рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Юридическая ответственность

неблагоприятное последствие правонарушения, применяемое к правонарушителю

компетентными государственными органами. Единственным основанием для

применения (реализации) санкции служит правонарушение. В юридической

литературе существует и более широкая трактовка содержания санкций. Так, И.

С. Самощенко полагает, что санкциями могут быть предусмотрены либо «меры

непосредственного государственного принуждения, применяемые для обеспечения

реального исполнения правовых обязанностей или в виде кары за нарушение

правовых запретов, либо иные неблагоприятные последствия неисполнения нормы

права». Согласиться с таким пониманием содержания санкции, по моему мнению,

нельзя по следующим основаниям:

Во-первых, следует отграничить санкции от тех неблагоприятных

последствий, которые наступают для лица, не исполнившего юридические

обязанности процессуального характера (надлежащее оформление сделок,

соблюдение процессуальных правил, сроков и т. д.). Несоблюдение или

неисполнение подобных юридических правил не может влечь за собой применение

санкций, так как такого рода «правонарушения» причиняют вред самим

нарушителям. Санкцией же предусмотрены материально-правовые последствия,

которые наступают за неисполнение юридических обязанностей и Обеспечивают

реализацию другими субъектами их нрав на обладание, пользование и

распоряжение разнообразными социальными благами. Действительное

правонарушение по всех случаях причиняет вред интересам других лиц,

нарушает их права, а санкция применяется к правонарушителю как средство

государственного и правового воздействия.

Во-вторых, нужно отграничить собственно санкции от тех мер защиты

прав, часть из которых могут применять сами потерпевшие в отношении

правонарушителей.

Наказание — принудительно осуществляемое .средство воздействия.

Следовательно, принудительно реализуются и санкции, предусматривающие

наказание. Это обстоятельство нередко служит основанием для отождествления

понятий санкции, меры наказания и меры государственного принуждения.

Государственное принуждение есть совершаемое компетентными органами н

должностными лицами властное воздействие в виде предписания определенного

поведения (психическое принуждение) либо в форме непосредственного действия

(физическое принуждение). Такой метод государственной деятельности

применяется при решении разных задач для достижения различных целей, но

естественно, что наибольшее применение он находит в сфере

правоохранительной деятельности государства. Разнообразные меры, охраны

прав граждан, общественных н государственных организаций, предусмотренные

нормами социалистического права, если они не осуществляются обязанными

лицами добровольно, реализуются принудительно.

Следовательно, осуществление наказания является одной из целей

применения государственного принуждения. Государственное принуждение

является средством, обеспечивающим реализацию предусмотренной в санкции

нормы юридической ответственности наказания правонарушителя.

Итак, санкция — это структурный элемент нормы юридической

ответственности. Она определяет вид и пределы наказания (норм)

правонарушителя, применяется на основе правонарушения, конкретизируется

актом применения соответствующей правовой нормы, реализуется, как правило,

посредством государственного принуждения, воздействует на статус

правонарушителя и имеет своей целью его исправление перевоспитание.

Понятие «юридическая санкция» имеет, таким образом, строго определенные

смысл и значение, что позволяет четко разграничить, дифференцировать

разнообразные прапоохранительные меры, предусмотренные нормами различных

отраслей права. Санкция есть мера наказания (кары) правонарушителей, т.е.

мера юридической ответственности. Без санкции юридическая ответственность

не может ни возникнуть, ни осуществиться — настолько органична их

взаимосвязь.

Юридические санкции — это разновидность правоохранительных мер.

Специфика санкций состоит в том, что ими предусмотрены меры наказания

правонарушителей. К. Маркс, раскрывая социальное назначение наказания,

писал: «Наказание есть не что. иное, как средство самозащиты общества

против нарушений условий его существования, каковы бы ни были эти условия.

Именно карательная сущность позволяет выделить юридические санкции из всего

множества предусмотренных правом мер защиты, имеющих различные основания и

разные цели применения.

Юридические санкции предусмотрены нормами материального права, хотя

могут применяться и на основании нарушений процессуальных норм

(ответственность свидетеля за отказ или за дачу ложных показаний,

ответственность экспертов, специалистов, переводчиков и т. д.) Будучи

институтом материального права, юридическая ответственность, таким образом,

обеспечивает нормальный процесс реализации права, карает его нарушителей.

Отождествление мер защиты юридическими санкциями приводит, на наш взгляд, к

выводу о существовании процессуальных санкций и процессуальной

ответственности. Например. Н, А. Чечина и П. С, Элькинд отождествляют

юридические санкции с другими охранительными мерами, которые предусмотрены

процессуальными отраслями права и тем самым обосновывают существование

процессуальной ответственности.

Правонарушение без ответственности перед законом — явление

ненормальное, фундамент без самого здания. Существование юридической

ответственности как способа разрешения противоречий между интересами

общества и отдельных субъектов — это выражение объективной социальной

необходимости.

Ответственность правонарушителя заключается в выполнении двух видов

обязанностей:

а) восстановить по мере возможности то состояние общественной жизни,

которое было до совершения правонарушения (например, исполнить

невыполненную обязанность, вернуть незаконно приобретенное, иным способом

ликвидировать причиненный вред, ставший причиной правонарушения);

б) понести кару за совершенное правонарушение (например, выплатить штраф,

отбыть назначенный судом срок лишения свободы и т.д.).

Эти две группы обязанностей составляют единое содержание всякой

юридической ответственности. Только возмещение вреда и понесение кары

вместе могут оказать реальное влияние на сознание правонарушителя и

предостеречь его от совершения противоправных поступков в будущем.

ОТНОШЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.

Нормы юридической ответственности реализуются через соответствующие

правовые отношения. Именно в данных отношениях проявляет, обнаруживает свою

сущность юридическая ответственность. Правонарушение как факт служит

основанием для возникновения конкретного, индивидуально-определенного

отношения юридической ответственности. Специфика данного отношения состоит

в том, что через него (или в рамках его) осуществляется карательно-

принудительное воздействие на правонарушителя. Отношения юридической

ответственности определенным субъектным составом — это отношения,

складывающиеся по вертикали: субъекты данного отношения не равны между

собой, т. е. по своей природе являются государственно-властными

отношениями, или «властеотношениями». Один из участников отношения всегда

обладает правомочием и фактической способностью к реализации карательно-

принудительного воздействия.

Задачу охраны правопорядка в различных сферах общественной жизни

практически решают все органы государства, а также ряд общественных

организаций. В то же время в механизме социалистического государства есть

органы, для которых функция охраны правопорядка составляет специальное

содержание их компетенции и деятельности. Означает ли, что именно эти

правоохранительные органы, а не государство в целом, становятся субъектами

отношений юридической ответственности. Некоторые советские ученые полагали,

что уголовно-правовые отношения возникают не между государством в целом и

преступником, а между последним и компетентными органами социалистического

государства. Они утверждали, что «ни в какие правовые отношения с

преступником оно не вступает» (А. Я. Ривлин), что «правового отношения

между государством и преступником нет» (Н. Н. Полянский)

По моему мнению, решение данного вопроса по формально-логической

схеме «либо-либо» неправомерно. Каждый государственный орган в отдельности,

хотя он и не тождествен государству как целому, тем не менее в определенной

области общественных отношений представляет все государство. Любой

компетентный орган социалистического государства, вступая в правовое

отношение, в том числе с правонарушителем, действует -от имени государства,

представляя его интересы, реализуя его волю и применяя его силу.

Управомоченным субъектом отношений юридической ответственности

является государство, выразившее свою волю в виде права. Нарушение

государственной воли, закрепленной в той или иной норме права, есть

нарушение, игнорирование интересов государства, которые оно защищает всеми

средствами, имеющимися в его распоряжении. «Лицо, совершившее деяние,

предусмотренное законом как преступление, тем самым

ставит себя в определенное отношение к государству. в отношение, заранее

урегулированное правом.

Для осуществления уголовной ответственности, в рамках которой

назначено, например, наказание в виде лишения свободы, необходимо применить

к субъекту правонарушения самые разнообразные принудительные меры. Это—

привод, задержание, содержание под стражей во время предварительного

расследования преступления, конфискация .орудий его совершения и имущества,

добытого преступным путем, конвоирование, охрана, особый режим содержания в

исправительно-трудовой колонии и другие. В конечном счете все указанные

здесь и иные принудительные меры применяются с целью обеспечения реализации

наказания, а следовательно, и правоотношения ответственности, даже если

часть этих мер будет применена до назначения наказания. В этом смысле

юридическая ответственность всегда опирается на государственное

принуждение, которое, будучи облеченным в форму процессуальных

правоотношений, служит средством развития, развертывания, конкретизации и

реализации юридической ответственности.

ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.

Виды юридической ответственности (гражданско-правовая, уголовно-

правовая, административно-правовая, дисциплинарная) полностью совпадают с

видами правонарушений, но по порядку привлечения к ней их можно условно

подразделить на два вида. К первому относится ответственность, налагаемая

компетентными государственными органами или должностными лицами,

характеризуемая наиболее жесткими мерами государственно-принудительного

воздействия, рассматриваемая либо в судебном, либо административном

порядке: уголовно-правовая, административно-правовая, дисциплинарная. Ко

второму виду ответственности следует отнести привлечение к ней

правонарушителя непосредственно управомоченным лицом, что характерно для

гражданско-правовой ответственности при наличии факта совершения гражданско-

правового деяния. При привлечении правонарушителя к ответственности

компетентным государственным органом или должностным лицом кроме факта

правонарушения необходим правоприменительный акт, устанавливающий его вину,

а в ряде случаев и точную меру государственно-правового воздействия.

Уголовно-правовая ответственность наступает за совершение деяния,

предусмотренного уголовным законом, за которое могут быть назначены

следующие виды наказания: лишение свободы, ссылка, высылка, исправительные

работы без лишения свободы, лишение права занимать определенные должности

или заниматься определенной деятельностью, штраф, общественное порицание.

Конституцией России допускается установление федеральным законом в качестве

исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни

впредь до ее отмены смертной казни при условии предоставления обвиняемому

права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Государство идет по пути гуманизации уголовных наказаний в отношении

лиц, которые хотя и совершили уголовные преступления, но сами по себе не

представляют большой общественной опасности. Так, в частности, в уголовном

законе предусмотрены следующие возможные смягчения: назначение более

мягкого наказания, чем то, которое предусмотрено законом; условное

осуждение, т. е. назначенное наказание не приводится в исполнение, если в

течение определенного судом срока осужденный не совершит нового умышленного

преступления; освобождение от уголовной ответственности и наказания;

условно-досрочное освобождение от наказания и замена его более мягким;

назначение за уголовное правонарушение мер административной ответственности

или даже мер общественного воздействия; условное осуждение к лишению

свободы с обязательным привлечением к груду. Такая гуманизация наказания

имеет целью достичь исправления и перевоспитания правонарушителей без

использования суровых мер наказания.

Административно-правовая ответственность наступает за совершение

административно-правовых нарушений, т. е. за невыполнение правил общего

порядка: дорожного движения, общественного порядка, охраны природы.

Должностные лица несут административную ответственность как за свои

противоправные деяния, так и за издание приказов, нарушающих

законодательство, а также за непринятие мер по обеспечению выполнения

правил подчиненными лицами. Административным законодательством за

совершение данных деяний предусматриваются следующие виды наказаний:

предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета, являющегося орудием

совершения административного правонарушения; конфискация предмета,

явившегося орудием или объектом правонарушения; лишение специального права

(например, права охоты, права управления автомототранспортом);

исправительные работы; административный арест.

Дисциплинарная ответственность наступает в случае нарушения правил

поведения, установленных различными уставами, положениями, правилами и т.

п., которая может быть как общей, так и специальной. Общая дисциплинарная

ответственность устанавливается в кодексе законов о труде, правилах

внутреннего трудового распорядка, а специальная — в дисциплинарных уставах

и предусмотрена для отдельных категорий работников, занимающих выборные

должности, должностных лиц, пользующихся правом приема и увольнения

сотрудников, отдельных руководящих работников. За дисциплинарное

правонарушение в законодательстве предусматриваются такие меры наказания:

предупреждение; выговор; строгий выговор; лишение премии или иных

материальных поощрений; понижение в должности или перевод на

нижеоплачиваемую работу на определенный или неопределенный срок;

отстранение от должности, увольнение как крайняя и исключительная мера.

Гражданско-правовая ответственность наступает за совершение

гражданского правонарушения, состоит в применении санкций в основном

имущественного характера, обозначает возложение обязанности возместить вред

физическим (частным) или юридическим лицом, причем имущественный ущерб

взыскивается независимо от применения других мер юридического воздействия.

За гражданское правонарушение законодательство предусматривает следующие

меры наказания: принудительное исполнение обязанности; возмещение убытков;

штраф; лишение родительских прав; принудительное возвращение или изъятие

неправомерно приобретенного имущества и т.п.

Таким образом, можно сказать, что юридическая ответственность есть

исполнение правонарушителем обязанностей на основе государственного

принуждения, правовое отношение, возникающее между государством и

личностью, на которую возлагаются обязанности претерпеть неблагоприятные

последствия и лишения за совершенное правонарушение. Подчеркнем, что

юридическую ответственность нельзя отождествлять с санкцией, так как

последняя — лишь ее мера. Государственные санкции содержатся в нормах

различных отраслей права, но это не дает возможности выделять отраслевые

виды ответственности, что подчас делается в отечественной юридической

науке.

ПРИНЦИПЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.

Составы правонарушений и санкции за их совершение определяет

законодатель. Применение санкций за правонарушения — задача

правоохранительных органов.

Процесс и порядок расследования дел о правонарушениях и применения за них

санкций связаны с рядом сложных проблем, существенно затрагивающих интересы

личности и общества. Проблема заключается в том, что законодательство о

санкциях и правонарушениях имеет общественное значение лишь в той мере, в

какой оно реализуется. Если государственные органы и должностные лица не

пресекают правонарушения либо применяют установленные законом санкции не в

полную силу, у тех членов общества, которым, по существу, адресованы

санкции, складывается впечатление, что эти (а может быть, и многие другие)

запреты можно нарушать безнаказанно. В результате правопорядку и правам

граждан, авторитету права и государства причиняется немалый урон ростом

числа безнаказанных правонарушений.

При осуществлении ответственности закону, запрещающему какое-либо

деяние, не должна придаваться обратная сила по той причине, что право, как

правило должного, обращенное в будущее, регулирует волевое поведение людей,

соизмеряющих свои поступки с их юридической оценкой (за что наказывать

человека, если он не знал, что этот поступок когда-то будет запрещен?). По

той же причине должно быть заранее известно, какое именно (в каких

пределах) наказание или взыскание будет применено к тем, кто совершит

именно такое правонарушение. Придание обратной силы закону, усиливающему

наказание или взыскание, недопустимо потому, что социальное назначение и

запретов, и санкций (угрозы за их нарушение) состоит в том, чтобы повлиять

на выбор той или иной линии поведения (если бы знал, что будет караться

столь строго, то не совершил бы). Напротив, закон, отменяющий запрет или

облегчающий наказание, взыскание, обязательно должен иметь обратную силу,

потому что строгое наказание за деяние, которое ранее считалось

преступлением, а теперь не считается или наказывается менее строго, не

только противоречит гуманности и справедливости, но и уравнивает в

общественном сознании преступные и непреступные деяния, деяния опасные и

менее опасные.

"Ответственностью без вины" в гражданском праве называют обязанность

организаций и граждан, деятельность которых связана с повышенной опасностью

для окружающих (транспортные организации, промышленные предприятия,

стройки, владельцы автомобилей и т.п.), возместить вред, причиненный

источником повышенной опасности (если вред не возник вследствие

непреодолимой силы или умысла потерпевшего). Эти правила, определяющие

гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный как

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.