рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Социально-политический анализ Военной доктрины Российской Федерации

Социально-политический анализ Военной доктрины Российской Федерации

ВОЕННАЯ АКАДЕМИЯ

имени

ПЕТРА ВЕЛИКОГО

КАФЕДРА

№ 05

Реферат

По дисциплине: ПОЛИТОЛОГИЯ

Тема:

Социально-политический анализ Военной доктрины Российской Федерации

Выполнил:

курсант 541-7 учебного отделения Лобан О.А.

Содержание:

Введение

1. Основные концепции науки о стратегических ядерных вооружениях

2. Ключевые “виды” безопасности для России

3. Сдерживающие функции ядерных сил

1. Сдерживание ядерного нападения

2. Сдерживание применения химического бактериологического и других

видов оружия массового поражения

3. Сдерживание широкомасштабной агрессии

4. Сдерживание локальных (региональных) войн и конфликтов

5. Сдерживание распространения ядерного оружия и других видов оружия

массового уничтожения

6. Сдерживание (ослабление) политического давления на Россию

7. Сдерживание от конфронтации, силового противостояния и возврата к

гонке вооружений

4. Механизм реализации сдерживающей функции ядерных сил

Вместо заключения

Литература:

Москва

2001

Введение

Введенная в действие Указом В. В. Путина от 21 апреля с.г.

Военная доктрина Российской Федерации является документом переходного

периода становления в России демократического общества. В ней учтена

сложившаяся на настоящий период расстановка сил в мире, положение в

стране и ее вооруженных силах. Компактный по своим размерам документ

лишен излишней политизированности, реален по поставленным целям и

средствам их достижения. Принятые ранее "Основные положения Военной

доктрины" (1993г.), "Основные направления военного строительства в

Российской Федерации" (1995г), "Замысел реформирования ВС и Концепция

строительства ВС" (1997г), "Основы государственной политики РФ по

военному строительству" (1998 г) регламентировали лишь отдельные

аспекты этой деятельности государства.

Большое влияние на разработку этого документа оказали попытки США

изменить структуру международной безопасности, навязываемая

американцами модель однополюсного мира, проявляющиеся намерения

Вашингтона обойти существующие договоренности в области разоружения и

сокращения вооружений, в первую очередь Договор по ПРО, стремление НАТО

решать сложные политические проблемы с применением силы, игнорируя

действующие структуры безопасности и поддержания стабильности, в

частности ООН и ОБСЕ. Четкий отпечаток на доктрину наложило то

обстоятельство, что она создавалась в период определенного обострения

напряженности между Россией и НАТО в связи с событиями вокруг

Югославии, а также на фоне внутреннего вооруженного конфликта в нашей

стране на Северном Кавказе.

Главной политической направленностью новой Военной доктрины России

является последовательная приверженность миру, приоритет политических,

дипломатических и других не силовых средств предупреждения и разрешения

кризисов и конфликтов, равноправное взаимовыгодное добрососедское

сотрудничество. Все государства мира, за исключением вынашивающих и

реализующих агрессивные планы против России или ее союзников,

рассматриваются в качестве партнеров Российской Федерации.

Принципиальным отличием российской военной доктрины от

соответствующих директивных документов США и НАТО является то, что в

качестве сферы наших жизненных интересов не рассматривается весь мир.

Вместе с тем в Военной доктрине четко заявлена готовность России

отстаивать весь спектр своих национальных интересов и обеспечивать не

только собственную безопасность, но и безопасность союзных государств.

В достижении этой цели акцент делается на потенциале сдерживания.

Военная доктрина подтверждает, что международное военное, военно-

политическое и военно-техническое сотрудничество является прерогативой

государства. Иностранные эксперты обращают внимание на то, что в

соответствии с реальными возможностями страны российская армия способна

вести сегодня локальные боевые действия или участвовать в региональной

войне единовременно только на одном театре военных действий. Вместе с

тем они подчеркивают, что новую Военную доктрину Российской Федерации

отличает от подобных предыдущих документов реалистичный подход к оценке

угроз, к объемам задач и способам применения национальных вооруженных

сил.

Выступая на заседании Совета безопасности, посвященном вопросу о

будущем российской армии Президент России В. В. Путин особо

подчеркнул, что структура Вооруженных сил должна точно соответствовать

тем угрозам, с которыми сталкивается и будет сталкиваться Россия в

ближайшей исторической перспективе. Если рассматривать совокупный

боевой потенциал Вооруженных сил России, который должен обеспечивать

эффективное решение задачи парирования (сдерживания) угроз силовыми

методами, то на долю стратегических ядерных сил приходится весьма

существенная его часть в силу исключительно высокой и многофакторной

поражающей способности ядерного оружия. Но следует также отметить, что

и стоят ядерные силы немало.

Не оспаривая тезис о том, что ядерное оружие - вещь серьезная,

целесообразно провести социально-политический анализ этих аспектов,

нашедших отражение в "Военной доктрина Российской Федерации".

Ответ на вопрос "Что есть ядерный щит России?" получить

практически невозможно. Ведь официально приводимые цифры невысоких

затрат, процентов, идущих на "ядерный щит", доверия не внушают,

поскольку даже если судить только по косвенным признакам, то из всех

видов и родов войск лишь РВСН бодро и регулярно рапортуют

общественности не только о проведении испытаний новых комплексов, но и

приеме их на вооружение. Все остальные лишь констатируют факт старения

парка вооружений и техники и сетуют на нехватку средств для закупки

перспективных образцов.

Если поинтересоваться у среднестатистического россиянина, какие

чувства (эмоции) он испытывает, услышав слова "стратегические ядерные

вооружения", то можно предположить, что это будет если не чувство

благоговения, то, по крайней мере, чувство почтения и уважения. Еще

бы! С этакой силищей можно в случае необходимости (вдруг кто обидеть

норовит) наворотить таких дел, да еще практически в любой точке

земного шара. Раньше, до начала эпохи открытости и гласности, такое

отношение в силу плотной завесы секретности вокруг ядерного оружия

основывалось на вере в заявления военно-политического руководства о

значимости ракетно-ядерного щита. Однако за последние десять лет через

средства массовой информации было доходчиво и просто растолковано, что

значит для России ядерное оружие, как его нужно развивать в

дальнейшем, какие плюсы и минусы имеет тот или иной вариант его

применения. Сформировался и круг "авторитетов", регулярно

рекламирующих ракетно-ядерный щит и отдельные элементы (компоненты), а

также излагающих в научно-популярном виде основы науки о

стратегических ядерных вооружениях.

Можно, конечно, как в старые добрые времена принимать на веру все

то, что популяризаторы и практики ядерных вооружений пытаются донести

до сознания неискушенных в этих вопросах людей (или внушить им). Но

времена нынче не те. Верить на слово никому (в том числе и

"авторитетам") нельзя.

1. Основные концепции науки о стратегических ядерных вооружениях

Ключевые положения науки о стратегических ядерных вооружениях,

которые в настоящее время должны рассматриваться как очевидные и не

подвергаться ни малейшему сомнению (поскольку являются, своего рода,

аксиомами этой науки), могут быть сформулированы следующим образом:

ядерные силы являются важнейшим элементом обеспечения

безопасности России и основой обороноспособности.

основным предназначением ядерных сил является эффективное

сдерживание агрессии против России (допускается и применение ядерного

оружия, если агрессия уже началась, то есть когда ядерные силы не

справились с основным предназначением);

для надежного и гарантированного решения задачи сдерживания

ядерные силы РФ должны обладать возможностью нанесения заданного

ущерба в ответ на применение военной силы.

В качестве подтверждения аксиоматичности этих утверждений можно

рассматривать то, что они лежат в основе формулировок соответствующих

положений таких основополагающих для военного строительства

документов, как "Концепция национальной безопасности" и "Военная

доктрина Российской Федерации". Но поскольку с позиции здравого смысла

понятно, что абсолютных истин не бывает и директивно аксиому не

введешь, попробуем провести социально-политический анализ приведенных

выше утверждений о стратегических ядерных вооружениях. Для этого

необходимо ответить на ряд простых вопросов.

2. Ключевые “виды” безопасности для России

Вопрос первый. Что делает ядерное оружие важнейшим элементом

обеспечения безопасности России? Ответ на этот вопрос должен, во всей

вероятности, быть таким: "Ядерные силы во всех сферах обеспечения

национальной безопасности играют ключевую роль". Где же и какую роль

играют ядерные силы? Основываясь на утвержденной Президентом РФ

"Концепции национальной безопасности РФ", можно говорить о следующих

"видах" безопасности, обеспечение которых имеет ключевое значение для

России:

экономическая безопасность;

оборонная (военная) безопасность;

безопасность в научно -

технической сфере; информационная

безопасность;

безопасность внешнеэкономической деятельности;

экологическая безопасность; демографическая безопасность;

безопасность в социально - политической сфере;

безопасность в правовой сфере (криминальные и террористические

аспекты);

ресурсная безопасность.

В каждой из упомянутых сфер для обеспечения безопасности

используется свой арсенал сил, средств и методов. Вывод о том, что

ядерные силы могут рассматриваться как одно из средств только для

обеспечения военной безопасности, достаточно тривиален. Ну не будем же

мы грозить ядерным оружием какому-нибудь алчному промышленнику,

экономящему на очистных сооружениях, в результате чего создается

угроза экологической безопасности? Конечно, обосновывая тезис о

ключевой роли ядерных сил в деле обеспечения безопасности России,

можно говорить о том, что военная безопасность - это основной вид

безопасности, пытаться отыскать способы использования ядерных сил для

обеспечения других "видов" безопасности. Но подобные споры и

рассуждения будут, что называется, "в пользу бедных" и лишены всякого

смысла.

Таким образом, бесспорное, на первый взгляд, утверждение о

ключевой роли ядерных сил в обеспечении безопасности государства даже

при весьма поверхностном анализе становится не столь очевидным и может

оказаться справедливым применительно только к военной безопасности.

В деле обеспечения военной безопасности ключевая роль ядерных сил

определяется их сдерживающей функцией. Для уяснения справедливости

этого утверждения попробуем найти ответ на второй простой вопрос: "Что

же ядерные силы сдерживают?"

3. Сдерживающие функции ядерных сил

Анализ таких официальных документов, как "Концепции национальной

безопасности" и "Военная доктрина Российской Федерации", а также

публикаций о стратегических ядерных вооружениях позволяет говорить о

сдерживающей функции ядерных сил при решении следующих задач:

сдерживание ядерного нападения;

сдерживание применения химического, бактериологического и других видов

оружия массового поражения;

сдерживание широкомасштабной агрессии;

сдерживание локальных (региональных) войн и

конфликтов;

сдерживание распространения ядерного оружия и других видов оружия

массового уничтожения;

сдерживание (ослабление) политического давления

на Россию;

сдерживание от

конфронтации, силового противостояния и возврата к гонке вооружений.

Кроме того, в последнее время предлагается еще одна функция

ядерного оружия - признак великой державы и передовой в военном

отношении страны. Насколько эффективно ядерные силы решают (и решают

ли) эти задачи?

3.1. Сдерживание ядерного нападения

Если подходить к ядерной войне с общечеловеческих позиций, то в

отношении нее уже выработалась достаточно устойчивая оценка - ввиду

неизбежных катастрофических последствий массированного применения

ядерного оружия достижение с его помощью каких-либо политических или

военных целей невозможно и она (война) бессмысленна. Понимание этого

пришло уже в самом начале "эры ядерных вооружений". Так, например, в

двусторонней советско-американской договоренности "Основы

взаимоотношений между Союзом Советских Социалистических Республик и

Соединенными Штатами Америки" было зафиксировано, что стороны "...

будут исходить из общей убежденности в том, что в ядерный век не

существует иной основы для поддержания отношений между ними, кроме

мирного сосуществования". Но даже если допустить возможность ядерной

войны, то необходимо определить по крайней мере двух ее потенциальных

участников. Как общеизвестно, на сегодняшний день (и еще на достаточно

длительную перспективу) лишь пять государств имеют возможности вести

более или менее приличную ядерную войну. Это Россия, США,

Великобритания, Франция и Китай. Поэтому количество возможных пар -

участников гипотетической ядерной войны счетное. Рассмотрим возможные

пары с участием России.

Россия - Китай. Между этими странами пока еще не сформировалось

кардинальное противоречие, разрешение которого требовало бы применения

ядерных сил, даже не взирая на внушительную разницу ядерных арсеналов.

Возникнет ли оно в будущем - зависит от Того, как будут строиться

взаимоотношения между Россией и Китаем.

Россия - Франция (Великобритания, Франция + Великобритания).

Говорить о войне этих пар примерно то же самое, что вести светскую

беседу, сидя с зажженным факелом в пороховом складе. Кроме Того, и

Франция, и Великобритания (хотя и в меньшей мере) имеют исторический

опыт "военного общения" с Россией, и есть надежда, что полученные

знания усвоены хорошо.

Остается пара Россия - США (возможно в компании со своими ядерными

союзниками по НАТО). В этом варианте каждая из сторон имеет весьма

внушительный арсенал ядерного оружия. И США, и Россия декларируют

намерение применить ядерное оружие в случае крайней угрозы своей

безопасности. Кроме того, существует надежда (а США настойчиво

стремятся воплотить ее в жизнь), что территориальная удаленность и

меры защиты позволят для нападающей стороны свести к минимуму

негативные последствия одностороннего применения ядерного оружия.

Поэтому, качественно оценивая потенциальную возможность ядерной войны

для этой пары, следует признать, что она выше, чем для других пар. Но

есть и понимание глобального характера последствий даже при

одностороннем массированном применении ядерного оружия. В связи с этим

как США, так и Россия не только не заинтересованы в развязывании

широкомасштабной ядерной войны, но и предпринимают весьма энергичные

усилия, чтобы максимально снизить возможность ее возникновения.

Следовательно, получается, что в этом случае речь идет о

сдерживании весьма внушительным ядерным арсеналом события, которого

всеми силами все стремятся избежать. Попутно следует отметить, что для

достижения стратегических целей в противоборстве с Россией США

используют не ядерный аргумент, а несколько иные и, надо заметить,

гораздо более эффективные способы, методы и средства ведения "военных"

действий, общую характеристику которым дал в свое время А. Даллес.

"Посеяв в России хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые

и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих

единомышленников, своих помощников - союзников в самой России. Эпизод

за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу

трагедия гибели самого непокорного на Земле народа, окончательного

необратимого угасания его самосознания... Мы будем всячески

поддерживать и поднимать так называемых творцов, которые станут

насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ... всякой

безнравственности. В управлении государством мы создадим хаос,

неразбериху. Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать

самодурству чиновников, взяточников, беспринципности.... Хамство и

наглость, ложь и обман,... - все это мы будем ловко и незаметно

культивировать...".

3.2. Сдерживание применения химического бактериологического и других

видов оружия массового поражения

В настоящее время существует система международных правовых актов,

сдерживающих, а точнее запрещающих применение этих видов вооружений.

Основным из них являются:

Женевский протокол 1925 года о запрещении применения во время

войны удушающих, ядовитых газов и бактериологических средств ведения

войны;

Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления

запасов бактериологического (биологического) и токсичного оружия и их

уничтожении;

Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и

применения химического оружия и его уничтожении.

Ядерное оружие в условиях существования таких международно-

правовых актов может рассматриваться как фактор повышения уровня

гарантии запрета на применение этих видов оружия. Однако закрепление

за ядерным оружием такой функции фактически означает его уравнивание

со всеми перечисленными видами оружия массового поражения. И вести

речь уже необходимо не о ядерном сдерживании, а о, своего рода, "ОМП -

сдерживании". А это означает необходимость взаимосвязанного учета всех

этих видов оружия массового поражения в общем военно-стратегическом

балансе сил.

3.3. Сдерживание широкомасштабной агрессии

Если трактовать термин "широкомасштабная агрессия" как привлечение

для разрешения межгосударственных противоречий крупных контингентов

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.