рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Шпоры по ТГиП

полит. демократии, препятств. сосред-ю власти в руках одного лица или

органа; верховенство и правовое д-е конституц. з-на, устан-е в з-не и

проведение на деле суверен-ти гос. власти; возвышение суда как одного из ср-

в обесп-я правовой гос-венности; соотв-е з-нов праву и правовая орг-я с-мы

гос. власти.

16. Идей правового государства в России.

17 - 18. Типы правопонимания.

В разных частях света, в группах гос-в или в отд. взятой стране истор-

ки склад. своя с-ма права. Сущ. разные типы правопонимания: 1)Нормативный

подход к праву как ср-ву поддерж-я з-нности и стаб-ти. Право = совок-ть

охраняемых гос-вом норм. Позвол. гр-нам и др. исполнителям правовых

предписаний знакомиться с сод-ем последних по тексту нормативных актов и

соотв-но сознательно избирать вариант своего повед-я. 2)Социологич. подход

- сформ. во 2 пол. 19в. в рамках школы “свободного права”. “Право надо

искать не в нормах. а в самой жизни” (справедливость). Недоверие к з-ну и з-

нности. Отриц. моменты: а)отсутств. прочная юр. основа предпринимаемых д-й

и увер-ть в конечных их рез-тах. б)Решение юр. дел в пользу эк. и полит.

сильного, в ущерб слабым в)опасность некомпетентн. реш-я и произвола со

стороны должн. лиц. 3)Психологич. теория права. Наряду с нормами и прав.

отн-ями вкл. правовое сознание. Советск. прав. теория отвергаал этот подход

за его приверж-ть к S-тивному идеализму. Однако, в первые годы Сов. власти

даже в декретах призн. обращ-е судей к правовому сознанию, если з-ны не

давали возм-ти реш-я вопроса в интересах пролетарск. гос-ва. А практика (в

т.ч. расстрел на месте) осн. на социологич. правовом сознании.

3)Философский подход (теория естеств. права) как утвержд-е свободы и

справедл-ти в практике прав. гос-ва. Получ. разв-е у Гегеля. Право по

Гегелю - осущ-е свободы своб. воли или “наличное бытие свободы”. Осн.

постулат фил. подхода - вывод о сущ-и высших, const д-щих, независ. от гос-

ва норм и принципов, олицетвор. разум , справедл-ть, О-тивный порядок цен-

тей, мудрость Бога, не только явл-ся директивами для з-нодателя, но и д-щих

напрямую. Теология призывает обратиться к Богу, светский вариант

ориентирует на природу вообще, природу чела, вещей. 4)Интегративный подход.

Интегративное (общее) опр-е права: Право - это совок-ть признаваемых в дан.

общ-ве и обесп-нных офиц. защитой нормативов рав-ва и справедл-ти, рег-щих

борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотн-и др. с другом.

Социологич. модель правопонимания.

В разных частях света, в группах гос-в или в отд. взятой стране истор-

ки склад. своя с-ма права. Сущ. разные типы правопонимания. Социологич.

подход - сформ. во 2 пол. 19в. в рамках школы “свободного права”. “Право

надо искать не в нормах. а в самой жизни” (справедливость). Недоверие к з-

ну и з-нности. Отриц. моменты: а)отсутств. прочная юр. основа

предпринимаемых д-й и увер-ть в конечных их рез-тах. б)Решение юр. дел в

пользу эк. и полит. сильного, в ущерб слабым в)опасность некомпетентн. реш-

я и произвола со стороны должн. лиц. 3)Психологич. теория права. Наряду с

нормами и прав. отн-ями вкл. правовое сознание. Советск. прав. теория

отвергаал этот подход за его приверж-ть к S-тивному идеализму. Однако, в

первые годы Сов. власти даже в декретах призн. обращ-е судей к правовому

сознанию, если з-ны не давали возм-ти реш-я вопроса в интересах

пролетарск. гос-ва. А практика (в т.ч. расстрел на месте) осн. на

социологич. правовом сознании.

25. Соотнош-е права и гос-ва.

Традиц-но различ. 2 подхода к вопр. о соотн-и Г и П: 1.Этатистский.

Исходя из превосх-ва Г над П. Право рассм. как пр-т гос. д-ти, как

следствие гос-ва. Такой подход – в советское время. Право – совок-ть норм,

издаваемых гос-вом. 2.Сторонники школы естественного права – понятие гос-ва

выводится из обществ. договора. Праву здесь ( приоритет по сравн. с гос-

вом, оно возн. раньше, никакое гос-во и никакая власть не есть первонач.

ист-к права. 3.Есть и 3-я точка зр-я. Связь м. Г и П не имеет столь

отчетливого прич.-следств. хар-ра (т е гос-во порождает право или

наоборот). Этот подход позаол. выявить глубин. связи м. Г и П., понять, что

дает П гос-ву и какую роль Г играет в обесп-и П.

П форм-ся при непоср. участии Г. Но Г не столько форм-ет П, сколько

завершает правообразоват. процесс, придавая П опр. юр. формы (норм. акт,

суд. или адм. прец-т). Творч. роль Г в отн-и образ-я П закл. в след.: 1)в

осущ-и правотворч. д-ти. Гос-во опр-ет потр-ть в юр. реглам-ции тех или

иных отн-й (д-ти), опр-ет наи> рац. юр. форму (з-н, акт исполнит. власти и

др.) и т. обр. придает отн-ям всеобщ. хар-р. 2)в санкционир-и Г норм, кот.

не имеют прямого гос. хар-ра (мусульманское право – Г санкц-ет нормы,

выраб. мусульм. доктриной). 3)в признании юр. обязательными регуляторами

повед-я факт-ки сформ-ся и сущ-щих отн-й (обычное право). Т. обр. Г обесп-

ет разв-е всей с-мы ист-ков П. Достаточно значимой представл-ся роль гос-ва

в обесп-и реал-ции П. Г также охрану П и господств-щих прав. отн-й ( за Г

стоит сила в виде аппарата принужд-я).

Роль П в отн-и к Г: 1)П возд-ет на Г при его взаимоотн-ях с нас-ем.

2)П легализует гос. д-ть, обесп-ет дозвол-ть охранит. и принудит. мер Г.

3)поср-вом П опр-ся границы проник-я Г в жизнь нас-я.

19. Понятие и Признаки права.

Право - это совок-ть признаваемых в дан. общ-ве и обесп-нных офиц.

защитой нормативов рав-ва и справедл-ти, рег-щих борьбу и согласование

свободных воль в их взаимоотн-и др. с другом. Также право - с-ма

общеобязат. норм, возникших в общ-венной практике, санкц-нных гос-вом и

опирающихся в своей реал-ции на возм-ть принужд-я со стороны гос-ва. Пр-ки

права: 1)Нормативность (оно всегда опр-ет к-либо норму повед-я). В юриспр-

ции нормой признается типичная, т.е. усредненное повед-е, удовл-щее всех.

2)Общеобязат-ть права (право обязат. для всех уч-ков правоотн-й)

3)Санкционир-ть гос-вом (любая норма д.б. санкц-на гос-вом). 4)Возм-ть в

своей реал-ции опираться на принужд-е со стороны гос-ва.

Понятие и опр-е права.

Право - это совок-ть признаваемых в дан. общ-ве и обесп-нных офиц.

защитой нормативов рав-ва и справедл-ти, рег-щих борьбу и согласование

свободных воль в их взаимоотн-и др. с другом. Также право - с-ма

общеобязат. норм, возникших в общ-венной практике, санкц-нных гос-вом и

опирающихся в своей реал-ции на возм-ть принужд-я со стороны гос-ва.

1)Теологич. теория. Некое первосущ-во, создав чела, предписало ему к-

то набор правил (у христиан – 10 заповедей) 2)Нормотивистская (Ганс Хельбр

– основопол-к) – предпол., что сущ-ет некая осн. норма, кот. дана кажд. чел

для его ощущ-я, соц. активные люди и форм-ют, согласно своим ощущ-ям,

конституц. право (-второй уровень норм), затем избранные народом з-датели,

на их основе форм-ют текущиее з-нод-во, а судьи и администраторы

приспосабл. его к реальн-ти. 3)Теория естествен. (возрожд.) права. Возн. в

XVIII веке. Его разв-ем занимались: Копс, Руссо, Радищев. Они полаг., что

кажд. чел рождается с некот. набором естеств. и неотчужд. прав (все равны),

затем в рез-те к-то конфликтов возн. необх-ть в мех-ме реал-ции этих прав

(т.к. не все согласны, что “мои права кончаются там, где нач. свобода

другого”). Для собл-я этих прав нам и пришлось отдать их часть гос-ву.

3)Маркс. теория. Право – воля господств. класса, облечен. в форму з-на и

опир-ся на принужд-е со стор. гос-ва. Первонач. теория происх-я и понятия

права строилась на концепции, в кот. право рассм. или как обществ. отнош-е

или как правовое отн-е. Гос-во видит совок-ть отн-й, кот. и оформляют в

виде з-на. Эта т. зр-я была раскритик. в 38 г. и право стало поним-ся, как

с-ма пр-л повед-я, отраж. госп-щий способ пр-ва и соц.-эк. формацию, устан-

ных или санкцион-ных гос-вом. Это чисто нормативная точка зрения. 4)Социол.

шк. права. Впервые – проф. Юби. Широкое распр-е получ. в США. Др. назв-е –

гарвардская школа. Социологи исходили из того, что право форм-ся из

обществ. практики, но свое юр. закрепл-е находит в судебн. реш-ях.

20. Понятие правосознания, его стр-ра и виды.

Правосозн-е - явл-е идеаьлное, непоср-но не наблюдаемое. Оно предст.

собой сферу или область сознания, отраж. правовую действит-ть в форме юр.

знаний и оценочных отн-й к праву и практике его реал-ции, соц.-прав.

установок и ценностных ориентаций, рег-щих повед-е (д-ть) людей в юр-ки

значимых ситуациях. Правосознание гр-н - совок-ть знаний, представлений,

оценок, отн-я к сущ-щей прав. действит-ти. По глубине оценки есть разновид-

ти правосозн-я: 1)бытовое (каждый в быту сталк-ся с к-либо прав. нормами).

2)проф. (им облад. юристы-практики в той сфере, в кот. работают.

3)теоретич. (научное) - то, чем мы заним-ся на учебе. По общности: 1)индив.

2)групповое. 3)общественное. Индив. тесно связ. с обществ., групповое - в

своей группе. Разные соц. группы имеют в осн. различ. правосозн-е.

21. Права человека и права гражданина.

Права чела – как бы соц. ценность, если они обесп. усл-ями жизни и

гарантир-ны. Роль гос-ва здесь – самая существ. Быть членом общ-ва – значит

соотносить свои поступки, д-я с интересами др. людей. Права и свободы не

м.б. абсолютн., они имеют естеств. рамки, кот. опр-ет гос-во в лице народа.

Гос-во в процессе осущ-я прав и свобод каждым индивидом явл-ся примирителем

эгоистич. интересов отд. членов общ-ва, противоречий частного, индив. и

общего, исп. при этом прав. ср-ва.

Категория соц. свободы м. рассм-ся только в паре с кат. соц.

ответственности. Это общепризн. м/нар.-правовая (м/нар. билль по правам

чела) и внутригос. практика. Конст-я РФ в дан. сл. допускает возм-ть

огранич-я прав и свобод чела, но только в той мере, в кот. это необх. в

целях защиты конституц. строя, а также “нравств-ти, здоровья, з-нных прав и

з-нных интересов др. людей …” (ч.3 ст.55). К-я устан., что “осущ-е прав и

свобод чела и гр-на не д. нарушать права и свободы др. лиц” (ч.3 ст.17).

Президент РФ согласно ст. 80 К-и явл. гарантом прав и свобод гр-н.

Реал-ция и эфф-ть норм о правах и свободах чела и гр-на в любом гос-

ве, общ-ве завис. от многих ф-ров: 1)степень демокр-ти властных институтов

гос-ва 2)полит., культурн. и прав. традиции 3)сост-е эк-ки 4)нравств.

атмосфера и степень согласия в общ-ве 5)сост-е з-нности и правопорядка.

Правовая культура: понятие, состав.

К-ра предст. собой рез-ты культ. и духовн. д-ти чела. 1-я сост-щая

любой к-ры - соц. нормы, кот. обесп. стаб. ф-ционир-е общ-ва. 2-я - наука и

т.п. 3-я - мат. обесп-е. В понятие прав. к-ры входят эл-ты: 1)Нормотворч-во

(придание нормам к-ры правового хар-ра), гос-во либо изобретает свое, либо

санкцион-ет уже сущ. 2)Знание гр-нами прав. с-мы (предпол., что все знают з-

ны и следуют им). 3)Правосознание гр-н - совок-ть знаний, представлений,

оценок, отн-я к сущ-щей прав. действит-ти. По глубине оценки есть разновид-

ти правосозн-я: 1)бытовое (каждый в быту сталк-ся с к-либо прав. нормами).

2)проф. (им облад. юристы-практики в той сфере, в кот. работают.

3)теоретич. (научное) - то, чем мы заним-ся на учебе. По общности: 1)индив.

2)групповое. 3)общественное. Индив. тесно связ. с обществ., групповое - в

своей группе. Разные соц. группы имеют в осн. различ. правосозн-е. Общ-во

сост. из мн-ва индивидов. След. компонент прав. культуры - з-нопослушание,

это основа стаб-ти.

31. Действие норм. Актов во времени, прост-ве…

“Вступление в законную силу”, “действие закона”, “юридическая сила” - смысл

всех этих терминов – действие закона.

В пространстве – в зависимости от издателя действует на территории всей

страны или только Москвы, … . Если на территории России, то ее территория

включает в себя сухопутные, морские границы и воздушное пространство над

ними + территория посольств, консульств и их транспорта, территория

воздушных судов (если существует двухсторонний договор), торговые суда

(если в наших или нейтральных водах). На военные суда это не

распространяется нигде. В Антарктиде – только на территории станции.

Во времени – по общему правилу законы РСФСР вступают в силу через 10 дней

после их опубликования (в специальных выпусках, которые выпускает издатель

закона или в средствах массовой информации получивших такой статус) если

срок их вступления в силу не оговорен специально в законе. Дата

опубликования (в газете понятно) в специальном сборнике считается дата

накладной, по которой тираж ушел от издателя.

Бывают временные законы, в которых точно оговорен срок их действие от и до,

если же срок не указан, то он действует до принятия нового закона,

перекрывающего старый.

Обратная сила закона - по общему праву закон обратной силы не имеет, если

только в законе специально не оговорено обратное. (инструкции министерств и

ведомств действуют только после регистрации в минюсте). Уголовный кодекс

(ни при каких обстоятельствах !!!) не имеет обратной силы кроме:

1. если действие ранее считавшееся преступлением , в новом законе таковым

не является

2. если новый закон смягчает наказание (но здесь - проблемы)

По кругу лиц. Законодательство страны действует на всех граждан являющихся

субъектами (обладающими право и дееспособностью). Во вторых оно

распространяется на юридических лиц являющихся резидентами данной страны и

государственные органы (являющиеся или нет юридическими лицами). В круг лиц

попадают и государственные предприятия – юридические лица. В круг лиц

входят и иностранцы, за отсутствием некоторых прав (избирательного, …). В

последнюю очередь – законодательство распространяется на лиц без

гражданства. Не действует в посольствах, консульствах и их представителей и

дипломатических работников.

32. С-ма права: понятие и эл-ты.

С фил. т. зр-я с-ма – это совок-ть взаимосвяз. эл-тов, кот., выступая

с-мой эл-тов > низкого порядка, одновр-нно предст. собой эл-т с-мы >

высокого пор-ка. =>, выясн-е ? о том, что такое с-ма права предпол. дать

ответ min на 2 вопр.: из каких частей сост. право и как эти части

взаимосвяз. м. собой.

Понятие “с-ма” означ., что право предст. собой некое целостное образ-

е, сост. из мн-ва эл-тов, нах-ся м. собой в опр. связи (соподчин-и, коорд-

ции, ф-циональн. завис-ти и т.д.). Единство с-мы права – специфич. св-во

права, обусл. единством целей и задач прав. рег-я , единством прав.

принципов, опр-щих сущ-ть права, единством с-мы рег-мых отн-й. Будучи

внутренне единым нормативным обр-ем (с-иой нормативн. рег-я), право

подраздел-ся на опр. части – отрасли и институты, кажд. из кот. вып.

самост. роль в мех-ме возд-я права на повед-е и д-ть людей-индивидов и их

орг-ций. С-ма носит О-тивный хар-р и обусл-на спецификой рег-мых отн-й.

Итак, с-ма права – это О-тивно сущ-щее внутр. строение права, его подразд-е

на отрасли, подотрасли и институты.

Эл-ты с-мы права: 1.Институт права – это эл-т с-мы права, предст.

совок-тью прав. норм, рег-щих однородн. группу обществ. отн-й. Правовой

институт предст. собой обособл. блок отрасли права, кот-му свойственны:

а)однор-ть фактич. сод-я (кажд. институт предназн. для рег-я самост., относ-

но обособл. группы отн-й либо отд. поступков, д-й людей) б)юр. единство

прав. норм в)нормативн. обособл-ть г)полнота рег-мых отн-й. По своему сод-ю

институты права бывают простые и сложн. 1-вкл. в себя юр. нормы одной

отрасли права (Ех: институт залога в гражд. праве), 2-вкл. совок-ть норм,

вход. в состав различ. отраслей, но рег. взаимосвяз., родствен. отн-я

(институт собств-ти). Также выдел. мат. и процессуальные институты,

охранит. и регулятивн. и т.д. 2)Отрасль права – главный эл-т с-мы права –

объед-ет взаимосвяз. м. собой институты права. ОП – это распределенная по

прав. институтам совок-ть юр. норм, рег-щих особую, кач-венно своеобразн.

обл. отн-й (имущ., труд., семейных и т.д.)

Правовые с-мы современности.

Правовая карта мира вкл. мн-во нац. прав. с-м, кажд. из кот.

интегрирует всю прав. действит-ть конкр. гос-ва (доктрину, стр-ру, ист-ки,

ведущие институты и отрасли, традиции, правосознание, правопор-к, прав.

культуру и т.д.)

Выдел. 3 прав. семьи: романо-германская (рецепция римск. права на

базе кодиф. Юстиниана – FR, I, SPA, D – главн. ист-к права – закон), англо-

саксонская (англо-американская, или “общего права” - в основе своей явл.

прецедентным правом, созд. судами – US, CAN, GB, Австралия, Нов. Зеландия)

и социалистич. (советская прав. с-ма, прав. с-мы соц. гос-в Европы, стран

Азии и Респ-ки Куба. – много общего, но есть и различия). Также сущ. семья

религиозно-традиционного права (мусульм., индусы)

33. Понятие нормы права.

Прав. норма – общеобязат. повед-е, слож-ся в обществ. практике (в рез-

те многократной повторяемости этого отн-я) санкционир. гос-вом и опир-ся на

возм-ть принужд-я со стороны гос-ва. Прав. нормы клас-ся: 1.по степени

обязат-ти: а)императивные (обязательные) б)диспозитивные (несколько

вариантов, и м. выбрать) в)рекомендательные. По сод-ю правомочия в норме:

а)нормы, сод. запреты б)обязывающие в)управомач. Любая прав. норма опр-ет

стр-ры по ф-ле “если … то … иначе …” . Главн. деление прав. норм – на

регулятивн. (дел. на обяз-щие, запрещающие и управомач-щие) и

охранительные. Факультативные нормы – позвол. при опр. усл-ях отступать от

главн. вар-та повед-я, избирая запасной. Рекомендательная норма – из неск.

вар-тов повед-я рекоменд. один. Также деление на абс. определенные нормы

(формулир. пр-ло, усл-е его д-я и санкцию с исчерпыв. полнотой) и относит.

опр-нные (допуск. возм-ть вар-тов с учетом конкр. обстоятельств. Они дел.

на ситуационные (по ситуации) и альтернативные (выбор из списка)). Есть

нормы основные (исходные) и производные (детализ-щие); пост. и временные.

Особая группа – поощрительные. Среди регулятивных и охранительных выдел.

специализир.: дефинитивные (сод. пр-ки или опр-я гос.-прав. институтов),

нормы-принципы, оперативные (направл. на отмену актов, их распр-е на new

отн-я), коллизионные (позвол. решать дело в сл. конфликта норм).

1-я часть прав. нормы - гипотеза, кот. предст. собой отн-е усл-й, при

наличии кот. норма д-ет. Юр. факты, содерж-ся в гипотезе – факты О-тивной

реальн-ти, с кот. право связ. наступл-е тех или иных юр. последствий:

простые (одно условие) и сложные. 2-я часть прав. нормы - диспозиция –

собственно правило поведения: императивн., диспозитивн., рекомендательн.

или простые и сложные. 3-я часть прав. нормы - санкция – те нежелат.

последствия, кот. м. наступить в рез-те ненадлеж. исполн-я диспозиции:

правовосст-щая и наказательная.

33. Стр-ра правовой нормы.

Прав. норма – общеобязат. повед-е, слож-ся в обществ. практике (в рез-

те многократной повторяемости этого отн-я) санкционир. гос-вом и опир-ся на

возм-ть принужд-я со стороны гос-ва. Прав. нормы клас-ся: 1.по степени

обязат-ти: а)императивные (обязательные) б)диспозитивные (несколько

вариантов, и м. выбрать) в)рекомендательные. По сод-ю правомочия в норме:

а)нормы, сод. запреты б)обязывающие в)управомач. Любая прав. норма опр-ет

стр-ры по ф-ле “если … то … иначе …” . Главн. деление прав. норм – на

регулятивн. (дел. на обяз-щие, запрещающие и управомач-щие) и

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.