| |||||
МЕНЮ
| Расчет валов редуктора9.3.2.2,ж расчета) Так как [pic]4,11 > e=0,37, то по таблице 9.18 [3] х=0,4, а по таблице П7 [3] у=1,62 [pic](0,4·1·610+1,62·2503)·1,8·1=7738 Н а) Для опоры Б, которая является "плавающей" и подшипник не воспринимает осевых нагрузок, т.е. х=1, а у=0. [pic]1·861·1,8·1=1550 Н 9.4.2. Эквивалентная нагрузка с учетом переменного режима работы. [pic] где [pic][pic][pic]Х2 и Х3 – параметры графике нагружения по пункту 1.2.6. [6] а) Для опоры А При нереверсивном приводе и вращении входного вала против часовой стрелки [pic][pic]5600 Н При нереверсивном приводе и вращении входного вала по часовой стрелке [pic][pic]5390 Н а) Для опоры Б При нереверсивном приводе и вращении входного вала против часовой стрелки [pic][pic]554 Н При нереверсивном приводе и вращении входного вала по часовой стрелке [pic][pic]1080 Н Для частореверсивного привода с одинаковым характером нагружения при вращении валов в обе стороны для расчета Р можно использовать зависимость [pic] где [pic] – коэффициент относительной нагрузки i опоры при вращении валов в разные стороны. Нагружения подшипника опоры Б составляют: [pic]Н; [pic]Н. Тогда [pic][pic]0,51 РБ[pic]894 Н 9.4.3. Расчетная долговечность подшипников. [pic], часов где с – динамическая грузоподъемность ni – относительная частота вращения колец подшипника (частота вращения рассчитываемого вала). Р – показатель степени (Р=3 – шарикоподшипник и Р=[pic] – роликоподшипник) Для опоры А с подшипниками №7207 – =38500 Н, а Р=[pic]. Для опоры Б с подшипниками №207 – с=13700 Н, а Р=3. n1= 2880 мин-1 а) Долговечность опоры Б Для частореверсивного привода при РБ=894 Н [pic]20824 часов > t=3000 часов б) Долговечность опоры А В опоре А использованы два конических подшипника, каждый из которых работает только при вращении вала в одну сторону. При этом для частореверсируемого привода требуемый срок службы подшипника в два раза меньше срока службы привода, а расчетной нагрузкой является наибольшая, т.е. РА=5600 Н [pic]3576 часов > t =[pic] часов 9.5. Проверочный расчет быстроходного вала на прочность. Диаметры быстроходного вала завышены из конструктивных соображений и обычно имеют большие запасы прочности. Учитывая это, а так же с целью сокращения объема расчетных работ, студентам разрешается не производить проверку прочности быстроходного вала. 9.6. Реакции опор и изгибающих моментов промежуточного вала. В разработанной конструкции редуктора (рисунок 7.12 [6]) промежуточный вал выполнен за одно с шестерней цилиндрической передачи II ступени. Вал- шестерня опирается на два конических роликоподшипника, установленных "враспор". Расчетные конструктивные схемы промежуточного вала приведены в верхней части рисунков 9.5,а и б. При этом рисунок 9.5,а соответствует вращению входного вала против часовой стрелки, а рисунок 9.5,б – по часовой. 9.6.1. Расчетные расстояния между точками опор В и Г и сечениями приложения внешних сил. При опирании вала на два однорядных радиально-упорных подшипника, установленных "враспор", расчетные точки опор вала расположены на расстояниях "а" (рисунок 9.1.) от наружных торцов подшипников во внутреннею сторону. Для подшипника № 7207 [pic][pic]=16 мм Требуемое расчетное расстояние берется из эскизного проекта редуктора с учетом "а". L4=55 мм; l5=80 мм; l6=44 мм. 9.6.2. Реакции от сил в зацеплении колес. 9.6.2.1. При вращении входного вала против часовой стрелки. (рис. 9.5,а) а) В плоскости XOZ SМВZ = 0; [pic] [pic][pic]4239 Н SМГZ = 0; [pic] [pic][pic]1159 Н Проверка SFZ = 0; [pic] 1159+911-6309+4239=0 Реакции найдены правильно. б) В плоскости ХOY SМВY = 0; [pic] [pic][pic]701 Н SМГY = 0; [pic] [pic][pic]755 Н Проверка SFY = 0; [pic] 755-2503+2449-701=0 Реакции найдены правильно. в) Результирующие радиальные реакции в опорах [pic][pic][pic]1383 Н [pic][pic][pic]4297 Н г) Суммарная внешняя осевая нагрузка. FaS=Fa1 I I - Fa2I =2341-565=1776 H д) Осевые составляющие от радиальных нагрузок в предварительно выбранных радиально-упорных конических роликоподшипниках № 7207. По таблице П7 [3] е=0,37 SВ=0,83·е·[pic]0,83·0,37·1383=425 Н SГ=0,83·е·[pic]0,83·0,37·4297=1320 Н е) Общие осевые нагрузки [pic] на опоры. В выбранной конструкции узла промежуточного вала подшипники установлены "враспор", а сила FaS направлена влево, что соответствует схеме установки "а" по таблице 9.2. При этом опора 1 соответствует В, а опора 2 обозначена Г. Условие нагружения FaS + SГ= 1775 + 1320 > SB=425 H, т.е. I случай нагружения [pic]SГ + FaS = 1320+1775=3096 H [pic]SГ = 1320 H 9.6.2.2. При вращении входного вала по часовой стрелке. (рис. 9.5,б) а) В плоскости XOZ SМВZ = 0; [pic] [pic][pic]4798 Н SМГZ = 0; [pic] [pic][pic]2422 Н Проверка SFZ = 0; [pic] 4798-911-6309+2422=0 Реакции найдены правильно. б) В плоскости ХOY SМВY = 0; [pic] [pic][pic]2993 Н SМГY = 0; [pic] [pic][pic]1959 Н Проверка SFY = 0; [pic] 1959-2503+2449- 2993=0 Реакции найдены правильно. в) Результирующие радиальные реакции в опорах [pic][pic][pic]3115 Н [pic][pic][pic]5655 Н г) Суммарная внешняя осевая нагрузка. FaS=Fa1 I I - Fa2I =2341-565=1776 H д) Осевые составляющие Si от радиальных нагрузок конических роликоподшипниках № 7207. По таблице П7 [3] е=0,37 SВ=0,83·е·[pic]0,83·0,37·3115=957 Н SГ=0,83·е·[pic]0,83·0,37·5655=1736 Н е) Общие осевые нагрузки [pic] на опоры. Подшипники установлены "враспор", а сила FaS направлена влево, что соответствует схеме установки "г" по таблице 9.1. При этом опора 1 соответствует В, а опора 2 обозначена Г. Условие нагружения FaS + SВ= 1776 + 957 > SГ=1736 H, т.е. III случай нагружения [pic]SВ + FaS = 957+1776=2733 H [pic]SВ = 957 H 9.6.3. Построение эпюр изгибающих моментов (рис 9.4.). 9.6.3.1. При вращении входного вала против часовой стрелки (рис 9.5,а). а) Плоскость ХOZ Сечения В и Г – МВY=0; МГY=0 Сечение IV слева – MIVY =[pic]1159·55·10-3=63,7 Н·м Сечение IV справа – MIVY =[pic]1159·55·10-3-565[pic]10-3=20,8 Н·м Сечение V – MVY =[pic]4239·44·10-3=186,5 Н·м б) Плоскость ХОY Сечения В и Г – МВZ=0; МГY=0 Сечение IV – MIVZ =[pic]755·55·10-3=41,5 Н·м Сечение V справа – MVZ =[pic]701·44·10-3=30,8 Н·м Сечение V слева – MVZ =[pic]701·44·10-3+2341[pic]10-3=98,3 Н·м в) Максимальные изгибающие моменты в сечениях IV и V MIV=[pic]76 Н·м MV=[pic]210,8 Н·м 9.6.3.2. При вращении входного вала по часовой стрелки (рис 9.5,б). а) Плоскость ХOZ Сечения В и Г – МВY=0; МГY=0 Сечение IV слева – MIVY =[pic]2422·55·10-3=133,2 Н·м Сечение IV справа – MIVY =[pic]2422·55·10-3-565[pic]10-3=90,3 Н·м Сечение V – MVY =[pic]4798·44·10-3=211,1 Н·м б) Плоскость ХОY Сечения В и Г – МВZ=0; МГZ=0 Сечение IV – MIVZ =[pic]1959·55·10-3=107,7 Н·м Сечение V справа – MVZ =[pic]2993·44·10-3=131,7 Н·м Сечение V слева – MVZ =[pic]2993·44·10-3+2341[pic]10-3=64,3 Н·м в) Максимальные изгибающие моменты в сечениях IV и V [pic]=[pic]171,3 Н·м [pic]=[pic]248,8 Н·м 9.7. Расчет подшипников быстроходного вала. 9.7.1. Эквивалентная радиальная нагрузка. [pic]RE=(X·V·Rr+Y·Ra)·KБ·KT V=1,0; KT=1; Kб=1,8 (смотри раздел 9.4.1. расчета) а) При вращении входного вала против часовой стрелки. Для опоры В Так как [pic]2,24 > e=0,37, то по таблице 9.18 [3] х=0,4, а по таблице П7 [3] у=1,62 [pic](0,4·1·1383+1,62·3096)·1,8·1=10024 Н Для опоры Г Так как [pic]0,31 < e=0,37, то по таблице 9.18 [3] х=1, а у=0 [pic]1·1·4297·1,8·1=7735 Н 9.4.1.2. При вращении входного вала по часовой стрелке. Для опоры В Так как [pic]0,31 < e=0,37, то по таблице 9.18 [3] х=1, а у=0 [pic]1·1·3115·1,8·1=5607 Н Для опоры Г Так как [pic]0,48 > e=0,37, то по таблице 9.18 [3] х=0,4, а по таблице П7 [3] у=1,62 [pic](0,4·1·5655+1,62·2733)·1,8·1=12041 Н 9.7.2. Эквивалентная нагрузка с учетом переменного режима работы. Подшипники в опорах В и Г промежуточного вала одинаковы. Поэтому расчет ведется для наиболее нагруженного подшипника. Для частореверсивного привода с одинаковым характером нагружения при вращении валов в обе стороны для расчета Р можно использовать зависимость. [pic] где [pic] – коэффициент относительной нагрузки i опоры при вращении валов в разные стороны. У нас наиболее нагруженной является опора Г: [pic]Н; [pic]Н. Тогда [pic][pic]0,64 РГ[pic]7190 Н 9.4.3. Расчетная долговечность подшипников. [pic], часов Роликоподшипник №7207 с=38500 Н и Р=[pic] частота вращения подшипника n2=150 мин-1 Для частореверсивного привода с наиболее нагруженными подшипником опоры Г (РГ=7190 Н) [pic][pic]29850 часов > t=3000 часов 9.8. Проверочный расчет промежуточного вала на прочность. Для промежуточного вала выполненного за одно с шестерней, то есть в виде вал шестерни (рисунок 7.12 [6]), достаточно провести расчет только сечения IV (рисунок 9.5.) под зубчатым колесом. 9.8.1. Материал вала и предельные напряжения. Материал промежуточного вала, выполненного в виде вала шестерни, соответствует материалу шестерни 40ХН. Термообработка – улучшение. По таблице П2 [6] твердость 248…293 НВ, а временное сопротивление ?в=880 МПа. Предел выносливости при симметричном цикле изгиба для легированной стали. ?-1=0,35·?в+100 = 0,34·880+100= 408 МПа Предел выносливости при симметричном цикле касательных напряжений. ?-1= 0,58·?-1=0,58·408=237 МПа 9.8.2. Сечение IV. В этим сечении вала (рисунок 9.5.) при частом реверсировании действует суммарной изгибающий момент [pic]=171,3 Нм и вращающий момент Т2=190,2Нм. Концентрация напряжений обусловлена наличием шпоночного паза. Размеры сечения вала (рисунок 9.7.) приведены с использованием таблицы 9.8. [3]. а) Полярный момент сопротивления [pic] [pic]мм3 б) Момент сопротивления изгибу [pic] [pic]мм3 в) Амплитуды и максимальные касательные напряжения при частом реверсировании (симметричный цикл). ?а= ?мах=[pic]=[pic]МПа; ?m=0 г) Амплитуда цикла нормальных напряжений изгиба ?а=[pic][pic]31,96 МПа д) Средние нормальные могут возникнуть от осевой силы. Так как в принятых конструктивных исполнениях сила Fa не действует в сечении IV-VI, а передается ступицей червячного колеса над сечением, то – ?м=[pic]0, где АIV – площадь вала в сечении IV-VI. е) Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям. [pic]=[pic] где К? – эффективный коэффициент концентрации напряжений; ?? – масштабный фактор для нормальных напряжений; ? – коэффициент, учитывающий влияние шероховатости поверхности (при Rа= 0,4…3,2 мкм принимают ?=0,97…0,9); ?? – коэффициент чувствительности к асимметрии цикла напряжений; К? = 1,9 – для сечения вала с одной шпоночной канавкой при ?в=880 МПа (по таблице 8.5. [3]); ?? = 0,73 – для легированной стали при d=40 мм по таблице 8.8. [3]; ? = 0,96 – при шероховатости поверхности Rа= 0,8…мкм; ?? = 0,15 – для легированной стали странице 300 [5]. ж) Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям [pic]=[pic] где К?, ??, ?? – Коэффициенты, учитывающий влияние на касательные напряжения аналогичных факторов, что и для нормальных напряжений. К? = 1,9 – для сечения вала с одной шпоночной канавкой при ?в=880 МПа (по таблице 8.5. [3]); ?? = 0,75 – для легированной стали; ? = 0,96 – при шероховатости поверхности Rа= 0,8…мкм; ?? = 0,1 – для легированной стали странице 300 [5]. з) Результирующий коэффициент запаса прочности. [pic][pic]3,53 > [S] = 2 При невыполнении условия прочности для вал-шестерни увеличивают диаметры рассматриваемых сечений. При невыполнении условия прочности для вала из стали 45, которая задается в предварительных расчетах, назначают новую более качественную легированную сталь или увеличивают диаметры. 9.9. Реакции опор и вращающие и изгибающие моменты тихоходного вала. В разработанной конструкции редуктора (рисунок 7.12 [6]) тихоходный вал опирается на два радиальных шарикоподшипника, установленных "враспор". При этом расчетные точки Д и С принимаются в середине подшипников, как показано на конструктивных схемах, приведенных в верхней части рисунков 9.8. а и б. Эти рисунки соответствуют вращению входного вала против часовой стрелке и по часовой стрелке. Требуемые расчетные расстояния l7 = 146 мм; l8=54 мм берутся из эскизного проекта редуктора, а расстояние l9=85 мм с учетом расположения звездочки цепной передачи и муфты предельного момента на тихоходном валу. Рекомендации по выбору l9 даны во II части [6]. 9.9.1. Составляющие силы от цепной передачи на вал (рисунок 9.3.). а) Вертикальная составляющая Fцz = Fц·sin? =6181,8·sin 30° = 3091 H б) Горизонтальная составляющая Fцy = Fц·cos? =6181,8·cos 30° = 535 H 9.9.2. Реакции опор от сил в зацеплении колес и от цепной передачи. 9.6.2.1. При вращении входного вала против часовой стрелке. а) В плоскости ХOY SМДY = 0; [pic] [pic][pic]10485Н SМСY = 0; [pic] [pic][pic]2682 Н Проверка SFY = 0; [pic] 2682+2449-10485+5354=0 Реакции найдены правильно. б) В плоскости XOZ SМСZ = 0; [pic] [pic][pic]201 Н SМДZ = 0; [pic] [pic][pic]3017 Н Проверка SFZ = 0; [pic] 3017-6309+201+3091=0 Реакции найдены правильно. в) Результирующие радиальные реакции в опорах [pic][pic][pic]4037 Н [pic][pic][pic]10487 Н г) Суммарная внешняя осевая сила действует в направлении опоры С, а подшипники установлены "враспор". FaS= Fa1 II = 2341 H 9.6.2.2. При вращении входного вала по часовой стрелке (рисунок 9.6,б). а) В плоскости ХOY SМДY = 0; [pic] [pic][pic]8350Н SМСY = 0; [pic] [pic][pic]547 Н Проверка SFY = 0; [pic] 547+2449–8350+5354=0 Реакции найдены правильно. б) В плоскости XOZ SМСZ = 0; [pic] [pic][pic]9010 Н SМДZ = 0; [pic] [pic][pic]390 Н Проверка SFZ = 0; [pic] 390–6309+9010–3091=0 Реакции найдены правильно. в) Результирующие радиальные реакции в опорах [pic][pic][pic]672 Н [pic][pic][pic]12284 Н г) Суммарная внешняя осевая сила действует в направлении опоры Д, а подшипники вала установлены "враспор". FaS= Fa1 II =[pic] 2341 H 9.6.3. Построение эпюр изгибающих моментов (рис 9.4.). 9.6.3.1. При вращении входного вала против часовой стрелке (рис 9.6,а). а) Плоскость ХОY Сечения Д и И – МДZ=0; МИZ=0 Сечение VI слева – MVIZ =[pic]2682·146·10-3=391,6 Н·м Сечение VI справа – MVIZ =[pic]2682·146·10-3 – 2341[pic]10-3=178 Н·м Сечение С (VII) – MСZ =[pic]5354·85·10-3=455 Н·м б) Плоскость ХOZ Сечения Д и И – МДY=0; МИY=0 Сечение IV – MIVY =[pic]3017·146·10-3=440,5 Н·м Сечение С (VII) – MСY =[pic]3091·85·10-3=262,7 Н·м в) Максимальные изгибающие моменты в сечениях IV и V MIV=[pic]589,4 Н·м MV=[pic]525,4 Н·м 9.6.3.2. При вращении входного вала по часовой стрелке (рис 9.5,б). а) Плоскость ХОY Сечения Д и И – МДZ=0; МИZ=0 Сечение VI слева – MVIZ =[pic]547·146·10-3=79,9 Н·м Сечение VI справа – MVIZ =[pic]546·146·10-3 + 2341[pic]10-3=293,4 Н·м Сечение С (VII) – MСZ =[pic]5354·85·10-3=455 Н·м б) Плоскость ХOZ Сечения Д и И – МДY=0; МИY=0 Сечение IV – MIVY =[pic]390·146·10-3=57 Н·м Сечение С (VII) – MСY =[pic]3091·85·10-3=262,7 Н·м в) Максимальные изгибающие моменты в сечениях IV и V [pic]=[pic]298,9 Н·м [pic]=[pic]525,4 Н·м 9.10. Расчет подшипников быстроходного вала. 9.10.1. Эквивалентная радиальная нагрузка. [pic]RE=(X·V·Rr+Y·Ra)·KБ·KT V=1; KT=1; Kб=1,8 (смотри раздел 9.4.1. расчета) а) При вращении входного вала против часовой стрелке. Так как в двух опорах Д и С использованы одинаковые радиальные шариковые подшипники № 211, то расчет производим только подшипника опоры "с", которая имеет наибольшею радиальную [pic]10487 Н и осевую [pic]2341 Н |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|