рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Теория государства и права

Теория государства и права

1) Предмет – это часть сторона тот или иной конкр аспект объекта ислед

данной наукой. Каждая наук имеет свой предмет ислед Предметом ТПиГ явл

специфич законом-и возник развитие фунционирование гос-а и право.Изучает

возник историч движ функц гос-а и права. Вопросы должны раскр гос-о в

целом, эволюцию и соотнош соврем гос-х пр-х сист, осн проб соврем поним гос

и пр, общ хар-а совр политико- пра-х доктрин. Вырабатывает и формир понят

гос. и пр. Тип формы функц органа и механизма гос. правосозн ТГиП это

единая наука предмет котрой сост гос-о и прова

2)Метод- подраздел общие и частные.Историч материализм-ислед общ-и

жизни.(Соотнош общ-а и гос-а, г и п как важн части надстройки(полит нравств

эстетич и др взгляды общ-а) над экономич базисом, обще челов и классов в

гос и пр ) Историч(харак конкрет историч историко эмпирическими формами

излож матер) и логич(абстракт теоритич формами разв как и историч Счего

начин история стого и мысли); анализ (расчилин целого на составн части )

синтез(восоедин целого из части); Частн.науч.т.е сист структур анализа

фунциональ статистич моделир конкрет соц-х исследов; Функциональный –он

использ для выделен в гос-о прав систем состов структурн частей; Статистич-

осн на кол-х способ получ данных; Моделирование – изуч гос пр-ых явлен и

процессов на их модел ;Конкретно соц исслед – суть в перераб и отборе

необход информ; Сравнит – при котором происх сопостовл различ гос-х и пра-х

сист и отдельн инстит и категорий

4)Частн.науч.т.е сист структур анализа фунциональ статистич моделир конкрет

соц-х исследов; Функциональный –он использ для выделен в гос-о прав систем

состов структурн частей; Статистич-осн на кол-х способ получ данных;

Моделирование – изуч гос пр-ых явлен и процессов на их модел ;Конкретно

соц исслед – суть в перераб и отборе необход информ; Сравнит – при котором

происх сопостовл различ гос-х и пра-х сист и отдельн инстит и категорий

5)Особен возник гос-а у разн народ- матриархат, патриархат, община, род,

старейшина, совет старейшин, разделение труда, избыток добываемой пищи,

переход от просто потребительской к избыточной, стали принимать оседлость,

специализация на выполнение различных работ. Гос-во осн на террит общн

своих гражд и подд. Гос-во – особая органз публ власти. Носит полит хар-р(

полит вл пред впервую оч корпор интер.опрд части соц группы класс., реализ

полит вл осущ особым аппар гос служ они отделены от общ., выполнение реш

полит вл обес специально созданным кар аппар )

7)теория насилия (дюринг , гумплович, кауцкий) гос-во возм как результат

насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и

организованными. теория отражала культ насилий ,завоеваний ,эксплуатации,

порабощения одних народов другими. Гос-во становится мощным сред-ом защиты

завоеванных от возможных посягательств со стороны других сильных племен.

8)договорная теория (спиноза, гоббс, локк, руссо, гольбах , радищев) гос-во

возник в результате общественного договора о правилах совместного

проживания .было время когда не было ни гос-ва, ни права. Люди жили со

своими естественными правами. Но не существовало власти способной защитить

человека гарант его права на жизнь честь , достоинство и собственность. В

последствии люди объединились и заключили между собой договор о том что

часть своих прав они передают гос-ву как органу представляющие их общие

интересы.

9) Соотнош-е права и гос-ва.

Традиц-но различ. 2 подхода к вопр. о соотн-и Г и П: 1.Этатистский.

Исходя из превосх-ва Г над П. Право рассм. как пр-т гос. д-ти, как

следствие гос-ва. Такой подход – в советское время. Право – совок-ть норм,

издаваемых гос-вом. 2.Сторонники школы естественного права – понятие гос-ва

выводится из обществ. договора. Праву здесь ( приоритет по сравн. с гос-

вом, оно возн. раньше, никакое гос-во и никакая власть не есть первонач.

ист-к права. 3.Есть и 3-я точка зр-я. Связь м. Г и П не имеет столь

отчетливого прич.-следств. хар-ра (т е гос-во порождает право или

наоборот). Этот подход позаол. выявить глубин. связи м. Г и П., понять, что

дает П гос-ву и какую роль Г играет в обесп-и П.

П форм-ся при непоср. участии Г. Но Г не столько форм-ет П, сколько

завершает правообразоват. процесс, придавая П опр. юр. формы (норм. акт,

суд. или адм. прец-т). Творч. роль Г в отн-и образ-я П закл. в след.: 1)в

осущ-и правотворч. д-ти. Гос-во опр-ет потр-ть в юр. реглам-ции тех или

иных отн-й (д-ти), опр-ет наи> рац. юр. форму (з-н, акт исполнит. власти и

др.) и т. обр. придает отн-ям всеобщ. хар-р. 2)в санкционир-и Г норм, кот.

не имеют прямого гос. хар-ра (мусульманское право – Г санкц-ет нормы,

выраб. мусульм. доктриной). 3)в признании юр. обязательными регуляторами

повед-я факт-ки сформ-ся и сущ-щих отн-й (обычное право). Т. обр. Г обесп-

ет разв-е всей с-мы ист-ков П. Достаточно значимой представл-ся роль гос-ва

в обесп-и реал-ции П. Г также охрану П и господств-щих прав. отн-й ( за Г

стоит сила в виде аппарата принужд-я).

Роль П в отн-и к Г: 1)П возд-ет на Г при его взаимоотн-ях с нас-ем.

2)П легализует гос. д-ть, обесп-ет дозвол-ть охранит. и принудит. мер Г.

3)поср-вом П опр-ся границы проник-я Г в жизнь нас-я.

10) Социальная предназначение государства Охрана труда и здорвье людей

установл гарантир минималь размера оплаты труда обеспеч гос поддерж семьи

материнства отцовства детствва инвалид и пожилых граждан развит ситс соц-х

служб установл гос-й пенсии пособии смягчен приодолен издержок нынешнего

переход периода: бедность углублен неравенства рост без работиц стабилиз

уровня жизни населения более равномер распред бремени экономич трудностей

между разли группами население

11) формационный подход основывается на понимании истории как естественно-

истор процесса смены общественно-экономических формации. Тип гос-ва

означает конкретизацию определенность его эк основы, соц назначения.,

классовой сущности. Исторические типы гос-ва (рабовладельческий,

феодальный, буржуа, соц.) согл форм подходу происходит переход от одного

ист типа гос-ва к другому более высокому. Некоторые субъекты считали, что

достигли предела ист. Типа гос-ва, а именно социалистического

12) цивилизационный подход преобладает технологическое

направление.(связывается с научно- техн прогрессом жизненного уровня

населения, определяемого потреблением и оказанием услуг )к ЦП явл «теория

стадии эк роста» - Уолт Ростоу (все общ-а по эк развитию можно отнести к

одной из 5 стадий: традиционное(преобладание с.х), переходное(сдвиг в

области обрабат пром.), переживающее процесс двига(сдвиг, взлет НТР как в

пром. Так и в с.х ), созревающее( превышение выпуска продукции над ростом

населения) и достигшее высокого уровня народного потребления(высокий

уровень массового потребления в котором производятся предметы потребления

длительного пользования и услуги ))

14) понятие гос-ва и основные его типы гос—во это соед многих родов и

деревень ради лучшей совершенной жизни*Аристотель* . гос-во – союз людей

объединенных общими началами права и общей пользы.*Цицерон* Гос-о это

единая полит организ общ-а которое распростр свою власть на всё население в

пределах территории страны издает юр обязат веление имеет спец аппрат управ

и принужд облада суверинететом. Признаки: Публичная власть; територ

деление; налоги и займы; Суверинитет; Связь с правом

15) Понятие гос власти. Гос-я и полит власть Власть это соотв хар-р и

уровню общ-й жизни средства функц-я всякой

соц-и общности заключ в отношении подчинени воли отдельн лиц и их

объединени руковод в данном сообществе воле Полит и Госуд власть это такая

разновидн общ власти которая или осущ непосредственно самим гос-м или

делегированно или санкциониров им т.е проводит от его имени по его

уполномоч и при его поддержке Хар-е черты (1.гос власть носит классовый хар-

р2. Полит в отличии от родовой не совподает с населением осущ выделенным из

чел обща аппратам управл 3. гос-е принужд (созд ВС и как пояснение

–карательной и правохр орг)4 для содерж публич власти необход взносы гражд

налоги чего не было при род устор общ 5. разд населен по территор признаку.

6. авторитет власти )

17)Понятие формы государства. Форма гос-а это совок сущ-х способов

организации устройства и осущ гос-й власти выраж его сущность Три

состовл:1) Форма правление(порядок оброз и оргнаиз высших органов гос

власти, его сущностьв том кто и как правит в гос-е монархия и республика )

2) Гос-е устройство(унитарное(простое) сложное(федеративное и

конфедеративное)) 3) Гос-й правовой режим (ситсема средств и способов осущ

гос власти. Различ демократич и автаритар гос прав режимы)

18) Форма правления Форма правление(порядок оброз и оргнаиз высших органов

гос власти, его сущностьв том кто и как правит в гос-е монархия и

республика ) Монархия (Абсалют и Огрнаичит(даулистич и парлам))

Республика()

20)Форма гос-го устройства – указыв на хар-р отнош гос-ва как целого его

различ состов частями котроые выступают в субъект федерации или админист

територ единицы Виды: Простые(Унитарные) и Сложные (Федерация и

Конфедерация) иные объединенияУнитарные – в состав нет друг гос-в созд

админист терит единицы Федерация – состо из нескольких субъектов общая

федерат конст и законы но их имеют также и члены федерац Конфедерация –

временый союз гос-в для решени проблем.(закрепл догов, сохран суверинитет,

имеют право выхода, нет общей конст единой денеж сист единого гражданства)

иные объединения: Уния –власть переходит по наслед т.е династия; Империя

–гос-о создан насильствен путём;Эфузия –слияние гос-в;Инкорпорация –присоед

одного гос-ва другому; Содружества –СНГ

21)Политический режим – Форма гос-го режима предст собой совокуп способо и

методов осуществ власти и гос-ва. В зависимости от хар-ра использ-х гос-х

властью средств и способов управленческого воздействия различ

авторитарны(народ отстраняет от формир; власть коцентрир в одних руках;

устраняется оппозиция;решение цент власти реализ при промощи

насилия;личнось лишена всех демократич прав Деспот(приходит закон

способом)Тиран (путём захвата власти)К/авторитарн(формально лишь

провозглашает огранич демократию) ) Тоталитарный(господ одна идиология

которая формир правящая партией возглавляем вождём)Переходные

режимы(временные при победе партии, военных переворотов итд)Черезвычайно

гос-о правовые (устанавл при попытках гос-х переварот массов беспоряд

стиихин бедств итд Запрещят митинги шествии демоснтр идт Приним высшим

представ орган …) демократич гос прав режим(народ формир

высокопрофессиональ представит орган власти участв в управл общ-м контр

деятельн исполнит аппарат)-принци разделен властей демокр метод

властвования

22)Механизм гос-ва – это прониз единным законод закреплен принципами

основанная на раздел властей и располож необходим материальн придатками

сист гос-х орган по средств которых осущ функции изадачи гос-ваМеханизм гос-

ва и Аппрат гос-ва почти едентичны Аппарат в Общем смысле поним как совок

всех орган гос-ва а в Узком как аппарт гос-го управл Признаки – 1.сист гос

орган основанное на единстве принцип его организ и дея закрепл в К и НПА 2.

сложн структура отраж определ место различ видов и групп гос-х органових

соотнош и взаймосвязь 3.Связь с функциями гос-ва4 располог материальн

средствами т.е матери ценностями бюджетн средствами имущ сооруж подсобн

помещен итд но не входят органы самооуправления партии правсоюзы общ-е

объединение

23)Орган гос-ва и его признаки. Это часть гос-го мех-ма его основная ячейка

которая облад след призн(1.Властные полномочия т.еюр закреп возмож осущ гос-

ю власть принимать от гс-ва юр значим решения и обнспеч их реализ2.Обладает

опред экономич и организ обособол и самостоят 3.у каждого только лишь своя

компетенция 4.физ воплощ люди т.е. гос служ) Орган гос-ва этоэто юридич

офрмлен организ и хоз-о обослов часть гос-го мех сост их гос служ надел гос-

о властн полномоч

24)Орган законодат власти-Парламент(Сенат и Мажилис)Признаки(Гл гос-ва по

решен вышепредстав орган лишает свойх полномочии; Пр-во вместе с гл гос-ва

уходит в отставку; Парламент распуск гл гос-м и прав-м)

25)Орган исполнит власти – Президент и Пра-во(мин и вед-о)Функции:1.Приним

иностр диплом назнач послов 2.Ратиф межд договр и соглашение 3.Явл гл

команд ВС страны 4. отказ принят законопроект 5. назнач и смещает

министров, высших гражд и военных чинов

26)Орган судебной власти – подч Верх суд Конст совет нотариус и ЗАГС

*)Местные органы самоуправления Законодат(маслихат) Исполнительное (Акимат)

27)Функции гос-ва- это основное направл внутр и внешн деят в котор выраж

его обще чел сущ-ть соц-я назнач Признаки:1)Содерж складыва из совокуп

однород аспектов гос-й деят 2)Выраж сущ-ть гос-ва 3)выполняя гос-во решает

перед ним стоящие задачи по управл общ-м 4)фг понят управленч Они конкретез

цели управл на каждом историч развит общ-а Цель ф- ции гос-во благо чел его

нравств матер физич благополуч. Разгранич ф-ции (особенности объекта гос-го

воздейств и специфика содержание каждой ф-ий) Внутрение(экономич экологич

разв культ науки и оброзов) Внешнее(оборона страны обеспеч мира итд)

Основные и неосновные

28) Внутренние ф-ий это осн направ деят гос-ва на управл внутр жизнью гос-

ва 1)Экономич ф. В осн лежит рыноч экономик она всвоей сущ делит на 2 осн

экон метода гос регулир(а) жестк налог полит которая позволяет гос-у успеш

решить его соц-е задачи б)Созд наиболее благоприят условия приорит отрасл

экономики) 2)Соц-я ф. Призван обеспеч соц-ю защиту личности созд услов

жизни для всех членов общ-а 3)Ф. Развит культ , науки и оброзов 4)Экологич

ф. Основ содерж сост гос-я управл деят в области охраны окруж среды 5)Ф.

Налогоблаж и взимание налогов формир и пополн казны за счет всех видов

налогов 6)Охраны прав и свободграждан всех форм собств и порядка.

29)Внешние ф-ий Оборона страны ; Обеспеч мира и поддержан мирового порядка;

Сотруднич и укрепл связей со стран СНГ;Интеграция в миров экономику решен

глоб проблем

30)Правовые формы осущиствлние ф. гос-ва это 1.Деят основ звеньев механ гос-

а 2. Однородная со свойм внешн признаком деят орган го-а по средствам

которой реализ его ф-я бывают Организационные и Правовые Организационные

делят на 3 вида: 1)Законодат деят заключ в изд зак орг законов обяз для

всех 2)управл или исполн деят это реализ орган исполн власти 3)Судебная

деят реализ ф-ий гос-а путем осуществ правосудия 4) контр надзорн деят т.е

гос-й надзор и контроль за законостью Правовые это однород посвойм внеш

признак деят гос-х орган связ с издан юр актов: 1) Правотворческое т.е изд

норматив актов 2) Правопрминит деят гос органов по выполн законов под закон

нормат актов путем издан актов примин права 3)Правохранит деят охрана норм

права от нарушении защита прав и выполн юр обяз

31)Особенности экономической функции гос-ва в период построения рыноч

отношении Важн элименты рыноч отношен:экономи свобода, право собствен,

работ рынки товаров и услуг. Появилась необход участи гос-ва в экономич

процессах выход на мировой рынок

32)Понятие и сущность права Признаки(Правовые нормы устанавл гос-м в офиц

актах; нормы права охран в необход случаях принуд силой гос-а; права предст

собой единич сист норм которая обяз для всех; выраж общ-ю и индив волю

гражд и их взаймоотнош) Право – это сист общеобязат формально опред норм

которые выраж гос волю общ-а Осно назнач права что быбыть мощным соц-о

нормат регулятором опред возмож и должного поведен индивида –они сост сущн

права Сущн права види в обеспеч или разгранич жиз-х интересов людей выраж

интересов воли в установл опред поряд общ-й жизни

33)Право, нравственность, мораль.Нормы права и нормы морали органич

взаймоейств между собой они взаймообуславл дополн и взайообеспеч друг друга

в регулир (ОО)объектив обусловлин такого взаймодейсввия опред тем, что

правовые законы воплощают всебя принципы гумманизма справедливости

равенства людей особо важн роль моральной нормы играют в процессе приминени

норм права компетентными органами при решении конкретных юр дел Моральн

установл оказывают благотворн воздейств на точную и полную реализ правовых

норм, на укрепл законности иправопорядка.

34)Нормативность права право как гос-я воля общ-а проявляет вовне выступает

как система официально признаваемыхи действующих в данном гос-е юр норм в

их материалистич понимании Право отлич др соц норм рядом присущих только

ему характерных черт (связь с гос-м, охранаот нарушении возможн гос го

принужд, общеобязательность)

35)Школа естественного права (Аристотель, Цицерон. Фома Аквинскии ) 2 сист

права: Позитивное и Естественное Позитивное –этоофицальн признаное действ

втом или ином гос-е права получ выраж-е в закон и иных прав-х актах гос-й

власти втом числе сакц и обычаях Естественное право историч из природ челов

челов разума всеобщ нравствен принципах идея этой теории прирожд неочужд

права чел свобода равенство семья собств безапасность

36) Нормативистская школа (Жельзен, Кант) В ней рассматр нормы как вотрыве

от экономики полит соц-й структ общ-а Прав нормы обяз своим происхожд и

развит не реальным общ-м отношениями а форм уст гос-а

37)Социологическа школа права (Паунд Фрэнд) охвватывает собирательное

понятие права администр акты судеб решения приговоры обычай правосозн

правоотнош способность творить право судьями

38)Право объективное(имеется виду что оно будучи гос-й волей общ-а не

зависит от воли отдельных индивидов и не приурочено к какому-либо

определенному субъекту ) и субъективное (как право того или иного участника

правоотношении либо совокупности таких прав(правомочии))

40)Понятие и виды источников права – Источниками прва явл призаконые гос-е

документы в которых закрепл юрид нормы напр: закон, указыпрезид постановл

прав-ва решение и распоряжение акима Форма

93. Принцип разделения властей.

Институты гос. власти форм-ся на осн. разд-я властей – стр-

рообразующего и ф-циональн. принципа рацион. орг-и и контроля. Это давний

принцип. Власти дел.на представит. (з-нодат.), исполнит. и судебн. Мех-м

сдержек и противовесов - кажд. из властей имеет мн-во возм-тей

взаимоконтролировать и огранич. др. друга).

92 Признаки правового гос-ва.Гос-во (respublica) Цицерон опр-ет как дело,

достояние народа (res populi). Один из пр-ков правового гос-ва –

верховенство з-на (никто не освоб-ся от подчин-я з-ну). Также полная

гарантир-ность и незыблемость прав и свобод граждан, а также устан-е и

поддерж-е принципа взаимной ответств-ти гр-на и гос-ва. Как гр-не несут отв-

ть перед гос-вом, так и гос-во д. нести отв-ть перед гр-ном. Главный пр-к

прав. гос-ва – идея народного суверенитета, также – принцип раздел. властей

(на с-ме сдержек и противовесов – кажд. из властей имеет мн-во возм-тей

взаимоконтролировать и огранич. др. друга). Также один из пр-ков – наличие

развитого гражд. общества; созд-е институтов полит. демократии, препятств.

сосред-ю власти в руках одного лица или органа; верховенство и правовое д-е

конституц. з-на, устан-е в з-не и проведение на деле суверен-ти гос.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.