рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Законодательное обеспечение реформы 1861года

Статья 24 предоставляет крестьянам правоспособность в сфере

гражданского и уголовного процесса. Характерно декларируемое в примечании 2

к данной статье право иска и жалобы крестьян как на посторонних лиц, так и

на владельца земли, на которой они водворены, т. е. на своего бывшего

помещика. Напомним, что крестьянам при крепостном праве было запрещено

жаловаться на помещиков. В статье специально подчеркивается отсутствие у ее

норм обратной силы, что имело особый смысл, поскольку помещики в преддверии

реформы принимали дополнительные меры к ограблению и притеснению крестьян:

продажа крестьян отдельно от земли (“на своз”), что противоречило даже

тогдашним законам, насильственное переселение на неудобные земли, перевод в

дворовые, отнятие имущества, ссылка в Сибирь и т. п.

При взыскании штрафов, пеней, недоимок и пр. применялись статьи Устава

о благоустройстве казенных селений. Статьи 384—407 этого Устава

регламентируют “порядок и способы исполнения приговоров сельских и

волостных расправ” в селениях государственных крестьян, процедуру

удовлетворения имущественных исков (в частности, порядок продажи

крестьянского имущества за долги, отдачи должника или недоимщика в

общественные работы, “порядок и способы исполнения решений судебных мест”).

В данном случае применялись нормы изданного 30 апреля 1838 г. Учреждения об

управлении государственными имуществами в губерниях.

Статья 25 лишает помещика одной из его существенных феодальных

привилегий — права вотчинной юстиции. В крепостную эпоху помещик

пользовался в своем имении широкой административной и полицейской властью:

имел право держать свои тюрьмы, наказывать телесно крестьян. В 1857 году

подтверждалось право помещиков наказывать крестьян розгами до 40 ударов,

палками до 15 ударов, заключать в смирительные дома на срок до трех месяцев

или сдавать в арестантские роты гражданского ведомства на срок до шести

месяцев. Вес это совершалось без суда, по личной воле помещика, решение

которого было безапелляционным и приводилось в исполнение немедленно. На

помещиков вообще была возложена функция поддерживать полицейский порядок в

крепостной деревне.

Помещики пользовались своими правами гораздо шире, чем это им было

предоставлено но закону. В смысле расправ и наказании крестьян произвол не

знал границ. Архивы тогдашних правительственных учреждений полны жалобами

крестьян на произвол помещиков. Закон и теперь, однако, оставляет за

помещиком некоторое право вмешательства в уголовные дела его бывших

крестьян. Таким образом, если ст. 9 Общего положения снимала с помещика

обязанность ходатайствовать за крестьян по делам гражданским и уголовным,

то ст. 28 не отнимала у него права вмешательства в дела крестьян.

Указанные в ст. 29 права подробно регламентированы в ст.ст. 47, 71, 75,

130—140 данного Положения, а также надлежащими статьями других законов:

Устава о службе от правительства, Устава о податях. Законов межевых и пр.

Эти права предоставляли возможность (разумеется, зажиточному крестьянству)

путем получения соответствующего образования, оставления надела с уплатой

всех за него повинностей или досрочного выкупа выйти из общины, приписаться

в мещане или в купцы. Пореформенная статистика свидетельствует о

значительном росте численности мещан и купечества за счет выходцев из

крестьян.

Статья 30 дополняет формулировку ст. 25, имея в виду лишь одну

конкретную форму воздействия — поражение в сословных правах.

Статья 31 конкретизируется в ст. 8—26 Положения о выкупе.

Комментируемая статья провозглашает гарантию от посягательств со стороны

помещика на движимое имущество крестьян, на их общественные денежные

средства и хлебные запасы. Эта гарантия весьма существенна, ибо при

крепостном праве крестьянское имущество нисколько не было защищено от

произвола помещика.

До 1848 года закон не разрешал помещичьим крестьянам приобретать

недвижимую собственность (землю) на свое имя. Всякие покупки земли (как и

другой недвижимости) крестьяне могли производить только на имя своих

помещиков. Тем самым помещики становились юридически собственниками

покупных крестьянских земель. Таким образом, права крестьян на это

имущество законом не были защищены. Указ 3 марта 1848 г. предоставил и

помещичьим крестьянам право покупать земли, дома. лавки, мельницы и пр., но

с согласия помещиков. Судя по последующему законодательству, такое согласие

они получали не всегда, почему и после 1848 года вынуждены были покупать

землю на имя господина. Однако основная масса таких земель была куплена,

конечно, до указа. Исключив из действия закона земли, купленные крестьянами

до 1848 года. указ 3 марта 1848 г. открывал перед помещиками широкие

возможности для прямого захвата этих земель. Такие случаи особенно

участились в период подготовки крестьянской реформы. Помещики в предвидении

реформы шли на всякие ухищрения для захвата покупных крестьянских земель:

отбирали их за оброчные недоимки, за предоставленные в долг деньги,

отбирали под видом “покупки” за ничтожную пену, присоединяли их к наделении

земле, продавали их как свою собственность, пользуясь утратой крестьянами

документов на покупные земли, и т. п.

Статья 32 официально признает за крестьянами право собственности на

земли, приобретенные ими в крепостное время, на условиях, которые

сформулированы в специальных правилах, приложенных к статье.

“Буде помещик не согласится выдать крестьянам надлежащие данные на

имущества, приобретенные ими на имя их помещиков, крестьяне могут заявлять

о том, не пропуская десятилетней давности со времени приобретения

недвижимого имущества, мировому посреднику для распоряжений на основании

нижеследующих статей.

Если мировому посреднику будет заявлено крестьянами о принадлежности им

недвижимого имущества, приобретенного ими на собственные деньги, хотя и на

имя помещика, то мировой посредник обязан спросить о том владельца и, когда

нужно, потребовать его письменного по сему предмету отзыва. Буде в сем

отзыве или в уставной грамоте владелец, безусловно признает право крестьян

на сие имущество, то мировой посредник утверждает оное за крестьянами и

выдает им копию с своего о том постановления. Земля, признанная на сем

основании собственностью крестьян, не включается в состав мирского надела и

не облагается никакой в пользу помещика повинностью..

7) При суждении сего рода дел как мировой посредник, так и мировой

съезд и губернское присутствие обязаны принимать в уважение только

доказательства письменные, как те, кои принимаются судами на основании

гражданского судопроизводства по делам тяжебным, так и домашние, не

подлежащие в подлинности своей никакому спору и сомнению бумаги.

8) Когда право собственности крестьян на имущество такого рода будет

признано и утверждено губернским присутствием, действующим в качестве

высшего совестного суда, уездный суд по предъявлении оному полученной

крестьянином или крестьянами копии с решения дела немедленно выдает им на

означенное имущество данную на гербовой бумаге низшего достоинства без

взимания пошлин.

9) Заложенное имущество, признанное на основании предыдущих статей

собственностью крестьянина или крестьян, не освобождается от залога, и

имущество, проданное с публичного торга или перепроданное в другие руки,

остается у последнего покупщика, но крестьянам предоставляется в сих

случаях отыскивать судебным порядком понесенные ими убытки с помещика, на

имя которого было приобретено имущество, или же с его наследников”.

Приведенные правила, как видно из их содержания, ставили крестьянам

жесткие условия для возврата их покупных земель. Прежде всего, правила

ограничивали иск сроком давности покупки: он не должен был превышать 10

лет. Данные по семи центрально-промышленным губерниям России (Владимирской,

Калужской, Костромской, Московской. Нижегородской, Тверской и Ярославской),

в которых более, нежели в других регионах страны, покупалось крестьянами на

имя помещиков земли, показывают, что подавляющее число покупок,

произведенных крестьянами (90%), и купленной земли (97%) приходилось на

время до 1851 года (т. е. до предельной даты срока давности). Далее, для

утверждения своих прав на землю крестьяне обязаны были представить

письменные документы на владение этой землей. Как правило, такие документы

находились у помещика, поскольку покупки совершались на его имя. Сама

процедура рассмотрения спора о покупных землях всецело зависела от мировых

посредников, уездных мировых съездов и губернских по крестьянским делам

присутствий (дворянских по своему составу), которые далеко не всегда решали

споры в пользу Крестьян.

По смыслу данных правил, губернское по крестьянским делам присутствие

являлось окончательной инстанцией в решении споров крестьян с помещиками о

покупных землях. Однако, как показывают архивные документы высших

государственных учреждений, крестьяне при отказах им в исках губернскими

присутствиями обращались с ходатайствами в Главный комитет об устройстве

сельского состояния и в Земский отдел Министерства внутренних дел (в

архивных фондах которых и сохранились многочисленные тяжебные дела бывших

крепостных крестьян о покупных землях). Судя по этим документам, полная

драматизма борьба крестьян за собственные земли продолжалась почти два

десятилетия после обнародования Положении 19 февраля 1861 г.

В 1862 году Министерство внутренних дел предложило Главному комитету об

устройстве сельского состояния пересмотреть условия закрепления купчих

крестьянских земель, сняв десятилетний срок давности для предъявления иска

и расширив круг принимаемых к рассмотрению доказательств. Но утвержденное 6

мая 1863 г. царем мнение Государственного совета оставило в

неприкосновенности эти правила . В 1871 году последовало разъяснение

Главного комитета: “Помещик имеет право землю, купленную крестьянами на его

имя до 3 марта 1848 г., передать им или оставить за собою, и затем продать

в составе прочего своего имения как собственность” . Тем самым самому

помещику предоставлялось право решать, возвращать крестьянам их покупную

землю или распоряжаться ею как своей собственностью.

Предоставление ст. 33—35 крестьянам права приобретать в полную

собственность землю, как в индивидуальном порядке, так и обществами и

товариществами, имело далеко идущие экономические и социальные последствия.

За 1863—1892 годы крестьянами было куплено 12 110 816 десятин земли, из них

в единоличную собственность — 5 789 862 десятины, товариществами — 4 847

643 десятины и сельскими обществами — 1473311 десятин. Основным объектом

купли-продажи земли были помещичьи земли, так как крестьянские надельные

земли на долгое время были фактически исключены из торгового оборота.

Вовлечение помещичьей .земли в торговый оборот и формирование буржуазной

земельной собственности.

Как явствует из содержания ст. 36, в случаях, когда земля приобреталась

на вольном рынке обществами и товариществами, любому участнику этих покупок

предоставлялось право, даже без согласия общества и товарищества,

потребовать выделения в единоличную собственность своего пая или же

денежного за него вознаграждения. Значимость таковой возможности

заключается в том. что крестьянину, собственнику земли, открывался путь

выхода из общины: он мог отказаться от своего надела (выполнив при этом все

прочие формальности) и строить свое хозяйство на покупной земле.

Второй раздел Положения регулировал устройство сельских обществ и

волостей и их управления.

“Сельское общество” составлялось из крестьян, на земле одного помещика:

оно могло состоять либо из целого селения (села или деревни), либо из одной

части разнопоместного селения, либо из нескольких мелких, по возможности

смежных, и, во всяком случае, ближайших между собой поселков (выселков,

починков, хуторов, застенков, односелий, или отдельных дворов, и т.п.),

пользующихся всеми угодьями, или некоторыми из них сообща, или же имеющих

другие общие хозяйственные выгоды.

"Волости" образовывались из состоящих в одном уезде и, по возможности,

смежных, сельских обществ. При соединении в волости сельские общества не

раздроблялись. Сельское общественное управление составляли сельский сход и

сельский староста. Сверх того, общества могли иметь: особых сборщиков

податей; смотрителей хлебных магазинов, училищ и больниц; лесных и полевых

сторожей; сельских писарей, и т. п.

"Сельский сход" составляется из крестьян-домохозяев, принадлежавших к

составу сельского общества, и, кроме того, из всех назначенных по выбору

сельских должностей лиц. Не воспрещалось домохозяину, в случае отлучки,

болезни и вообще невозможности лично явиться на сход, присылать вместо себя

кого-либо из членов своего семейства; с дворов же многотягольных

дозволяется присылать на сход двух или более крестьян, если сие согласно с

местным обычаем.

Ведению сельского схода подлежали:

- выборы сельских должностных лиц и назначение выборных на волостной

сход;

- приговоры об удалении из общества его членов; временное устранение

крестьян от участия в сходах не долее, как на три года;

- увольнение из общества членов его и прием новых;

- назначение опекунов и попечителей; проверка их действий;

- разрешение семейных разделов;

- дела, относящиеся до общинного пользования мирскою землею: передел

земель, накладка и скидка тягл, окончательный раздел общинных земель

на постоянные участки и т.п.;

- при участковом или подворном (наследственном) пользовании землею,

распоряжение участками мирской земли, не состоящими в подворном

пользовании;

- совещания и ходатайства об общественных нуждах, благоустройстве,

обучении грамоте;

- принесение, жалоб и просьб, по делам общества, через особых выборных;

- назначение сборов на мирские расходы;

- раскладка всех лежащих на крестьянах казенных податей, земских и

мирских денежных сборов, равно как земских и мирских натуральных

повинностей, и порядок ведения счетов по означенным подателям и

сборам;

- учет должностных лиц, сельским обществом избранных, и назначение им

жалованья или иного за службу вознаграждения;

- дела по отбыванию рекрутской повинности, в той степени, в какой они

касаются сельского общества;

- раскладка оброка и издельной повинности по тяглам, по душам, или иным

принятым способом, там, где повинности, в пользу помещика, отбываются

за круговую порукою целого общества;

- принятие мер к предупреждению и взысканию недоимок;

- назначение ссуд из запасных сельских магазинов и всякого рода

вспомоществовании;

- дача доверенностей на хождение по делам общественным;

54. Для решения нижеследующих дел требуется согласие не менее двух

третей всех крестьян, имеющих голос на сходе:

- о замене общинного пользования землею участковым или подворным

(наследственным);

- о разделе мирских земель на постоянные наследственные участки;

- о переделах мирской земли;

- об установлении мирских добровольных складок и употреблении мирских

капиталов;

- об удалении порочных крестьян из общества и предоставлении их в

распоряжение Правительства.

Сельский староста исполнял, в пределах ведомства сельского

общественного управления, следующие обязанности:

- созывал и распускал сельский сход и сохранял на нем порядок;

- предлагал на рассмотрение схода все дела, касающиеся нужд и польз

сельского общества;

- приводил в исполнение приговоры сельского схода, распоряжения

волостного управления и мировых учреждений;

- наблюдал за целостью меж и межевых знаков, на землях, в пользовании

крестьян находящихся или принадлежащих им в собственность;

- наблюдал за исправным содержанием дорог, мостов, гатей, перевозов и

пр., на землях, отведенных сельскому обществу в надел или

приобретенных крестьянами в собственность;

- наблюдал за исправным отбыванием крестьянами податей и всякого рода

повинностей как казенных, земских и мирских, так оброка или издольной

повинности в пользу помещика, и собирал сии подати и оброки в тех

обществах, где не было особых сборщиков;

- понуждал к исполнению условий и договоров крестьян между собою, а

равно заключенных с помещиками и посторонними лицами, когда такие

договоры не оспариваются самими крестьянами;

- надзирал за порядком в училищах, больницах, богодельнях и других

общественных заведениях, если они учреждены сельским обществом на

свой собственный счет;

- наблюдал за своевременным составлением ревизских сказок, и подает

оные, куда следует;

- по просьбам крестьян о выдаче им установленных билетов и паспортов на

отлучки, или об увольнении вовсе из общества, давал волостному

старшине надлежащее удостоверение в том, что к увольнению означенных

крестьян препятствия нет;

- заведывал, в порядке, установленном обществом, мирским хозяйством и

мирскими суммами; надзирает за целостью запасного общественного хлеба

и за правильным распоряжением оным;

- охранял от растраты те имущества неисправных плательщиков, коими

обеспечивается взыскание недоимки.

Волостное управление составляли волостной сход, волостной старшина с

волостным правлением и волостной крестьянский суд.

"Волостной сход" составлялся из сельских и волостных должностных лиц,

замещаемых по выбору, и из крестьян, избираемых от каждого селения или

поселка, к волости принадлежащего, по одному от каждых десяти дворов, как

пользующихся землею за повинности, так и приобретших участки в

собственность.

Ведению волостного схода подлежали:

- выборы волостных должностных лиц и судей волостного суда;

- постановление о всех вообще предметах, относящихся до хозяйственных и

общественных дел целой волости;

- учреждение волостных училищ; распоряжения по волостным запасным

магазинам, где они есть;

- принесение, куда следует, жалоб и просьб, по делам волости, чрез

особых выборных;

- назначение и раскладка мирских сборов и повинностей, относящихся до

целой волости;

- поверка действий и учет должностных лиц, волостью избираемых;

- поверка рекрутских списков и раскладка рекрутской повинности,

- дача доверенностей на хождение по делам волости.

По полицейским делам, волостной старшина в пределах ведомства

волостного управления был обязан:

- объявлять, по предписаниям земской полиции, законы и распоряжения

правительства, и наблюдать за нераспространением между крестьянами

подложных указов и вредных для общественного спокойствия слухов;

- охранять благочиние в общественных местах и безопасность лиц

имуществ от преступных действий, а также принимать первоначальные

меры для восстановления нарушенной тишины, порядка и безопасности,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.