Орган дознания (следователь) обязан уведомить о

задержании подозреваемого его семью, если известно место ее

жительства. Если лицо задержано по подозрению в совершении тяжкого

преступления, уведомление семьи производится в случае, если это не

воспрепятствует установлению истины.

Цель административного задержания как меры обеспечения производства по

делу об административном правонарушении - установление личности

правонарушителя, составление протокола об административном правонарушении,

когда его составление является обязательным, но на месте составить протокол

невозможно[5]. Основанием применения административного задержания является

только совершение лицом административного правонарушения.

Не подлежат административному задержанию иностранные граждане,

пользующиеся дипломатическим иммунитетом и предъявившие в подтверждение

этого соответствующий документ (дипломатический паспорт, дипломатическую

или консульскую карточку и т.д.).

В соответствии с Законом РФ от 26 июня 1992 г. "О статусе судей

Российской Федерации" не могут быть подвергнуты задержанию судьи. Пункт 5

ст.16 названного Закона устанавливает: "Судья не может быть в каком бы то

ни было случае задержан, а равно принудительно доставлен в какой бы то ни

было государственный орган в порядке производства по делам об

административных правонарушениях". Аналогичное положение о недопустимости

задержания прокурора и следователя содержится в п.2 ст.42 Федерального

закона от 17 ноября 1995 г. "О прокуратуре Российской Федерации".

Как правило, не применяется административное задержание к

военнослужащим. В случае совершения ими серьезного административного

правонарушения в общественном месте, где нет военных патрулей, они могут

быть задержаны и немедленно вместе с материалами о правонарушении переданы

военным комендантам, командирам воинских частей, военным комиссарам.

Действующее законодательство предусматривает особенности задержания

несовершеннолетних, совершивших административное правонарушение. Они

доставляются в центры временной изоляции для несовершеннолетних

правонарушителей органов внутренних дел, которые обеспечивают

круглосуточный прием и временное содержание несовершеннолетних

правонарушителей в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения

повторных правонарушений. В центры могут быть помещены несовершеннолетние,

совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность, в

случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места

жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта РФ,

где ими было совершено правонарушение[6].

КоАП содержит перечень лиц, уполномоченных в пределах установленной

компетенции осуществлять административное задержание. К ним относятся:

должностные лица органов внутренних дел, старшее в месте расположения

охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны или

вневедомственной охраны при органах внутренних дел, военнослужащие

внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, должностные лица военной

автомобильной инспекции, военнослужащие органов и войск пограничной службы,

должностные лица федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов,

военнослужащие и должностные лица уголовно-исполнительной системы.

В связи с тем, что административное задержание представляет собой

кратковременное ограничение свободы, то признание, соблюдение и защита прав

и свобод человека и гражданина при применении данной меры - обязанность

государственных органов и должностных лиц. Это означает, что никто не может

быть подвергнут задержанию, кроме случаев, предусмотренных законом.

Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности,

предусмотренные КоАП, о чем делается соответствующая запись в протоколе об

административном задержании. Он может обжаловать административное

задержание в вышестоящий орган или прокурору. Лица, применившие данную

меру, обязаны предоставить задержанному возможность обратиться с жалобой

как в устной, так и в письменной форме.

Важным процессуальным действием при задержании является составление

протокола. В протоколе указываются дата и место его составления, должность,

фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном

лице, время, место и мотивы задержания. В протокол могут также вноситься

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.