рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Типы и формы государства

проживает в основном лица казахской национальности.

- В-пятых , в унитарном государстве все внешние межгосударственные сношения

осуществляют государственные органы , которые официально представляют

страну на международной арене.

- В-шестых , унитарное государство имеет единые вооруженные силы ,

руководство которыми осуществляется центральными органами государственной

власти .

Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких , ранее

независимых государственных формирований в одно союзное государство.

В федерации существует два уровня государственного аппарата : федеральный ,

союзный и республиканский . На высшем уровне федерации характер

государственности выражается в создании двухпалатного союзного парламента ,

одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации. При ее

формировании используется принцип равного представительства вне зависимости

от численности населения . Другая палата формируется для выражения

интересов всего населения государства , всех его регионов . В федерации

может также существовать государственный аппарат и на местном уровне .

Одним из формальных признаков федерации является наличие двойного

гражданства , каждый гражданин считается гражданином федерации и

гражданином соответствующего государственного образования . И это

закрепляется конституциями государств. Это означает , что объем прав и

свобод у каждого гражданина , независимого от того , на территории какого

субъекта федерации он проживает , один и тот же.

В федеративном государстве функционирует правовая система , построенная на

принципе централизации , единства . Но субъекты федерации могут создавать и

собственную правовую систему.

Финансовая зависимость является одним из важных дополнений к тому

конституционному механизму , с помощью которого центральная власть

подчиняется и контролируется субъектами федерации.

Главным вопросом любой федерации является разграничение компетенции между

союзом и субъектами федерации. Практика федеративных государств показывает

что вопрос полномочий федерации и местных органов решается на основе трех

принципов :

1. Принцип исключительной компетенции федерации , т.е. определение

предметов ведения.

2. Принцип совместной компетенции , т.е. установление одного и того же

перечня предметов ведения как федерации , так и субъектов.

3. Принцип трех сфер полномочий предполагает установление федеральных

полномочий.

Мировой опыт показывает , что федеральное государственное устройство более

прочно в тех странах , где ликвидирована дискриминация по национальному

признаку , укоренилась политическая культура . Можно привести конкретный

пример , рассмотрев российский федерализм.

В своем развитии российский федерализм прошел три основных этапа:

1. Создание основ социалистического федерализма (1918 –1936 г.).

2. Утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве России

(1937-1985 г.).

3. Реформы государственного устройства перед Конституцией 1993 г..

Федерализм возник и развивался в России по идеологическим схемам

большевизма, положившего в основу федерации не реальную демократизацию

власти , а преодоление «национального гнета». Начался хаотический процесс

создания автономий по национальным или географическим признакам , хотя

ясных границ национального разделения не существует , и население было

смешанным.

Процесс создания автономий , изменения их границ и после принятия в 1925г.

новой Конституции РСФСР. Принятая за год до этого Конституция СССР

закрепила создание союзного государства , в которой РСФСР стала одной из

равноправных республик. Созданный в 1922г. СССР являл собой иное

федеральное государство , т.к. состоял из разных субъектов с правом выхода

из федерации.

Ко времени принятия Конституции СССР 1936г. и РСФСР 1937г. государство по

существу стало унитарным. Конституционные гарантии не оказали какого-либо

сдерживающего влияния на политику репрессий , которые существовали под

руководством Коммунистической партии в масштабах страны.

Мощная демократическая волна , вызванная перестройкой и послевоенными

реформами , обострила процесс государственно-правового развития страны в

целом и России в частности.

Национальные федерации характеризуются более сложным государственным

устройством. Национальная федерация , независимо от ее разновидностей ,

имеет основные признаки :

1. Субъектами такой федерации являются национальные государства и

национально-государственные образования , которые отличаются друг от

друга национальным составом населения , его особой культурой , бытом ,

традициями , обычаями.

2. Национальная федерация строится на принципе добровольного объединения

составляющий его субъекта.

3. Национальная федерация обеспечивает государственный суверенитет больших

и малых наций , их свободное и самостоятельное развитие.

4. Высшие государственные органы национальной федерации формируется из

представителей субъектов федерации.

5. Важнейшей особенностью национальной федерации является правовое

положение ее субъектов.

Субъекты национальной федерации в сфере международных отношений могут

установить дипломатические отношения с любым государством мирового

сообщества , заключать политические , экономические и др. договоры.

В этой связи важно различать союзное государство , складывающееся в

условиях территориальной федерации , и союз государств , которые

объединяются по национальному признаку. Союзное государство является

федерацией , основанной на договорной территориальной основе , а союз

государств – федеральное объединение национальных государств , которые

обладают как государственным , так и национальным суверенитетом.

Специфика территориально-национальной федерации состоит в том , что такое

государство должно не только интегрировать , но и дифференцировать интересы

всех субъектов , как национальных , так и территориальных.

Конфедерация – временный юридический союз суверенных государств ,

созданный для обеспечения их общих интересов.

1. Конфедерация не имеет своих общих законодательных , исполнительных и

судебных органов , характерных для федерации.

2. Конфедерация не имеет единой армии , единой системы налогов , единого

гос. бюджета.

3. Конфедерация сохраняет гражданство тех государств , которые находятся во

временном союзе.

4. Конфедеративные государственные органы могут договорится о единой

денежной системе , единых таможенных правилах , единой межгосударственной

кредитной политике на период существования данного государственного

образования.

5. Конфедеративные государства недолговечны . Они или распадаются по

достижению общих целей или превращаются в федерации ( Германский союз

1815-1867 гг., Швейцарский союз 1815-1848гг., Австро-Венгрия 1867-

1918гг.)

Содружество – весьма редкое , еще более аморфное , чем конфедерация , но

тем не менее организация. Объединяющие их признаки могут касаться

, во-первых , экономически ( одинаковая форма собственности , интеграция

хозяйственных связей , единая денежная система и др.) , во-вторых , права (

уголовного , гражданского , процессуальных норм , сходство имеет и правовой

статус гражданина) , в-третьих , языка , в-четвертых , культура (иногда

культурная общность имеет единое происхождение , иногда достигается путем

взаимообогащения , или даже привнесения и ассимиляции иных , чужеродных

элементов ) , в-пятых , религии (но не всегда). Но содружество – это не

государство , а своеобразное объединение независимых государств . В основе

содружества , как и при конфедерации , могут лежать межгосударственный

договор , декларация и другие юридические документы . Цели , выдвигаемые

при создании содружества , могут быть различными . Они затрагивают важные

интересы государств , что не позволяет их отнести к разряду второстепенных

. Члены содружества – это полностью независимые , суверенные государства ,

субъекты международных отношений.

Межгосударственные объединения знают и такую форму , как сообщество

государств . В основе сообществ лежит межгосударственный договор .

Сообщество является еще одной своеобразной переходной формой к

государственной организации общества. Оно в большинстве случаев усиливает

интеграционные связи государств , входящих в сообщество , и эволюционируют

в сторону конфедеративного общества ( Европейские сообщества ).

В сообществе может быть свой бюджет ( Формируемый из отчислений членов –

государств ) , надгосударственные органы. Сообщество может иметь цель

выровнять экономику и научно-технический потенциал государств , входящих в

него , упростить таможенные , визовые и др. барьеры.

Надо подчеркнуть , что не следует межгосударственные объединения -

конфедеративные содружественные формы – принимать догматически . В реальной

жизни эти формы могут иметь самый широкий спектр , давать такие сочетания ,

как конфедеративно – федеративные , когда в одних областях между

государствами осуществляются федеративные , а в других – конфедеративные

связи. Или , например , давать сочетания унитарно – федеративных

государственных образований ( Например , в России в состав входят

республика и вместе с тем она имеет четкое административно-территориальное

устройство). Как и в других , в данном случае теория государства и права

выделяет и рассматривает самое типичное , основное , что характеризует те

или иные реальные формы устройства государств.

Межгосударственные формы делятся на два вида : добровольные и

насильственные.

Форма государственного режима представляет собой совокупность способов

и методов осуществления власти государством. Государственный режим –

важнейшая часть политического режима , существующего в обществе.

Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими .

Для рабовладельческих государств характерны и деспотия и демократия , для

феодализма – и неограниченная власть феодала , монарха , и народное

собрание ; для современного государства – и тоталитаризм и правовая

демократия . Можно выделить наиболее общие черты , присущие той или иной

разновидности государственного режима .

Антидемократический режим имеет следующие признаки:

- Во – первых , главное , что определяет характер государственной власти ,

это соотношение государства и личности . Если государство в лице его

различных органов подавляет личность , ущемляет его права , препятствует

ее свободному развитию , то такой режим называется антидемократическим .

- Во-вторых , характеризуется полным ( тотальным ) контролем государства

над всеми сферами общественной жизни.

- В-третьих , свойственно огосударствление всех общественных организаций (

профсоюзов , молодежных , спортивных и т.д. ).

- В-четвертых , личность в антидемократическом государстве фактически

лишена каких – либо субъективных прав , хотя формально они могут

провозглашаться даже в Конституции.

- В-пятых , реально существует примат государства над правом , что является

следствием произвола , нарушением законности , ликвидации правовых начал

в общественной жизни.

- В-шестых, характерный признак _ всеохватывающая милитаризация

общественной жизни, наличие огромного военно – бюрократического аппарата

, военно – промышленного комплекса , довлеющего над мирной экономикой.

- В-седьмых, антидемократический режим игнорирует интересы национальных

государственных образований , особенно национальных меньшинств.

- В-восьмых, антидемократическое государство во всех разновидностях не

учитывает особенностей религиозных убеждений населения . Отрицает

полностью религиозное мировоззрение или отдает предпочтение одной из

религий.

Деспотический режим ( от греческого “despotic” – неограниченная власть )

. Этот режим характерен для абсолютной монархии , когда власть

осуществляется исключительно одним лицом , становящимся деспотом .

Деспотизм возник в древности и характеризовался крайним произволом в

правлении , полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его

подданных , отсутствия правовых и моральных начал в управлении.

При деспотии осуществляется жесткое подавление любой самостоятельности,

недовольства , возмущения и даже несогласия подданных.

Тиранический режим также основан на единоличном правлении . Однако в

отличии от деспотии , власть тирана устанавливается насильно ,

захватническим путем , часто смещением законной власти с помощью

государственного переворота. Она лишена правовых и нравственных начал ,

построена на произволе , подчас терроре о геноциде.

Тоталитарный режим характеризуется наличием одной официальной

идеологии , которая формируется и задается общественно-политическим

движением , политической партии , правящей элитой , политическим лидером,

вождем народа , в большинстве случаев харизматическим

Тоталитарный режим допускает только одну партию – правящую , а другие

стремится разогнать , запретить или уничтожить. В государственном

управлении тоталитарный режим характеризуется крайним централизмом .

Практически управление выглядит как исполнение команды сверху , при которой

инициатива фактически не поощряется , а строго наказывается . Местные

органы власти и управления становятся простыми передатчиками команд .

Особенности регионов не учитываются.

Центром тоталитарной системы является вождь. Его фактическое положение

сокрализуется. Он объявляется самым мудрым , непогрешимым , справедливым ,

неустанно думающим о благе человека.

Тоталитарный режим широко и постоянно применяется террором по отношению к

населению . Физическое насилие уже не становится самоцелью,

как при деспотии и тирании. Он выступает как главное условие для укрепления

и осуществления власти .

При тоталитарном режиме устанавливается полный контроль над всеми сферами

жизни общества .

Милитаризация так же одна из основных характеристик тоталитарного общества

. Идея о военной опасности, об “отчужденной крепости“ становится

необходимой для сплочения общества , для построения его по принципу лагеря

. Государство как бы берет на себя заботу о каждом члене общества.

Фашистский режим одна из крайних форм тоталитаризма , прежде всего

характеризуемую националистической идеологией , представлениями о

превосходстве одних наций над другими , крайней агрессивностью.

Фашизм основывается на национальной расистской демагогии , которая

возводится в ранг официальной идеологии . Целью фашистского государства

объявляется охрана национальной общности , решение геополитических ,

социалистический задач , защита чистоты расы . Главная предпосылка

фашистской идеологии такова : люди отнюдь не равны. Поэтому фашистский

режим , как правило , человеконенавистнический , агрессивный режим ,

ведущий в итоге к страданиям прежде всего своего народа. Но фашистские

режимы возникают при социальных расстройствах общества, обнищании масс . В

их основе лежат определенные общественные и политические движения , в

которых внедряются национальные идеи , популистские лозунги,

геополитические интересы , и т.д..

Авторитарный режим . Использование насилия становится характерным для

авторитарного режима . Вот почему государство не может существовать без

опоры на полицейский и военный аппараты. Суд в таком государстве –

вспомогательный инструмент , поскольку широко используются внесудебные

органы принуждения людей. Оппозиции при авторитаризме не допускается. В

политической жизни могут участвовать и несколько партий , но все партии

должны ориентироваться на линию , выработанную правящей партией, в

противном случае они запрещаются. Оппозиционеры , как организации , так и

граждане жестоко наказываются . Власть применяет к инакомыслящим законные и

незаконные методы расправы. Личность в авторитарном государстве фактически

не может пользоваться конституционными правами и свободами , даже если они

и провозглашаются формально , т.к. отсутствует механизм их реализации. Она

лишена гарантий своей безопасности и взаимоотношений с властью.

Авторитарная власть признает , что доверие народа – великая сила , и

поэтому она культивирует фанатизм в массах по отношению к себе , используя

демагогию и превращение населения в простой объект манипуляций.

Либерально – демократический. Обусловливается прежде всего

потребностями товарно-денежной , рыночной организации экономики. Рынок

требует равноправных , свободных , независимых партнеров . В либерально-

демократическом обществе провозглашаются свобода слова , мнений , форм

собственности , дается простор частной инициативе. Права и свободы не

только закрепляются в конституции , но и становятся осуществимыми. Таким

образом , экономическую основу либерализма составляет частная

собственность.

При либерализме власть формируется путем выборов , исход их зависит и от

финансового положения партий.

Либеральный режим может существовать только на демократической основе, он

вырастает из собственно демократического режима.

Собственно демократический режим ( “demarcate”- народовластие ) – это одна

из разновидностей либерального режима , основанного на признании равенства

и свободы всех людей , участии народа в управлении государством. Конкретно

режим демократического государства выражается в следующем :

1. Во-первых , такой режим предоставляет свободу личности в сфере

экономической деятельности , которая составляет материальную основу

благополучия.

2. Во-вторых , реальная гарантированность личных прав и свобод гражданина ,

его возможность выражать собственное мнение .

3. В-третьих , создает эффективные механизмы прямого воздействия населения

страны на характер государственной власти.

4. В-четвертых , личность защищена от произвола , беззакония , т.к. ее

права находятся под постоянной защитой органов правосудия .

5. В-пятых , демократическая республика является следствием реального

разделения властей , как в унитарных , так и в федеративных государствах.

6. В-шестых , демократическая власть в одинаковой мере учитывает интересы

меньшинства и большинства , индивидуальные и национальные особенности

населения.

7. В-седьмых , демократические методы государственного властвования

позволяют преодолевать возникающие социальные противоречия , обеспечивая

компромисс между органами государственными органами и гражданами.

8. В-восьмых , основным принципом деятельности демократического государства

является плюрализм.

9. В-девятых , демократический государственный режим базируется на законах

, которые отражают объективные потребности развития личности и общества ,

поэтому он обеспечивает стабильный правопорядок , низкий уровень

преступности .

Таким образом , форма государства может быть понята только в единстве трех

составляющих элементов : форма правления , форма государственного

устройства и форма государственного режима . Изменения , происходящие в

современном цивилизованном мире , безусловно , потребуют корректировки.

ИСТОЧНИКИ

1. “Теория государства и права” 1997г. Хропанюк В.Н.

2. “Государство и право в современном обществе // Теория права : новые

идеи “ 1991г. Лившин Р.З.

3. “Государство , его вчерашнее и сегодняшние трактовки // государство и

право” 1993г. №7 стр.12-20 Бутенко А.П.

4. “Конституционное право РФ” Москва ,1996г. Боглай М.В.,Габричидзе Б.Н.

5. “Российский федерализм” 1994г. , Мухамедшин Ф.Х.

6. “Сущность содержания и формы государства” Л.,1971г. Петров В.С.

7. “Развитие форм государства ” 1905г. Каутский К.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.