рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Стандартизация трикотажных изделий

определения отдельных терминологических статей;

. исключения ссылок на другие международные стандарты и /или иные

документы, которые не действуют на межгосударственном уровне в

качестве нормативных документов;

. изменения части положений путем изменения показателей,

характеристик, отдельных фраз и слов, касающихся технического

содержания стандарта;

. изменения структуры стандарта (полностью или частично).

Модифицированным также считается стандарт, содержащий идентичные или

модифицированные основные нормативные положения двух или более

взаимосвязанных международных стандартов.

В ГОСТ 1.5-2001 особое внимание уделено способам модификации

технических отклонений при оформлении межгосударственных стандартов,

модифицированным по отношению к международным стандартам. При этом

допускается применение всех используемых в международной практике

способов:

. включение дополнительных приложений;

. включение дополнительных структурных элементов и отдельных

абзацев (заключая их для идентификации в рамки из тонких линий и

сопровождая примечаниями с обоснованием причин их включения);

. выделением курсивом изменяемых или дополнительных фраз, слов,

показателей, их значений;

. выделение изменяемых положений вертикальной линией (слева от

текста);

. приведением таблицы с сопоставлением структуры

межгосударственного стандарта со структурой применяемого в нем

МС.

Все указанные способы проиллюстрированы в ГОСТ 1.5-2001 множеством

примеров, подобранных с учетом реальной практики работ по государственной

стандартизации в Российской Федерации. Это существенное достоинство ГОСТ

1.5-2001 по сравнению с Руководством ИСО/МЭК 21:1999, в котором примеры

излишне условны.

Дополнительное требование по отношению к Руководству ИСО/МЭК 21:1999 –

порядок присвоения обозначений модифицированным стандартам. При этом

обозначение, присвоенное ему как межгосударственному стандарту, дополняется

заключенным в скобки обозначением примененного в нем международного

стандарта. Однако если в модифицированном стандарте применено два или более

международных стандарта, то в отличие от ГОСТ 1.5-93 их обозначения в

обозначение межгосударственного стандарта не включают.

Особое внимание в ГОСТ 1.5-2001 уделено требованиям к применению и

оформлению нормативных ссылок. В частности, введено положение о

недопустимости ссылок на стандарты и другие документы, не действующие на

межгосударственном уровне (например, на конкретные технические условия).

Единственное допущение – ссылки на международные стандарты в

межгосударственном стандарте, идентичном международному, в случаях,

указанных выше.

Важный результат пересмотра ГОСТ 1.5 – установление в нем требований к

национальным информационным данным, что призвано способствовать применению

межгосударственных стандартов в отдельных странах. Известно, что такие

данные уже широко применяются на практике, однако отсутствие

соответствующих регламентирующих положений приводило к нарушению принципов

межгосударственной стандартизации. В результате возможны прецеденты, когда

в разных странах действует один и тот же межгосударственный стандарт, но с

различным содержанием. В ГОСТ 1.5-2001 четко оговаривается содержание

национальных информационных данных, формы и методы их представления.

Кроме этого, в ГОСТ 1.5-2001 включены требования к оформлению раздела

«Термины и определения» и элемента «Библиография», которые все чаще

приводятся в межгосударственных стандартах. Причем, установлено требование,

что в библиографии приводят сведения только о ссылочных нормативных

документах, действующих на межгосударственном уровне, за исключением

случая, когда оформляют стандарт, идентичный международному. При этом

полностью воспроизводится библиография данного международного стандарта и

допускается использовать язык оригинала, если это способствует поиску

ссылочных документов. Кроме этого, в ГОСТ 1.5-2001 включены требования к

оформлению раздела библиографии. Теперь библиографию не следует оформлять

как приложение.

Принимая во внимание то, что многие положения ГОСТ 1.5 устанавливают

требования к оформлению межгосударственных стандартов, то ГОСТ 1.5-2001

оформлен с учетом этих требований, т. е. сам служит дополнительной

иллюстрацией.

В ГОСТ 1.5-2001 установлены новые требования к оформлению титульных

листов стандартов и их предисловий, которые учитывают международную

практику. Теперь на титульных листах межгосударственных стандартов будут

приведены:

. наименование межгосударственной организации по стандартизации

(Евразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации)

. эмблема этой организации;

. трехуровневое обозначение стандарта (на первом уровне – его

индекс «ГОСТ», на втором регистрационный номер, на третьем – год

принятия);

. наименование и обозначение международного стандарта, с которым

гармонизирован данный стандарт, и условное обозначение степени

гармонизации (IDT – идентичный; MOD – модифицированный);

. выходные данные об издательстве по ГОСТ 7.4-95 (п 3.3.6).

в предисловии, наряду со сведениями о разработке и принятии стандарта,

будут приведены краткие сведения об организации работ по межгосударственной

стандартизации и об общем порядке опубликования информации о введении

стандарта в действие, изменениях к стандарту и введении их в действие,

прекращении действия стандарта, его пересмотре или отмене.

В связи с тем, что ГОСТ 1.0-92 устанавливает возможность разработки в

развитие межгосударственных стандартов еще двух категорий нормативных

документов: правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации, то

целесообразно установить общие требования к этим документам в одном

стандарте. ГОСТ 1.5-93 косвенно применялся в отношении построения,

изложения и оформления правил и рекомендаций по межгосударственной

стандартизации в силу ссылки на данный стандарт в ГОСТ 1.2-97. причем формы

титульных листов и первых страниц были непосредственно установлены в ГОСТ

1.2-97, а требования к обозначению – в ПМГ 03-99. Теперь все эти требования

перенесены в ГОСТ 1.5-2001.

В процессе пересмотра ГОСТ 1.5 выявилась необходимость привести его

наименование в соответствие с установленными в нем требованиями: в

заголовке отразить объект стандартизации: «Стандарты межгосударственные,

правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации» (причем

обратный порядок слов обусловлен требованием п. 3.6.8 этого стандарта), а в

подзаголовке – краткое выражение обобщенного содержания устанавливаемых

стандартом положений (аспект стандартизации): «Общие требования к

построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению.

Опыт работы над ГОСТ 1.5-2001 показал, что разработка подобных

основополагающих стандартов требует объединения усилий специалистов всех

заинтересованных стран. Поэтому все более актуальным становится потребность

в создании межгосударственного технического комитета по стандартизации с

областью деятельности «Межгосударственная система стандартизации». К его

работе целесообразно привлечь наиболее квалифицированных специалистов по

стандартизации стран участниц Соглашения о проведении согласованной

политики в области стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации

в этих областях.

1.7 Контроль и надзор за соблюдением требований, предъявляемых к

стандартам.

Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных

требований стандартов осуществляется в России на основании закона РФ «О

стандартизации» и составляет часть государственной системы стандартизации.

К основным задачам государственного надзора можно отнести:

предупреждение и пресечение нарушений обязательных требований

государственных стандартов, правил обязательной сертификации и закона «О

единстве измерений» всеми субъектами хозяйственной деятельности,

предоставление информации органам исполнительной власти и общественным

организациям по результатам проверок.

Проводят государственный надзор должностные лица – государственные

инспекторы. Главный государственный инспектор России – Председатель

Госстандарта РФ, а главные государственные инспекторы республик в составе

РФ и других субъектов Федерации – руководители центров стандартизации и

метрологии, т. е. территориальных органов государственного надзора.

Государственный контроль за соблюдением обязательных требований

стандартов осуществляют и другие организации. Госторгинспекция проводит

контроль за качеством и безопасностью потребительских товаров.

Государственный комитет по охране окружающей среды осуществляет

государственный экологический контроль. Государственной санитарно-

эпидемиологической службе предоставлены полномочия по надзору за

соблюдением санитарного законодательства при разработке, производстве,

применении всех видов продукции.

Проверкам в процессе государственного надзора подвергается продукция

(на всех видах ее жизненного цикла); услуги населению, виды работ, которые

подлежат обязательной сертификации; техническая документация на продукцию,

деятельность испытательных центров, лабораторий и органов по сертификации.

Государственный инспектор имеет право:

. свободного доступа в служебные и производственные помещения

проверяемого предприятия, получать всю необходимую документацию,

проводить отбор проб и образцов, выдавать предписания об

устранении выявленных отклонений, запрещать или приостанавливать

поставку (реализацию) продукции, несоответствующую обязательным

требованиям государственных стандартов, и в случае отказа от

предъявления ее к проверке;

. по результатам проверок облагать нарушителей штрафами, строгое

наказание применяется и к не выполняющим запрет на реализацию –

штраф в размере стоимости реализованной продукции. Запрет на

реализацию продукции или услуг при их несоответствии обязательным

требованиям государственных стандартов распространяющихся на

импортную продукцию, тем более, если они не прошли сертификацию;

. направлять необходимые материалы в арбитражный суд, органы

прокуратуры или суд, если выданные им предписания или

постановления не выполняются предприятием – объектом

государственного надзора.

Основная форма государственного контроля и надзора – выборочная

проверка. В процессе проверки проводятся испытания, измерительный контроль,

технический осмотр, идентификация, другие мероприятия, обеспечивающие

достоверность и объективность результатов. Государственный надзор за

соблюдением обязательных требований государственных стандартов и за

сертифицированной продукцией осуществляет государственный инспектор или

комиссия, возглавляемая им. Госнадзор за соблюдением правил обязательной

сертификации осуществляет комиссия, состав которой определяет председатель

Госстандарта.

Контролю подвергается образец (или проба), отбираемый в соответствии с

установленной в стандарте на данную продукцию методикой. Идентификация и

технический осмотр продукции проводятся государственным инспектором с

привлечением специалистов предприятия, а испытания образцов осуществляют

сотрудники, проверяемого субъекта хозяйственной деятельности под

наблюдением этого инспектора. Результаты испытаний образцов

распространяются на всю партию продукции, от которой они отобраны. При

отсутствии у проверяемого предприятия испытательной базы испытания должны

проводиться в аккредитованных испытательных лабораториях.

Если контроль касается продукции, которая подлежала обязательной

сертификации, государственный инспектор проверяет наличие и подлинность,

выданного ранее сертификата соответствия, правильность применения знака

соответствия до начала испытаний образца.

Проверка соблюдения правил обязательной сертификации касается

аккредитованных испытательных центров (лабораторий). Проверяющая комиссия

устанавливает: наличие лицензии на право осуществления сертификационных

испытаний и аттестата аккредитации испытательного центра, соответствие

видов испытуемой продукции профилю лаборатории, состояние нормативной базы

и испытательного оборудования, соблюдения программы и методик испытаний.

Если проверяется работа органа по сертификации, то комиссия, прежде всего,

убеждается в правомочности работы органа и наличии необходимого фонда

нормативных документов на сертифицируемую продукцию. Контролируется

правильность оформляемой документации (сертификатов соответствия) и ее

регистрация, обоснованность выдачи сертификатов.

По результатам испытаний оформляется протокол испытаний, проведенная

проверка заканчивается составлением акта. На основании акта государственный

надзор выдает проверяемому субъекту предписание или постановление о

применении мер действия за нарушения, обнаруженные в ходе проверок. Акт

подписывают проверяющая и проверяемая стороны. Проверяемая сторона имеет

право отказаться признать результаты, изложив в письменной форме свое

особое мнение. Акт направляется: руководству проверенной организации; в

Ростест-Москва для подготовки обобщенной информации; в Госстандарт РФ (в

случае необходимости определения штрафных санкций).

2. Анализ ГОСТ 5759-75 «Фуфайки и майки трикотажные для речного флота.

Общие технические условия» на соответствие требованиям ГОСТ Р.1.5-2002

«Стандарты. Общие требования к построению, изложению, оформлению,

содержанию и обозначению» к построению стандартов.

Элементы стандарта.

Согласно ГОСТ Р.1.5-2002 в стандарт в общем случае включают следующие

элементы:

. титульный лист;

. предисловие;

. содержание;

. введение;

. наименование;

. область применения;

. нормативные ссылки;

. термины и определения; обозначения и сокращения;

. основные нормативные положения;

. приложения;

. библиография;

. библиографические данные.

Элементы: «Содержание», «Введение», «Нормативные ссылки», «Термины и

определения», «Обозначения и сокращения», «Приложения», «Библиография»

приводят в стандарте при необходимости, исходя из особенностей его

содержания и изложения.

Анализируемый ГОСТ 5759-75 содержит следующие элементы

. титульный лист;

. наименование;

. область применения;

. основные нормативные положения;

. приложения.

То есть в ГОСТ 5759-75 включены обязательные элементы стандарта:

«титульный лист», «наименование», «область применения», «основные

нормативные положения»; и рекомендуемые элементы: «приложения».

Титульный лист.

В соответствии с ГОСТ Р.1.5-2002 на титульном листе стандарта приводят

следующие данные: эмблему Евразийского совета по стандартизации, метрологии

и сертификации (ЕАСС) и ее полное наименование этой организации на русском

и английском языках, обозначение стандарта, его статус и наименование,

слова «Издание официальное» и выходные сведения об издательстве.

Титульный лист анализируемого ГОСТ 5759-75 старого образца, статус

данного стандарта обозначен как государственный стандарт Союза ССР. На

титульном листе, поэтому нет эмблемы организации (ЕАСС) и ее полного

наименования на русском и английском языках. Значит данное оформление

титульного листа не соответствует новым требованиям ГОСТ Р.1.5-2002.

Однако, титульный лист содержит обозначение стандарта - ГОСТ 5759-75;

наименование – «Фуфайки и майки трикотажные для речного флота. Общие

технические условия», слова «Издание официальное» и выходные данные об

издательстве – «Издательство стандартов. Москва».

Наименование.

В соответствии с ГОСТ Р.1.5-2002 наименование стандарта должно быть

кратким, точно характеризовать объект стандартизации и обобщенное

содержание устанавливаемых стандартом положений, а также обеспечивать, как

правило, однозначную классификацию стандарта в соответствии с МК (ИСО/ИНФКО

МКС) 001 для удобства включения информации о стандарте в указатель

(каталог) стандартов.

Наименование стандарта, как правило, должно состоять из заголовка и

подзаголовка.

Заголовок стандарта печатают прописными буквами. Групповой заголовок и

подзаголовок стандарта печатают строчными буквами с первой прописной.

Заголовок определяет объект стандартизации, приводит необходимые и

достаточные признаки, отличающие данный объект стандартизации от других

объектов. Для более полной характеристики объекта стандартизации в

заголовок стандарта вводят дополнительные определения. Эти определения

могут характеризовать продукцию (услугу) по следующим признакам:

. по принадлежности к определенной группе продукции (услуг);

. по способу изготовления данной продукции одним (или более)

определенным способом;

. по материалу, из которого изготовлена продукция;

. по форме, размеру, массе, мощности и т. п.

В заголовке межгосударственного стандарта первым словом должно быть имя

существительное, характеризующее объект стандартизации, а последующими

словами – имена прилагательные (определения), характеризующие признаки

объекта стандартизации в порядке их значимости (иерархической родовидовой

подчиненности на основании принципа от общего к частному), то есть

заголовок межгосударственного стандарта следует записывать с обратным

порядком слов.

Прямой порядок слов в заголовке стандарта сохраняют в следующих

случаях:

- если в наименовании объекта стандартизации существительное без

прилагательного в данном значении не употребляется или имеет другое

значение;

- если в стандарте на термины и определения (условные обозначения)

прилагательное и существительное вместе указывают на определённую область

знания, науки, отрасль техники или производства, к которым они принадлежат.

Если стандарт распространяется на один объект стандартизации, то его

наименование в заголовке стандарта приводят в единственном числе.

Если стандарт распространяется на несколько одноименных объектов

стандартизации, то их общее наименование в заголовке стандарта приводят во

множественном числе.

В подзаголовке стандарта указывают краткое обобщенное содержание

устанавливаемых стандартом положений (аспект стандартизации).

Наименование стандарта переводят на английский язык и приводят на

первой странице стандарта. При этом заголовок на английском языке печатают

строчными буквами с первой прописной.

Наименование стандарта, приводимое на его титульном листе и на первой

странице, выделяют полужирным шрифтом, за исключением наименования

стандарта, приводимого на английском языке.

В анализируемом ГОСТ 5759-75 наименование состоит из заголовка и

подзаголовка. Заголовок: «Фуфайки и майки трикотажные для речного флота»

напечатан прописными буквами, что соответствует требованиям ГОСТ Р.1.5-

2002. Однако подзаголовок: «Общие технические условия» напечатан также

прописными буквами, но меньшим размером шрифта. По ГОСТ Р.1.5-2002 же

подзаголовок печатают строчными буквами с первой прописной.

Заголовок ГОСТ 5759-75 отражает объект стандартизации: «Фуфайки и

майки трикотажные»; для более полной характеристики объекта в заголовок

введено дополнительное определение. Это определение характеризует продукцию

по её признаку и принадлежности: «для речного флота». Заголовок данного

стандарта записан следующим образом: первыми словам и являются имена

существительные – «фуфайки и майки», последующее слово имя прилагательное

во множественном числе – «трикотажные», характеризующее слова «фуфайки и

майки» в порядке иерархической родовидовой подчиненности на основании

принципа от общего к частному. Данный стандарт распространяется на

несколько разноименных объектов, поэтому их общее наименование в заголовке

приводится во множественном числе – «фуфайки и майки трикотажные».

В подзаголовке ГОСТ 5759-75 указано краткое обобщенное содержание

устанавливаемых стандартом положений – «Общие технические условия». То есть

отражает аспект стандартизации.

Наименование ГОСТ 5759-75 переведено на английский язык и приведено на

первой странице стандарта. Заголовок на английском языке напечатан

строчными буквами с первой прописной.

Наименование ГОСТ 5759-75, приводимое на его титульном листе и на

первой странице выделено полужирным шрифтом, за исключением наименования

стандарта, приводимого на английском языке.

В целом, элемент «наименование» ГОСТ 5759-75 соответствует требованиям

ГОСТ Р.1.5-2002, за исключением п. 3.6.4 в части требований к написанию

подзаголовка.

Область применения.

В элементе «Область применения» указывают назначение стандарта и

область его распространения (объект стандартизации), а при необходимости

конкретизируют область применения стандарта.

При указании назначения области распространения применяют следующие

формулировки: «Настоящий стандарт устанавливает…» или «Настоящий стандарт

распространяется на… и устанавливает…»При необходимости дополнительной

конкретизации (уточнения) объекта стандартизации, указанного в заголовке

названия стандарта, применяют следующую формулировку: «Настоящий стандарт

распространяется на…»

В анализируемом ГОСТ 5759-75 в разделе «Область применения»

использована типовая формулировка: «Настоящий стандарт распространяется на

трикотажные фуфайки и майки для речного флота для мужчин и мальчиков».

Согласно требованиям ГОСТ Р.1.5-2002 элемент «Область применения» оформляют

в виде раздела 1 (нумеруют единицей) и размещают на первой странице

стандарта (или начиная с первой страницы).

В анализируемом ГОСТ 5759-75 раздел «Область применения» размещен на

первой странице, но он не озаглавлен и не пронумерован соответствующим

образом.

Основные нормативные положения.

Требованиями ГОСТ Р.1.5-2002 установлено, что в стандарт общих

технических условий, как правило, включают следующие разделы:

. классификация;

. технические требования;

. требования безопасности;

. требования охраны окружающей среды (экологичности);

. правила приемки;

. методы контроля (испытаний);

. транспортирование и хранение;

. указания по эксплуатации (применению, способу приготовления,

техническому обслуживанию, утилизации);

. гарантии изготовителя.

В ГОСТ 5759-75 отсутствуют следующие разделы элемента «Основные

нормативные положения»:

. требования безопасности;

. требования охраны окружающей среды (экологичности);

. указания по эксплуатации (применению, способу приготовления,

техническому обслуживанию, ремонту, утилизации);

. гарантии изготовителя.

Раздел «Классификация» элемента «Основные нормативные положения» ГОСТ

5759-75 озаглавлен как «Виды и размеры» и пронумерован цифрой 1.

Приложения.

Согласно требованиям ГОСТ Р.1.5-2002 материал дополняющий основную

часть стандарта, оформляют в виде приложений. В приложениях целесообразно

приводить графический материал большого объема и/или формата, таблицы

большого формата, методы расчетов, описания аппаратуры и приборов, описания

алгоритмов и программ задач, решаемых на ЭВМ и т. д.

По статусу приложения могут быть обязательными, рекомендуемыми и

справочными.

Приложения обозначают прописными буквами русского алфавита, начиная с

А (за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ), которые приводят после

слова «Приложение».

Каждое приложение начинают с новой страницы. При этом в верхней части

страницы, посередине, приводят и выделяют полужирным шрифтом слово

«Приложение», записанное строчными буквами с первой прописной, и

обозначение приложения. Под ними в скобках указывают статус приложения,

используя слова: «обязательное», «рекомендуемое» или «справочное».

Допускается размещение на одной странице двух (и более) последовательно

расположенных приложений, если их можно полностью изложить на этой

странице.

Содержание приложения указывают в его заголовке, который располагают

симметрично относительно текста, приводят в виде отдельной строки (или

строк), печатают строчными буквами с первой прописной и выделяют полужирным

шрифтом.

Приложения должны иметь общую с основной частью стандарта сквозную

нумерацию страниц. В тексте стандарта должны быть даны ссылки на все

приложения. При ссылках на обязательные приложения используют слова: «…в

соответствии с приложением_», а при ссылках на рекомендуемые и справочные –

слова: «…приведен в приложении_». При этом статус приложений не указывают.

Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте стандарта.

В стандарте текст приложения выделяют уменьшенным размером шрифта, за

исключением слова «Приложение» и обозначения его статуса.

При анализе ГОСТ 5759-75 обнаружилось, что приложение оформлено

несоответствующим образом по отношению к ряду требований, изложенных в ГОСТ

Р.1.5-2002. Приложение не обозначено прописными буквами русского алфавита,

а обозначено заглавными буквами; «Приложение» данного стандарта расположено

не посередине, а по правому краю страницы, кроме того, оно не выделено

полужирным шрифтом.

Выводы и предложения.

Проанализировав ГОСТ 5759-75 «Фуфайки и майки трикотажные для речного

флота. Общие технические условия» на соответствие требованиям к построению

стандартов можно сделать вывод, что данный стандарт не соответствует многим

требованиям, изложенным в ГОСТ Р.1.5-2002 «Стандарты. Общие требования к

построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению».

ГОСТ 5759-75 необходимо сменить титульный лист; включить в элемент

«Основные нормативные положения» такие разделы, как «Требования

безопасности», «Требования охраны окружающей среды (экологичности)»,

«Гарантии изготовителя», «Указания по эксплуатации». Раздел «Область

применения» нужно озаглавить и пронумеровать соответветствующим образом.

Раздел «Приложение» также нуждается в корректировке.

Список литературы.

1. Лифиц И. М. «Стандартизация, метрология и сертификация».

Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2003 г.

2. Крылова Г. Д. «Основы стандартизации, сертификации, метрологии».

Учебник для вузов. М.: Юнити-Дана. 1999 г.

3. Журнал «Стандарты и качество» №5 2002г.

4. Круглов М. И., Круглова Н. Ю., Гелаева А. М., Лебедева Г. Н.

«Стандартизация и управление качеством продукции в легкой

промышленности». Учебник для вузов. М.: Легпромбытиздат. 1991 г.

5. Гусейнова Т. С. «Товароведение швейных и трикотажных товаров».

Учебник для вузов. М.: Экономика. 1991г.

6. Шишкин И. Ф. «Метрология, стандартизация и управление

качеством». Учебник. М.: Издательство стандартов. 1990г.

7. ГОСТ 5759-75 «Фуфайки и майки трикотажные для речного флота.

Общие технические условия».

8. ГОСТ Р.1.5-2002 «Стандарты. Общие требования к построению,

изложению, оформлению, содержанию и обозначению».

Created by Shtaket

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.