рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Структура и функции государственного аппарата

всесторонний учет, как при образовании государственных органов, так и в

процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную

эффективность государственного управления обществом.

До недавнего времени основными принципами организации и деятельности

государственного аппарата наша юридическая наука считала принцип широкого

участия масс в управлении государством; демократический централизм;

пролетарский интернационализм; социалистическую законность;

социалистическую плановость, учет и контроль; партийное руководство

деятельностью всех звеньев государственного аппарата.

Кардинальные изменения, происходящие в экономической, политической и

других сферах общественной жизни нашей страны внесли существенные поправки

в структуру, содержание и характер деятельности всех государственных

органов. Государственная жизнь начинает строиться на новых принципах,

обеспечивающих более эффективное функционирование механизма государства.

Обобщение всех рассмотренных признаков позволяет прийти к выводу, что

механизм современного Российского государства - это пронизанная едиными,

законодательно закрепленными принципами, основанная на разделении властей,

располагающая необходимыми материальными придатками система государственных

органов, посредством которой осуществляются задачи и функции государства.

Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности,

многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем. Под структурой

механизма современного государства понимают его внутреннее строение,

порядок расположения его звеньев-элементов, их соподчиненность, соотношение

и взаимосвязь.

Структура механизма государства включает в себя:

государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и

соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций.

Особенностью государственных органов является то, что они обладают

государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и

возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием

общеобязательных управленческих решений (парламент, президент

правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты,

губернаторы, администрации краев и областей и т.п.);

государственные организации – это такие подразделения механизма государства

(его «материальные придатки»), которые призваны осуществлять охранительную

деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности,

милиция, налоговая полиция и т.п.);

государственные учреждения – это такие подразделения механизма государства,

которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не

обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по

выполнению функций государства социальной, культурной, воспитательно-

образовательной, научной сферах (библиотека, поликлиника, больница,

телеграф, научно-исследовательский институт, ВУЗ, школа, театр и т.д.);

государственные предприятия – это такие подразделения механизма

государства, которые тоже властными полномочиями (за исключением их

администрации) не обладают, а осуществляют хозяйственно-экономическую

деятельность, производят продукцию, либо обеспечивают производство,

выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для

удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли (речь может идти о

казенных заводах, фабриках и пр.);

государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением.

Государственные служащие различаются по своему правовому положению в

механизме государства. В зависимости от полномочий они могут подразделяться

на следующие виды: а) лица, занимающие должности, связанные с

непосредственным исполнением полномочий государственного органа (депутаты,

президент, глава правительства, министры и др.); б) лица, занимающие

должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных

служащих (помощники, консультанты, советники и др.); в) лица, занимающие

должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и

обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители

структурных подразделений аппарата и др.); г) лица, не обладающие

распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных

заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную

плату за счет государственного бюджета);

организационные и финансовые средства, а также принудительную силу,

необходимых для обеспечения деятельности государственного аппарата.

Механизм государства и его структура не остаются неизменными. Они постоянно

изменяются, совершенствуются. На них оказывают влияние как внутренние

(культурно-исторические, уровень экономического развития и пр.), так и

внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений государства с

другими государствами и т.п.) факторы. Если государство имеет большую

территорию, то и система управления им будет соответствующей, включающей

общую структуру механизма государства (общефедеральные органы

государственной власти и управления и органы государственной власти и

управления субъектов федераций); в условиях войны возрастает роль армии,

спецслужб, военных предприятий и т.п.; в условиях высокого уровня

преступности, коррупции и других негативных «болезненных» явлений в

общественном организме особое значение приобретают правоохранительные

органы, специально предназначенные для «хирургического» вмешательства и

нейтрализации этих «болезней»; в условиях духовного кризиса на первое место

должны выдвигаться научные, воспитательно-образовательные подразделения,

учреждения культуры и т.д.

4. Понятие и признаки государственного органа.

Государственный аппарат состоит из различных частей, имеющих специфическое

устройство и выполняющих свойственные им функции. Основным элементом этого

механизма является орган государства.

Орган государства — это составная часть механизма государства, имеющая в

соответствии с законом собственную структуру, строго определяемые

полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни органически

взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующая

единое целое.

Государственный орган – это звено (элемент) механизма государства, которое

участвует в осуществлении функций государства и наделенное для этого

властными полномочиями.1

Поскольку механизм государства состоит из соответствующих органов, логично

начать его рассмотрение с анализа понятия и признаков государственного

органа.

Он отличается от партий, массовых и других общественных организаций,

органов местного самоуправления и иных общественных объединений. Не всякие

государственные организации и учреждения могут рассматриваться в качестве

государственного органа.

Орган государства - это часть государственного механизма, его основная

ячейка, имеющая специфические признаки. К числу наиболее существенных

признаков государственного органа относятся следующие:

1. Государственный орган наделен государственно-властными полномочиями, т.

е. юридически закрепленными полномочиями осуществлять государственную

власть, принимать от имени государства юридически значимые решения и

обеспечивать их реализацию.

Государственно-властное полномочие характеризуется тем, что:

а) порядок формирования и деятельности государственного органа, его

структура и компетенция (права и обязанности) закрепляются нормами права;

б) орган государства наделен правом издания юридических актов, содержащих

соответствующие его компетенции обязательные общие и индивидуальные

правовые предписания;

в) установленные этими актами предписания обеспечиваются прежде всего

мерами убеждения, воспитания, поощрения, организации и охраняются от

нарушений возможностью применения принудительной силы государства;

г) государственный орган опирается на материальное обеспечение выполнения

исходящих от него правовых предписаний, благодаря возможности распоряжаться

определенной частью единого фонда государственной собственности в пределах

своей компетенции.

В понятии государственно-властного полномочия особенно наглядно проявляются

единство и органическая взаимосвязь государства и права, механизма

государства в целом и отдельного государственного органа. Лишь при наличии

у той или иной организации или учреждения всех перечисленных выше

взаимосвязанных между собой элементов, образующих понятие государственно-

властного полномочия, можно определить, что это государственный орган.

Наличие государственно-властных полномочий, обладание ими - важнейший

признак государственного органа, в тесной связи с которым находятся и

другие его признаки.

2. Государственный орган как часть механизма государства обладает

определенной экономической и организационной обособленностью и

самостоятельностью.

3. Каждый государственный орган выполняет свойственные ему функции

соответственно его компетенции, роли и места в механизме государства.

Государство, его механизм функционируют через отдельные государственные

органы. Из этого следует, что функции государства в целом осуществляются

посредством реализации функций отдельных государственных органов. Тот или

иной государственный орган, выполняя свои функции, тем самым одновременно

участвует в выполнении различных функций государства.

4. Для выполнения своих функций государственные органы располагают

необходимыми материальными средствами, говоря словами Ф. Энгельса,

“вещественными придатками”,

________________________

1«Теория государства и права: Учебник для вузов» / Под ред. Проф. В.М.

Корельского и проф. В.Д. Перевалова.

- Издательство Норма, 2003. – 616 с.

к каковым можно отнести разного рода материальные ценности, а также

многочисленные и разнообразные организации, предприятия и учреждения, хотя

и выполняющие текущую

государственную работу, но сами по себе не являющиеся органами государства.

5. Представление о государственном органе было бы неполным без указания на

то, что его физическим воплощением являются люди, из которых состоит данный

орган, — отдельное лицо или группа, коллектив людей. “Существование

государственной власти, - писал К. Маркс, - находит свое выражение именно в

ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Если отвлечься от этого ее

физического воплощения, она представляет собой лишь тень, воображение,

простое название”.

Распространяя на орган государства обязательный признак всякой организации

как объединения, коллектива людей, следует, однако, заметить, что, когда

речь идет о физическом воплощении органа государства, имеются в виду не

люди вообще, а лишь те из них, которые замещают государственные должности,

являются государственными служащими.

Орган государства, по общему правилу, состоит из коллектива, группы

государственных служащих, например: Правительство РФ, Министерство РФ или

Государственный комитет РФ, Верховный Суд РФ или Высший Арбитражный Суд РФ,

краевая, областная администрация. Однако в отдельных случаях орган

государства может воплощаться и в одном лице, занимающем государственную

должность, совпадать с ним, например: Президент РФ, президент республики в

составе Российской Федерации, Генеральный прокурор РФ.

Рассмотренные признаки органа государства в своей совокупности и

органической взаимосвязи раскрывают понятие органа государства и позволяют

сформулировать его определение. Орган государства — это юридически

оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть

государственного механизма, состоящая из государственных служащих,

наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми

материальными средствами для осуществления, в пределах своей компетенции,

задач и функций государства.

Разносторонность и многосложность деятельности государственного механизма

по осуществлению задач и функций государства обусловливает множество его

органов. Более глубокому и конкретному представлению о них способствует

классификация государственных органов по видам на основе различных научно

обоснованных критериев.

Наряду с рассмотренным выше разделением государственных органов в

зависимости от того, что они представляют собой - коллективное образование

или воплощаются в одном лице, занимающем государственную должность, -

имеются и другие основания их классификации.

По такому критерию, как юридический источник их легитимности, органы

государства подразделяются на:

а) органы, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами,

конституциями, уставами субъектов Российской Федерации для

непосредственного выполнения задач и функций государства (Президент РФ,

Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, министерства и иные федеральные

органы исполнительной власти Российской Федерации, суды, прокуратура,

органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской

Федерации);

б) органы, учреждаемые в установленном законодательством Российской

Федерации порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий,

функционирования указанного в предыдущем пункте вида государственных

органов (Администрация Президента РФ, аппараты палат Федерального Собрания

РФ, Правительства РФ, высших судебных органов Российской Федерации, органов

законодательной и исполнительной власти субъектов РФ). Государственные

органы, относящиеся к первому из рассмотренных видов, представляется

обоснованным именовать первичными органами, ко второму— вторичными,

производными от первых.

На основе принципа разделения властей, в зависимости от того, к какой ветви

власти относятся, государственные органы делятся на законодательные,

исполнительные, судебные.

По действию в пространстве, т. е. в соответствии с территорией, на которую

распространяется деятельность государственных органов, они подразделяются

на федеральные органы и органы субъектов Федерации. При этом, согласно

данному критерию, суды, прокуратура, вооруженные силы всегда относятся к

федеральным органам.

По действию во времени государственные органы делятся на постоянные и

временные. Абсолютное большинство государственных органов Российской

Федерации и ее субъектов, согласно Конституции и законам Российской

Федерации, конституциям и уставам субъектов Российской Федерации действуют

на постоянной основе. Вместе с тем могут существовать государственные

органы, создание и деятельность которых носят временный характер. Они

непосредственно связаны с решением неотложных задач, вызванных

определенными временными обстоятельствами (например, в связи с введением

чрезвычайного или военного положения).

Своего рода обобщающим основанием классификации государственных органов

являются их место, роль, функциональное назначение в структуре механизма

государства.

Исследование различных видов государственных органов предполагает их

комплексное рассмотрение с учетом тесной взаимосвязи всех рассмотренных

выше и, возможно, некоторых других оснований их классификации.

5. Виды государственных органов (структура государственного аппарата).

Органы государства классифицируются по порядку их создания и характеру

выполняемых ими задач. По указанным признакам государственные органы можно

подразделить на три основные группы: представительные органы;

исполнительные органы; судебные (правоохранительные) органы, в том

числе органы конституционного надзора, вооруженные силы и местное

самоуправление.

5.1. Положение Президента в системе органов государственной власти

Пост главы государства существует при всех формах правления. В

монархических государствах это наследственный монарх, в республиках -

президент. Глава государства обеспечивает конституционный порядок,

устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее

представительство в международных отношениях. Он воспринимается как

своеобразный символ государства и официальный представитель народа. При

различных формах правления функции главы государства выглядят неодинаково:

в парламентских монархиях (Великобритания, Бельгия, Япония и др.) они

номинальны, глава государства "царствует, но не управляет";

в республиках парламентского типа (ФРГ, Италия и др.) функции главы

государства также выражены слабо;

в президентских или полу - президентских республиках (США, Франция)

президентская власть сильна и наполнена реальным содержанием. Такая власть

может сливаться с одной из независимых ветвей власти, возглавляя ее, или

стоять как бы вне основных властей.

Власть главы государства в президентских республиках всегда единолична. Он

избирается народом и не может контролироваться парламентом. Он вправе сам

комплектовать состав правительства и действовать, в силу принципа

разделения властей, независимо от законодательной и судебной власти.

Сильная президентская власть никак не подрывает демократический характер

правового государства - напротив, она является инструментом и гарантией

сохранения конституционного порядка. Статус главы государства максимально

полно и точно определяется конституцией и принимаемыми на ее основе

законами.

Пост Президента России был учрежден в 1991 году всенародным референдумом, а

конституционный статус его прописан в Конституции 1993 года. Президент

России является главой федеративного государства, обладает

неприкосновенностью, наделен широкими полномочиями и исполняет следующие

основные функции:

1. является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;

2. в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране

суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности,

обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов

государственной власти;

3. в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет

основные направления внутренней и внешней политики государства;

4. представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных

отношениях.

Под руководством Президента РФ находятся все органы исполнительной

власти, вследствие чего его можно рассматривать не только как главу

государства, но и как главу исполнительной власти.

5.2. Органы представительной (законодательной) власти.

В ходе исторической борьбы против тирании феодальных монархов

выкристаллизовалась идея парламентаризма - главенства представительного

выборного органа (парламента), реализующего соединение суверенитета народа

с государственной властью, что придает всей системе правления

демократический характер. Идеи народного представительства, выдвинутые

Д. Локком, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и др. выдающимися мыслителями в

разных странах в зависимости от конкретных условий воплощались в различных

конституционно-правовых формах: в Англии - парламентское правление, в США

сразу и наиболее последовательно была реализована концепция разделения

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.