рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Судебная власть РФ

дополнительных требований. Прежде всего, судьи обязаны неукоснительно

соблюдать Конституцию РФ и другие законы. Судья при исполнении своих

полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что

могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать

сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. Судье

запрещается быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и

движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также

совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме

научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Закон также требует, чтобы на должность судьи назначались лица, не

совершившие порочащих поступков, сдавшие квалификационный экзамен и

получившие рекомендацию квалификационной коллегии судей. При этом судьей

вышестоящего суда может быть гражданин РФ, достигший 30 лет, а судьей

Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ - достигший 35 лет и

имеющий стаж работы по юридической профессии не менее десяти лет. Для судей

Конституционного Суда РФ установлены более высокие требования: возраст не

менее 40 лет и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати

лет.

Порядок назначения судей. Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного

Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по

представлению Президента РФ1. Что же касается других федеральных судов

(судов общей юрисдикции и арбитражных судов), то судьи назначаются

Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом.

Независимость. Важнейшим конституционным принципом организации

судебной власти является независимость судей. "Судьи независимы и

подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному

закону"2. Одновременно это главное условие самостоятельности и

эффективности судебной власти, ее способности защищать права и свободы

людей. Подчинение судей Конституции РФ указывает на то, что судьи в первую

очередь обязаны обеспечивать применение конституционных норм, поскольку

Конституция РФ есть акт высшей юридической силы и к тому же имеет прямое

действие. Они должны также подчиняться федеральным законам, что, однако не

следует понимать как право на игнорирование законов субъектов РФ. Соединяя

независимость судей с их подчинением Конституции РФ и законам. Конституция

РФ не грешит каким-либо противоречием, ибо независимость правосудия нужна

как раз для того, чтобы неукоснительно обеспечивать реализацию

конституционных и законодательных норм.

При осуществлении правосудия Верховного Суда РФ независимы и

подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Правовые

гарантии провозглашенной в Конституции РФ независимости судей

конкретизированы и развиты в законах '' О статусе судей в РФ'', '' О

судебной системе в РФ'', определены гражданским процессуальным и уголовно-

процессуальным законодательством РФ.

Независимость судей Верховного Суда РФ гарантируется: установленным

Конституцией РФ порядком назначения их на должности судьи; предусмотренной

федеральным законом процедурой правосудия;

запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в

деятельность по осуществлению правосудия; установленным федеральным законом

порядком приостановления и прекращения полномочий судьи; правом

судьи на отставку; неприкосновенностью и несменяемостью судьи; мерами его

безопасности; системой органов судейского общества; предоставлением судье

государством материального и социального обеспечения, соответствующего его

высокому статусу.

Материальные и социальные гарантии независимости судьи Верховного суда

РФ, связанные с оплатой его труда, предоставлением ежегодного отпуска,

социальным обеспечением, социально-бытовым обслуживанием, обязательным

государственным страхованием жизни и здоровья судьи и членов его семьи, а

также принадлежащей им собственности, устанавливаются применительно к

гарантиям, предусмотренным законодательством РФ для судей иных высших

федеральных судов, а также для соответствующих должностных лиц высших

органов государственной власти.

Гарантии независимости, включая меры его правильной защиты,

материального и социального обеспечения, не могут быть отменены, снижены

или каким-либо иным способом ограничены иными нормативными актами РФ и ее

субъектов1.

Требования, предъявляемые к кандидатам на должности судей Верховного

Суда РФ, гарантии независимости и неприкосновенности судей, включая меры их

правовой защиты, материального и социального обеспечения,

определяются федеральным законом. Судьи Верховного Суда несменяемы. Их

полномочия на занимаемых должностях не ограничены определенным сроком и

возрастом. Эти полномочия судей Верховного Суда не могут быть

приостановлены или прекращены не иначе как в порядке и по основаниям,

установленным законом '' О статусе судей в РФ''.

Несменяемость. Судьи несменяемы2. Полномочия судьи могут быть

прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям,

установленным федеральным законом. Он не подлежит переводу на другую

должность или в другой суд без его согласия, даже если речь идет о переводе

в вышестоящий суд. Несменяемость в отличие от выборности судей создает

прочную судебную систему, в которой судья не должен беспокоиться за свое

переизбрание, а следовательно, в гораздо большей степени чувствует себя

независимым.

Приостановление полномочий судьи не может осуществляться произвольно.

Для этого требуется решение квалификационной коллегии судей при наличии

одного из указанных в Законе оснований, которые носят характер

конкретных фактов и не оставляют места субъективной оценке деятельности

судьи. Этими основаниями являются:

1) признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в

законную силу;

2) согласие квалификационной коллегии судей на привлечение судьи к

уголовной ответственности или заключение его под стражу;

3) участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав

органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или

субъекта РФ;

4) избрание судьи в состав одного из вышеупомянутых органов власти.

Полномочия судьи могут быть возобновлены решением той же

квалификационной коллегии судей, которая приостановила его полномочия.

Прекращение полномочий судьи возможно только на установленных законом

основаниях, а именно - письменного заявления об отставке, по состоянию

здоровья, в связи с переходом на другую работу, истечения срока полномочий,

прекращения гражданства РФ, увольнения судьи военного суда с военной

службы. Его полномочия прекращаются также в случаях:

занятия деятельностью, не совместимой с должностью судьи;

вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи

либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского

характера;

совершения поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего

авторитет судебной власти;

вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи

либо о признании его недееспособным;

отказа судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или

реорганизацией суда.

Полномочия судьи прекращаются решением квалификационной коллегии

судей.

Закон предусматривает также возможность отставки судьи, которая

представляет собой почетный уход или почетное удаление судьи с должности. В

этом случае за ним сохраняется звание судьи, гарантии личной

неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу, а также

предоставляется ежемесячное пожизненное содержание и ряд льгот.

Неприкосновенность. Судьи неприкосновенны. Судья не может быть

привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом

федеральным законом1. Неприкосновенность судьи распространяется также на

его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства

связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы.

Нарушение этих прав судьи возможно только в связи с производством по

уголовному делу в отношении судьи1.

Неприкосновенность - существенная гарантия независимости судьи,

дающая ему возможность спокойно выполнять свои обязанности, несмотря на

угрозы, шантаж и даже попытки посягательства на жизнь со стороны

преступного мира. Это одновременно и гарантия от бюрократического

администрирования со стороны государственных органов, вышестоящих судов.

В этих целях запрещено привлекать судей к административной и дисциплинарной

ответственности. Его нельзя привлечь к какой-либо ответственности за

выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если

вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его

виновность в преступном злоупотреблении.

Судья не может быть в каком бы то ни было случае задержан, а равно

принудительно доставлен в тот или иной государственный орган в порядке

производства по делам об административных правонарушениях. Судья,

задержанный по подозрению в совершении преступления, задержанный или

доставленный в орган внутренних дел, другой государственный орган в порядке

производства по делам об административных правонарушениях, по установлении

его личности должен быть немедленно освобожден.

Конституция РФ особо выделяет гарантии неприкосновенности судей от

необоснованного привлечения к уголовной ответственности. Привлечь судью к

уголовной ответственности можно не иначе как в порядке, определяемом

Федеральным законом. Уголовное дело в отношении судьи может быть

возбуждено только Генеральным прокурором РФ при наличии на то согласия

соответствующей квалификационной коллегии судей. Заключение судьи под

стражу допускается не иначе как с согласия квалификационной коллегии и с

санкции Генерального прокурора РФ либо по решению суда. Уголовное дело в

отношении судьи по его требованию, заявленному до начала судебного

разбирательства, должно быть рассмотрено только Верховным Судом РФ.

Все это вовсе не превращает судей в некую секту "неприкасаемых". Как и

другие граждане, они несут уголовную и гражданскую ответственность за

правонарушения. Но специфика судейского труда, авторитет судебной власти

требуют повышенных гарантий защиты прав, этой категории государственных

служащих.

Подводя итоги можно сказать, что судьи обладают единым конституционно-

правовым статусом, который определяется таким важным конституционным

принципом как независимость, несменяемость и неприкосновенность судей.

Глава 2. Место и роль Верховного Суда в судебной системе РФ

2.1 Компетенция Верховного Суда

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским,

уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции,

осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах

судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной

практики[4]. Конституция четко определяет место и роль судебной власти в

системе государственного механизма РФ и разделения властей. Верховный Суд

РФ возглавляет систему судов общей

юрисдикции страны, действует самостоятельно и независимо от других органов

государственной власти и никому не подотчетен. Он является высшим судебным

органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным

судам общей юрисдикции. В своей деятельности по осуществлению правосудия

Верховный Суд РФ руководствуется Конституцией РФ, федеральными

конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными

принципами и нормами международного права и международными договорами РФ, а

также конституциями (уставами) и другими законами субъектов РФ.

На это Верховный Суд РФ ориентировал и нижестоящие суды. Так, учитывая

новизну, высокий правозащитный потенциал новой Конституции, а также

отставание действовавшего законодательства от ее норм и обусловленные всем

этим изменения ситуации в сфере правосудия, было принято специальное

постановление Пленума Верховного Суда РФ1. В частности, исходя из

закрепленного в ней положения о высшей юридической силе и прямом действии

Конституции, ориентировал суды на непосредственное применение в необходимых

случаях ее норм, а также норм международного

права.

Судопроизводство в Верховном Суде РФ ведется на русском языке -

государственном языке РФ. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком

судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на их

родном языке либо на другом языке, которым они владеют.

Перечень дел, в отношении которых Верховный Суд РФ является высшим

судебным органом, выглядит не очень определенно. Упомянуты

общеизвестные категории гражданских, уголовных и административных дел, но

не раскрыто содержание "иных дел", что должно быть истолковано, как

возможность в будущем расширить подсудность судов общей юрисдикции.

Сомнению часто подвергается право Верховного Суда РФ давать

разъяснения по вопросам судебной практики, в котором многие также видят

опасность для независимости нижестоящих судов. Однако и здесь такая

опасность не выглядит основательной. Разъяснения теперь, в отличие от

прежних лет, не характеризуются как руководящие, но они полезно служат

единообразию правоприменительной практики по конкретным вопросам, а потому

приветствуются самими судами. Нигде в законе такие разъяснения не

называются обязательными, но ясно, что они имеют смысл только в том случае,

если все суды будут им следовать.

Верховный Суд РФ может также выступать в качестве суда первой

инстанции по определенной категории дел. Например, судья, против которого

возбуждено уголовное дело, имеет право просить, чтобы оно было рассмотрено

Верховным Судом в первой инстанции; этим Судом рассматриваются жалобы на

решения квалификационных коллегий об отрешении судьи от должности, на

ненормативные акты Президента РФ, Федерального собрания. Правительства и

др. Верховный Суд обладает правом законодательной инициативы, он наделен

полномочием рассматривать жалобы граждан, связанные с нарушениями

избирательных прав (по выборам Президента РФ и депутатов Государственной

Думы Федерального Собрания)1.

Количественный состав Верховного Суда РФ2. В штатную численность

членов Суда входят 100 судей, Председатель, первый заместитель и пять

заместителей Председателя, Председатель, заместитель Председателя и 6 судей

военной коллегии Верховного Суда РФ. Заместители председателя и другие

судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации Федерального

Собрания по представлению Президента РФ, основанному на представлении

Председателя Верховного Суда РФ.

Столь широкий количественный состав Верховного Суда РФ объясняется

большим объемом его работы, что отражает соответствующую широкую

деятельность судов общей юрисдикции. Верховный Суд РФ действует в составе:

1) Пленума Верховного Суда;

2) Президиума Верховного Суда;

3) Судебной коллегии по гражданским делам;

4) Судебной коллегии по уголовным делам;

5) Военной коллегии;

6) Кассационной коллегии.

Председатель и заместители Председателя Верховного Суда. Эти

должностные лица организуют работу Верховного Суда и обладают

самостоятельными процессуальными правами.

Председатель Верховного Суда приносит в пределах и порядке,

установленных законом, протесты на решения, приговоры, определения и

постановления по судебным делам, а в случаях и порядке, установленных

законом, вправе приостановить исполнение решений, приговоров, определений и

постановлений по судебным делам. Он организует работу по изучению и

обобщению судебной практики, анализу судебной статистики; вносит

представления в государственные органы, общественные организации и

должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий,

способствовавших совершению правонарушений.

Председатель Верховного Суда созывает Пленум и Президиум Верховного

Суда и председательствует на их заседаниях, вносит на рассмотрение

Президиума вопросы, требующие его решения, может председательствовать в

судебных заседаниях коллегий Верховного Суда РФ при рассмотрении любого

дела.

По приглашению Председателя Верховного Суда РФ в работе Пленума могут

участвовать члены Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ и

другие лица.

Председатель Верховного Суда РФ назначается на должность Советом

Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента России,

основанному на заключении квалификационной коллегии судей Верховного Суда

РФ.

Председатель Верховного Суда представляет Президенту РФ кандидатов для

назначения на судебные должности Верховного Суда РФ и других федеральных

судов общей юрисдикции. Председатель Верховного Суда представляет Пленуму

Верховного Суда РФ для утверждения составы судебных коллегий Верховного

Суда, кандидатуру секретаря Пленума Верховного Суда, состав Научно-

консультативного совета при Верховном Суде РФ. Он распределяет обязанности

между заместителями Председателя Верховного Суда РФ. К его функциям

отнесено взаимодействие с Правительством РФ при разработке проекта

федерального бюджета в части финансирования Верховного Суда РФ. С согласия

Совета судей РФ Председатель Верховного Суда назначает на должность и

освобождает от должности Генерального директора Судебного департамента при

Верховном Суде РФ.

Заместители Председателя Верховного Суда РФ могут председательствовать

в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда, приносят в пределах и

порядке, установленных законом, протесты на решения, приговоры, определения

и постановления по судебным делам, а в случае и в

порядке, установленных законом, вправе приостановить исполнение решений,

приговоров, определений и постановлений по судебным делам. Они осуществляют

в соответствии с распределением обязанностей руководство работой судебных

коллегий и структурных подразделений аппарата Верховного Суда. Заместители

Председателя Верховного Суда РФ и другие Судьи Верховного Суда РФ

назначаются на должность Советом Федерации

Федерального Собрания РФ по представлению Президента России, основанному на

представлении Председателя Верховного Суда РФ.

Пленум. Пленум Верховного Суда действует в составе Председателя

Верховного Суда РФ, заместителей Председателя и судей Верховного Суда РФ. В

заседаниях Пленума участвуют Генеральный прокурор РФ (в обязательном

порядке) и Министр юстиции РФ. Пленум рассматривает материалы изучения и

обобщения судебной практики и судебной статистики, а также представления

Генерального прокурора РФ и Министра юстиции РФ и дает руководящие

разъяснения судам по вопросам применения законодательства РФ. При

обсуждении вопросов о даче судам руководящих разъяснений Пленум заслушивает

сообщения председателей Верховных Судов республик, краевых, областных,

городских судов, судов автономной области и судов автономных округов,

военных судов о судебной Практике по применению законодательства. На

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.