рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Соотношение государства и права

очень сложных тогда общественных отношений. Такими обычаями, одобренными

моралью и освещенными религией, были и существовавшие в первобытном социуме

нормы, определяющие порядок обобществления добытого членами сообщества

продукта и его последующего перераспределения, которые всеми воспринимались

как не только правильные и, безусловно, справедливые, но и как единственно

возможные.

И поскольку все нормы расценивались как ниспосланные свыше,

правильные, справедливые, то естественно, у многих народов за содержанием

этих норм, а нередко и за самими нормами и их совокупностью закрепились

такие наименования как «право», «правда» и т.д. В этом смысле право

появилось раньше государства, и обеспечение его реализации, соблюдения

всеми правовых предписаний было одной из причин возникновения государства.

Развитие первобытного общества, привело на определенном этапе к тому,

что произошло его расслоение. Возникли либо особая социальная группа,

составлявшая чиновничий государственный аппарат, который стал фактическим

собственником средств производства, либо класс, обративший эти средства в

частную собственность. В обоих случаях возникли социальное неравенство и

эксплуатация человека человеком, иногда носящая замаскированный характер.

Естественно, что для людей, поставленных в неравные условия распределения

общественного продукта, передача общего достояния в руки узкого круга лиц

перестала казаться справедливой. Участились нарушения таких обычаев,

размывался, разрушался закрепленный ими и веками сохранявшийся неизменным

порядок. Установленная обычаями форма общественных отношений пришла в

противоречие с их изменившимся содержанием.

Развитие общества с появление даже зачатков государства резко

убыстряется, и скоро наступает момент, когда правовые обычаи не могут

обеспечить регулирование социальных связей: они изменяются слишком

медленно, не поспевая за темпами социального развития. Поэтому появляются

новые источники, формы закрепления норм права: законы, юридические

прецеденты, нормативные договоры.

Можно выделить два основных пути развития права. Там, где

господствующее положение занимает государственная собственность, основным

источником, способом фиксации правовых норм становятся, как правило,

сборники нравственно-религиозных (Поучение Птахотепа – в Древнем Египте,

Законы Ману – в Индии, Коран – в мусульманских странах и т.п.).

Зафиксированные в них нормы зачастую казуальный характер. Дополняются они,

в случае необходимости, другими обычаями (например, адатами) и конкретными

(ненормативными), но имеющими силу закона установлениями монарха или по его

уполномочию – чиновника государственного аппарата.

В обществе же, основанном на частной собственности, которая обусловила

необходимость равенства прав собственников, развивалось, как правило, более

обширное, отличающееся более высокой степенью формализации и определенности

законодательство, и прежде всего гражданское, регулирующее более сложную

систему имущественных общественных отношений. В некоторых случаях

достаточно древнее законодательство отличалось такой степенью совершенства,

что пережило на многие века использовавший его народ и не потеряло значения

и сегодня (например, частное римское право).

Но так или иначе, в любом государственно-организованном обществе тем

или иным способом нормы права возводятся в закон, освященный свыше,

поддерживаемый и обеспечиваемый государством. Правовое регулирование

общественных отношений становится важнейшим методом государственного

руководства обществом. Но в тоже время возникает и противоречие между

правом и законом, поскольку последний перестает выражать всеобщую

справедливость, отражает интересы только части, и, как правило, меньшей

части, общества.

ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ПРАВОВОЙ

СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

Гражданское общество и политическая организация общества

Государство и общество не тождественны. Их следует различать.

Государство выделилось из общества на известной ступени его зрелости.

Общество – мать государства, и соответственно государство – дитя общества,

продукт общественного развития. Каково общество – таково и государство.

Государство проявляет заботу от обществе или, напротив, паразитирует или

даже сокрушает общественный организм. По мере того как общество переходит в

своем поступательном развитии от одной формации к другой, от низшей ступени

к высшей, меняется и государство. Оно также становится более совершенным и

цивилизованным.

Выявление закономерностей соотношения гражданского общества и

государства позволяет правильно проанализировать весь путь, пройденный

человечеством, понять современные проблемы государственности, увидеть

перспективы политических и собственно государственных форм, в которых

развиваются живые общества различных стран. Само общество не является

простой совокупностью индивидов. Это сложный социальный организм, продукт

взаимодействия людей, определенная организация их жизни, связанная прежде

всего с производством, обменом и потреблением жизненных благ. Общество –

сложная динамическая система связи людей, объединенных семейными узами,

групповыми, сословными, классовыми отношениями. Это такая общность

индивидов, где действуют уже не биологические, а социальные законы.

Глобальные проблемы выживания человеческого роды сегодня становятся

определяющими для нормального общественного развития.

Рассмотрение общества в качестве совокупности общественных отношений

позволяет, во-первых, подходить к нему конкретно исторически, во-вторых,

выявить специфику главных сфер общественной жизни (экономической,

духовной), в-третьих, назвать субъектов социального общения (личность,

семья, нация, государство и др.).

Политические формы общественной жизни связаны с политической

организацией общества, его политической системы, в которую в качестве

составной части входит и государство. Политическая система – это устойчивая

форма человеческих отношений, с помощью которой принимаются и проводятся в

жизнь авторитарно-властные для всех членов общества или для их части

решения.

Политическая система включает в себя четыре подсистемы:

1. политические организации;

2. политические нормы;

3. политические отношения;

4. политическую идеологию;

Функции политической системы:

. определение цепей развития общества;

. политическая интеграция общества;

. регулирование режима общественно-политической деятельности;

. легитимация политического режима;

. мобилизация ресурсов

Государство в правовой надстройке

Понятие «правовая надстройка» употребляется в настоящей теме не в том

привычном для марксизма контексте, когда подчеркивается первенство и

определяющая роль «базиса» (материальных, экономических отношений) перед

любыми правовыми институтами и отношениями.

Данное понятие, отражает роль общества и государства в правовом

строительстве, когда в силу естественной необходимости, сложившихся

исторических и политических условий приходится предпринимать активные

усилия по формированию правовой реалии, «надстраиванию» над объективно

сложившимися общественными отношениями новых связей, новых форм и новых

учреждений.

Стержнем правовой надстройки являются правовые процессы, правовые

отношения и правовые акты. В гражданско-правовой сфере становление права

часто происходит ещё до того, как вступят в дело компетентные

государственные органы. Это процесс становления права сопровождается

возникновением правовых отношений и процесс законотворчества, с его

результатом принятия закона.

Следовательно, место государства в правовой надстройке заключается: во-

первых, в контроле за осуществление процессов становления права, в лице

своих органов. Во-вторых, место государства в правовой надстройке, - это

всеобъемлющая охранная деятельность государства по отношению к правовой

реалии, правомерным поступкам, отношениям и актам. Наконец, третий момент

связан с деятельностью государства по возложению юридической

ответственности на всех тех, кто нарушает правовые акты, не считается с

правовыми отношениями.

Но вместе с тем первоначальная роль государства заключается все-таки в

том, чтобы в процессе законотворчества отыскать право, надлежащим образом

сформулировать и довести до адресатов соответствующих норм.

СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

Методологические подходы к проблеме

Традиционно в науке по вопросу о соотношении государства и права

различались два подхода. Первый – этатистский, исходивший из приоритета

государства над правом. Согласно этому подходу право рассматривалось как

продукт государственной деятельности, как его следствие. Такой подход имел

широкое распространение в отечественной юридической литературе. Считалось,

к примеру, что право находится в подчинении к государству отношении.

Фактическим условием для данного подхода служила политическая практика,

склонная видеть в праве некий придаток государства. Теоретической

предпосылкой являлось формально-догматическое отношение к понятию права как

совокупности нору, издаваемых государством.

Другой взгляд на соотношение государства и права утвердился в русле

естественно-правовых воззрений. Сторонники так называемой школы

естественного права, выводившие понятие государства из общественного

договора, исходили из ограничения государством права, что, по их мнению,

вытекало из нерушимости естественного закона и не отчуждаемости основанных

на нем субъективных публичных прав индивида. С позиции данного подхода

праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством. Право

возникает до образования государства. Оно старше государства, никакое

государство и никакая власть не есть первоначальный источник права.

Есть и третья точка зрения на рассматриваемую проблему, позволяющая в

определенной мере интегрировать взгляды сторонников отмеченных позиций и в

то же время избежать крайностей в оценке связи государства и права.

Согласно этому подходу связь между государством и правом не имеет

столь однозначного причинно-следственного характера (государство порождает

право или из права рождается государство). Они (связь) видит более сложной

и носит характер двусторонней зависимости: государство и право друг без

друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная

связь.

Рассматриваемый подход позволяет тем самым выявить глубинные связи

между государством и правом, избежать односторонности, понять, что дает

право государству, и в то же время выяснить истинную роль государства в

обеспечении права. Анализ такого рода зависимостей имеет принципиально

важное значение для всей общественной практики.

Признание двустороннего характера связи между государством и правом

позволяет исключить интерпретацию данного вопроса в духе узко-нормативного

подхода к пониманию права («право исходит от государства» и т.п.). В то же

время при данном подходе роль государства по отношению к праву не

нивелируется, как это вытекает из некоторых концепций так называемого

широкого правопонимания. Государственный нигилизм в такой же мере опасен,

как нигилизм правовой. Связь государства и права представляется иной:

государство не порождает право, не производит его, а является, с одной

стороны, зависимом, подчиненной ему силой, а с другой – мощным средством,

поддерживающим и усиливающим мощь государства, его потенциал в общественной

системе. Государство использует право в качестве средства управления

общественными процессами, но лишь в той мере, в какой само право ему это

позволяет.

Воздействие государства на право. Роль государства

в обеспечении права.

Государство является непосредственным фактором создания правовых

установлений и главной силой их осуществления. Государственная власть имеет

конститутивное значение для самого бытия права как особого

институционального образования. Она присутствует в праве и как бы проникает

в самую суть права.

Государство опекает право, использует его потенциал для достижения

целей государственной политики. В то же время влияние государства на право

не следует абсолютизировать и рассматривать в духе этатистских воззрений,

признающих право исключительно инструментом государства, его признаком или

атрибутом. Не только государство, но и право обладает относительной

самостоятельностью, собственными, внутренне присущими ему закономерностями

формирования и функционирования, из чего следует, что право имеет по

отношению к государству самостоятельное значение. Если и допустимо

рассматривать право в качестве инструмента государства, то лишь с

оговоркой, что и государство в той же мере является инструментом по

отношению к праву.

Наиболее ощутимое воздействие государства на право проявляет в сфере

правотворчества и правореализации. Право формируется при непременном

участии государства. Однако государство не столько формирует право, сколько

завершает правообразовательный процесс, придавая праву определенные

юридические формы (нормативный юридический акт, судебный или

административный прецедент и др.). В этом смысле государство не является

его (права) начальной, глубинной причиной. Государство создает право на

институциональном уровне. Причины же возникновения права коренятся в

материальном способе производства, характере экономического развития

общества, его культуры, исторических традиций народы и пр. Недооценка этого

принципиально важного положения ведет к тому, что единственным и

определяющим источником права признается государственная деятельность.

Именно в этом и заключался основной порок юридического позитивизма.

Государство признавалось учредителем права, в буквальном смысле считалось,

что оно творит право.

В настоящем государство вмешивается в правообразовательный процесс

лишь на определенных его стадиях. Отсюда творческая роль государства в

отношении образования права заключается в следующем.

1) В осуществлении правотворческой деятельности. Государство в

соответствии с познанными законами общественного развития,

закономерностями стихийного правогенеза определяет потребность в

юридической регламентации тех или иных отношений (деятельности),

определяет наиболее рациональную юридическую форму (закон, акт

исполнительной власти и др.) и учреждает общие нормы, придавая им

авторитетом государственной власти формально юридический, всеобщий

характер. В буквальном смысле это означает, что государство

устанавливает нормы права.

2) В санкционировании государством норм, которые не имеют прямого

государственного характера. Для некоторых правовых систем такой способ

«производства» права является преобладающим. Так, образование

мусульманского права является характеризовалось как раз тем, что

государство санкционировало главным образом те нормы, которые

выработаны были мусульманской доктриной. Из истории права известны

случаи, когда положениям, выработанным правовой доктриной или

появляющимся вследствие толкования применяемой нормы, государство

придавало общеобязательное значение.

3) Государство обеспечивает развитие всей системы источников права.

Сообразуя с социально-экономическими потребностями, политической

ситуацией в обществе, государство в значительной мере оказывает

влияние на выбор типов, методов правового регулирования,

государственно-юридических средств обеспечения правомерного

проведения. В этом смысле можно сказать, что государство управляет

правовой средой общества, обеспечивает её обновление соответственно

духу времени.

Достаточно значимой представляется роль государства в обеспечении

реализации права. Назначение государства как раз и проявляется в том, что

оно своей деятельностью призвано создавать фактические, организационные,

юридические предпосылки для использования гражданами, их организациями

предоставленных законом возможностей в целях удовлетворения самых

разнообразных интересов и потребностей.

Государство, далее, обеспечивает охрану права и господствующих

правовых отношений. Государственное принуждение является постоянно

существующей гарантией, которой подкрепляется право. За ним всегда стоят

сила, авторитет государства. Уже сама угроза государственного принуждения

охраняет право. Тем самым упрочивает правопорядок, создается режим

наибольшего благоприятствуя.

Воздействие права на государство. Связанность государства правом.

Тем не менее, государство нуждается в праве не менее чем право в

государстве. Зависимость государства от права проявляется: 1) во внутренней

организации государства и 2) в его деятельности.

1) Исторический опыт показывает, что для своего существования

государство, как организация, нуждается в праве. Право оформляет

структуру государства и регулирует внутренние взаимоотношения в

государственном механизме, взаимоотношения между его основными

звеньями. Посредством права закрепляются форма государства, устройство

государственного аппарата, компетенция государственных органов и

должностных лиц. Принципиально важное значение права во внутренней

организации государства проявляется в том, что оно создает юридические

гарантии против возможной узурпации власти одной из ветвей власти.

Таким образом, отношения между государственными структурами получают

правовое урегулирование, превращаются в правоотношения. С помощью

права определяются место, роль, функции частей государственного

механизма, их взаимодействие с другими органами и населением. Для

федеративного государства четкое разграничение компетенции федерации и

её субъектов, федеральных органов и органов членов Федерации является

необходимым условием существования федерации как единого, целостного

государства.

2) Известны два метода, посредством которых государство навязывает волю

обществу: метод насилия, присущий тоталитарным государства,

цивилизованное управление социальными процессами с помощью правового

инструментария. Такой метод органично присущ государствам с развитым

демократическим режимом.

Обобщенно можно отметить ряд направлений, характеризующих организующую роль

права в отношении государства:

. Право воздействует на государство при его взаимоотношениях с

населением, отдельной личностью. Государство воздействует на граждан

через право и в границах правовых требований; в свою очередь, и

граждане воздействуют на государство с помощью права. Отсюда ценность

права измеряется главным образом тем, в какой мере оно обеспечивает и

обеспечивает ли вообще гармоничное и прогрессивное развитие личности.

. Право легализует государственную деятельность, обеспечивает

дозволенность охранительных и принудительных мер государства.

. Посредством права определяются границы деятельности государства,

обозначаются пределы вмешательства в частную жизнь граждан.

. Право закрепляет специфические интересы наций и народностей и тем

самым воздействует на государственную власть в её взаимоотношениях с

нациями и народностями.

. Правовая форма обеспечивает возможность осуществления действенного

контроля за деятельностью государственного аппарата и тем самым

создает юридические гарантии ответственного поведения государства

перед населением.

. Право выступает в современных условиях языком общения государства не

только с населением, но и с другими государствами, мировым сообществом

в целом.

. Право является основным средством легитимации государственного

принуждения. Право определяет основания, пределы и формы

государственного принуждения.

Литература:

1. С.С. Алексеев, Государство и право, М. 1996 г.;

2. Венегеров А. Б. Теория государства и права. Ч. 1. М., 1995 г.

3. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.

Соч. Т. 2.

4. Черниловский З. М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и прав.

М., 1996 г.

5. Корельский В. М., Перевалов В. Д. Теория государства и права. М., 1997

г.

6. Гумплович Л. Общее учение о государстве. СПб., 1910г.

7. Каутский К. Материалистическое понимание истории. Т. 2: Государство и

развитие общества. М.; Л.,

8. Лазарев В. В. Общая теория государства и права. М., 1996 г.

С.А. Комаров. Общая теория государства и права М., 1998 г.

Лазарев В.В. Учебник для юридических вузов. М., 1997 г.

Г.Н. Манов. Теория права и государства. М., 1995 г.

-----------------------

[1] С.С. Алексеев, Государство и право, М. 1996 г., с.5.

[2] С.С. Алексеев, Государство и право, М. 1996 г., с.5.

[3] С.С. Алексеев, Государство и право, М. 1996 г., с.5.

[4] С.С. Алексеев, Государство и право, М. 1996 г., с.49.

[5] С.С. Алексеев, Государство и право, М. 1996 г., с.46.

[6] С.С. Алексеев, Государство и право, М. 1996 г., с.50.

? Венегеров А. Б. Теория государства и права. Ч. 1. М., 1995. С. 22.

[7] Венегеров А. Б. Теория государства и права. Ч. 1. М., 1995. С. 25.

[8] Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.

Соч. Т. 2. С. 23-178.

[9] Черниловский З. М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и

прав. М., 1996. С. 10-12.

[10] Цит. По: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.З. С.127.

[11] Корельский В. М., Перевалов В. Д. Теория государства и права. М.,

1997. С. 46-47.

[12] Гумплович Л. Общее учение о государстве. СПб., 1910. С. 47.

[13] Каутский К. Материалистическое понимание истории. Т. 2: Государство

и развитие общества. М.; Л., С.86.

[14] Лазарев В. В. Общая теория государства и права. М., 1996. С. 51-52.

[15] Лазарев В. В. Общая теория государства и права. М., 1996. С. 52.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.