рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Унитарное и федеративное государство

Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ,

либо разрабатывает проект новой Конституции РФ. Данный проект может быть,

принят Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его

членов или вынесен на всенародное голосование. В последнем случае для

принятия проекта новой Конституции РФ требуется, чтобы за него

проголосовали более половины избирателей от более чем 50% всех принявших

участие в голосовании.

Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации принимаются

Федеральным Собранием в следующем порядке: поправка должна получить

одобрение не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета

Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов

Государственной Думы. Поправки вступают в силу после их одобрения органами

законодательной власти не менее чем двумя третями субъектов Российской

Федерации (в Российской Федерации всего 89 субъектов Федерации).

В соответствии с Конституцией могут издаваться конституционные

(органические) законы, тоже посвященные правовым основам государства,

государственного строя. Конституционные законы принимаются по вопросам,

предусмотренным Конституцией (например, Закон о чрезвычайном положении,

Закон о порядке деятельности Правительства). Федеральный конституционный

закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей

от общего числа депутатов Государственной Думы и если он одобрен

большинством не менее трех четвертей от общего числа депутатов Совета

Федерации. Принятый федеральный конституционный закон в течение

четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и

обнародованию. (вопрос принятия законов и конституционных законов будет

рассмотрен далее)

Среди законов следует выделять:

а) федеральные законы- - те, которые принимаются федеральным

законодательным органом - Федеральным Собранием - и распространяются на всю

территорию Российской Федерации,

б) законы субъектов Федерации (республиканские законы, законы областей,

краев) - те, которые принимаются в соответствии с распределением

компетенции республиками, другими субъектами Федерации и распространяются

только на их территорию.

Важное значение имеет деление законов по отраслям права. В соответствии с

этим следует разграничивать отраслевые законы. Наиболее существенную роль в

законодательной системе (вслед за конституционными законами) играют:

административные законы; гражданские законы; брачно-семейные законы;

уголовные законы; земельные законы; финансово-кредитные законы; законы о

труде; законы по социальному обеспечению; процессуальные законы;

природоохранительные законы. Кроме отраслевых, существуют межотраслевые

законы, в которых содержатся нормы нескольких отраслей права (например,

законы о здравоохранении, в которых есть нормы административного,

гражданского, других отраслей права

Совокупность законов составляет законодательство. Опять же - понятие

законодательства употребляется в узком, точном смысле именно как система

законов и в широком - как система нормативно-правовых актов всех видов, а

иногда и как синоним права. Поэтому, когда говорят о законодательных актах

- значит, речь идет о системе законов в узком смысле, а когда говорят об

актах законодательства, речь может идти не только о законах.

Все эти «тонкости» нуждаются в определении, обозначении, чтобы прежде

всего, юристы, да и другие участники общественных отношений понимали друг

друга.

Нормативно-правовой акт, в котором находит свое выражение и закрепление

закон, может иметь разные формы. Наряду с наиболее распространенной формой

- изложением закона в отдельном, обособленном письменном акте - теория

права выделяет и нормативно-правовые акты в виде кодексов (сборников,

списков - лат.). Гражданский, уголовный, семейный, трудовой и иные кодексы

- это сборники, объединяющие по единому предмету регулирования и, как

правило, методу обширную совокупность, систему правовых норм.

Кодекс (кодифицированный акт) - это единый, сводный, юридически и

логически цельный, внутренне согласованный закон, иной нормативный акт,

обеспечивающий полное, обобщенное и системное регулирование данной группы

общественных отношений.

Кодифицированные акты носят различное наименование - "кодексы", "уставы",

"положения", просто "законы".

Особый характер в федеративном государстве принадлежит кодифицированным

актам федерального уровня. В них содержатся исходные и общие положения,

имеющие значение для всего федеративного государства. В республиках же и

других субъектах Федерации принимаются, акты в соответствии с их

компетенцией на основании федеральных кодексов, других федеральных законов.

Кодексы относятся к наиболее высокому уровню законодательства. Каждый

кодекс - это как бы самостоятельное, развитое юридическое "хозяйство", в

котором должно быть "все", что необходимо для юридического регулирования

той или иной группы отношений, - и общие принципы, и регулятивные институты

всех основных разновидностей данных отношений, и правоохранительные нормы,

и т.д. Причем весь этот нормативный материал приведен в единую систему,

распределен по разделам и главам, согласован.

Существенное значение в каждом кодексе (кодифицированном акте) имеют

"общая часть" или "общие положения", где закрепляются Исходные принципы и

нормы, общие начала и "дух" данной ветви законодательства.

Основную роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы, т.е.

кодифицированные акты, возглавляющие соответствующую отрасль

законодательства. Эти кодексы собирают в единый фокус, сводят воедино

основное содержание той или иной законодательной отрасли. Все другие

законы, иные нормативные акты данной отрасли как бы подстраиваются к

отраслевому кодексу. В части первой ГК РФ прямо сказано: "Нормы

гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать

настоящему Кодексу" (п. 2 ст. 3).

В ряде случаев законы по отдельным проблемам, например по вопросам

собственности, залога, издавались ранее в качестве самостоятельных актов

потому, что еще не был принят тот сводный акт - кодекс (Гражданский

кодекс), в котором эти проблемы должны были бы получить развернутое и

системное регулирование. Вполне понятно поэтому, например, что после

принятия Гражданского кодекса (часть первая) большинство из ранее принятых

отдельных законов отменено.

В то же время по некоторым проблемам, требующим развернутого, подробного

регулирования, кодекс может содержать только исходные, "рамочные"

нормативные положения, в соответствии с которыми затем разрабатывается и

принимается особый нормативный юридический акт.

Все основные (профилирующие и специальные) отрасли законодательства имеют

"свой" заглавный кодекса гражданское законодательство - Гражданский кодекс;

уголовное законодательство - Уголовный кодекс, гражданское процессуальное

законодательство - Гражданский процессуальный кодекс и т.д.

Большинство кодексов имеет сокращенное буквенное обозначение, о чем уже

говорилось, - ГК, УК, ГИК и т.п. При развернутом написании начальное слово

названия кодекса начинается с заглавной буквы; с заглавной буквы пишется

также слово "Кодекс" в тексте самого кодифицированного акта.

Для кодексов характерны некоторые структурные, технико-юридические

особенности, особые правила внесения в них изменений. У кодексов

существует, как правило, вспомогательный поисковый аппарат, и т. д.

Своеобразными видами нормативно-правовых актов, в которых находят свое

выражение законы, являются своды законов, собрания законодательства и т. п.

В частности, первоначально Свод законов Царской России, т. е. сборник

законов, составленный в XIX веке путем включения действующих законов,

прошедших чисто внешнюю систематическую обработку и продолжающий пополнятся

в XX веке, состоял из следующих восьми главных частей: законов основных,

определяющих существо верховной власти; законов органических, определяющих

устройство органов этой власти; законов правительственных сил, определяющих

способы действия этой власти; законы о состояниях, определяющих права и

обязанности подданных по степени участия их в составе установлений и сил

государственных; законы гражданские и межевые, обнимающие семейственные и

общие имущественные отношения; уставы государственного благоустройства,

обеспечивающие особенные имущественные отношения; уставы благочиния (законы

полиции); законы уголовные Царской России. Все виды нормативно-правовых

актов, в которых могли быть выражены законы, устанавливались в статье 53

Основных законов: «законы издаются в виде уложений, уставов, учреждений,

грамот, положений, наказов (инструкций), манифестов, указов, мнений

Государственного Совета и докладов, удостоенных Высочайшего утверждения.

Сверх того. Высочайшие повеления в порядке управления изъявляются

рескриптами и указами».

Разумеется, такие формы выражения законов были присущи монархической

форме правления, в отсутствие парламентов и иных представительных органов.

Но нормативно-правовые акты - это не только форма выражения законов.

3 Подзаконные нормативные юридические акты

Характеристика законов как правовых документов высшей юридической силы

означают, что все другие нормативные акты, кроме законов, - акты иного

юридического качества: все они находятся "под" законом, т.е. являются

подзаконными.

Вместе с тем под законность нормативных юридических актов не означает их

"меньшую" юридическую обязательность; они обладают необходимой юридической

силой; дело лишь в том, что их юридическая сила не имеет такой же

всеобщности и верховенства, как это характерно для законов.

Было бы неверным недооценивать социальное значение подзаконных

нормативных юридических актов. Они призваны обеспечивать на основании

законов конкретизированное нормативное регулирование всего комплекса

общественных отношений, и поэтому они занимают важное место во всей системе

нормативного регулирования. Подзаконные нормативные акты многообразны,

между собой они различаются по своей юридической силе, образуют довольно

сложную иерархическую систему. Акт каждой "ниже расположенной"

государственной инстанции должен не только находиться "под" законом, но и

соответствовать нормативным актам всех государственных органов, которые

занимают более высокие ступеньки в государственной иерархии. Например, акты

Министерства культуры должны соответствовать не только закону, но и

нормативным актам Президента, Правительства, а также актам ведомств,

которые в силу их статуса имеют межведомственное значение, например актам

Министерства финансов.

Юридическая сила подзаконных нормативных актов, сфера их действия (по

территории, по лицам, по предмету) зависят от места государственного

органа, издавшего акт, в государственном аппарате, от его компетенции.

Причем и здесь нужно строго отличать нормативные акты от индивидуальных

управленческих актов, содержащих индивидуальные предписания, таких, как,

например, назначение на должность, выделение бюджетных средств (они по

большей части именуются распоряжениями, приказами), а также от

интерпретационных актов.

Наиболее важными подзаконными нормативными юридическими актами в

Российской Федерации (если расположить их по убывающей "величине"

юридической силы) являются:

Указы (и распоряжения) Президента Российской Федерации, изданные в

пределах его компетенции;

По своему правовому статусу, определенному Конституцией, Президент

Российской Федерации является главой государства, издающим распоряжения и

указы.

Распоряжения издаются Президентом обычно по текущим вопросам

оперативного характера и не должны содержать нормы права. Указы Президента

могут иметь нормативный характер. Об этом прямо сказано в ст. 115

Конституции РФ 1993 г. (в отличие от прежней Конституции, где такой

характеристики указов Президента не было). Нормативными являются, например,

указы Президента от 6 марта 1995 г. "Об основных принципах осуществления

внешнеторговой деятельности в Российской Федерации", от 23 февраля 1995 г.

"О компенсационных выплатах семьям с детьми, обучающимся и другим

категориям лиц".

В соответствии с законом о Правительстве Российской Федерации Президенту

дано право утверждать своими указами положения о министерствах,

государственных комитетах и других подведомственных Правительству органах.

Эти нормативные указы в случае их издания также будут являться источниками

права.

Указы Президента Российской Федерации как подзаконные акты не могут

противоречить Конституции и законам Российской Федерации. В противном

случае действует норма Конституции и закона Российской Федерации.

Немаловажным вопросом в теории государства и права, которому я хочу

уделить немного внимания - является вопрос о соотношение закона и указа как

видов нормативно» правовых актов. Он возникал и в монархических формах

правления, при, конституционной монархии, например, как соотношение указа

императора, и актов парламента, был актуален в Советском государстве, не

менее значим и в президентской республике. Его решение - неоднозначно.

Например, при подготовке Конституции СССР 1936 года первоначально такую

форму права, как указ, предполагалось использовать для толкования закона.

Затем, в окончательном виде, указ был установлен как нормативно-правовой

акт, принимаемый Президиумом Верховного Советам СССР в перерывах между

сессиями Верховного Совета СССР, однако с тем условием, что такие указы,

если они имеют законодательный характер, должны утверждаться на последующих

сессиях Верховного Совета. Первое время такая практика действительно

существовала. Однако впоследствии в силу политических соображений,

«неудобства» открытого обсуждения тех или иных непопулярных законов многие

указы остались неутвержденными и стали играть роль законов, причем

длительное время.. Появились закрытые, секретные указы законодательного

характера. Их ценность как оперативно принятых нормативно-правовых актов

была полностью утрачена, подчас тем геноцидным, антигуманным,

недемократическим содержанием, которое они, эти указы, имели.

В настоящее время проблема указа Президента и закона в России стоит

иначе: вправе ли Президент вообще при отсутствии соответствующего закона

регулировать те или иные важнейшие общественные отношения указами? Или

указами до принятия соответствующего закона?

Указ - это акт главы государства и должен реализовывать полномочия

главы государства, но подменять или даже временно замещать закон указ не

может, не должен. Иначе нарушается принцип «верховенства закона» и рушится

вся иерархия правовой системы, что, разумеется, имеет не только формальные

последствия. Кроме этого, формального момента, происходят большие

потрясения и в социальной жизни, возникают большие социальные

напряженности.

На ступеньку ниже в иерархии подзаконных нормативно правовых актов стоят

акты (постановления и распоряжения) Правительства Российской Федерации

(большинство ненормативных правительственных актов именуется

распоряжениями)

Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения.

Распоряжения обычно содержат конкретные предписания, то есть являются

актами индивидуального характера. Постановления издаются по наиболее важным

вопросам хозяйственного и культурного строительства. Они, как правило,

имеют общий характер, содержат нормы права и потому относятся к источникам

права (например, постановление Правительства Российской Федерации от 15

марта 1993 г. "Об утверждении условий выпуска внутреннего государственного

валютного облигационного займа"), от 6 апреля 1995 г. "Об учреждении

специальных государственных стипендий Правительства Российской Федерации

для аспирантов и студентов государственных образовательных учреждений

высшего и среднего профессионального образования".

Постановления Правительства Российской Федерации, если они противоречат

Конституции, законам Российской Федерации и указам Президента, могут быть

отменены Президентом Российской Федерации.

Первые две из указанных групп нормативных актов (президентские указы,

правительственные постановления) являются общими актами, т.е. такими,

которые распространяются на всю территорию Российской Федерации и в

соответствии с законом могут распространяться на всех лиц.

Указанные две группы подзаконных актов обладают значительной

(преобладающей) юридической силой. С тем, однако, чтобы отграничить их от

законов, в ГК РФ они названы "иные правовые акты" (ст. 3).

Правительству подчиняются такие органы (например, Министерство финансов,

Госкомимущества), акты которых в силу их статуса тоже приобретают

межведомственное, общее значение, внешнее действие.

Наряду с нормативными актами, которые принимает Правительство как

коллегиальный орган, правовые документы в соответствии со своей

компетенцией могут принимать Председатель Правительства и его заместители.

Следующими в классификации подзаконных нормативно правовых актов

являются

Акты центральных органов исполнительной власти. Центральными органами

исполнительной власти согласно Закону Российской Федерации о Правительстве

Российской Федерации являются министерства, государственные комитеты и

ведомства. Их акты обычно регулируют отношения, складывающиеся внутри

систем этих органов. Но в ряде случаев им предоставляется право издавать

акты, действие которых распространяется и на неподчиненные им объекты

управления, а также и на граждан. Такие полномочия особенно значительны у

Министерства финансов, Министерства транспорта. Центрального банка,

Санэпидемнадзора и т.д. К нормативным по своему содержанию относятся,

например, инструкция Министерства финансов Российской Федерации "О правилах

выпуска и регистрации ценных бумаг на территории Российской Федерации",

утвержденные Минжилкомхозом "Правила пользования системами коммунального

водоснабжения".

Конституция Российской Федерации не определяет виды актов, издаваемых

центральными органами исполнительной власти, в силу чего единых форм

правовых актов у них нет. На практике министерства чаще всего издают

приказы и инструкции, государственные комитеты - приказы и постановления.

Нормативными обычно являются инструкции и постановления.

С 15 мая 1992 г. введена государственная регистрация нормативных актов

министерств и ведомств, затрагивающих права и законные интересы граждан или

носящих межведомственный характер. Государственная регистрация этих актов

возложена на Министерство юстиции Российской Федерации (вопрос о

государственной регистрации этих актов мной будет рассмотрен далее).

Акты министерств, государственных комитетов и ведомств Российской

Федерации могут быть отменены Правительством Российской Федерации.

Кроме актов федеральных органов представительной и исполнительной ветвей

власти источником права являются нормативные акты, принимаемые на уровне

субъектов федерации. В республиках в составе Российской Федерации

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.