рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Международная валютная система

за функционированием мировой валютной системы и состоянием валютных курсов.

Устав МВФ изменялся в 1969 г. (с введением СДР), в 1976— 1978 гг. (с

ликвидацией Бреттон-Вудской валютной системы и созданием Ямайской валютной

системы) и в ноябре 1992 г. (с включением санкции — приостановлением права

голосования —-по отношению к государствам, не погасившим свой долг перед

МВФ)

Цели МВФ:

— поощрение международного сотрудничества в области валютной политики;

— способствование сбалансированному росту в области валютной политики;

— способствование сбалансированному росту мировой торговли для

стимулирования и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов,

для развития производственного потенциала всех государств-членов в качестве

главной цели экономической политики;

— поддержание стабильности валют и упорядочение валютных отношений между

государствами-членами, а также воспрепятствование девальвации валют из

соображений конкуренции;

— участие в создании многосторонней системы платежей, а также устранение

ограничений на трансфер валюты;

— предоставление средств для ликвидации несбалансированности платежных

балансов государств-членов.

Функции МВФ:

— соблюдение согласованного кодекса поведения (тесное сотрудничество в

вопросах международной валютной политики и межгосударственного платежного

оборота);

— финансовая помощь для преодоления дефицита платежного баланса;

— консультирование и сотрудничество.

Принципы МВФ:

— запрет на манипуляции валютным курсом или международной валютной системой

для уклонения от урегулирования;

— обязательство проведения (в случае необходимости) интервенций на валютных

рынках для прекращения валютного кризиса;

— обязательство каждой страны учитывать в своей политике интервенций

интересы своих партнеров, в особенности тех, в валюте которых она

осуществляет свои интервенции.

Членство в МВФ

В настоящее время насчитывается 181 государство-член МВФ. Членство открыто

для государств в устанавливаемые МВФ сроки на определяемых МВФ условиях.

Новыми членами являются Болгария, Намибия, Швейцария, Россия (июнь 1992

г.), Эстония, Латвия, Литва, Албания, Молдавия, Казахстан, Армения,

Белоруссия, Киргизия и Маршалловы острова. Среди кандидатов на вступление —

Сан-Марино, Узбекистан, Таджикистан и Украина.

Организационная структура МВФ

Высшим руководящим органом МВФ является Совет управляющих, состоящий из

представителей стран-членов (обычно ответственного за проведение валютной

политики министра или главы центрального банка вместе с заместителем),

назначенных на 5 лет. В ведение Совета входят: изменение статей Соглашения,

прием и исключение государств-членов, определение и пересмотр величины их

долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Совет управляющих

собирается один раз в год и обычно принимает решения по вопросам, которые

согласно Уставу не могут быть переданы другому органу. За исключением ряда

полномочий (определение условий и прием новых членов, пересмотр квот,

изменение валютных паритетов и др.), Совет управляющих может делегировать

исполнение своих задач Исполнительному совету. Совет управляющих принимает

решения простым большинством голосов, а по наиболее важным вопросам

(экономическим и политическим) — квалифицированным большинством (70 или 85%

от голосов членов).

Совет управляющих может учредить новый постоянный орган управления — Совет

на уровне министров для регулирования контроля за мировой валютной системой

и ее приспособлением к меняющимся условиям. Но он еще не создан и его

функции выполняет Временный комитет, состоящий из 24 членов. Временный

комитет собирается на заседания дважды в год и постоянно консультирует

Совет управляющих по регулированию платежных балансов, обеспечению

международной ликвидности, принципам использования ресурсов МВФ, принятию

мер, направленных на смягчение кризисных ситуаций в мировой валютной

системе, и т.д.

Исполнительный совет (Директорат) отвечает за текущие дела МВФ. Семь из 24

исполнительных директоров назначаются странами с наибольшими квотами

(Германия, Великобритания, Китай, Франция, Саудовская Аравия, США и

Япония), остальные избираются управляющими от других стран с соблюдением

принципов регионального представительства. Назначение и выборы производятся

раз в два года. Заседания Исполнительного совета

проходят несколько раз в неделю под председательством директорa-

распорядителя. Как правило. Директорат принимает решения, основываясь на

материалах и докладах, которые подготовлены административным аппаратом.

Формально все должностные лица МВФ подчиняются только руководящим органам

фонда, и правительства государств-членов не имеют права оказывать на них

давления.

Директорат назначает директора-распорядителя (по традиции это представитель

Европы), который не может быть ни управляющим, ни исполнительным

директором. Директор-распорядитель председательствует в Директорате (без

права голоса, за исключением случаев, когда голоса разделяются поровну) и

возглавляет административный аппарат фонда.

В функции директора-распорядителя входят ведение текущих дел и назначение

должностных лиц МВФ: своего заместителя, секретаря, казначея, заведующих

отделами, генерального советника юридического отдела, заведующих

административной службой и европейской штаб-квартирой фонда (в Париже).

Взаимодействие МВФ с государствами-членами производится через региональные

отделы: Африканский, Европейский 1, Европейский II, Среднего Востока,

Центральной Азии, Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона. В МВФ

имеются отделы центральных банков, валютных и торговых отношений, по

бюджетно-налоговым вопросам. правовой и исследовательский. В аппарате МВФ

заняты 2300 сотрудников, 50% из которых — женщины. Это главным образом

экономисты, специалисты по налогам, статистике, финансам и филологии.

Организационная структура аппарата МВФ постоянно развивается из-за целевых

установок и функций МВФ, которые определяются трансформацией мировой

экономики и международных валютно-финансовых отношений.

Уставный фонд МВФ и заемные средства

Уставный фонд МВФ образуется за счет взносов государств-членов в

соответствии с установленной для каждого из них квотой. Квоты служат для

определения объема финансового взноса каждого члена; размеров кредитов в

МВФ, которые пропорциональны квоте; определения количества голосов,

имеющихся у той или иной страны, и соответственно ее возможности

воздействовать на политику этой организации. Величина квоты зависит от

уровня экономического развития страны и ее роли в мировой экономике и

международной торговле.

В настоящее время оплаченный капитал достигает 120 млрд. дол. (90 млрд.

СДР; 56,6 млрд. дол. оплачено золотом), причем он скоро должен увеличиться

до 180 млрд. дол. (СДР = 1,2 дол. США).

Десять стран-членов МВФ с наиболее крупными квотами на 1997 г.

|Страны |Размер квот (в млн. |В % к общему количеству |

| |СДР) | |

|Все страны |145318,8 |100,0 |

|Промышленно развитые |88425,2 |60,9 |

| |26526,8 |18,3 |

|США |8241,5 |5,7 |

|Япония |8241,5 |5,7 |

|Германия |7414,6 |5,1 |

|Франция |7414,6 |5,1 |

|Великобритания |5130,6 |3,5 |

|Саудовская Аравия |4590,7 |3,2 |

|Италия |4320,3 |3,0 |

|Канада |4313,1 |3,0 |

|Российская Федерация |3385,2 |2,3 |

| | | |

|Китай | | |

Устав МВФ предусматривает, что в дополнение к собственному капиталу,

являющемуся главным источником финансирования, Фонд может использовать

также заемные средства. МВФ может делать заем как у государств и

международных организаций, так и на мировом финансовом рынке. До настоящего

времени МВФ получают международные кредиты от казначейств и центральных

банков стран-членов, Швейцарии (не являвшейся до мая 1992 г. членом МВФ), а

также Валютного агентства Саудовской Аравии. МВФ еще не пользовался

услугами частных кредиторов.

В январе 1962 г. в Париже МВФ и десять государств — Бельгия,

Великобритания, Италия, Канада, Нидерланды, США, Германия, Франция, Швеция

и Япония, — образовавшие "группу 10", заключили Генеральное соглашение о

займах (General Arrangements to Borrow — GAB). Оно предусматривает

предоставление МВФ на постоянно возобновляемой основе взаймы дополнительных

резервных средств на сумму до 6 млрд. дол. в национальных валютах стран-

участниц. Средства выдаются в том случае, если они нужны для предотвращения

или решения проблем в международной валютной системе. МВФ, в свою очередь,

мог предоставлять средства, полученные от одних стран-участниц соглашения,

взаймы на 3—5 лет другим странам-участницам. Доли пяти наиболее крупных

вкладчиков GAB (в млн. СДР); США — 4250 (25%), Германия - 2380 (14%),

Япония - 2125 (12,5%), Великобритания и Франция — по 1700 (10%). GAB было

пролонгировано до 25 декабря 1998 г. в объеме 17 млрд. СДР.

Кредитная деятельность МВФ

МВФ за счет собственных или привлеченных ресурсов предоставляет кредиты в

иностранной валюте или СДР для выравнивания платежных балансов стран-

членов. Кредитные операции осуществляются только с официальными органами

стран-членов Фонда: казначействами, центральными банками, валютными

стабилизационными фондами. Кредиты предоставляются в форме продажи МВФ

иностранной валюты на национальную (или предоставления СДР),

Политика МВФ по отношению к отдельным странам-членам и механизмы их

финансовой поддержки различаются не только по природе макроэкономических и

структурных проблем отдельных стран, но и по условиям, необходимым для

получения кредитов МВФ.

Обычные механизмы кредитования

МВФ предоставляет средства своим членам для преодоления временных

трудностей платежного баланса в пределах года (с возможностью продления до

4—5 лет) равными кредитными траншами Размеры этих кредитов ограничиваются

следующими условиями: национальная валюта страны-заемщика не должна

увеличиваться в МВФ более чем на 25% от квоты в течение года и в общем

объеме превышать 200% от квоты. С 1981 г. процентные ставки по этому виду

кредита определяются в течение каждого финансового года на базе оценок

доходов, расходов и т.д.

Специальные механизмы кредитования

В рамках Фонда системной трансформации (Systemic Transformation Facility)

МВФ предоставляет странам, испытывающим трудности в торговой и платежной

системах в связи с переходом к рыночной экономике, кредиты на срок до 3 лет

сверх обычных кредитов до 140% от квоты. Их погашение производится в

течение 4—10 лет (табл.).

Таблица 21.3. Распределение кредитов МВФ (в %)

|Страны |1947—1976 |1977—1991 |

|Промышленно развитые |60,6 |7,9 |

|Развивающиеся |39,4 |92,1 |

В рамках Фонда компенсационного финансирования и финансирования в случае

непредвиденных обстоятельств (Compensatory and Contingency Financing

Facility) МВФ предоставляет финансирование до 3—5 лет государствам-членам в

случае понесения ими убытков при экспорте, значительном увеличении мировых

цен и т.д., если эти убытки носят временный характер и не обусловлены

действиями государств; при необходимости поддержания темпов реформ,

проводимых в соответствии с одобренными МВФ соглашениями.

С помощью системы финансирования развития сырьевых ресурсов (Buffer Stock

Financing Facility) МВФ может предоставлять финансовую помощь для

восстановления запасов сырья в связи с неблагоприятной конъюнктурой на

мировых рынках на срок до 3—5 лет.

В пределах фонда структурной адаптации (Structural Adjustment Facility) и

расширенного фонда структурной адаптации (Enhanced Structural Adjustment

Facility) МВФ предоставляет возможность оказывать помощь для проведения

структурных реформ в развивающихся странах с низкими доходами, а также для

реализации среднесрочных макроэкономических программ.

Техническую помощь МВФ оказывает при Институте МВФ (1964 г.), в котором

организуются курсы и семинары по повышению квалификации государственных

служащих из стран-членов МВФ.

Одной из форм межгосударственного валютного и кредитного регулирования

является создание специальных фондов путем заимствования ресурсов. Роль МВФ

заключается в посредничестве при получении нуждающимися странами средств.

6.2. ВСЕМИРНЫЙ БАНК

Всемирный банк был создан в 1944 г. решением Конференции ООН по валютно-

финансовым вопросам. Он представляет собой совокупность ряда институтов

развития и часто называется группой всемирного банка. Основные организации,

входящие в эту группу : МБРР, МАР, МФК, МАИГ.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ

Идея Международного банка реконструкции и развития (МБРР) была

сформулирована на Конференции Организации Объединенных Наций по валютно-

финансовым вопросам в 1944 г. в Брет-тон-Вудсе (США). МБРР начал свою

деятельность в 1945 г. МБРР в качестве специализированного учреждения

входит в систему ООН. Местопребывание МБРР — Вашингтон (США), Европейское

бюро — Париж (Франция), Токийское бюро — Токио (Япония).

В настоящее время Всемирный банк объединяет 181 государство. Членство в

МБРР открыто для государств-членов МВФ на условиях, определяемых Всемирным

банком.

Цели МБРР :

— содействие реконструкции и развитию территорий государств-членов путем

поощрения капиталовложений на производственные цели;

— поощрение частных и иностранных инвестиций посредством предоставления

гарантий или участия в займах и других инвестициях частных кредиторов;

— стимулирование долгосрочного сбалансированного роста международной

торговли, а также поддержание сбалансированного платежного баланса путем

международных инвестиций в развитие производственных ресурсов государств-

членов МБРР.

Структура МБРР

Совет управляющих, состоящий из назначаемых странами-членами управляющих

(министров финансов или председателей центральных банков), является высшим

органом МБРР. Срок полномочий управляющих, каждый из которых имеет

заместителя, составляет 5 лет (возможно повторное назначение). Совет

управляющих заседает обычно один раз в год (ежегодное собрание). Он может

передать часть своих полномочий директорам-исполнителям (за исключением

решений о приеме новых членов, повышении или снижении уставного капитала,

прекращении деятельности МБРР и др.). Решения принимаются простым

большинством голосов, по важным вопросам необходимо собрать 85%. При

голосовании в Совете управляющих вес голоса каждой страны зависит от ее

доли в капитале Банка (США имеют более 17% голосов, т.е. столько же,

сколько имеют 140 развивающихся стран. (Квоты России и Украины составляют

1,8 и 0,8% соответственно).

Директора-исполнители (избираются на 2 года) отвечают за текущую работу. Из

двадцати четырех директоров пять назначаются пятью членами МБРР

(Великобритания, Германия, США, Франция, Япония), имеющими наибольшую долю

в его капитале, остальные избираются управляющими с учетом их

принадлежности к определенной группе стран. Каждый из остальных директоров

представляет несколько стран, за исключением Китая и Саудовской Аравии,

которые представлены своим собственным директором-исполнителем. Директора-

исполнители осуществляют возложенные на них полномочия, опираясь на помощь

комитетов. Каждый директор назначает себе заместителя на случай своего

отсутствия.

Президент избирается директорами-исполнителями сроком на 5 лет; он не может

быть ни управляющим, ни директором, ни представителем управляющего или

директора. Президент ведет текущие дела Всемирного банка.

Источники финансирования

Капитал МБРР на момент создания был образован государствами-членами в

размере 10 млрд. дол. В 1994 г. капитал Всемирного банка составил 165 млрд.

дол. (согласно Уставу МБРР, капитал должен составлять 184 млрд. дол.). МБРР

финансирует свои кредитные операции из собственного капитала, заемных

средств с международных финансовых рынков (в основном с американского

рынка), аккумулированных с помощью облигаций (7% годовых), государств и

международных организаций, а также за счет платежей в погашение ранее

предоставленных займов.

Деятельность

Первоначально МБРР был призван с помощью аккумулированных бюджетных средств

промышленно развитых стран и привлекаемых капиталов инвесторов

стимулировать частные инвестиции в странах Западной Европы, экономика

которых значительно пострадала во время второй мировой войны. С середины 50-

х гг., когда хозяйство стран Западной Европы стабилизировалось,

деятельность МБРР во все большей степени стала ориентироваться на страны

Азии, Африки и Латинской Америки с целью стимулировать развитие их

экономики. Традиционно деятельность МБРР заключается в предоставлении

кредитов для расширения производственных мощностей стран-членов Всемирного

банка, которые выдаются обычно сроком до 20 лет (льготный период — 5 лет)

под гарантию правительств ею стран-членов. Обычно МБРР предоставляет займы

в размере 15 млрд. дол. в год, процент по ним взимается на уровне ставок

мировых финансовых рынков (ставка по кредиту в среднем на 0,5% превышает

стоимость заемных средств и изменяется по полугодиям: в 1993 г. ставка

составляла 7,43% годовых). Общая сумма кредитов, предоставленных МБРР за

период его деятельности, достигла 235 млрд. дол. (1/3 кредитов приходится

на 1989—1993гг.).

Необходимо подчеркнуть, что своими кредитами Банк покрывает лишь 30% от

стоимости объекта. Наибольшая часть его кредитов направляется в отрасли

инфраструктуры: энергетику, транспорт и связь. Однако с середины 80-х гг.

МБРР увеличил долю средств, направляемых в сельское хозяйство (до 20%),

здравоохранение и образование. Кредиты МБРР, направляемые в промышленность,

составляют менее 15%.

До одной трети кредитов МБРР предоставляет в форме совместного

финансирования, при котором инвесторы получают ряд выгод, например,

экспертизу проекта и гарантию по возврату кредита обеспечивает МБРР. Кроме

того, МБРР предоставляет гарантии по долгосрочным кредитам других банков.

При этом он требует обязательного предоставления ему информации о

финансовом положении страны-заемщика, кредитуемых объектах и содержании

миссии банка, обследующей эти объекты.

МБРР постоянно занимается проблемой урегулирования внешнего долга

развивающихся стран. Кредитами МБРР могут пользоваться только наиболее

развитые из развивающихся стран (Мексика, Индия, Бразилия, Индонезия,

Турция, Китай, Филиппины, Аргентина, Южная Корея и Колумбия), которым

предоставлено 137 млрд. дол. (60% от всех кредитов МБРР). При

непосредственной поддержке Международного валютного фонда МБРР удалось

восстановить международную кредитоспособность крупнейших мировых должников,

внешняя задолженность которых в 1993 г. была следующей: Аргентина — 74,5

млрд. дол., Бразилия — 132,7 млрд. дол., Индонезия — 89,5 млрд. дол.,

Мексика — 118 млрд. дол., Польша - 45,3 млрд. дол., Турция - 67,7 млрд.

дол. О значении МВФ и МБРР можно судить и по тому обстоятельству, что

начиная с 60-х гг. преодолеть гиперинфляцию смогли только те страны,

которые сотрудничали с этими институтами, например Боливия (11750%),

Аргентина (3080%), Индонезия (3106%) и Польша (586%).

Б связи с изменившейся экономической и политической ситуацией в мире с 1992

г. Всемирный банк пересматривает свою роль и структуру в связи с тенденцией

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.