рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Условия предоставления международного банковского кредита

участников инвестиционных проектов

- платежная гарантия правительства или уполномоченного правительством

органа

- увеличение в стоимости контракта доли авансовых и др. наличных платежей

- система специальных резервных и др. счетов

- независимая оценка проекта, заключение о положении на рынках сбыта,

налоговая экспертиза

- право кредитора на долгосрочное принудительное погашение кредита, его

переуступка и др.

Виды юридического обеспечения кредита:

- мнение юриста

- экспортные и импортные лицензии

- лицензия на предоставление кредита

- гарантия «должного поведения», покрытия политических рисков и др.

- обязательное страхование с переуступкой страховых полисов банку-

кредитору (гаранту)

- временное (до погашения кредита) освобождение заемщика от обязательных

платежей

- рекомендательные и «комфортные» письма, соглашения о намерениях и т.п.

- юридическая экспертиза технико-экономического обоснования

инвестиционного проекта, договора и др. учредительных документов

При определении валютно-финансовых условий международного кредита кредитор

исходит из кредитоспособности (способности заемщика получить кредит), и

платежеспособности (способности заемщика своевременно и полностью

рассчитываться по своим обязательствам. Исходя из этого, одним из условий

международного кредита является защита от кредитных, валютных и др. рисков.

Страхование и гарантирование международных кредитов осуществляют

специальные организации (государственные или полугосударственные, а также

частные). Государственное страхование распространено на наиболее

рискованные операции, что в максимальной степени освобождает частных

предпринимателей от рисков.

1.3 Кредитные механизмы Международного Валютного Фонда.

Международный Валютный Фонд (International Monetary Fund, IMF) был учрежден

на международной валютно-финансовой конференции ООН (1-22 июля 1944г.) в

Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Гэмпшир). МВФ предназначен для регулирования

валютно-кредитных отношений государств-членов и оказания им финансовой

помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса,

путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте.

Фонд является специализированным учреждением ООН и служит институциональной

основой мировой валютной системы.

Источниками предоставляемых Фондом кредитов являются денежные средства в

виде валют стран-членов и СДР, формируемые как по подписке, так и

мобилизуемые с помощью займов, находящиеся на Счете общих ресурсов (General

Resources Account). Поскольку в МВФ обращаются главным образом страны с

неконвертируемыми валютами, Фонд предоставляет валютные кредиты как бы под

залог соответствующих сумм неконвертируемых национальных валют, на которые

нет спроса со стороны других стран, и они остаются на счете общих ресурсов.

По истечении установленного периода страна-член обязана произвести обратную

операцию – выкупить свою национальную валюту у Фонда, вернув ему средства в

национальной валюте или СДР. Обычно эта операция, означающая на практике

погашение ранее полученного кредита, должна быть произведена в течение

срока от 3 ј до 5 лет со дня покупки валюты. Кроме того, действует условие,

по которому страна-заемщик обязана производить досрочно выкуп своей

излишней для Фонда валюты по мере улучшения своего платежного баланса и

увеличения валютных резервов.

За предоставление кредита МВФ взимает разовый комиссионный сбор в размере

0,5% от суммы сделки и определенную плату (процент), которая базируется на

рыночных котировках.

В зависимости от целевой направленности и условий кредитования Фонд

использует различные кредитные механизмы (Facilities). В рамках каждого из

таких механизмов устанавливаются лимиты, ограничивающие сумму выдаваемых

кредитов относительно квоты страны в Фонде. Кредитные механизмы можно

разделить на следующие четыре категории:

- обычный механизм

- специальные компенсационные механизмы

- чрезвычайная помощь

- механизмы помощи странам с низким уровнем доходов.

Обычные механизмы включают:

- механизм резервных долей

- механизм кредитных долей

- соглашения о резервных кредитах

- механизм расширенного финансирования

- механизм дополнительного финансирования.

Механизм резервных долей (Reserve Tranche) предполагает, что приобретаемая

страной первая порция иностранной валюты в размере до 25% квоты (резервная

доля) определяется как превышение величины квоты данной страны в МВФ над

суммой запаса национальной валюты, находящейся в распоряжении Фонда. Если

Фонд использует часть внесенной национальной валюты страны для

предоставления средств другим странам, то объем резервной доли

соответственно увеличивается. Сумма займов, предоставленных страной-членом

Фонду в рамках дополнительных кредитных соглашений, образует её кредитную

позицию. Резервная доля и кредитная позиция составляют её резервную позицию

в Фонде. В пределах резервной позиции страны могут получать средства у МВФ

автоматически, по первому требованию. Использование резервной позиции

рассматривается не в качестве кредитной операции, а как изъятие страной

иностранной валюты, внесенной ею в Фонд в счет подписки. Следовательно, от

страны не требуется уплата комиссионных и процентных платежей и

возвращения полученных валютных средств.

Механизм кредитных долей (Credit Tranche Policy)– важнейший канал

использования общих ресурсов Фонда. Средства в иностранной валюте,

составляющие 100% величины квоты, которые могут быть приобретены страной-

членом сверх резервной доли, делятся на 4 кредитные доли – транши (Credit

Tranches), образующие каждый раз по 25% квоты. Страна, прибегающая к

расходованию своих кредитных долей в Фонде, может при этом использовать

полностью или частично и резервную долю, а может и сохранить её. Это

означает, что предельная сумма иностранной валюты, которую страна может

приобрести у МВФ, составляет 125% размера её квоты. Использование первой

кредитной доли может быть осуществлено как в форме прямой покупки

иностранной валюты, так и путем заключения с Фондом соглашения о резервном

кредите. Такие соглашения стали практиковаться с 1952г. Последующие покупки

страной иностранной валюты рассматриваются как использование верхних

кредитных долей (Upper Credit Tranches). В этом случае МВФ выдвигает

требование о проведении страной политики, которая создавала бы уверенность

в реальной возможности преодоления трудностей с платежным балансом в

течение разумного периода времени.

Соглашения о резервных кредитах (Stand-by Arrangements) , или соглашения о

расширенных кредитах (Extended Arrangements) предполагают, что страна

получает гарантию того, что она сможет автоматически получать иностранную

валюту до суммы, о которой достигнута договоренность, в любое время, в

течение срока действия соглашения при соблюдении его условий. В современных

условиях главным назначением кредитов «стэнд-бай» является кредитование

макроэкономических стабилизационных программ, осуществляемых странами-

членами. Кредиты обычно предоставляются на срок 12-24 мес. Покупки

иностранной валюты, совершенные на основе соглашения «стэнд-бай», должны

быть погашены в течение двухлетнего периода. Практика показывает, что объем

выделяемых средств по таким соглашениям, как правило, превышает сумму их

фактического использования. После окончания соглашения не использованная

страной сумма кредита возвращается Фонду.

Механизм расширенного финансирования (Extended Fund Facility – EFF) –

предполагает кредитование на основе среднесрочных программ расширенного

финансирования на период до трех лет с целью преодоления трудностей,

связанных с платежным балансом. Приобретение иностранной валюты у Фонда

производится частями, причем для получения последующего транша необходимо

предоставить обоснованное заключение о выполнении программы, ранее

согласованной с МВФ. Кредиты EFF предоставляются за счет собственных

ресурсов МВФ. Возмещение использованных валютных средств должно

производиться двенадцатью равными взносами в течение срока то 4 Ѕ до 10 лет

со дня каждой покупки валюты.

Механизм дополнительного финансирования (Supplementary Financing Facility –

SFF) был введен в 1977г. предполагает использование Фондом заемных средств

для дополнительного финансирования. Заемные средства предоставлены в виде

займов в различных валютах тринадцатью странами-членами, Швейцарским

национальным банком на сумму 4,6 млрд долларов, а также пятью странами-

экспортерами нефти на сумму 3,2 млрд долл. Дополнительное финансирование

предоставлялось странам с хроническим дефицитом платежного баланса,

исчерпавшим лимиты получения обычных кредитов. В рамках механизма обычные

(собственные) и дополнительные (заемные) средства выделялись Фондом в

заранее установленных соотношениях. Страны могли пользоваться

дополнительным финансированием только в виде резервных кредитов,

предполагающих использование верхних кредитных долей, или расширенных

кредитов. Эти кредиты выдавались на условиях, близких к рыночным;

продолжительность кредитов превышала 12 месяцев, а иногда возрастала до

трех лет.

Специальные компенсационные механизмы включают:

- компенсационное финансирование

- финансирование системных преобразований

- финансирование буферных запасов

- дополнительный резервный механизм

- чрезвычайные кредитные линии

Компенсационное и чрезвычайное финансирование (Compensatory and Contingency

Financing Facility) предназначен для кредитования стран, у которых дефицит

платежного баланса вызван временными и внешними, не зависящими от них

причинами. В их числе: стихийные бедствия; непредвиденное падение мировых

цен; промышленный спад; введение протекционистских ограничений в странах-

импортерах; появление товаров-заменителей и т. п. Общий лимит доступа к

кредитам в рамках компенсационного и чрезвычайного финансирования с учетом

всех компонентов составляет 95% квоты страны.

Финансирование буферных запасов (Buffer Stock Financing Facility, BSFF)

имеет целью оказание помощи странам, участвующим в образовании запасов

сырьевых товаров в соответствии с международными товарными соглашениями,

если это ухудшает их платежные балансы. Лимит – 35% квоты. Данный механизм

не использовался с 1984г.

Механизм финансирования системных преобразований (Systemic Transformation

Facility, STF) введен в апреле 1993г. как временный специальный механизм с

целью оказания поддержки странам, осуществлявшим переход от централизованно

планируемой экономики к рыночной посредством радикальных реформ.

Предоставление кредитов обусловливалось выполнением страной-заемщицей

набора более мягких макроэкономических обязательств, чем те, с которыми

связано получение стандартных резервных кредитов.

Страны-члены могли получать средства в рамках этого механизма до 50% их

квот. Кредиты предоставлялись двумя равными долями с интервалом в полгода.

Всего эти кредиты получили 20 стран на общую сумму почти 4 млрд СДР (около

6 млрд долл.). В конце 1995г. механизм финансирования системных

преобразований перестал функционировать.

Дополнительный резервный механизм (Supplemental Reserve Facility) введен в

декабре 1997г. для предоставления средств государствам-членам, которые

испытывают «исключительные трудности» с платежным балансом и остро

нуждаются в широкомасштабном краткосрочном кредите вследствие внезапной

потери доверия к валюте, что вызывает «бегство капитала» и уменьшение

золотовалютных резервов страны. Предоставление кредитных средств через SRF

в отличие от других кредитов не ограничено лимитами и может производиться в

любых размерах. Однако получение этих средств требует от страны выплаты

надбавки (от 300 до 500 базисных пунктов по мере увеличения срока кредита)

к действующей процентной ставке по кредитам Фонда. Кроме того, погашение

кредита должно осуществляться в течение более краткого, чем в других

случаях, срока – от года до полутора лет; правда, Исполнительный совет

может продлить этот срок еще до одного года.

Чрезвычайные кредитные линии (Contingent Credit Lines, CCL) – учреждены в

апреле 1999г. первоначально на два года. В рамках этого механизма МВФ

открывает в чрезвычайном порядке краткосрочные кредитные линии странам-

членам, сталкивающимся с угрозой острого кризиса платежного баланса

вследствие возможного негативного воздействия ситуации на мировых рынках

капиталов, т. е. факторов вне сферы их контроля. Условие получения кредита

– проведение страной-заемщицей эффективной антикризисной экономической

политики и соблюдение «международно признанных стандартов». Механизм CCL

образован как продолжение созданного ранее дополнительного резервного

механизма, с которым он имеет одинаковые финансовые характеристики:

отсутствие жесткого ограничительного лимита (предполагается, что сумма

кредита будет составлять от 300 до 500% квоты страны-члена); установление

надбавки к действующей процентной ставке МВФ; погашение в течение 1-1,5

года.

Чрезвычайная помощь (Emergency Assistance) предоставляется в форме закупок

товаров с целью оказания помощи странам-членам в решении проблем платежного

баланса при возникновении стихийных бедствий. Кредиты такого рода

предоставляются единовременно, как правило, в пределах 25% квоты и не

предполагают процедуры проверки с использованием критериев реализации.

Однако в большинстве случаев они сопровождаются договоренностями с МВФ в

рамках его обычных механизмов.

Механизмы помощи странам с низким уровнем доходов предполагают

предоставление финансовых ресурсов из Фонда структурной перестройки

(Structural Adjustment Facility, SAF), Расширенного фонда структурной

перестройки (Enhanced Structural Adjustment Facility, ESAF) и из

Доверительного фонда (Trust Fund, TF).

Механизм финансирования структурной перестройки – в его рамках

предоставлялись льготные кредиты развивающимся странам с низким уровнем

дохода в целях поддержки среднесрочных программ макроэкономической

стабилизации и структурных реформ. Условия займов: 0,5% годовых, погашение

в течение 10 лет, грационный период до 5,5 лет. Лимит кредитов – до 50%

квоты.

Механизм расширенного финансирования структурной перестройки.

Договоренности в рамках этого механизма финансировались за счет ресурсов

Трастового фонда. Эти средства формировались из специальных займов и

пожертвований, а также неиспользованных средств SAF. Страна-член имеет

возможность получать по линии ESAF кредиты сроком на три года до 190%

квоты, при исключительных обстоятельствах до 255% квоты. К концу апреля

1994г. 32 страны получили кредиты на сумму 4,3 млрд СДР.

Вкратце условия предоставления финансовой помощи Международного Валютного

Фонда можно свести в следующую таблицу:

Общие условия предоставления финансовой помощи МВФ.

| |Условия погашения |

| |кредита |

|Механизм |Сборы |Срок |Срок |Периодич|

|финансирования | |обязат|ожида|ность |

| | |ельной|емой |отчислен|

| | |выплат|выпла|ий |

| | |ы |ты, | |

| | |(гг.) |(гг.)| |

|Договоренности о |основная процентная |3 ј - |2 ј -|покварта|

|резервных кредитах |ставка плюс надбавка|5 |4 |льно |

|«стэнд-бай» | | | | |

|Механизм |основная процентная |4 Ѕ - |4 Ѕ -|два раза|

|расширенного |ставка плюс надбавка|10 |7 |в год |

|финансирования | | | | |

|Механизм |основная ставка |3 ј - |2 ј -|покварта|

|компенсационного | |5 |7 |льно |

|финансирования | | | | |

|Чрезвычайная помощь |основная ставка |3 ј - |-- |покварта|

| | |5 | |льно |

|Дополнительный |основная ставка плюс|2-2 |1-1 |Два раза|

|резервный механизм |300-500 базисных |1/2 |1/2 |в год |

| |пунктов | | | |

|Чрезвычайные |основная ставка плюс|2-2 |1-1 |Два раза|

|кредитные линии |15-350 базисных |1/2 |1/2 |в год |

| |пунктов | | | |

Примечание.

Основная процентная ставка за кредит МВФ – 0,5%.

Комиссионные – 25 базисных пунктов на суммы, составляющие до 100% квоты, 10

базисных пунктов на суммы, превышающие 100% квоты.

Глава 2. Международный банковский кредит в Казахстане.

2.1 Деятельность группы Всемирного банка в Казахстане.

Группа Всемирного банка (ВБ) – специализированное учреждение ООН, в состав

которого входят: Международный банк реконструкции и развития (МБРР),

Международная ассоциация развития (МАР), Международная финансовая

корпорация (МФК) и Многосторонне агентство по гарантированию инвестиций

(МАГИ). Всемирный банк – это крупнейший в мире инвестиционный институт,

задачи которого ориентированы на борьбу с бедностью и отсталостью,

стимулирование экономического роста и рыночных отношений в развивающихся

государствах и странах с переходной экономикой.

Международный банк реконструкции и развития – головной институт группы,

учрежден в июле 1944г. в рамках Бреттон-Вудских соглашений, начал свою

деятельность с июля 1946г. Деятельность МБРР строится в рамках следующих

программ: борьба с бедностью и экономическое управление; социальное

развитие и экология; финансы, частный сектор, инфраструктура; развитие

человеческого потенциала.

Поскольку преобладающая часть ресурсов МБРР мобилизуется на мировом

финансовом рынке путем эмиссий облигаций, стоимость его кредитов

определяется конъюнктурой этого рынка. Условия кредитования

пересматриваются два раза в год. Получение прибыли не является основным

мотивом деятельности МБРР. Однако он неизменно сводит свой баланс с

прибылью. Спрэд обычно устанавливается в размере 0,25-0,5%. Для многих

стран это значительно ниже, чем по банковским кредитам. В отличие от

коммерческих банков МБРР устанавливает спрэд независимо от

платежеспособности заемщика. Кредиты предоставляются на срок от 12 до 20

лет, льготный период – 3-5 лет, что превышает сроки банковских и экспортных

кредитов.

Казахстан стал членом Международного банка реконструкции и развития в июле

1992 года. С тех пор МБРР предоставил Казахстану 21 заем на общую сумму

1,819 млрд долл. США. Их них уже израсходованы 1,219 млрд долл. США. Группа

Всемирного банка является одним из крупнейших источников внешнего

финансирования в Казахстане.

В дополнение к прямому кредитованию, МБРР способствовал привлечению со-

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.