| |||||
МЕНЮ
| Электропривод подъемного механизма кранаЭлектропривод подъемного механизма кранаАННОТАЦИЯ Лагутин Д.В. Электропривод подъемного механизма крана В работе приведен выбор схемы электропривода подъемного механизма крана, выбран и проверен двигатель, а также силовые элементы. Исследованы статические и динамические свойства системы и рассчитаны энергетические показатели за цикл работы привода. Страниц 50, рисунков 15. ВВЕДЕНИЕ Рассматривая все многообразие современных производственных процессов, в каждом конкретном производстве можно выделить ряд операций, характер которых является общим для различных отраслей народного хозяйства. К их числу относятся доставка сырья и полуфабрикатов к истокам технологических процессов и межоперационные перемещения изделий в процессе обработки, погрузочно-разгрузочные работы на складах, железнодорожных станциях и т. д. Механизмы, выполняющие подобные операции, как правило, универсальны и имеют общепромышленное применение, в связи, с чем и называются общепромышленными механизмами. Общепромышленные механизмы играют в народном хозяйстве страны важную роль. На промышленных предприятиях наиболее распространенным и универсальным подъемно-транспортным устройством является кран, основным механизмом которого является механизм подъема, который снабжается индивидуальным электроприводом. Основные механизмы таких установок, как правило, имеют реверсивный электропривод, рассчитанный для работы в повторно-кратковременном режиме. В каждом рабочем цикле имеют место неустановившиеся режимы работы электропривода: пуски, реверсы, торможения, оказывающие существенное влияние на производительность механизма, на КПД установки и на ряд других факторов. Все эти условия предъявляют к электроприводу сложные требования в отношении надежности и безопасности. От технического совершенства электроприводов в значительной степени зависят производительность, надежность работы, простота обслуживания. Кран позволяет избавить рабочих от физически тяжелой работы, уменьшить дефицит рабочих в производствах, отличающихся тяжелыми условиями труда. В данной работе электропривод рассматривается как общепромышленная установка, в качестве которой выступает подъемный механизм крана. Целью работы является закрепление, углубление и обобщение знаний в области теории электропривода путем решения комплексной задачи проектирования электропривода конкретного производственного механизма (механизма подъема крана). В выпускной работе охватываются такие вопросы, как выбор схемы электропривода, разработка системы управления электроприводом, анализ динамических свойств замкнутой и разомкнутой системы, расчет энергетических показателей электропривода. Основное внимание уделяется задаче регулирования координат (тока и скорости). ВЫБОР СХЕМЫ ЭЛЕКТРОПРИВОДА И СИЛОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ. 1 Исходные данные для проектирования. Электропривод подъемного механизма крана. |Грузоподъемность, кг |3000 | |Масса захватного приспособления, кг |25 | |Диаметр барабана, мм |490 | |Передаточное число редуктора |85 | |Кратность полиспаста |1 | |КПД передачи |0,8 | |Скорость подъема, м/мин |25 | |Высота подъема, м |12 | |Продолжительность включения механизма, % |15 | Система электропривода: электропривод постоянного тока по системе ТП-Д. Пуск и торможение производится при линейном изменении э.д.с. преобразователя в функции времени. Требования, предъявляемые к электроприводу. При разработке электропривода крана должны быть соблюдены следующие требования в отношении его характеристик: - обеспечение заданной рабочей скорости механизма при статических моментах на валу при подъеме и спуске; - возможность реверсирования; - обеспечение минимального времени переходного процесса; - обеспечение плавности пуска и регулирования; - ограничение максимального значения момента стопорным значением Мстоп. 2 Выбор схемы электропривода. Для осуществления автоматического регулирования предусматриваются управляемые преобразователи и регуляторы, позволяющие автоматически под воздействием обратных связей осуществлять регулирование координат электропривода, в нашем случае момента и скорости. Наиболее широко используются электромашинные и вентильные управляемые преобразователи напряжения постоянного тока и частоты переменного тока и соответствующие системы ЭП: система генератор – двигатель (Г-Д); система тиристорный преобразователь – двигатель (ТП-Д); система преобразователь частоты – асинхронный двигатель (ПЧ-АД). Также скорость и момент можно изменять путем реостатного регулирования. Выбор рационального способа регулирования из возможных является важной задачей, которая решается при проектировании электропривода. Все вышеперечисленные системы имеют ряд преимуществ и недостатков, анализ которых при учете предъявляемых технических требований и специфики производственного механизма позволяет осуществить правильный выбор системы регулирования. Так, в настоящее время продолжает успешно применяться система Г-Д. Ее основными достоинствами являются отсутствие искажений потребляемого из сети тока и относительно небольшое потребление реактивной мощности. При применении синхронного двигателя в преобразовательном агрегате путем регулирования тока возбуждения можно обеспечить работу ЭП с cos( для компенсации реактивной мощности, потребляемой другими установками. К сожалению, системе Г-Д присущи несколько серьезных недостатков, определяемых необходимостью трехкратного электромеханического преобразования энергии. Как следствие – низкие массогабаритные и энергетические показатели, и благоприятные регулировочные возможности достигаются ценой существенных затрат дефицитной меди, высококачественной стали и труда. Наряду с этим характерен низкий общий КПД системы. Существенные преимущества асинхронного двигателя определяют несомненную перспективность системы ПЧ-АД. Однако регулирование частоты представляет собой технически более сложную задачу, чем регулирование выпрямленного напряжения, так как, как правило, требует дополнительных ступеней преобразования энергии. Коэффициент полезного действия системы ПЧ- АД ниже, чем в системе ТП-Д, ниже быстродействие и экономичность. Рассматривая способ реостатного регулирования нельзя не отметить его низкую точность и диапазон регулирования, невысокую плавность, а также массогабаритные показатели (наличие резисторов, коммутирующей аппаратуры) и снижение КПД при увеличении диапазона регулирования. Однако данный способ привлекателен своей простотой и невысокими затратами на реализацию. В выпускной работе разрабатывается электропривод постоянного тока по системе ТП-Д. Эта система в настоящее время наиболее широко используется из- за ее несомненных преимуществ. Она более экономична, обладает высоким быстродействием (постоянная времени Тп при полупроводниковой СИФУ не превосходит 0,01 с), имеет довольно высокий КПД. Потери энергии в тиристорах при протекании номинального тока составляет 1-2% номинальной мощности привода. Недостатками тиристорного преобразователя является изменяющийся в широких пределах cos((cos(, и значительное искажение формы потребленного из сети тока. Схему преобразователя выберем мостовую реверсивную с совместным согласованным управлением. 1.3. Расчет нагрузочных диаграмм и выбор двигателя. Рис. 1. Кинематическая схема механизма. Статические моменты при подъеме и спуске: [pic] Нм [pic] Нм, где g – ускорение свободного падения, mгр, mзп – масса груза и захватного приспособления, Rб – радиус барабана лебедки, iр – передаточное число редуктора, iп – передаточное число полиспаста, ( - КПД передачи. Время цикла: tц=tпод+tсп+2tп=tр+tп, где tпод – время подъема, tсп – время спуска, tп – время паузы, tр – время работы. tпод=tсп=h/v=12/(25/60)=12/0,417=28,777 с, где h – высота подъема, v – скорость подъема. Продолжительность включения: ПВ= tр/tц Значит, tц= tр/ПВ=57,554/0,15=383,693 с tп=0,5(tц- tр)=0,5(83,693-57,554)=163,07 с Рис. 2. Нагрузочная диаграмма производственного механизма. Полагая, что двигатель выбирается из режима S1, эквивалентный момент за цикл работы: [pic] Нм Угловая скорость двигателя, соответствующая V=12 м/мин: [pic] 1/с Номинальная мощность двигателя: [pic] кВт, где kз=1,3 – коэффициент, учитывающий отличие нагрузочной диаграммы механизма от нагрузочной диаграммы двигателя. Условия выбора двигателя: Рн(Рэкв и (н((расч выбираем, пользуясь [1] двигатель постоянного тока независимого возбуждения 2ПФ160МУХЛ4 Р=7,5 кВт; U=220 В; n=1500 об/мин; nmax=4200 об/мин; КПД=83%; Rя=0.145 Ом; Rдоп=0,101 Ом; Rв=53,1 Ом; Lя=4 мГн; Jдв=0,083 кг*м2; класс изоляции – В. Построив нагрузочную диаграмму двигателя, проверим его по условиям нагрева и допустимой перегрузки. Суммарный момент инерции: J(=1,2Jдв+Jмех=1,2*0,083+0,025=0,1246 кг*м2, где Jмех – момент инерции механизма. [pic] кг*м2 Динамический момент: [pic] Нм, где Мном – номинальный момент двигателя. [pic] Нм Угловое ускорение: [pic] 1/с2 Время работы привода с ускорением: [pic] с Высота, на которую поднят груз за время ускорения: [pic] м Расстояние, которое проходит груз без ускорения: [pic] м Время работы привода без ускорения: [pic] с Время цикла с учетом ускорения: [pic]с Рис. 3. Нагрузочная диаграмма двигателя. По нагрузочной диаграмме находим новое значение эквивалентного момента: [pic][pic]Нм Мэкв=35,53(Мн; Мmax(2.5*Мн=2,5*47,748=119,37 Выбранный двигатель удовлетворяет условиям нагрева и допустимой нагрузки. 1.4. Выбор схемы и расчет элементов силового преобразователя. Для данного случая выбираем трехфазную мостовую схему. Схема приведена на рис.4: Рис. 4. Мостовая реверсивная схема. 1.4.1. Выбор трансформатора. Выбор силового трансформатора производится по расчетным значениям токов I1 и I2, напряжению U2 и типовой мощности Sтр. Расчетное значение напряжения U2ф вторичной обмотки трансформатора, имеющего m-фазный ТП с нагрузкой на якорь двигателя в зоне непрерывных токов, с учетом необходимого запаса на падение напряжения в силовой части, определяется формулой: [pic]В, где ku=0,461 – коэффициент, характеризующий отношение напряжений U2ф/Ud0 в реальном выпрямителе; kc=1,1 – коэффициент запаса по напряжению, учитывающий возможное снижение напряжения сети; k(=1,1 – коэффициент запаса, учитывающий неполное открытие вентилей при максимальном управляющем сигнале; kR=1,05 – коэффициент запаса по напряжению, учитывающий падение напряжения в обмотках трансформатора, в вентилях и за счет перекрытия анодов; Ud=220 В – номинальное напряжение двигателя. Расчетное значение тока вторичной обмотки: [pic] А, где kI=0,815 – коэффициент схемы, характеризующий отношение токов I2ф/Id в идеальной схеме; ki=1,1 – коэффициент, учитывающий отклонение формы анодного тока вентилей от прямоугольной; Id – значение номинального тока двигателя. [pic] А Расчетная типовая мощность силового трансформатора: [pic] кВА, где ks=1,065 – коэффициент схемы, характеризующий отношение мощностей Sтр/UdId для идеального выпрямителя с нагрузкой на противо-ЭДС. Выбираем силовой трансформатор, удовлетворяющий условиям: Sн(11,644 кВА; U2фн(128,854 В; I2фн(36,822 А. Выбираем трансформатор ТС-16. Его характеристики: Sн=16 кВА; U1нл=380(5% В; U2нл=230-133 В; Р0=213 Вт; Рк=529 В; Uк=4,6% Y/Y0-( Коэффициент трансформации: [pic] Расчетное значение тока первичной обмотки: [pic] А. 1.4.2. Выбор тиристоров. Среднее значение тока тиристора: [pic] А, где kзi=2,5 – коэффициент запаса по току; kох – коэффициент, учитывающий интенсивность охлаждения силового вентиля. При естественном охлаждении kох=0,35; mтр=3 – число фаз трансформатора. Максимальная величина обратного напряжения: [pic] В, где kзн=1,8 – коэффициент запаса по напряжению, учитывающий возможные повышения напряжения питающей сети (включая режим холостого хода) и периодические выбросы Uобр, обусловленные процессом коммутации вентилей; kUобр=1,065 – коэффициент обратного напряжения, равный соотношению напряжений UBmax/Ud0 для мостовой реверсивной схемы выпрямления; Ud0 – напряжение преобразователя при (=0: [pic] В Из справочника [3] выбираем тиристор серии Т151-100. 1.4.3. Выбор индуктивности дросселей. Под действием неуравновешенного напряжения, минуя цепь нагрузки, может протекать уравнительный ток, который создает потери в вентилях и обмотках трансформатора и может приводить к аварийному отключению установки. Требуемая величина индуктивности уравнительных дросселей, исходя из ограничения амплитуды переменной составляющей уравнительного тока до величины, не превышающей 10%: [pic], где U1п – удвоенное эффективное значение первой гармоники выпрямленного напряжения: [pic] В, где Uп/Ud0=0.26 – определено по рисунку из [2] для m=6 и (=900; m=6 – число фаз выпрямления. [pic] Гн. Уравнительные дроссели выберем частично насыщающимися, т.е. Lуд=0,7Lуд.расч=0,029 Гн. Выбираем дроссель серии ФРОС-150. Lуд=0,03 Гн. Рассчитаем индуктивность сглаживающего дросселя: [pic] Гн, где Uп=U1п/2=72,673 Гн – действующее значение первой гармоники выпрямленного напряжения. Необходимая величина индуктивности сглаживающего дросселя: Lсд=Lнеобх-(Lдв+2Lтр+Lуд), где Lдв – индуктивность якоря и дополнительных полюсов двигателя: [pic]Гн 2Lтр – индуктивность двух фаз трансформатора, приведенная к контуру двигателя. [pic]Гн. Lсд=0,027-(0,010+0,00106+0,03)=-0,014 Гн Т.к. Lсд(0, то сглаживающий дроссель не требуется. 1.4.4. Определение расчетных параметров силовой цепи ТП-Д. Расчетное сопротивление цепи выпрямленного тока: [pic], где k=1+((tн-t()=1+0.004(100-15)=1.34; (=0,004 – температурный коэффициент сопротивления меди; tн=1000 – рабочая температура двигателя для класса изоляции В; t(=150 – температура окружающей среды; Rщ – сопротивление щеточного контакта: [pic] Ом; Rп – сопротивление преобразователя: [pic], где Rт – активное сопротивление обмоток трансформатора: [pic] Ом; хт – индуктивное сопротивление обмоток трансформатора: [pic] Ом Rуд – активное сопротивление уравнительных дросселей: [pic] Ом. Итак, [pic] Ом [pic] Ом. Выводы по главе 1. В главе 1 на основе технических данных и требований электропривода подъемного механизма крана был произведен выбор схемы ЭП. В результате анализа и обзора применяемых систем регулирования показана целесообразность применения системы тиристорный преобразователь – двигатель. Построение нагрузочных диаграмм производственного механизма и двигателя позволило предварительно выбрать двигатель, а затем проверить его по условиям нагрева и по перегрузке. Выбранный двигатель серии 2П удовлетворяет этим условиям. Расчет силового преобразователя включил в себя выбор его элементов, а также определение расчетных параметров силовой цепи ТП-Д. 2. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ. 2.1. Расчет и построение статических характеристик в разомкнутой системе. Статические характеристики в разомкнутой системе могут быть построены по следующим выражениям: [pic] где Rя.дв – сопротивление якорной цепи двигателя с учетом нагрева: [pic] Ом Ток возбуждения двигателя: [pic] А Номинальный ток якоря: [pic] А Статические скорость и момент: (с=144,67 1/с; Мс.под=106,918 Нм; Мс.сп=68,428 Нм. Из уравнений для статических характеристик: [pic] В/с ЭДС преобразователя при (с и Мс.под: [pic] В. ЭДС преобразователя при (с и Мс.сп: [pic] В. Уравнение статической механической характеристики при Еп.необх.под: [pic]; [pic]. Уравнение статической механической характеристики при Еп.необх.сп: [pic]; [pic]. Максимальная ЭДС преобразователя при (=0: [pic] В. Уравнение статической характеристики при Еп.max: [pic]; [pic]. Статическая характеристика при Еп=0: [pic]; [pic]. Естественная статическая характеристика: [pic]; [pic]. Рис.5. Статические и динамические характеристики в разомкнутой системе. Рассчитаем нагрузочную диаграмму двигателя за цикл при линейном изменении ЭДС преобразователя. Жесткость статической механической характеристики: [pic] В2с2/Ом Электромеханическая постоянная времени: [pic] с Расчетная суммарная индуктивность цепи якоря: [pic] Гн Электромагнитная постоянная времени: [pic] с Соотношение постоянных времени: [pic] Для построения нагрузочной диаграммы двигателя за цикл при линейном изменении ЭДС, используем ЭВМ и программу 20-sim. Для моделирования введем в компьютер схему, представленную на рис. 6. Параметры для моделирования представлены в приложении 1. Нагрузочная диаграмма процесса представлена на рис. 7 Рис. 6. Схема для расчета нагрузочной диаграммы двигателя при линейном изменении ЭДС. 2 Выбор структуры замкнутой системы электропривода, расчет ее параметров. В соответствии с рекомендациями выберем систему ТП-Д с подчиненным регулированием координат с настройкой на технический оптимум. Рис. 8. Принципиальная схема подчиненного регулирования тока и скорости в системе ТП-Д. 2.2.1. Расчет контура тока Рис. 9. Структурная схема регулирования тока. Отнесем время запаздывания тиристорного преобразователя (п и Страницы: 1, 2 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|