рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Административная юстиция (шпаргалка)

процесс вообще и каждый вид процесса -гражданский, уголовный и

административный - представляют собой деятельность государственно -

властных органов Ценность такого представления в том, что она подчеркивает

публичные начала процесса Однако следование ей приведет к выводу , что

действия обвиняемого, лица, привлекаемого к административной

ответственности, защитника, эксперта стороны по гражданскому делу как будто

не входят в содержание процесса Но можно ли представить процесс, в котором

эти лица не выполняют активных действий, а являются лишь объектами действий

других ? Такая картина не соответствует фактическому положению дел и

умаляет права участников процесса Не вызывает сомнений, что в процессе

реализуется правовой статус его участников Именно поэтому в содержание

процесса следует включать действия не только государственных органов, но и

иных участников процесса Многие ученые сводят содержание процесса к

складывающимся в результате деятельности его участников процессуальным

отношениям С этим трудно согласиться, т к в процессе исчезает его движущая

пружина, процесс развивается как бы сам из себя Подобная теория (процесс

как юридическое отношение) была известна дореволюционной русской

процессуальной науке, но подверглась заслуженной критике Таким образом

правоотношение - это не содержание, а форма процесса, а его содержание -

деятельность органов государства, действия участников

В-третьих, процесс это всегда деятельность по совершению операций с нормами

права, те при помощи специальных юридических правил процессуальных норм

можно установить юридический состав, установить, например, факт наличия

либо отсутствия преступления или административного правонарушения Можно

сказать, что юридический процесс - это всегда разбирательство, рассмотрение

определенного юридического дела Обычно в качестве юридического дела

рассматривают либо правонарушение, либо спор о праве Юридическая природа

таких дел состоит в том, что они предусмотрены законом и влекут

определенные юридические последствия Например, в соответствии со ст 2 КоАП

РФ под административным правонарушением следует понимать противоправное,

виновное действие или бездействие, которое посягает на охраняемые законом

объекты и влечет наступление административной ответственности

В-четвертых, результатом процессуальной деятельности является юридически

властное решение, которое обязательно оформляется в соответствующих

процессуальных документах К их числу относятся приговоры, решения суда,

различного рода постановления и определения судьи, следователя ,

дознавателя и тд Эти процессуальные документы без которых не бывает

юридического процесса, они выполняют роль своеобразных юридических фактов,

определяющих динамику юридического процесса, движение развитие рассмотрения

дела с момента его поступления в производство юрисдикционных органов до

окончательного установления юридических последствий

В-пятых, юридическому процессу присуще наличие последовательно сменяющихся

стадий Стадии не просто следуют одна за другой - в каждой из них при

определенных условиях может быть проведена проверка правильности действий

совершенных в предыдущей стадии Так, в судебном заседании обязательно

анализируется законность и обоснованность возбуждения судопроизводства

Следует помнить, что в каждой стадии юридического процесса обязательны

следующие компоненты

а) относительно самостоятельная задача, на решение которой направлены

действия, объединяемые в той или иной стадии ,

б) специфический состав действий,

в) юридические документы , в которых отражаются и закрепляются итоги

совершенных в данной стадии юридических действий

Таковы особенности юридического процесса

Рассмотрим виды правоприменительного юридического процесса по отраслевому

признаку Традиционно в системе российского права выделяли две

процессуальные отрасли гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное

право, регулирующие соответственно гражданское и уголовное судопроизводство

Эти отрасли были вами уже изучены Еще в 1949 году проф С С Студеникин

обосновал существование административно-процессуального права Многие ученые

соглашались с тем, что рассмотрение судами дел об административных

правонарушениях, дел, вытекающих из административно-правовых отношений,

является административным судопроизводством Однако утверждалось, что сфера

применения административно-процессуальны норм еще недостаточна, кроме того

законодательные акты 80-х предусматривали осуществление правосудия только

путем рассмотрения судами гражданских и уголовных дел Таким образом не

оставалось места ни для административно-процессуального права ни для

административного судопроизводства Об этом писали авторы монографии

"Проблемы судебного права" Причем, ученые обосновано утверждали, что

рассмотрение судом в публичных заседаниях дел по жалобам граждан или

организаций на нарушение их прав государственным органом или должностным

лицом является осуществлением правосудия и ничем иным Сегодня изменилась

законодательная база, Конституцией закреплено, что административное

судопроизводство -одно из средств осуществления судебной власти в России К

сожалению до настоящего времени административно-процессуальное право

продолжает оставаться "формирующейся отраслью"

Еще одним видом юридического процесса является конституционное

судопроизводство Проф Витрук Николай Васильевич рассматривал судебный

конституционный процесс как самостоятельную подотрасль конституционного

правосудия, направленную на обеспечение реализации компетенции

конституционного суда Ученый придерживается не бесспорной точки зрения о

том, что конституционное правосудие как отрасль права делится на две

подотрасли судебное конституционное право и судебный конституционный

процесс Первая представляет собой систему норм права, устанавливающих

статус конституционного суда и статус его судей ( способ формирования,

компетенция и т д) , вторая представляет собой систему норм права,

регулирующих процедуру рассмотрения дел в конституционном суде

Представляется однако, что такое деление несколько искусственно и вполне

может быть охвачено одним понятием конституционного процесса Таковы виды

юридического процесса Остановимся подробнее на административном процессе

7. Понятие административного процесса как вида юридического процесса

Вопрос о сущности административного процесса представляется одним из самых

дискуссионных в юридической литературе и в законодательном плане Это

связано и с объемностью административно-правового массива, и с

неразвитостью законодательства в этой сфере Следует признать, что в целом

проблема административного процесса до сих пор у нас полностью не разрешена

ни в теоретическом ни в законодательном плане Об этом, в частности

свидетельствует тот факт, что начиная с 60 - х годов ведется

непрекращающаяся дискуссия по этому поводу В результате сложилось два

подхода к ее решению, причем оба они имеют право на существование

1 Административный процесс рассматривается как порядок разрешения

индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления

государства Это означает, что под понятие административного процесса

подпадает совокупность всех действий, совершаемых органами управления

(должностными лицами) для реализации возложенных на них задач и функций В

таком понимании административный процесс трактуется в качестве самой

государственно-управленческой деятельности во всем многообразии ее

практических проявлений Именно поэтому административный вопрос считается

специальным способом осуществления исполнительной власти Уголовный и

гражданские процессы рассматриваются как формы реализации1 правосудия

Несмотря на то,ч то деятельность органов исполнительной власти упорядочена

и регламентирована соответствующими процедурами, ее трудно признать

административным процессом (напр Лицензирование - упорядоченная

деятельность) Сторонники этой концепции - проф Сорокин, проф Горшенев, проф

Бахрах, проф Лунев А Е

Высказывание последнего наиболее ярко характеризуют эту концепцию

"Административный процесс всегда имеет место там, где осуществляется

деятельность исполнительных и распорядительных органов. Эта точка зрения

связана , на мой взгляд, прежде всего с тем, что административный процесс

рассматривался как способ реализации такой формы деятельности государства

как государственное управление В то время как уголовный и гражданский

процессы рассматривались как способ реализации правосудия как формы

деятельности государства В настоящее время изменилась законодательная база,

что делает необходимым корректировку рассмотренной позиции Действующее

российское законодательство не содержит основы для того чтобы можно было

руководствоваться столь широким пониманием административного процесса Речь

может идти лишь о частичных вариантах регламентации тех или иных

управленческих действий Практически речь идет о различного рода

административных процедурах и соответствующих им административно-

процедурных правилах Н Г Салищева в своей работе "Административный процесс

в СССР" отмечала, что регламентация осуществления органами государственного

управления возложенных на них прав и обязанностей охватывается понятием

административного производства ( а не процесса , как считают сторонники

"широкого" подхода к пониманию сущности административного процесса) По сути

позиция Салищевой представляется верной Единственное, на что хотелось бы

обратить внимание - это на термин "производство" Законодательная практика

рассматривает процесс как понятие более широкое, чем производство Так, в

соответствии с гражданско-процессуальным кодексом гражданский процесс

складывается из искового производства ст 113-230, производства по делам,

возникающим из административно-правовых отношений ст 231-244, особого

производства ст 245-281 Уголовно-процессуальный кодекс также дает основания

выделять в уголовном процессе производства в суде первой инстанции,

производство в кассационной, надзорной инстанциях Отсюда следует, что для

большей ясности регламентацию любых управленческих действий следует

рассматривать именно как административную процедуру (порядок) Так, в

административном порядке осуществляется в предусмотренных случаях

Государственное лицензирование отдельных видов деятельности Лицензия

является официальным документом, который разрешает осуществление

юридическими и физическими лицами указанного в нем вида деятельности

Понятно, что весьма важно иметь тщательную регламентацию процедуры

получения лицензии Но это не дает оснований именовать ее административным

процессом Исполнительные органы осуществляют некоторое регистрационное

функции Важность этой процедуры очевидна предприятие создано с момента его

государственной регистрации, право собственности на недвижимое имущество

возникает только с момента регистрации Все эти варианты деятельности можно

охарактеризовать как организационно-процедурные, но не процессуальные Они

служат целям организации повседневной работы исполнительного аппарата, т е

происходит правоприменение в позитивном смысле Т е нельзя согласиться с

этим подходом

2 Существует и иное понимание административного процесса Оно базируется на

традиционно сложившихся взглядах на процессуальную деятельность как на

чисто юрисдикиционную Впервые эта концепция прозвучала в работе НГ

Салищевой "Административная юстиция в СССР" в 1964 году Именно она впервые

определила, что административный процесс - это рассмотрение споров,

возникающих при разрешении индивидуальных дел, а также применение мер

принуждения Совершенно обоснованно было отмечено, что едва ли правильно

распространять рамки действия процессуальных норм на "нормальную",

"позитивную" деятельность администрации, а следовательно на порядок

разрешения всех без исключения индивидуальных дел (именно так происходит

при ином понимании сущности адм. процесса) Так называемое "узкое" понимание

административного процесса аналогично содержанию "понятий уголовный и

гражданский процесс" В данном случае за основу берется осуществление

правоохранительной функции Процесс при этом отождествляется с

осуществлением правосудия по гражданским, уголовным, административным делам

Попробуем выделить некоторые основные черты административного процесса.

1 Так же как и любой юридический процесс , адм процесс представляет собой

государственно-властную деятельность Наиболее ярко это проявляется тогда,

когда спор между участниками административных правоотношений

рассматривается в порядке

административного судопроизводства - реализуется судебная власть как одна

их форм деятельности государства

2 Административный процесс - динамическое понятие, содержание которого

включает деятельность государственных органов и иных участников процесса,

последовательно проходящую определенные этапы

3 Административный процесс - метод разрешения спора между участниками

административных правоотношений, причем бремя доказывания в этом споре

лежит на властной стороне

4 Административный процесс представляет собой деятельность по совершению

операций с нормами права Причем в качестве объекта таких операций выступают

одновременно нормы материального и процессуального права

5 Административный процесс представляет собой деятельность, результаты

которой обязательно оформляются в соответствующих процессуальных документах

В качестве примера можно привести протокол о совершении адм правонарушения,

решение о привлечении к адм ответственности и применении мер адм взыскания

, решение судьи по жалобе и т д

Подведем итог Оба варианта определения сущности адм процесса имеют сходные

черты индивидуальный характер дел, их регламентация нередко в одном

нормативно-правовом акте (например, Указом Президиума Верховного Совета

СССР "О порядке рассмотрения, предложений, заявлений и жалоб граждан" от 4

марта 1980 г установлен единый порядок рассмотрения, предложений, заявлений

и жалоб граждан, хотя административно-правовой спор имеется лишь в

последнем случае, т е когда гражданином обжалуется незаконное действие

администрации) и т п Однако имеются и существенные различия в содержании

процесса, понимаемом как правоприменение в позитивном смысле и

юрисдикционном процессе Во-первых, как административно-процессуальная

рассматривается деятельность не

связанная с необходимостью рассмотрения и разрешения административно-

правового спора, Либо эта деятельность обязательно связывается с

возникающей в сфере государственного управления спорной ситуацией Нельзя

относить к административно-процессуальной деятельности правоохранительные

действия если их предмет не составляет конкретный административно-правовой

спор

'Во-вторых, при юрисдикционном административном процессе дается правовая

оценка поведения сторон возникшего спора В то время как при административно-

процедурной деятельности правовая оценка является условием удовлетворения

соответствующих ходатайств ( выдача лицензии) либо вообще отсутствовать

(подготовка управленческого решения)

В-третьих, при осуществлении административной юрисдикции принуждение

-возможный результат разрешения административно-правового спора

Административные процедуры лишены этого признака

Сформулируем на основании изученных признаков определение административного

процесса в "узком" смысле, на который будем опираться в ходе дальнейшего

изучения курса

I Административный процесс - это урегулированная нормами административно-

процессуального права деятельность государственных органов и иных

участников процесса, направленная на разрешение возникшего административно-

правового спора и применения к виновной стороне мер административной или

иной юридической ответственности

8. Административная юрисдикция

С юрисдикционной деятельностью связывают чаще всего правосудие, а также

именно с административно юридсдикционной деятельностью деятельность органов

государственного управления по разрешению правовых конфликтов Причем

трактовка понятия юрисдикция получала каждый раз отраслевую окраску в

зависимости от предмета рассмотрения (уголовно-правовая, гражданско-

правовая, административная и тд) Естественно, рассмотрение уголовных дел

судом имеет свои особенности, юрисдикционная деятельность арбитражных судов

- иные специфические признаки Но всех их объединяет одно - юрисдикционный

способ охраны общественных отношений, заключающийся в рассмотрении

компетентным органом

юридического дела по существу и принятие по нему государственно-властного

решения Возникает вопрос к какому из видов государственной деятельности

относится юрисдикция ? Разрешение правовых конфликтов традиционно

связывается с судебной деятельностью, с

правосудием, Эго вполне обоснованно, поскольку действующее законодательство

возлагает на суды осуществление юрисдикции по определенным категориям дел

Правосудие, безусловно, является наиболее совершенным способом

юрисдикционной защиты интересов государства, личности Однако действующее

законодательство предоставляет юрисдикционные полномочия и другим субъектам

- органам государственного управления В соответствии с КоАП РФ значительное

число государственных органа получили право осуществлять юрисдикцию Следует

согласиться с определением понятия "юрисдикция", данное АП Шергиным, в

соответствии с которым юрисдикция, равно как и правоприменение в целом,

представляет собой деятельность, содержание которой являются сбор,

исследование и оценка информации и принятие решения Компетентный орган

устанавливает прежде всего факты, имеющие юридическое значение ( совершение

определенного правонарушения, невыполнение юридической обязанности и т д)

Причем в юрисдикционном процессе установление данных фактов является не

только правом, но и обязанностью органа, рассматривающего дело по существу

Аналогичные нормы имеются в нормативных актах, регулирующих порядок

осуществления гражданско-правовой и уголовно-правовой юрисдикции Неполнота

исследования фактов, входящих в предмет доказывания по делу, влечет отмену

принятого на основе такого исследования решения Исследованию и оценке

подлежат не только обстоятельства дела, его решение невозможно без

соответствующей нормативной основы Такие действия, получившие наименование

правовой квалификации , являются обязательным элементом правоприменения в

юрисдикционной деятельности Для разрешения юридического дела недостаточно

констатации наличия или отсутствия события (правонарушения, спора),

требующего юрисдикционного вмешательства Необходимо принятие решения по

делу юрисдикционного акта, который обоснованно рассматривается учеными в

качестве одного из самостоятельных видов правоприменительных актов

Отличительной особенностью данного акта является то, что посредством его

реализуется принудительное воздействие права на участников общественных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.