| |||||
МЕНЮ
| Проектирование привода ленточного транспортёраКорпусная деталь состоит из стенок, бобышек, фланцев, ребер и других элементов, соединенных в единое целое. Толщину ( стенки, отвечающую требованиям технологии литья и необходимой жесткости корпуса редуктора, находят по формуле: [pic] мм, где Ттв - крутящий момент на тихоходном валу, Н(м; Т=498,28 Н(м (см. табл. 2.4). [pic] мм. Принимаем толщину дна корпуса и толщину ребер жесткости равными толщине стенки. Плоскости стенок, встречающиеся под прямыми углами, сопрягаются радиусами [pic]; [pic], где R – наружный радиус; ( – внутренний радиус. [pic] мм; [pic] мм. Размеры принимаем согласно ГОСТ 6636-69 R=13 мм, r=4,2 мм. Для крепления к корпусу крышек предусматривают опорные платики. Эти платики при отливе могут быть смещены, поэтому размеры сторон опорных платиков должны быть на величину С больше размеров опорных поверхностей крышек. Величина С=3(5 мм. Обрабатываемые поверхности корпуса отделяются от черновых выступами в виде платиков высотой h: [pic]; [pic] мм. Размер принимаем согласно ГОСТ 6636-69 h=3,8 мм. Чтобы вращающиеся детали редуктора не задевали за внутреннюю поверхность корпуса, между ними предусматривается зазор: [pic]мм, где L1 – наибольшее расстояние между внешними поверхностями деталей передач. [pic] мм. Размер принимаем согласно ГОСТ 6636-69 a=11 мм. Чтобы не происходило перемешивание осевшей на дно грязи с маслом, расстояние от поверхности колес до дна корпуса принимают: [pic] Размер принимаем согласно ГОСТ 6636-69 [pic]=45 мм. Для соединения корпуса и крышки по всему контуру плоскости разъема редуктора выполнены фланцы. Для соединения крышки с корпусом используют болты класса прочности не менее 6,6 с наружной шестигранной уменьшенной головкой. Диаметры болтов находим по формуле: [pic] мм, [pic] мм. По ГОСТ 7808 принимаем dб=10 мм. Расстояние между болтами принимают равным десяти диаметрам болта. Ширину фланца bф выбираем из условия свободного размещения головок болта и возможного поворота ее гаечным ключом на угол больше 60(: [pic], где С1- расстояние от стенки корпуса до оси болта; [pic]; [pic] мм. С2- расстояние от оси болта до торца фланца, [pic]; [pic] мм. [pic] мм. Размер принимаем согласно ГОСТ 6636-69 bф=36 мм. Опорную поверхность корпуса выполняют в виде четырех платиков, расположенных в местах установки болтов. Диаметр болтов крепления корпуса к раме принимаем: [pic], где dб – диаметр болта, соединяющего крышку с корпусом. [pic] мм. Размер принимаем согласно ГОСТ 6636-69 dф=13 мм. Толщина рамы: [pic] [pic] мм. Размер принимаем согласно ГОСТ 6636-69 (р=20 мм. Для слива масла в корпусе предусматривается сливное отверстие, закрываемое резьбовой пробкой. 7. Эскизная компоновка редуктора Эскизная компоновка редуктора выполнена на миллиметровой бумаге в масштабе 1:1. Предварительно выбираем подшипники, исходя из посадочного диаметра: V быстроходный и промежуточный – радиально-упорный однорядный подшипник легкой серии 36208; V тихоходный вал – радиально-упорный однорядный подшипник легкой серии 36211. Перед построением компоновочной схемы проводим горизонтальную осевую линию ведущего вала и намечаем положение осей промежуточного и ведомого вала, с учетом межосевого расстояния валов. Далее намечаем и вычерчиваем контуры зубчатых колес, валов и стенки корпуса. Компоновочная схема (рис.7.1.) выполняется на основе предыдущих расчетов на ЭВМ (см. таблицу 3.1) с проставлением основных размеров, необходимых для расчета подшипников на ЭВМ. 8. Расчет подшипников на ЭВМ 8.1. Подготовка исходных данных Необходимые для расчета данные приведены в таблице 8.1. 1. Ресурс работы передачи применяется на основании технического задания и рассчитанного ранее при подготовке исходных данных расчета редуктора на ЭВМ (см. п. 2.2.), t=12194 ч. 2. Коэффициент вращения кв=1. 3. Коэффициент безопасности ко=1,3. 4. Температурный коэффициент кт=1,05. 5. Коэффициенты ( и ( принимаются по заданному в техническом задании графику нагрузки, т.е. (=1; 0,5; 0; 0; (=0,15; 0,85; 0; 0. 6. Схема установки подшипников быстроходного вала – 2, промежуточного и тихоходного валов – 1. 7. Диаметры цапф в опорах А и В принимаем согласно п.4. da=dв=40 мм – для быстроходного вала. da=dв=40 мм – для промежуточного вала. da=dв=55 мм – для тихоходного вала. 8. Частота вращения валов принимается согласно таблицам 2.3 и 2.4. n1=700 (об/мин); n2=155,56 (об/мин); n3=38,10 (об/мин). 8.2. Расчетные схемы валов Расчетные схемы валов изображены на рисунках 8.1., 8.2 и 8.3. Значения сил принимаются из распечатки (табл. 2.3.) согласно принятому варианту расчета. 1). На быстроходный вал действуют силы Ft1=1852,39 H, Fr1=-514,35 H, Fa1=1442,60 H. Торцевой модуль конической шестерни mte=2,54 мм, число зубьев z=14. [pic] Рис. 8.1. Расчетная схема быстроходного вала. Значение момента принимаем из расчетов: [pic] [pic]Н(м. Расстояние от опор до точки приложения силы берутся из компоновочной схемы редуктора на рис. 7.1. L1=46 мм, Lab=105 мм. В точках, где отсутствуют силы и моменты, их значения и значения моментов, а так же расстояния принимаем равными нулю. 2).Силы, действующие в зацеплении на промежуточном валу: Ft4=1852,39 H, Ft2=4962,51 H, Fr4=1442,60 H, Fr2=-1850,62 H, Fa4=514,35 H, Fa2=-1107,26 H. Делительный диаметр цилиндрической шестерни промежуточного вала d2=49,18 мм. Рис. 8.2. Расчетная схема промежуточного вала. [pic]Н(м [pic] [pic]Н(м Значения моментов: М2=-27,2 Н(м, М4=77,2 Н(м. Расстояния от опор до точек приложения сил: L2=74 мм, L4=129 мм, Lab=222 мм. Остальные значения сил и расстояний принимаем равными нулю. 3). Силы, действующие в зацеплении на тихоходном валу: Ft2=-4962,51 H, Fr2=1850,62 H, Fa2=1107,26 H. Делительный диаметр цилиндрического колеса тихоходного вала d2=200,82 мм [pic] Рис. 8.3. Расчетная схема тихоходного вала. [pic]Н(м Значение момента: М2=111,2 Н(м. Расстояния от опор до точек действия сил: L2=74 мм, Lab=225 мм. Остальные значения сил, моментов и расстояний принимаем равными нулю. 8.3. Анализ результатов расчета и выбор подшипников Программа расчета подшипников качения на долговечность имеет имя POD1. Итогом расчета подшипников на ЭВМ являются распечатки (табл. 8.2., 8.3., 8.4.), где указаны исходные данные для контрольной проверки, а так же подшипники, которые удовлетворяют заданной нагрузке на вал. По данным распечаток выбираем подшипники по ресурсу их работы. Для обеих опор быстроходного вала выбираем шариковые радиально-упорные однорядные подшипники легкой серии № 36208. Для обеих опор промежуточного вала выбираем шариковые радиальные двухрядные подшипники лёгкой серии № 1208. Для обеих опор тихоходного вала выбираем шариковые радиально-упорные однорядные подшипники № 36211. 9. Выбор и расчет шпонок Для соединения валов зубчатыми колесами применяют, чаще всего, призматические шпонки. Шпонка служит для передачи крутящего момента от вала к ступице колеса и наоборот. Размер сечений шпонок, длина и пазы выбираются по ГОСТ 23360-78. Материал шпонки – сталь 45 нормализованная Расчет шпонок производят по условию прочности на смятие. Для проверки выбора используется следующая формула: [pic], где Тк – крутящий момент на валу, Н(м; d – диаметр вала, мм; h – высота шпонки, мм; l – длина шпонки, мм. [pic] - допускаемое напряжение смятия, Н(м. [pic] =100…120 (МПа). 9.1. Быстроходный вал Диаметр вала со шпоночным пазом под муфту d=32 мм. В соответствие с этим подбираем шпонку с сечением b(h(l=10(8(24. Проверяем выбранную шпонку по напряжению смятия: [pic]МПа [pic]<[pic]. 9.2. Промежуточный вал Диаметр вала под коническое колесо d=50 мм. В соответствие этого выбираем шпонку с сечением b(h(l=14(9(36. Проверяем выбранную шпонку по напряжению смятия: [pic]МПа [pic]<[pic]. 9.3. Тихоходный вал Диаметр вала под цилиндрическое колесо d=67 мм. В соответствие с этим выбираем шпонку с сечением b(h(l=20(12(50. Проверяем выбранную шпонку по напряжению смятия: [pic]МПа [pic]<[pic]. Диаметр вала под шпоночным пазом для муфты d=50 мм. В соответствие с этим выбираем последнюю шпонку с сечением b(h(l=14(9(50. Проверяем выбранную шпонку по напряжениям смятия: [pic]МПа [pic]<[pic]. 10. Расчет вала на выносливость 10.1. Подготовка исходных данных Исходные данные для расчета вала на выносливость приведены в таблице 10.1. Расчетная схема промежуточного вала изображена на рис. 10.1. Приступая к расчету, предварительно намечаем опасные сечения вала, которые подлежат расчету. При этом учитывается характер эпюр изгибающих и крутящих моментов, структурная форма вала и места концентрации напряжений. 1). Предел прочности материала принимаем равным пределу прочности материала шестерни 920 МПа. 2). Изгибающие моменты в выбранных сечениях вала рассчитывается по формуле: [pic], где [pic]- изгибающие моменты в горизонтальной и вертикальной плоскостях соответственно. Рис. 10.1 Расчетная схема промежуточного вала [pic]=-4106,7 Н; [pic]=1112,3 Н; [pic]=-2708,2 Н; [pic]=-664,3 Н. Сечение 1-1: Мz=RAy(L2=2997,89 Н(м My1=RAy(L2=811,98 Н(м My2=RAy(L2-M1=784,78 Н(м. Сечение 2-2: Мz=RAy(L4-Ft2((L4-L2)=2518,64 Н(м My1=RAy(L2-Fr2((L4-L2)-M1=389,52 Н(м My2=RAy(L2-Fr2((L4-L2)-M1+M2=784,78 Н(м. При построении эпюр изгибающих моментов, значения реакций в опорах берем из распечатки (табл. 8.3.). 10.2. Анализ результатов расчета Результаты расчета показали, что прочность промежуточного вала с заданными параметрами обеспечена. 11. Смазка редуктора Основное назначение смазки - это снижение потерь мощности на трение, снижение интенсивности износа, предохранение от заедания, задиров, коррозии, для лучшего отвода теплоты трущихся поверхностей. Для смазки принимается масляная ванна (картерная смазка). В корпус редуктора заливается масло, так чтобы венцы колес были погружены в него. При их вращении масло разбрызгивается, в результате чего внутри редуктора образуется масляный туман (взвесь частиц масла). Данный способ требует герметичных уплотнений. Смазка зубчатых колес происходит за счет погружения их в масляную ванну, также полностью должны быть погружены и зубья конического колеса. Подшипники качения смазываются брызгами масла. Для отделения подшипникового узла от общей смазочной системы, а также в целях предупреждения попадания продуктов износа в подшипник, устанавливаются мазеудерживающие кольца, вращающиеся вместе с валом. Для смазки подшипника вала конической шестерни, удаленной от масляной ванны, на фланце корпуса в плоскости разъема делают канавки, а на крышке корпуса скосы. Масло, стекая со стенок, попадает в канавки к стакану с отверстиями, а затем к подшипникам. Во избежание выброса масла и сравнивание давления создаваемого в редукторе с внешней средой, на крышке корпуса устанавливается отдушина. Для наблюдением за уровнем масла устанавливают щуп. В целях замены масла днище редуктора выполняют резьбовую пробку, через которую производят слив. Выбор смазочного материала основан на опыте эксплуатации машин. Принцип назначения сорта масла следующий: чем выше контактное в зубьях, тем больше вязкостью должно обладать масло, и чем выше окружная скорость колеса, тем меньше должна быть вязкость масла. Поэтому требуемую вязкость масла определяют в зависимости от контактного напряжения и окружной скорости колеса. Средняя окружная скорость тихоходного и промежуточного валов колес: [pic], где [pic], [pic]; [pic](м/с); [pic](м/с); [pic] (м/с); Определяем марку масла по таблице. В качестве смазки редуктора выбираем И- Г-А-68 с кинематической вязкостью 61-75 мм2/с при 40( С. 12. Выбор посадок Назначаем посадки для конического и цилиндрического колеса. . коническое колесо H7/s7; . цилиндрическое колесо H7/r7; . втулки в полумуфтах H7/js6; . сопряжение вал – корпус H7; . сопряжение подшипник – вал k6; . наружный диаметр крышки h8; . уплотнительные кольца H8/r8; . полумуфты H7/f7 и H7/k6; . пазы для шпонок H7/m6. 13. Выбор муфт Муфтой называется устройство, которое служит для соединения концов валов и передачи крутящего момента без изменения его величины и направления. Широко применяемые муфты стандартизированы. В нашем случае выбираем муфту МУВП – муфту упругую втулочно-пальцевую по ГОСТ 21424-93. Эта муфта получила распространение особенно в приводах от электродвигателя, благодаря легкости изготовления и замены резиновых элементов, компенсирующих несоосность валов. 13.1. Выбор муфты для выходного вала. По диаметру выходного вала dв=32 мм и диаметру вала электродвигателя dэд=32 мм выбираем муфту с учетом крутящего момента Т1=29,71 (Н(м): dв=32 мм, dэд=32 мм; l=121 мм; D=140 мм. 13.2. Выбор муфты для ведомого вала. Для ведомого вала аналогично выбираем муфту МУВП по ГОСТ 21424-93. Диаметр ведомого вала dв=50 мм, Т3=498,28 (Н(м) - крутящий момент на валу: dв=50 мм; l=170 мм; D=190 мм. Заключение В ходе выполнения курсового проекта был спроектирован привод ленточного транспортера, состоящий из электродвигателя 4А112МА8 мощностью 2,2 кВт, двух упругих втулочно-пальцевых муфт, двухступенчатого коническо- цилиндрического редуктора, имеющего горизонтальное расположение ведущего вала-шестерни и два перпендикулярных ему вала. Все валы установлены на радиальных подшипниках. В процессе проектирования были решены следующие задачи: сконструированы валы, зубчатые колеса, выбраны подшипники, сконструирован корпус редуктора и проверен промежуточный вал на выносливость. Технические характеристики привода: - окружное усилие на барабане 2400 Н; - скорость ленты транспортера 0,8 м/с - частота вращения вала электродвигателя 700 об/мин. Литература 1. Детали машин, загрузочные и транспортные устройства: Методические указания к курсовому проекту. Расчет цилиндрических конических передач на ЭВМ. - Вологда: ВПИ, 1988.- 34 с. 2. Дунаев П.Ф. Леликов О.П. Детали машин. Курсовое проектирование: Учеб. пособие для машиностроит. спец. техникумов, - 2-е изд. перераб. и доп. - Высш. шк., 1990.- 399 с., ил. 3. Иванов М.Н. Детали машин: Учеб. для студентов высш. техн. учеб. заведений. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.:Высш. школа, 1991.- 383 с.: ил. 4. Проектирование механических передач: Учебно-справочное пособие для втузов/ Чернавский С.А. и др. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 1984.- 560 с., ил. 5. Курсовое проектирование деталей машин: Учеб. пособие для учащихся машиностроительных специальностей техникумов/С.А. Чернавский, К.Н. Боков, И.М. Чернин и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 1988.- 416 с.: ил. 6. Тарабасов Н.Д., Учаев П.Н. Проектирование деталей и узлов машиностроительных конструкций: Справочник. – М.: Машиностроение, 1983.- 239 с., ил. 7. Перель Л.Я. Подшипники качения: Расчёт, проектирование и обслуживание опор: Справочник. - М.: Машиностроение, 1983. – 543 с., ил. 8. Детали машин: Энергетический расчет привода на ЭВМ. Методические указания к курсовому проекту. - Вологда: ВоПИ, 1987.- 25 с. 9. Детали машин: Конструирование зубчатых и червячных колёс, шкивов и звёздочек: Методические указания к курсовому проекту. – Вологда: ВоПИ, 1998. – 19 с. 10. Детали машин: Конструирование подшипниковых узлов: Методические указания к курсовому проекту. – Вологда: ВоПИ, 1997. – 15 с. ----------------------- [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] Страницы: 1, 2 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|